Иисус Христос до тридцати лет не начинал Своей проповеди: по закону никто не мог быть учителем ранее 30, и только в 30 явил Он Себя на реке Иордан. И принял крещение от руки Иоанна Предтечи, вошел в воды, и природа вострепетала пред Богочеловеком: «Иордан пошел вспять». Открылась тайна Святой Троицы: когда Христос, крестившись, выходил из воды, отверзлись небеса, сошел Дух Святой в виде голубя и слышен был глас Бога Отца: «Сей Сын Мой Возлюбленный». (Мф. 3,16). Потому этот праздник называют еще Богоявлением.
Безгрешный Господь не имел нужды в крещении, но крестился для того, чтобы Своим примером установить Таинство Крещения, необходимое для спасения человека от греха, ибо сказано: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3,5).
Человек рождается трижды: физически - когда приходит в этот мир, духовно - в таинстве крещения и третий раз - когда душа выходит из тела в потусторонний мир.
Рождение от воды и Духа - великое таинство, в нем Духом Святым мы невидимо очищаемся от первородного греха, омываемся от всех личных грехов, совершенных нами в юности, становимся святыми.
Многие нынче желают принять крещение. Многих родители заставляют креститься, венчаться, каяться. А дети, зачастую, об этих таинствах не знают ничего. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16,16). Поэтому, прежде чем креститься, надо уверовать, покаяться, т.е. совершить перемену в жизни, отвратиться от зла.
Представьте себе: мать очень хочет видеть своих детей студентами, уговаривает их поступить в институт. Вот стали они студентами, и мать довольна, что определила своих детей. Кто бы ее ни спросил: как у тебя дети, она с радостью отвечает: «Слава, Богу, студенты...» Проходит год, два, три, а дети в институт не заглядывают, но мать спокойна: дети - студенты... Точно так же и в крещении. Мать уговорила детей креститься, они принимают крещение, но в церкви не бывают, а мать их считает: дети у меня крещеные, христиане... Но поскольку дети не стали посещать институт, студентами они остались только на бумаге, также и христиане, если они в церковь не ходят - каждую субботу и воскресенье, праздники, не участвуют в общем служении, молитве, они Духом Святым извергаются из Церкви, находятся во тьме, во власти диавола, лишаются защиты. И бесы имеют доступ к такой душе, душа начинает страдать, впадает в уныние, отчаяние.
Если только что родившегося человека не поить, не кормить, не ухаживать за ним, он слабеет, перестает дышать, умирает. В таинстве крещения человек рождается свыше, но если он не ходит в церковь, не молится (а молитва - это пища души), не очищает в таинстве покаяния свою душу, не причащается, он духовно перестает дышать, и душа его умирает для Бога...
Подлинное крещение совершается погружением. Трижды погружаясь в купель, мы как бы умираем со Христом - Христос три дня был во гробе, - и воскресаем вместе с Ним, подобно тому как Он в третий день воскрес...
Все праздники святая Церковь отмечает по старому стилю, по библейскому календарю, установленному Самим Богом. По старому стилю в святом граде Иерусалиме сходит на Гроб Господень благодатный огонь, по старому стилю в Крещение Дух Святой сходит на воды и освящает их.
Иногда Господь открывает завесу над тайным, делает видимым невидимое. В Почаевской Лавре на Крещение монахи открыли колодец, 46 м глубиной, и увидели чудо: по колодцу летали огненные звездочки, они касались воды, вода кипела, поднималась и шумела как на море... В другой год, приехавшие на праздник женщины, подошли к колодцу и услышали страшный шум, испугались, а потом одумались, поняли: идет освящение воды.
Довелось как-то быть в Сибири. Там на несколько сот километров нет ни одного храма, и люди в 12 часов ночи идут к реке, набирают воду и хранят ее в обычных сосудах весь год. Эту воду каждое утро принимают натощак, освящают ею тело и душу, а когда надо и жилище. И крещенская вода не портится. Многие считают, что вода сохраняется потому, что ее освящают серебряным крестом, или потому, что она в морозы хорошо промерзает, но бывает освящение и деревянным крестом, а на юге в Крещение морозов не бывает, не всегда бывают они и у нас. Воду освящает не серебро, а Дух Святой, потому она не портится. А когда кончается крещенская вода, берут сосуд с обыкновенной водой, добавляют туда несколько капель крещенской и одна капля всю воду освящает. Видел крещенскую воду, которая хранилась 70 лет и была светла, как слеза. Велика сила этой воды, демоны ее боятся сильней геенского огня, потому что она все нечистое попаляет, духовные и телесные болезни исцеляет. Но ни в коем случае нельзя пить воду, которую заряжают экстрасенсы, которую бабки наговаривают, с этой водой в человека могут злые духи войти...
Христос, как Бог, Творец Вселенной, вошел в воды Иордана и освятил водное естество. Этим Он освятил все человечество, открыл нам великую тайну - крещение - источник спасения от греха. Потому сегодня вместе со Святой Православной Церковью мы призываем: приидите, «почерпните воду с веселием от источников спасения!»
архимандрит Амвросий (Юрасов)
"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа"
19 января 1994 г.