понедельник, 1 августа 2016 г.

Батюшка, все хотят спастись, но у всех есть скорби. Как научиться жить в скорбях и за все Бога благодарить?

Расшифровка прямого эфира радио "Радонеж" от 15 июня

Батюшка, все хотят спастись, но у всех есть скорби. Как научиться жить в скорбях и за все Бога благодарить?

Архимандрит Амвросий: 
– Не все хотят спасаться, а только те, кто нашел Бога, а кто не нашел Бога, они не думают о спасении, но подобно дохлой рыбе плывут по течению – куда вода, туда и они.

Не слушают Господа, а Господь и в Ветхом Завете и в Новом говорит о терпении: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), «протерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Если у человека и дома с ближними, соседями и на работе не по его вине непорядки, надо потерпеть. За грехи свои потерпеть и выработать в себе спокойствие – ни на кого и не на что не обращать внимание.

Господь говорит: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6, 26), а когда плохое говорят, это очищает душу от грязи. Святитель Феофан Затворник пишет: «Что вас позорят, это добрый знак. Значит, вы насолили некоему художнику (дьяволу). Благодушествуйте. Это целительные грязи!» (Письмо 1011).


Когда человек научился терпеть скорби, болезни, всякого рода напасти, невзгоды, душа умиротворяется, успокаивается, тогда ему и в этой жизни и в будущей будет хорошо.

Вот человек просит: «Господи, помоги мне смириться». Это значит человек просит у Господа, чтобы Он послал ему какие-то искушения, уроки. Искушения приходят, и тут человек начинает обвинять Бога и ближних. И пользы нет, и бесы еще больше будут нападать. Все искушения, испытания у нас оттого, что мы высоко думаем о себе, не считаем себя грешными.

Если же человек благодарит Бога за скорби, за неприятности, за нападения, то Господь защищает этого человека и дает благодать.

– Батюшка, у меня скорбь, в супермаркете была палаточка, я работала и постоянно оплачивала все счета за ЖКХ арендодателю. Он нас выгнал, а теперь управляющая компания заставляет оплачивать эти счета вторично. Как быть?

Архимандрит Амвросий: 
– Помогай Господь! К нам обращаются люди и говорят: «Друг взял у меня в долг три миллиона, а теперь не отдает. Как быть?». Я говорю: «Тебе сейчас 40 лет, ты работаешь, а когда-нибудь за эти годы что-нибудь давал Господу? Хотя Господь ни в чем не нуждается, например, детям или на строительство храма?» – «Нет, не давал». – «Ну вот, всё подсчитано в «небесной канцелярии», и такое искушение тебе. Если у тебя украли деньги, сняли в банке или из дома, или из кармана – считай это за милостыню. Православный христианин ничего не теряет. Мы только Господа должны возблагодарить и сказать: «Прими, Господи, как милостыню, потому что я в своей жизни ничего хорошего не сделал». И Господь примет эту милостыню.

– В Евангелии сказано: «Ударили тебя по одной щеке, подставь вторую...». Как же тогда жить? Ведь так мою семью разденут.

Архимандрит Амвросий:
– В Евангелии написано: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5, 39) – это значит, если тебя за доброе дело оскорбили, приготовься – тебя и за другое доброе дело оскорбят. Если человек православный, он все будет терпеть, и Господь его защитит.

Иеродиакон Елеазар:
– Батюшка, здесь нужно сказать, что человек неправильно понял текст из Священного Писания. Если читаете Евангелие, читайте и толкование. Сказано же как? – «Не противься злому», а Вы говорите уже о семье своей, о которой Вы должны заботиться и защищать. Православный христианин поступает так, когда агрессия идет против него лично – вот здесь надо потерпеть, возблагодарить Бога, как это делал преподобный Серафим Саровский. Его били, а он заступился за своих обидчиков, сказал: «Если вы их тронете, не увидите меня в этом монастыре». Но когда речь идет о семье, когда нападают на близких – их надо защищать.

– Вы сказали, что скорби надо терпеть, чтобы войти в Царство Небесное. Когда Господь говорил это? Я что-то не припоминаю.

И второй вопрос: Иисус Христос сказал, что если человек кого-то назовет безумным, то попадет в ад, а если кого-то называют дураком, то тогда можно обращаться в церковный суд, синедрион. Может, вы противоречите Господу, когда говорите, что надо терпеть скорби? Господь сказал: можно и нужно обращаться в церковный суд. Сейчас церковного суда нет, но есть гражданский. Это мое мнение.

Иеродиакон Елеазар:
– Вы имеете право на свое мнение. Но если мы цитируем Священное Писание, то надо цитировать близко к тексту. Написано: «…кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5, 22).

Обратимся к толкованию Святых Отцов. В древности человек, который отрицал Бога, считался у окружающих его людей умственно неполноценным. Соответственно, если сказать кому-то «безумный», это значит сказать, что «ты – богохульник, и в Бога не веришь». А это страшно так обвинять человека. Поэтому Господь и говорит: «Подлежит геенне огненной» сказавший так.

Архимандрит Амвросий:
 – О втором вопросе. Господь на кресте, ни в чем неповинный, молился Отцу: «Отче, не постави им во грех, ибо не знают что творят» (Лк. 23, 34). Терпел. И в Ветхом Завете немало о терпении, например, праведного Иова, и в Новом Завете: «Претерпевший до конца спасется».

Иеродиакон Елеазар:
– А послания апостольские наполнены указаниями на терпение. Спаситель же за нас терпел на кресте. Представьте, если бы Он не стал терпеть. Пошел бы отстаивать Свою честь и достоинство. Ну и где бы мы тогда были? Рай как был закрыт до пришествия Христа в мир, так и сегодня был бы закрыт.

Архимандрит Амвросий:
– Апостол Павел пишет (1 Кор.13): «Если мы будем говорить ангельским голосом, будем знать все тайны, будем горы переставлять, раздадим имение, отдадим тело на сожжение, а любви не имеем, то это ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, не ищет своего, не превозносится, всех прощает…». Долготерпит!

Иеродиакон Елеазар
:– Вся святоотеческая литература построена на Евангелии. Вся она говорит о том, что Христос учил терпеть скорби. Возьмём святителя Иоанна Златоуста. Учитель из учителей, столп Церкви.

Архимандрит Амвросий:
– Его гнала Евдоксия. Он терпел.

Иеродиакон Елеазар
:– Какие скорби он претерпел! И что он пишет?

Архимандрит Амвросий:
– «Слава Богу за все».

Иеродиакон Елеазар:
– Да, святитель интересно написал про скорби: «Кто благодарит Бога за благодеяния, тот ничего не делает необычного, тот отдает Богу долг. Кто благодарит Бога за скорби и несчастья, тот делает Бога своим должником». То есть, везде, братья и сестры, говорится о терпении. Только все это нужно правильно понимать.

– Девочка в интернете стала посещать сайты, на которых обсуждается тема самоубийства, что делать? Она перестала ходить в храм, потеряла веру в Бога, ей все неинтересно, как ей помочь?

Архимандрит Амвросий:
– Приучают детей к Церкви, учат с ними молитвы, дети ходят на исповедь, но полностью не раскрывают своих грехов, и самого главного у них нет – стержня. Они не знают, Кто такой Господь, им не объясняют. А надо объяснить, что Господь – это не дедушка с бородой летает, это чистейший Дух. Бог – это Любовь. Все надо объяснять и служить примером для детей. Как избавиться ребенку от этой зависимости? Найти достойное и интересное занятие. Сейчас много интересного есть – православные лагеря, секции, где с детьми занимаются. В интернете можно и хорошее найти, но это надо выбирать. Пчела летит через помойку, ищет, где цветы и там собирает нектар, а муха летит через цветы на помойку и в этой грязи копается. У кого какая цель. Так и человек православный, особенно если его с детства учили, как правильно поступать, он многое знает и за него можно быть спокойным. У отца Вячеслава Марченкова, мы с ним вместе учились, он уже покойный, была сестра , она могла с любым человеком поговорить и дать ответ на все вопросы, хотя и совсем юная была, она была подготовлена.

– У меня 26 лет назад убили мужа. Я никогда не роптала на убийц, наверное, благодать помогала. Сейчас проблемы с квартирой, и тоже нет злобы на обидчика.

Архимандрит Амвросий:
– Случаев больших и малых не бывает, везде промысл Божий. К одному человеку приходят и говорят: «У вас лошадка потерялась, три дня ее нет». Он говорит: «Слава Богу, значит, так надо». Смотрит, а лошадка идет, да не одна, а с жеребенком. Потом говорят: «Твой сын сломал ногу», он опять: «Слава Богу, значит, так надо». Началась война, а сын на костылях, его не забрали на фронт. Значит, воля Божия такова.

Вашего мужа убили, у вас есть возможность за него молиться. Потому что Господь сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» Мф. 10, 28). Надо молиться, благодарить Бога. У нас есть матушка Иоанна, она со мной на радио выступала. Мама ее звонит мне в 6 утра и говорит: ее брат на машине разбился, в такси ехал, занесло – и прямо в столб. И погиб. Я прихожу после службы и говорю: «Мать Иоанна, как лучше, если сестра верующая, а брат маловерующий, кому лучше умереть сначала - сестре или брату?». Она подумала и говорит: «Брату». – «Почему?». – «Потому что сестра будет молиться за него». И я сказал, что мама позвонила и сказала, что Саша погиб. Значит, воля Божья такова. Надо потерпеть.

А то, что ни разу не думала плохо об убийцах, это благодать Божия покрывает, утешает.

И с соседкой Господь попускает – злые духи нападают, здесь тоже нужно терпение, и предать все воле Божьей, и Господь «имиже веси путями» выведет. Будет польза не только здесь, в этом мире, но и в духовном. Когда мы перейдем в тот мир, все вопросы разрешатся. А цель у Бога одна – поскольку мы Его дети, а Он наш Отец - помочь спастись.

Вот у матери родился ребенок, она поначалу носит его на руках, а когда почувствует, что у него ножки крепнут, она его ставит и поддерживает, чтобы он не упал. Как только он начинает твердо стоять на ножках, мать приучает его ходить. Он ходит и радуется. И родители уже ребенка не носят на руках, а то тот будет инвалидом, ребенок становится самостоятельным. Точно также и Господь. Поскольку мы Его дети, как только кто-то обратился к Нему, Он дает ему силы и крепость, поддерживает своей благодатью призывающей, обращающей и освящающей. Господь человека ставит на правильный путь. Тогда, даже если и бывают скорби, неприятности, человек уже утвердится на этом пути, и, если и упадет, то встанет. А ведь и ребенок, когда бегает, он тоже падает, разбивает коленки, набивает шишки, набирается опыта и растет.

– Батюшка, у всех вопросы сводятся к двум-трем: проблемы с детьми, мужем, или мамой.

Архимандрит Амвросий:
- Население Земли – 7 миллиардов. У всех одна проблема – скорби, болезни, дети не слушаются, беда за бедой у каждого. И в этих обстоятельствах человек, если не ропщет, укрепляется в вере и терпении. Цель должна быть у всех одна – сделать свою душу доброй, чистой и святой. И за все благодарить Господа. Вот ты любишь макароны жаренные, а надо любую пищу любить. Помню в детстве после войны, ничего не было, питались летом лебедой, крапивой, набьем живот, он опухает, а толку нет – одни кости, но ничего выжили, Господь невидимо посылал нам.

– Что такое промысл Божий и как его понимать? Если человек в результате своих грехов поступил неправильно, и произошла трагедия – это относится к промыслу?

Иеродиакон Елеазар:– Промысл Божий – это когда Господь печется о нашем спасении. Поскольку Он Бог, то для Него все открыто. Он знает, как нас спасти.

Архимандрит Амвросий: 
– Он печется даже о больном червяке, о каждой былинке. Господь создал человека для вечной радости, для вечного ликования. Когда человек был в Эдемском раю, он имел плоть такую как у Христа, когда Христос воскрес и при закрытых дверях явился ученикам, с ними вкушал пищу, пил воду и через стену ушел. Когда человек проводит праведную жизнь и переходит в тот мир – он будет иметь такую же плоть, духоносную, как у Адама и Евы до грехопадения.

Иеродиакон Елеазар:
– Мудрые люди, верующие, зная, что существует промысл, и что ни один волос с их головы, как написано в Евангелии, просто так не упадет, и что ни одна птица небесная без воли Божьей не упадет на землю – знают, что все, что случается с ними, дается им для спасения. Все от Бога. И когда они начинают благодарить, они ощущают легкость, и с легкостью переносят последующие скорби.

Архимандрит Амвросий:
- Пророк Товит сидел в доме, окна были открыты, залетели воробьи и сбросили помет на его глаза, и он ослеп. Это был промысл Божий. Зачем? Чтобы Товит научился терпению и смирению, благодарить Бога за все.

– В Священном Писании сказано: «Не напрасно начальник носит мечь» (Рим. 13, 6), разве можно всем все прощать?

Архимандрит Амвросий:
– Если бы все люди, живущие на Земле, пришли к Богу, тогда на Земле был бы рай. Не было бы ни войн, ни ракет, ни огромного вооружения, ни убийств, ни тюрем. Не было бы адвокатов, юристов, прокуроров. Не было бы замков. Я помню, когда мы жили в Сибири: палкой подпирали дверь, и все соседи уже знали, что дома никого нет. А другие уходили, и ключ оставляли под ковриком.

Спрашивающий забыл о том, что помимо христиан, есть еще нехристиане. Если бы все пришли к Богу, вот тогда бы было хорошо!

Иеродиакон Елеазар:
– Действительно, в Священном Писании апостол Павел говорит: «Если делаешь зло, то бойся властей. Начальник не зря носит меч – в отмщение тебе за злое». Если на вас, к примеру, напали бандиты с ножами, надо обращаться в полицию, для того чтобы, даже если у вас нет на них обиды, зло пресечь, чтобы они еще на кого-то не напали и не зарезали. Но если вы слышите, как вас кто-то осудил, оскорбил – то долг человека, называющего себя христианином, следовать Евангелию. В Евангелии написано: «Не судите, да не судимы будете, а если на вас клевещут – благословляйте». О чем речь? О личных обидах, за которые не накажут в мирском суде. Ну, а если вы непременно хотите взыскать с обидчика – это ваше право. Только надо помнить случай из жития святого Исаака Сирина. Он был епископом и, как в то время было положено, судил народ. Однажды к нему пришли два человека: один богатый, другой бедный. Бедный занял у богатого. И богатый требует, чтобы бедный отдал ему деньги, и привел его к преподобному Исааку: «Отче, скажи ему, чтобы он вернул мне долг». Преподобный Исаак сказал: «Но в Евангелии написано «просящему дай и от взявшего твоего не требуй назад», поэтому, если ты христианин, дай ему срок до следующего дня, чтобы он имел возможность отдать тебе деньги. Ты, если простить не можешь, то хотя бы дай ему время». Богатый ответил ему: «Ты, отче, сейчас оставь Евангелие, сюда его вмешивать не будем». Преподобный Исаак встал и сказал: «Ну, если здесь Евангелие не почитают, что я здесь делаю?!». Сложил с себя епископские одежды и ушел. Как нам надо поступать – подскажут наша совесть и Евангелие.

– Когда Господь скорби посылает, бывает, приходят мысли, что Господь от меня отвернулся. Такого же не может быть?

Архимандрит Амвросий:
– Бог – это океан любви, Он никогда ни от кого не отворачивается. Как мы говорили, даже о больном червячке и каждой пылинке печется. Мы отворачиваемся от Бога своей грязной жизнью. Господь никогда никого не наказывает, Он дает только наказ – не гордись, не хвались, не раздражайся, не ругайся, не обижайся, никого не убивай, не воруй. То есть Бог уговаривает нас, чтобы мы этого не делали. А если мы все же что-то такое сделали – сами себя наказали. А Бог никого не наказывает.

– Я очень виновата перед мамой, а мама умерла. И я сама себя не могу простить. Каждый день плачу, уже два года. Что мне сделать?

Архимандрит Амвросий:
– Надо покаяться в этом, сказать батюшке на исповеди, что маму обижала. И Господь простит. А поплакать о своих грехах – это нужно и полезно.

Иеродиакон Елеазар:
 – Батюшка, одна монахиня сказала: «Я в жизни стараюсь никогда со старыми людьми не ссориться. Вот, не дай Господь, помрет, а я не попросила прощения и не простила».

Архимандрит Амвросий: 
– Живите со всеми в мире!

– Один батюшка сказал: «Если взрослый ребенок не работает, пусть не ест». А у меня дочь не работает, ей 28 лет. Вот и я так сказала, но сама от этого страдаю. Хотела бы узнать ваше мнение.

Архимандрит Амвросий:
– Матушка, делайте все мирным путем, чтобы не было греха.

Расскажу такое. Человек умирает, и вот оказался он на Небе, у ворот рая. Является ангел и спрашивает: «Желаешь ли в рай?». Он говорит: «Да, желаю». – «Тогда рассказывай, как ты провел жизнь, для входа в рай надо набрать 100 баллов».

– С женой прожил 50 лет, ни разу не изменял, даже в мыслях.

– Прекрасно, четыре балла.

– В церковь ходил каждое воскресенье, давал десятую часть на храм.

– Хорошо, два балла.

– Я еще построил трапезную и нищих там кормил.

– Превосходно, четыре балла.

– Так мало! Я до ста и не доберу. Как же пройти? Только по милости Божией?

– Да, только по милости Божией можно попасть в рай, потому что везде Бог тебе помогал.

Этот человек жил благочестиво, творил добро, каялся.

А если умерший не ходил в храм, ругался матом, творил непотребные дела? Он, конечно, не попадет к вратам рая. К нему злые духи будут обращаться.

Насколько возможно, надо делать добро. Это добро пойдет с нами, а если мы делаем зло и не каемся, оно тоже с нами идет.

А кто делал зло, если покаялся, Господь простил, надо с нового листа начинать свою жизнь.

Господь нас любит, Он никого не оставляет, Он о каждом печется и ждет, когда мы будем благодарить Его за все и терпеть все, что с нами в жизни бывает.

Кто живет по правде – тот Богом храним, у него есть защита. А кто не кается, живет во грехах – у него защиты нет, ангелы отступают от него, а приступают бесы, и тогда у него внутри зарождаются гнев, злоба, обида, уныние, отчаяние, и человек оказывается на грани самоубийства. Бодрствуйте и молитесь, тогда никакой враг не достанет.

http://radonezh.ru/text/batyushka-vse-khotyat-spastis-no-u-vsekh-est-skorbi-kak-nauchitsya-zhit-v-skorbyakh-i-za-vse-boga-160705.html