суббота, 20 ноября 2010 г.

Игумен Галактион (Зеленников) (18.07.1946-25.02.2008 гг.)


Игумен Галактион (Зеленников) (18.07.1946-25.02.2008 гг.)

Игумен Галактион (в миру Владимир Сергеевич) родился в 1946 году в г. Дзержинске Горьковской области. В 1955 году семья Зеленниковых переехала в с. Починки Точинского района.
В 1963 г. Владимир окончил школу, а затем одногодичные курсы учителей математики 5-8 классов. Один год работал учителем физкультуры в поселке Арзинка.
В 1965 г Владимир поступил в пединститут на физико-математический факультет, который вскоре пришлось оставить из-за его религиозных взглядов.
В 1967-1970 гг. служил в армии.
В 1971-1981 гг. жил в г. Горьком, работал на разных предприятиях.
В 1975 году женился и венчался, через год развелся. В 1981-1992 годах жил в г. Тихвине, работал на заводе ТРАНСМА бригадиром аппаратчиков станции и компрессорной станции.
В 1992 г. переехал в город Иваново и трудился сторожем при Преображенском кафедральном соборе
27 сентября 1992 г. архиепископ Амвросий постриг Владимира в мантию с именем Галактион.
25 октября 1992 г. был рукоположен в диакона, 13 декабря – во иерея.
27 января 1993 г. стал штатным священником Преображенского кафедрального собора.
31 марта 1993 г. стал настоятелем деревянного домового храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в поселке Каменка Родниковского района. С 2002 года приход был преобразован в подворье Свято-Введенского женского монастыря.

23 марта 1998 г. был награжден Золотым наперсным крестом. 10 апреля 2003 г. возведен в сан игумена.

С 1993 г. до своей кончины в 2008 г. проживал в поселке Каменка Юрьевецкого района. Был духовным чадом архимандрита Амвросия.

Много лет страдал от сердечной недостаточности, она и послужила причиной его кончины. Погребен на монастырском кладбище, на Покровском подворье, у алтаря кладбищенской церкви Воскресения Христова.

Воспоминания духовных чад о. Галактиона Бориса и Ирины.

Познакомились мы с этим очень интересным человеком на православной ярмарке в Москве, в ВВЦ.

Повенчавшись, мы начали усердно искать Бога, покупали книги, диски православного содержания, совершали паломнические поездки по святым местам. С детства мы знали, что Бог есть, но, живя в основном в богоборческое время, не знали, как вести себя в церкви, какие есть службы, требы. Все это неизвестное вдруг стало интересным.

Немного почитав православной литературы, узнали, что есть духовные отцы, которые помогают жить правильно, т.е. с Богом. Но как подойти к какому-нибудь священнику и спросить: «А не хотите быть у нас духовным отцом?» Ведь они все такие занятые, да и как-то стыдно: мы уже в возрасте. Были бы детьми, было бы проще. Теперь смешно: какие мы всё же наивные. Стесняемся самого простого – спросить, а вот грешить – очень умные, даже и советы давать другим можем.

Проходя по рядам между лотками представителей монастырей и церквей, мы уткнулись в плотную толпу посетителей ярмарки, которые, сгрудившись вокруг какого-то священника, внимательно его слушали. Рядом за столом с сувенирами сидела монашка; на аналое лежала икона Богородицы.

Сознаюсь, трудно было уловить разговор священника с народом. В это время он сказал женщине, стоявшей рядом с ним: «Ну, вот вы приложитесь к иконе».

Она ответила: «Да я же без платочка».

Батюшка: «Так и Богородица, посмотрите, тоже без головного покрова».

А это была икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Батюшка: «Как вы будете прикладываться?»

На это женщина что-то ответила, а батюшка сказал: «Представьте, вы пришли к своей мамочке, долго ее не видели, вы ведь прижметесь к ней и поцелуете? Маму можно поцеловать в щечку, но на иконах лики святых не положено целовать. А правильно – в плечико, в ручку; если в полный рост, то и ножку».

Женщина приложилась к иконе.

От таких разговоров я оторопел: как всё просто сказано. Такое в книгах до этого я еще не читал.

Говорю жене: «Ты только послушай этого батюшку».

Еле втиснулась в толпу и она. Долго мы слушали советы батюшки людям, и никак не хотелось уходить от него. Всё, что он говорил, было так просто и понятно. Ну, прямо сходу полюбили мы его. Простояли мы рядом с ним до самого закрытия ярмарки.

Жена говорит мне: «Вот бы такого батюшку в духовные отцы». С этим вопросом мы и подошли к батюшке, когда закрывали ярмарку и все упаковывали свой товар. На что батюшка сказал: «Ничего не могу вам сказать сейчас. Надо молиться, через месяц приедем на другую ярмарку, тогда поговорим, если будет еще у вас желание и Божие благословение».

Не буду описывать, как мы этот месяц жили и ждали следующей ярмарки. Но зато через месяц все наши чаяния исполнились. Так после генеральной исповеди мы наконец стали духовными чадами отца Галактиона. Мир стал гораздо шире и понятнее. Трудно сейчас все описать, что мы от него почерпнули. Как жалеем, что не догадались записывать все советы и наставления.

Например, на вопрос как лучше молиться Богу, чтобы Бог услышал наши просьбы, батюшка рассказал следующую притчу. «К одному хозяину с просьбами обратились ближайший преданный помощник по ведению хозяйства, потом еще слуга, от которого очень много зависело в жизни этого хозяина, и маленький сынок. Вопрос, чью просьбу хозяин исполнит в первую очередь? Ну, конечно же, сначала сыночка, а потом и преданных слуг. Поэтому если вы будете чувствовать себя в обращении к Богу детьми и уважать Бога как Отца, то, конечно же, Он быстрее вас услышит. А еще почаще обращайтесь к Богородице. Это Мамочка нашего Бога. А Ей Он никогда не откажет в Ее просьбах. Ведь по Ее просьбе Он превратил воду в вино в Кане Галилейской, когда еще даже не вышел на проповедь».

Жил наш батюшка в поселке Каменка, на берегу реки Волги. От Москвы к нему добирались часов пять-шесть, но однажды повез я его в Москву, и добрались мы до столицы за четыре часа. И не скажу, что гнал машину с нарушением скорости. Что удивительно: за всё время этой поездки ни разу не остановила нас милиция, даже когда подъезжал к посту ГАИ, в этот момент милиционер как-то демонстративно отворачивался от моей машины. В полном недоумении спрашиваю батюшку: «Сегодня что-то произошло – не понял что, но так быстро и без приключений я никогда еще не ездил». Батюшка посмеялся и ответил: «Вот вам пример, что значит благословиться в дорогу. Просто перекрести дорогу в путь, машину, доверься Богу, прочитай молитвы «Отче наш», «Богородице» и тропарь святителю Николаю Чудотворцу; всегда доедешь спокойно. Конечно, если будешь превышать скорость, то, нарушая закон государства, ты нарушаешь и заповеди Бога, за что придется потом каяться на исповеди. Не забывай! А если есть знакомый батюшка, то обязательно посади его на переднее сиденье и, когда милиционер увидит крест на его груди, то не будет вас останавливать». Шутке посмеялись, но выводы остались на всю оставшуюся жизнь. Пока, слава Богу, – эти советы помогают.

Мало мы были знакомы – всего полтора года, но его советы, как молиться, жить в миру с Богом, ценны до сих пор. Мы, миряне, думаем, что рано такие отцы, как отец Галактион, уходят от нас, он еще мог бы принести пользу людям. Не думаем о Промысле Бога, эгоисты мы. Имеем – не ценим, потеряем – плачем! Сердце не выдержало у батюшки Галактиона. Умер он на праздник Иверской иконы Божией Матери в 2008 г. Как любил он Богородицу, и в Ее день Она забрала его!

Мало кто знает, что еще в молодости, где-то в начале 1960-х, они с двумя друзьями сняли фильм о действительном отношении государства к Церкви, как притесняют верующих в СССР. Тогдашнему руководству страны был показан этот фильм об истинном положении верующих. И это при Хрущевском правлении! Тогда отец Галактион работал мастером на заводе в г. Горьком, сотрудники КГБ следили за ним и на работе, и дома, и на улице. Ступить невозможно было без надзора, но вопросов задавали мало. Думаю, что этот его труд тоже помог нам всем сейчас быть ближе к Богу. Жалеем, что поздно встретили его, но на все воля Божия.

Немного рассказал нам отец Галактион о своей жизни в миру до ухода в монашество.

Жил простым рабочим парнишкой, не особо был и верующим. Ну как все тогда. Но однажды в их квартире поселился батюшка – протоиерей Петр, который внешне отличался от обычных людей тем, что носил бороду. По словам мамы (которая привела его в свободную комнату их трехкомнатной квартиры), о. Петра искала милиция за то, что он был священником. Конечно, никому об этом говорить нельзя было. Так как батюшка совсем не выходил на улицу, то даже соседи не догадывались, что рядом проживает необычный человек.

Через некоторое время проживания в их квартире батюшки наш Володя (мирское имя о. Галактиона) по случаю какого-то государственного праздника был навеселе, как было принято тогда. Чтобы о. Петр не заметил, каким «веселым» пришел Володя, наш «герой» поскорее юркнул в свою комнатку и лег спать.

Утром проснулся с головной болью от стука в дверь и зова батюшки: «Володечка, как ты там? Головка болит? Открой, мне надо с тобой кое о чем поговорить».

Смущаясь, Володя пошел открывать дверь. Когда батюшка вошел, тот попросил принести ему полстакана водички. Володя принес стакан с водой; батюшка поставил стакан на стол, накрыл ладошками, закрыл глаза и начал читать какую-то молитву. Когда он убрал руки от стакана, вода в стакане стала красного цвета. Батюшка предложил: «Выпей, тебе будет легче». По словам отца Галактиона, это было вино, которого никогда больше не пробовал.

Про батюшку, протоиерея Петра, ничего не известно. Как неожиданно в годы гонений на Церковь он появился в квартире будущего отца Галактиона, так однажды утром он сказал: «Всё, надо уходить. Простите!» И ушел. А через несколько часов в их квартиру пришли люди, кто в форме, кто в гражданской одежде, и усиленно искали человека с бородой, но ничто уже не указывало на присутствие того в этой квартире.

Но прежде ухода батюшка попросил Владимира: «Володенька, возьми 25 рублей, сходи в ресторан, там найдешь девушку, которая будет отдыхать с моряком, тебе надо срочно привести ее ко мне, мне надо с ней поговорить». Как Владимир ни отказывался взять деньги у батюшки, батюшка настоял на своем: «Тебе там придется не выделяться среди окружающих». Владимир надел костюм и пошел исполнять необычную просьбу священника – в ресторан.

Заказав, как положено, столик в ресторане, Владимир осмотрелся и, действительно, увидел в дальнем углу девушку с моряком-офицером, тоже за отдельным столиком. Начал раздумывать, как же теперь выполнить просьбу батюшки?

Вдруг офицер встал и вышел из зала, девушка осталась одна. В этот момент музыкант оркестра объявляет «белый танец» – это когда девушка приглашает кавалера на танец. Девушка встала, прошла через весь зал к Владимиру и пригласила его на танец. Когда они танцевали, в какой-то момент девушка увидела между пуговицами рубашки блеснувший крестик на теле Владимира.

«Ой, – вскликнула она, – это что у вас на груди? Крестик? Вы верующий? Я так давно мечтала, чтобы мне кто-нибудь рассказал о Боге, мне так хочется услышать о Нем. В газетах не пишут, книжек нет. Расскажите мне о Боге»!

И Владимир предложил: «Если хотите, я могу познакомить вас с человеком, который знает о Боге гораздо больше меня». – «Конечно, – последовал ответ, – хоть сейчас». – «Ну, тогда пошли!» В этот момент подошел моряк, который был с девушкой, и стал звать ее обратно за столик. Но та категорично отстранила приглашение и предложила продолжить знакомство потом, а сейчас у нее появилось срочное дело.

Когда пришли на квартиру к Владимиру, у дверей их уже ждал батюшка. Познакомив их, Владимир пошел в свою комнату отдыхать, обдумывая удивительные события, которые каким-то чудным образом произошли с ним за весь сегодняшний день.

Проснувшись утром, Владимир вышел из своей комнаты, а из комнаты батюшки – эта девушка, которая была заплакана, но глаза ее сияли счастьем.

«Володенька, миленький, – обратилась она к нему, – вы спасли меня и мою душу, познакомив меня с таким человеком; я теперь знаю, Кто такой Бог»!

Потом Владимиру пришлось не один раз выполнять необычные просьбы батюшки и даже ездить в другие города, и там на какой-то станции «случайным образом» тоже находить людей, также приводить их к батюшке, спасать их души.

А однажды пришла к батюшке старушка, и Владимир стал свидетелем разговора батюшки с ней. Уж как она узнала про него, неизвестно, но, когда Владимир открыл ей дверь, та с порога говорит: «Батюшка, помолитесь обо мне, я умираю!» А батюшка тоже вышел на звонок в коридор и говорит: «Сейчас, когда нашу Церковь гонят со всех сторон, то и власти тоже стремятся очернить Церковь, ставят священников – своих сотрудников, которые специально изменяют правила ведения службы в храмах. Обрати внимание, как тебя священник крестит, когда просишь благословение».

Через несколько дней приходит опять эта старушка и тоже так же с порога говорит: «Ой, батюшка, а ведь и верно: он на меня накладывает крест как-то необычно».

«Вот видишь, – ответил батюшка, – как важно крест на себя накладывать правильно, как учат в Церкви. Ведь если накладывать на себя перевернутый крест, как ты думаешь – придет благодать к тебе? Она будет уже не от Бога, а от бесов! Будь внимательна и к таким священникам не ходи, пользы для здоровья тела и души не будет! И сама тоже старайся накладывать крест на себя правильно».

Что был за священник о. Петр, откуда он пришел и куда ушел, останется тайной для нас, наверное, навсегда. Только у Бога он известен. И слава Богу! Значит, есть у нас в России тайные молитвенники за нас грешных.

Так о. Галактиону повезло в своей жизни встретиться с таким молитвенником.

Вскоре Владимир стал задумываться о своем месте в миру. Снял фильм о гонениях на верующих и подумывал о монашестве.

Потом и мамочка его пошла в монастырь. Скончалась схимонахиня Евдокия (Зеленникова) в женском монастыре в Нижнем Новгороде через год после смерти сына.