Святые

Священномученик Владимир Лежневский

С июня 2012 года в Ивановском Введенском женском монастыре покоятся мощи священномученика Владимира Введенского. В «Житиях новомучеников и исповедников Российских ХХ века», автором которых является крупнейший церковный историк, секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский), о В.Введенском говорится немного: родился в 1869 году в городе Шуе в семье псаломщика Федора Введенского, В 1889 году окончил Духовную семинарию и женился на девице Софии. Впоследствии у них с женой родилось четверо детей. 10 марта 1891 года Владимир Федорович был рукоположен в священника Рождественской церкви села Лежнево, в которой и прослужил всю жизнь, а с 1920 года был в ней настоятелем. В годы советской власти отец Владимир подвергался преследованиям, был арестован, осужден и скончался на Соловках в 1931 году. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г.
Новые сведения и уточнения к уже известным данным найдены в фондах Государственного архива Ивановской области.
И главное, после длительных поисков обнаружена запись о рождении и крещении будущего новомученика, но не в Шуе, а в селе Кохме Шуйского уезда Владимирской губернии. В метрической книге Христорождественской церкви этого села рукой священника Иоанна Марсова, совершившего обряд крещения, записано о том, что 23 июня (5 июля) 1869 года родился, а 25 июня был крещён младенец Владимир. Родители новорожденного - «села Кохмы Христорождественской церкви пономарь Федор Петров Введенский и законная его жена Марья Федорова, оба исповедания православного». В метрической книге приведены сведения и о восприемниках (крёстных) мальчика. Это «отец пономаря Введенского заштатный причетник Петр Андреев Введенский и дочь его Александра Петрова». Таким образом установлено, что не только отец, но и дед Владимира Федоровича были церковнослужителями. Дьячком в этой же церкви был Николай Введенский, возможно дядя Владимира.
Всё детство мальчика прошло в Кохме, сюда он приезжал на время каникул. Из Владимирских епархиальных ведомостей узнаём, что в 1878 г. мальчика отдали в приготовительный класс Владимирского духовного училища, в 1879 он был переведен в 1 класс и закончил училище в июне 1883 г., успешно держал экзамен на поступление во Владимирскую духовную семинарию, получил на испытаниях 26 баллов (из 35 возможных). В семинарии Введенский учился 6 лет с 1883 по 1889 гг. Не всё давалось легко, после 2 класса пришлось сдавать переэкзаменовку по латинскому языку. Но к концу учёбы семинарист Введенский достиг прекрасных результатов и был удостоен звания «Студент семинарии» (такое звание присваивалось лучшим, другие получали звание «окончивших полный семинарский курс»).
Чем занимался Владимир с августа 1889 по январь 1891 пока неизвестно, но 6 февраля 1891 г. он был определен на священническое место в село Лежнево, а 10 марта «рукоположен во священника». Отныне жизнь В.Ф.Введенского снова будет связана с Христорождественской церковью, но уже села Лежнево. До революции Лежнево (тогда Ковровского уезда Владимирской губернии) было крупным промышленным селом, расположенным на пересечении важных торговых путей. В центре села совсем рядом располагались три храма – центральный Христорождественский и приписанные к нему Казанская и Троицко-Знаменская церкви. До 1891 г. в Христорождественской церкви (именно так она называлась до революции) служил священник Николай Иванович Холуйский. 23 января 1891 г., как зафиксировано в метрической книге, он умер от паралича сердца. На его место и был определен Введенский. В метрических книгах Христорождественской церкви за 1891-1918 годы практически на каждой странице под записями о совершении таинств крещений, венчаний и отпеваний прихожан имеются автографы будущего священномученика, а многие записи от начала до конца сделаны им собственноручно.
А между двумя датами (назначения в Лежнево и рукоположения в священники) произошло важнейшее событие в жизни Владимира, свидетельство о котором сохранилось в документах облгосархива. В метрической книге имеется запись от 20 февраля 1891 года о венчании. Жених - «студент Владимирской духовной семинарии Владимир Федоров Введенский, православный, первым браком, 22 г.», невеста - «дочь умершего священника села Лежнева Николая Холуйского София Николаева Холуйская, православная, первым браком, 15 ½ лет». Поручителями по жениху были «окончивший курс Владимирской семинарии Николай Алексеев Введенский и крестьянин деревни Иван Дмитрий Егоров Александров». Николай – окончил семинарию на год раньше Владимира, очевидно, это его друг, а может быть и двоюродный брат.
Из метрических книг Христорождественской церкви за последующие годы мы узнаём, что у Владимира Фёдоровича и Софии Николаевны было не четверо, а семеро детей. В 1894 году родилась дочь Вера, в 1898 – сын Владимир, в 1903 – Николай, в 1905 – Мария, в 1908 – Анна, в 1911 – снова Вера (названная в память об умершей старшей дочери), в 1918 – Василий. Восприемниками новорожденных становились ближайшие люди из окружения Введенских: священник села Назарьево Иван Петрович Ландышев (он окончил семинарию на 2 года позже Введенского), мать Софии Николаевны - Анна Васильевна Холуйская, сестра и брат Софии - выпускница епархиального женского училища, учительница Афанасовской церковно-приходской школы Серафима Николаевна Холуйская и воспитанник Владимирской духовной семинарии Агафангел Николаевич Холуйский. Крёстным отцом сына Николая стал лежневский фабрикант, потомственный почетный гражданин Василий Афанасьевич Кокушкин. Иногда крёстными становились старшие дети, и записи об этом позволили узнать, что в 1911 году старший сын Владимир был учеником 2-го класса Владимирского духовного училища. Установлено, что затем он учился в семинарии, в 1917 г. в 5 классе.
Имеются сведения о семье Введенских и в документах уже советского периода. В списке граждан пос.Лежнево Тейковского уезда Иваново-Вознесенской губернии, лишенных избирательных прав, согласно Постановления Избиркома от 4 февраля 1925 г., видим знакомые имена: Введенский Владимир Федорович, 56 лет, священник; Введенская София Николаевна, 52 (так в тексте, на самом деле 50 лет - Н.М.) – жена, Николай Владимирович, 22 г. – сын, Мария Владимировна, 19 лет – дочь». Лишение избирательных прав означало в то время лишение практически всех гражданских прав, для семьи начинались тяжелые времена. В таком же списке за 1927 год видим имена одних родителей, очевидно, взрослые дети уже живут отдельно. За 1930 год значатся только София Николаевна и дочь Анна Владимировна. Отца Владимира в списке нет, он к этому времени уже арестован. В этом же списке отмечено, что на иждивении у Софии Николаевны двое детей – дочь Вера и сын Василий. В этих списках указан и адрес семьи: сначала ул.Успенская, потом Комсомольская (очевидно, переименованная), позднее - Нагорная (наверное, пришлось переехать).
Сохранились дела 1930-1932 гг. о восстановлении в избирательных правах дочерей В.Ф.Ввведенского Марии и Анны. В своих заявлениях они пишут, что, после окончания школы устроиться на службу нигде не смогли, поэтому вынуждены были заниматься домашней работой, а с целью заработка - «шитьем и ручной работой на сторону». Как «лишенок», девушек в приказном порядке определили на тяжелый мужской труд - лесозаготовки. «Пилка дров производится в болотистой местности, нужна соответствующая обувь, которой мы не имеем», - пишет Мария. Однако факт трудовой деятельности девушек был проигнорирован, в просьбе о восстановлении в избирательных правах им отказали, так как по мнению органов советской власти «Введенские ничем не занимаются и живут на средства добытые отцом – служителем религиозного культа».
Анна в 1932 г., уже после смерти отца, представила несколько справок о своей работе ватерщицей, уборщицей, кухаркой, няней. Тем не менее, ей опять было отказано, так как «лояльности не проявила к Советской власти, достаточно трудового стажа не имеет».
Да, не только сам священник, но и дети его пострадали, жизнь их в 20-30-е годы была крайне тяжелой. Как она сложилась потом, мы не знаем. Но на записи о рождении Владимира Владимировича имеется помета о выдаче повторного свидетельства о рождении в 1950 году. Есть пометы 1936 года на записи о рождении Василия Владимировича, 1952 и даже 1986 года на записи о рождении Анны Владимировны. Хочется верить, что дети В.Ф.Введенского уцелели в сталинской мясорубке. Возможно, сейчас живы их дети и внуки. Будем надеяться, что они откликнутся на эту статью.

Наталья Муравьева,
зам. директора облгосархива
Статья опубликована в газете «Рабочий край» № 179 от 28.09.2012 под названием «За веру, за совесть».

Священномученик Евфимий Тихонравов


Е. С. Тихонравов с женой и детьми. Фотография. Нач. XX в.
Евфимий Сергеевич Тихонравов (17.04.1881, г. Шуя Владимирской губ.- 4.02.1938, Иваново), сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Окончил церковноприходскую школу. С 1904 г. служил пономарем в Преображенской церкви с. Доронина Шуйского у. В 1933 г., после ухода под давлением властей 2 священников, рукоположен во иерея к этой церкви. В 1935 г. за неуплату повышенного налога имущество священнослужителя было конфисковано, храм закрыт. После этого отец Евфимий переселился в г. Иваново, где работал сторожем, совершал требы по просьбам верующих. 1 января 1938 г. арестован по обвинению в «антисоветской деятельности», заключен в тюрьму г. Иванова. Виновным себя не признал. 3 февраля 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД СССР по Ивановской обл. приговорен к расстрелу. Похоронен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.


Блаженный Алексий Елнатский
АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (24.01.1886, дер. Каурчиха Юрьевецкого у. Костромской губ.- 1937, г. Кинешма Ивановской обл.), блж. мч. (пам. 12 сент., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в семье благочестивых крестьян Иоанна и Евдокии. В нач. XX в. А. поступил в Кривоезерскую Троицкую пуст. близ Юрьевца, где около года был послушником. Вернувшись домой, с помощью отца поставил на огороде келью и все свободное время отдавал молитве. В марте 1917 г. крестьяне дер. Каурчихи избрали Алексия Ворошина председателем сельского совета. Через год в село приехал председатель, назначенный уездными властями Юрьевца, и Алексий, уединившись в своей келье, стал подвизаться в строгом посте и молитве. В 1928 г. Алексий принял подвиг юродства. Одевался всегда в длинный кафтан, подаренную ему одежду тут же отдавал. Никто не знал, где он живет и ночует, его появление всегда было для крестьян неожиданностью. Алексий был наделен даром прозорливости. Когда еще никто из крестьян не знал о будущих гонениях, Алексий часто ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Приходя в какое-нибудь село, блаженный выбирал дом, начинал его мерить, называя странные цифры; вскоре хозяина дома арестовывали и давали тот срок, который был назван подвижником. Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный предсказывал, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, однако Господь пошлет кару - войну, люди покаются, и часть храмов снова будет открыта, но тоже ненадолго. Власти неоднократно арестовывали блаженного и отправляли в психиатрическую больницу в Кострому, но врачи признавали его здоровым и отпускали. Подвижнику были открыты обстоятельства собственной кончины: арест и тюрьма. В мае 1937 г. он действительно был арестован и заключен в тюрьму Кинешмы. Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам - ставили его босыми ногами на раскаленную плиту. Пробыв чуть более месяца в следственной камере, подвижник попал в тюремную больницу, где и скончался. Тело блаженного было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ Кинешмы. 25 сентября 1985 г. состоялось обретение честных останков блаженного. В августе 1993 г. Алексий Ворошин был канонизирован к местному почитанию в Ивановской епархии, Архиерейским Собором 2000 г. было установлено общецерковное почитание. Мощи блаженного Алексия находятся в Ивановском Введенском женском монастыре.