В Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга завершился второй день работы монашеского форума, проходившего 8–9 августа 2017 года. На заседании секции «Внутренняя жизнь городского монастыря» выступили четыре докладчика.
Иеромонах Иаков (Степкин), насельник Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии, в своем выступлении «“От стражи утренния до нощи“: особенности богослужебной жизни городского монастыря» рассказал, как монастыри, расположенные в Твери, сочетают необходимость соблюдения Типикона с обеспечением возможности для прихожан и паломников принимать участие в богослужении. Монастыри города Твери в большой степени открыты миру, заметил иеромонах Иаков, однако насельники имеют возможность и молиться, и отдыхать. Все тверские обители занимаются просветительской деятельностью. Благодаря трем городским монастырям изменился духовный климат в городе, подытожил докладчик.
Иеромонах Даниил (Константинов), и. о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в докладе «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в связи с особенностями жизни в городе» познакомил собравшихся с историей столичной обители, расположенной в самом центре Москвы, и рассказал, как братия монастыря, окна келий которого выходят на пешеходную зону, где гуляют туристы и проводятся концерты, изыскивает возможности для устроения полноценной духовной жизни. У монастыря есть скит в Рязанской области и храм в Подмосковье, куда регулярно выезжают насельники. В основе жизни братии – молитва и труд, который спасает человека от уныния. Большая часть келейного правила совершается утром, так как за день бывает слишком много впечатлений. Чтобы братия имела возможность молиться отдельно от прихожан, насельники испросили благословение у Святейшего Патриарха совершать братские службы в отдельном храме. Братия старается чаще исповедоваться, так как такое соседство не может не сказываться на духовном состоянии. Иеромонах Даниил выразил надежду, что в ближайшее время монастырю будут переданы его исторические здания, где можно будет разместить келии таким образом, чтобы их окна не выходили на пешеходную часть.
Игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия Москвы, в докладе «Вниди в клеть твою и помолись втайне: создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре»напомнила собравшимся святоотеческие высказывания о значении келейной молитвы для монашествующих и рассказала, как организована духовная жизнь в Марфо-Мариинской обители и какие условия необходимо соблюдать, чтобы на келейное правило у сестер оставалось время. Без молитвы, отметила Матушка, для монашествующих теряет смысл и социальное служение, и любая другая деятельность.
Игумен Арсений (Мосалев), настоятель подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге, рассмотрел в своем выступлении особенности внутренней монашеской жизни городских подворий. Докладчик поделился с участниками форума размышлениями о том, что у насельников современных городских подворий зачастую остается больше времени для молитвы, чем у братии большого монастыря, где круглый год не иссякает поток паломников. Особенностью же организации монашеской жизни является то, что руководителям подворий приходится самим регулировать духовную жизнь и определять степень занятости насельников социальным служением.
Итоги работы форума подвел митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры, викарий Донецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В заключительном слове к участникам форума Его Высокопреосвященство поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии, а также игумению Софию, настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря, и Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви за возможность в формате круглого стола обсудить актуальные вопросы монастырской жизни.
Митрополит Арсений также ответил на многочисленные вопросы участников форума и рассказал, как Святогорской лаврой был организован прием беженцев в период военных действий на Украине.
Итоги работы круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»
8 и 9 августа 2017 года в работе круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, приняли участие 5 архиереев, 42 архимандрита и игумена, 45 игумений, иеромонахи, монахи, иноки.
Всего в работе приняли участие 160 монашествующих из 65 епархий Русской Православной Церкви: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, из Русской Зарубежной Церкви, а также братских Поместных Церквей Румынии и Греции.
Докладчики затронули наиболее животрепещущие вопросы современной монашеской жизни, аспекты духовного окормления насельников монастырей и паломников, что вызвало неподдельный интерес собравшихся и конструктивную дискуссию.
Городские монастыри глубоко укоренены в монашеской традиции. Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст начинает практику основания монастырей в столице. Святитель смотрел на монашество как на идеальное христианское общество, пример которого может вдохновлять на духовный подвиг мирян.
И в наше время городской монастырь может и должен являться местом спасения, где надежная ограда – борьба со страстями, молитва и покаяние.
В истории Русской Православной Церкви монастыри всегда были «солью земли», являлись центрами духовного просвещения, образования и культуры. Проявляя заботу о страждущих людях, монастырь должен помнить об опасности обмирщения монашеской жизни.
Путями преодоления этой опасности могут быть:
· выделение в суточном круге особого времени для совершения келейного правила;
· устроение отдельных мест для церковной молитвы братии;
· ограждение территории монастыря, недоступной для мирян;
· совершение братских богослужений;
· возможность временного удаления в скиты;
· соблюдение обетов отречения от мира в условиях новых информационных технологий;
· предоставление специальных мест для приема посетителей;
· недопустимость использования монастырей для съемок художественных фильмов, театральных постановок и концертов светского характера.
Гостеприимство и окормление мирян не должны разрушать внутреннего устроения монашеской жизни и монастырского устава.
Необходимо помнить, что любой мирянин, посещающий городской монастырь, является паломником и не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь монахов. Богослужебные, хозяйственные и иные вопросы – прямая забота монашеского братства.
Развитие современных транспортных коммуникаций и средств передвижения делает для нас все менее значимым различие между обителями в городе и вдали от него.
Дай Бог нам услышать похвалу прп. Феодора Студита: «Находясь в городе, живете, как в пустыни, пребывая среди шума, соблюдаете тишину и спокойствие». Ибо «немного славы в том, чтобы безмолвствовать в пустыни и соблюдать тишину в одиночестве. Напротив, слава в том, чтобы в городе жить, как в поле, и среди шума, как в пустыни».
Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести этот круглый стол, а также благодарность Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, Управляющему делами Московской Патриархии, за возможность собраться для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Председатель круглого стола митрополит Святогорский
Арсений
Секретарь Комиссии Межсоборного присутствия
по организации жизни монастырей и монашества,
настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря
игумения София
Иеромонах Иаков (Степкин), насельник Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии, в своем выступлении «“От стражи утренния до нощи“: особенности богослужебной жизни городского монастыря» рассказал, как монастыри, расположенные в Твери, сочетают необходимость соблюдения Типикона с обеспечением возможности для прихожан и паломников принимать участие в богослужении. Монастыри города Твери в большой степени открыты миру, заметил иеромонах Иаков, однако насельники имеют возможность и молиться, и отдыхать. Все тверские обители занимаются просветительской деятельностью. Благодаря трем городским монастырям изменился духовный климат в городе, подытожил докладчик.
Иеромонах Даниил (Константинов), и. о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, в докладе «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в связи с особенностями жизни в городе» познакомил собравшихся с историей столичной обители, расположенной в самом центре Москвы, и рассказал, как братия монастыря, окна келий которого выходят на пешеходную зону, где гуляют туристы и проводятся концерты, изыскивает возможности для устроения полноценной духовной жизни. У монастыря есть скит в Рязанской области и храм в Подмосковье, куда регулярно выезжают насельники. В основе жизни братии – молитва и труд, который спасает человека от уныния. Большая часть келейного правила совершается утром, так как за день бывает слишком много впечатлений. Чтобы братия имела возможность молиться отдельно от прихожан, насельники испросили благословение у Святейшего Патриарха совершать братские службы в отдельном храме. Братия старается чаще исповедоваться, так как такое соседство не может не сказываться на духовном состоянии. Иеромонах Даниил выразил надежду, что в ближайшее время монастырю будут переданы его исторические здания, где можно будет разместить келии таким образом, чтобы их окна не выходили на пешеходную часть.
Игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия Москвы, в докладе «Вниди в клеть твою и помолись втайне: создание условий для возможности келейной молитвы в монастыре»напомнила собравшимся святоотеческие высказывания о значении келейной молитвы для монашествующих и рассказала, как организована духовная жизнь в Марфо-Мариинской обители и какие условия необходимо соблюдать, чтобы на келейное правило у сестер оставалось время. Без молитвы, отметила Матушка, для монашествующих теряет смысл и социальное служение, и любая другая деятельность.
Игумен Арсений (Мосалев), настоятель подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге, рассмотрел в своем выступлении особенности внутренней монашеской жизни городских подворий. Докладчик поделился с участниками форума размышлениями о том, что у насельников современных городских подворий зачастую остается больше времени для молитвы, чем у братии большого монастыря, где круглый год не иссякает поток паломников. Особенностью же организации монашеской жизни является то, что руководителям подворий приходится самим регулировать духовную жизнь и определять степень занятости насельников социальным служением.
Итоги работы форума подвел митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры, викарий Донецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В заключительном слове к участникам форума Его Высокопреосвященство поблагодарил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии, а также игумению Софию, настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря, и Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви за возможность в формате круглого стола обсудить актуальные вопросы монастырской жизни.
Митрополит Арсений также ответил на многочисленные вопросы участников форума и рассказал, как Святогорской лаврой был организован прием беженцев в период военных действий на Украине.
Итоги работы круглого стола «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях»
8 и 9 августа 2017 года в работе круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга, организованного Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви и Комиссией Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества, приняли участие 5 архиереев, 42 архимандрита и игумена, 45 игумений, иеромонахи, монахи, иноки.
Всего в работе приняли участие 160 монашествующих из 65 епархий Русской Православной Церкви: России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, из Русской Зарубежной Церкви, а также братских Поместных Церквей Румынии и Греции.
Докладчики затронули наиболее животрепещущие вопросы современной монашеской жизни, аспекты духовного окормления насельников монастырей и паломников, что вызвало неподдельный интерес собравшихся и конструктивную дискуссию.
Городские монастыри глубоко укоренены в монашеской традиции. Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст начинает практику основания монастырей в столице. Святитель смотрел на монашество как на идеальное христианское общество, пример которого может вдохновлять на духовный подвиг мирян.
И в наше время городской монастырь может и должен являться местом спасения, где надежная ограда – борьба со страстями, молитва и покаяние.
В истории Русской Православной Церкви монастыри всегда были «солью земли», являлись центрами духовного просвещения, образования и культуры. Проявляя заботу о страждущих людях, монастырь должен помнить об опасности обмирщения монашеской жизни.
Путями преодоления этой опасности могут быть:
· выделение в суточном круге особого времени для совершения келейного правила;
· устроение отдельных мест для церковной молитвы братии;
· ограждение территории монастыря, недоступной для мирян;
· совершение братских богослужений;
· возможность временного удаления в скиты;
· соблюдение обетов отречения от мира в условиях новых информационных технологий;
· предоставление специальных мест для приема посетителей;
· недопустимость использования монастырей для съемок художественных фильмов, театральных постановок и концертов светского характера.
Гостеприимство и окормление мирян не должны разрушать внутреннего устроения монашеской жизни и монастырского устава.
Необходимо помнить, что любой мирянин, посещающий городской монастырь, является паломником и не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь монахов. Богослужебные, хозяйственные и иные вопросы – прямая забота монашеского братства.
Развитие современных транспортных коммуникаций и средств передвижения делает для нас все менее значимым различие между обителями в городе и вдали от него.
Дай Бог нам услышать похвалу прп. Феодора Студита: «Находясь в городе, живете, как в пустыни, пребывая среди шума, соблюдаете тишину и спокойствие». Ибо «немного славы в том, чтобы безмолвствовать в пустыни и соблюдать тишину в одиночестве. Напротив, слава в том, чтобы в городе жить, как в поле, и среди шума, как в пустыни».
Подводя итоги круглого стола, участники выразили глубочайшую благодарность Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение провести этот круглый стол, а также благодарность Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Варсонофию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, Управляющему делами Московской Патриархии, за возможность собраться для проведения круглого стола в Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Председатель круглого стола митрополит Святогорский
Арсений
Секретарь Комиссии Межсоборного присутствия
по организации жизни монастырей и монашества,
настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря
игумения София