пятница, 5 августа 2016 г.

Подхожу к причастию, а священник мне резко говорит: «Отойдите в сторону, сначала мужчины». Я растерялась и расстроилась. Как поступать в таких ситуациях?

Текстовая версия передачи радио "Радонеж" 25.07.16
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Преподобный Силуан Афонский говорит: «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна». Всем нам предлежит великий труд постижения смирения, приобретения этой великой добродетели. Батюшка, как приобрести смирение в современных условиях?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Добрый вечер дорогие братья и сестры! Как говорил царь Давид: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс.114,5). Первое, что необходимо для спасения, – смирение. Христос говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Когда человек научится смирению, тогда в душе у него будут радость, мир и покой. Он всем будет доволен. В любых условиях жизни – будет ли он жить в деревне, в пустынном месте, или в большом городе – он будет благодарить Бога и радоваться. Будет ли он жить один или с семьей, будет ли иметь вокруг себя множество людей, со всеми найдет общий язык: и с собой и с ближними.


Гордый человек, даже когда живет один, не имеет душевного мира: всем недоволен, ругает правительство, соседей... Смотрит такой человек новости по телевизору, в гневе может бросить пульт, выругаться. Если такой человек живет в семье, постоянно будет устраивать скандалы, потому что не хочет смиряться. Если его постигнет болезнь или какая-то неприятность, он ищет, кто в этом виноват, но обвиняет не себя, а другого. В такой семье жена обвиняет мужа, а муж жену, дети обвиняют родителей…

До тех пор будет гнев в нашей душе, пока мы не смиримся. Как только человек смирился, покаялся, исправно стал жить, благодать Божья наполнит его душу, и он найдет утешение и взаимопонимание со всеми людьми, с кем бы он ни жил. Как сказано в Священном Писании: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Это от каждого из нас зависит. Нам остается только одно – о себе высоко не думать. Господь создал землю. Из земли Господь создал человека, дал ему душу разумную, бессмертную и все способности. Своего у нас ничего нет. Поэтому Господь и говорит: «Без Мене не можете творити ничесоже». (Ин.15,5)

Обычно гордый человек, что просит у Бога? Он не просит, чтобы Господь помог ему спастись и унаследовать блаженную вечную жизнь, избавиться от гнева, от зла, от зависти, от раздражения, от любой страсти. Он этого не просит. Обычно просят так: «Батюшка, помолитесь о моей дочке, чтобы нашла хорошего мужа, хорошую работу, хорошую квартиру, хорошую зарплату, чтобы сыночек закончил институт, нашел хорошую работу, нашел хорошую жену», т.е. поток земных благ. Это противоречит Священному Писанию. Господь говорит: «Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Мф.6, 33). Будет и квартира, и питание, и одежда, и хороший муж, и хорошая жена. Но необходимы терпение и труд.

У святителя Григория Богослова есть такая мысль: если девушка вышла замуж, то поначалу у нее будет радость, а потом вся жизнь – в скорби, если человек пришел в монастырь, поначалу будет трудно, а потом вся жизнь будет в радости. На святой горе Афон послушник три года себя понуждает, потому что службы по ночам. Как только начинает темнеть, начинается служба и до утра идет. Полдевятого утром, после службы идут вкушать пищу. Вечером опять служба. К такому режиму надо привыкнуть, года три ломать себя, а потом послушник привыкает и ему становится хорошо и легко.

Когда человек смирился, ему всё хорошо. И работа хорошая, и семья… Не будем терпеть – беда.

Телефонный звонок: – Как смиряться перед детьми, которые уже взрослые и ведут себя ужасным образом?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Здесь всё решается просто. Прежде чем выйти замуж, надо себя подготовить. Научиться быть мирной, спокойной, уравновешенной, терпеливой, смиренной. Когда уже родились дети, надо этот православный дух передать детям. Дети полностью воспринимают дух своих родителей. Если дочка видит, что мама и папа постоянно ругаются, скандалы устраивают, то она, когда выйдет лет в семь на улицу играть, себя покажет. Точно так же, как мама, будет вести себя.

Как-то одного отца спросили: «Как ты детей воспитывал»? У него было пятеро детей. Они были трудолюбивые, старших почитали, постоянно в храм ходили. Встречались с кем-то, приветствовали. Жили мирно, спокойно. Отец рассказал, что когда родился первый ребенок, он постарался отсечь у него все страсти. Приучал к работе, чтобы почитал родителей, старших, всегда молился, за всё Бога благодарил, ходил в храм, читал Священное Писание. Когда второй родился, он стал брать пример с первого. Так все дети друг с друга брали пример, а сам отец был воспитан своим отцом.

Поскольку мы детей родили, но не воспитали в православном духе, то можем получить от них только ругань, гордыню, крик, непослушание. Потом, чем эти дети увлеклись? Постоянно в компьютере сидят или у телевизора. Священное Писание не читают. Не приучены утренние и вечерние молитвы читать, перед пищей, после пищи молиться. Не приучены благодарить Бога за всё, особенно за работу. Конечно, плоды такого воспитания будут тяжелые, но отчаиваться не надо, а надо молиться.

Если мать будет за дитя, хотя и взрослое, молиться, то, известно, что молитва матери со дна моря достанет, молитва до Небес доходит. Немало родителей усердно молились, сами вылезли из грязи и спасли детей.

Когда дети предоставлены сами себе, их воспитывает улица. Подросток грешит, не слушает родителей, в него входит злой дух. Чуть тронул человека, сразу гнев из души пошел. Начинает спорить, доказывать, показывает, что он гордый, не может смириться. Пойдет в армию, попытается так же себя вести, а там начнут ближние его перевоспитывать. Если сам не смирится, его смирят.

Когда человек смиренный, в его душе Господь. А с Господом все легко. Вышла замуж, – нужно смирение, терпеть надо и мужа. Если муж начал что-то грубое говорить, жена не должна в огонь бензин подливать – пламя будет выше. Лучше промолчать. Он покричит и перестанет, голосовые связки устанут.

Если муж смиренный, жена смиренная, они никогда ругаться не будут. Они все тяжести жизни будут переносить спокойно. Даже если чего-нибудь не хватает в жизни: питания, одежды или жилища, они Бога благодарят, а Господь своих не оставляет. Господь всегда поможет.

Молитва творит чудеса. Избавиться от этой проблемы, как и от любой страсти, можно, если обратиться к Богу. Допустим, если человек желает избавиться от винопития, наркомании, курения, от гнева, от зла, от других страстей, в первую очередь надо призвать на помощь Господа. «Господи помоги, Матерь Божья, помоги»! К святым обратиться, к Ангелу-хранителю. Захочется покурить или выпить, открой Евангелие, прочитай главу, бес отойдет.

Один монах такие тяжелые подвиги совершал, что бесы стали явно являться ему, сильно били. Однажды схватили его за руки и стали в спину толкать, в дверь вытаскивать. Он уперся руками в косяки двери и говорит: «Господи, до чего же бесы обнаглели. Меня уже из кельи вытаскивают. Господи, что ж Ты мне не помогаешь?» И услышал голос: «А ты ко Мне не обращался за помощью. Как обратился, Я тебе помог». Мы часто не обращаемся за помощью к Богу, потому и приходится много терпеть: скандалы, крики, шум. Некоторые двадцать пять лет прожили, до «серебряной свадьбы» дожили, а то и пятьдесят до «золотой», и всё ругаются, а толку от этого никакого нет.

Телефонный звонок: – Подхожу к причастию, а священник мне резко говорит: «Отойдите в сторону, сначала мужчины». Я растерялась и расстроилась. Как поступать в таких ситуациях?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Случаев больших и малых не бывает. Господь вам показал урок смирения. Священник сказал: «Отойдите, пусть мужчины первыми идут», а вы должны сказать: «Благословите», отойти и быть спокойной. Настаивать на своем не надо. Если будем настаивать, потеряем душевный мир. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что человек никогда не бывает достойным Причастия. Мы надеемся только на милость Божью, на Его великое человеколюбие. Даже если мы будем тысячу лет готовиться к причастию, то и тогда недостойны. Просто мы не привыкли к послушанию. Вот получилась такая неприятность. Надо слушаться с первого слова, а потом обида на кого? На священника.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – С одной стороны я понимаю этого священника, даже его резкость. Я диакон, стою у Чаши, на мне ответственность, чтобы Частица не упала, Капля не пролилась. Бываешь в таком напряжении, особенно, когда много народа, детей. Видишь, некоторые в прострации подходят. Им говоришь, они не понимают. Потому иногда, чтобы до человека дошло, надо сказать ему утвердительно. Может даже показаться, что жестко. Есть такая Церковная традиция – мужчины идут вперед и к помазанию и к Причастию. Почему? Потому что первым был создан Адам. Одни священники на это обращают внимание, другие нет. Это уже на усмотрение священника, который причащает. В данном случае священник был принципиален. Чтобы на будущее такого искушения не было, лучше поступать, как говорит Господь: «Не садись на первое место, /…/ садись на последнее место» (Лк. 14, 8).

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Я тоже некоторым говорю: «А почему ты первая идешь? Ты должна последняя быть». Теперь она уже последняя подходит.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Один человек говорит: «Когда я подходил первым, то гордился тем, что первый. Стал подходить последним, стал гордиться тем, что я такой смиренный, подхожу последним».

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Да, всё равно гордость.

Телефонный звонок: – Если человек работает администратором, в его подчинении находятся люди, кто-то со стороны их унижает, оскорбляет. Или адвокаты, они защищают людей, как это с точки зрения православия? Или преступники, которые уже получили наказание, подают апелляцию?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Помните слова Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна? Когда пришли к нему воины и спрашивают: « А нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3, 14). Если на тебе лежит профессиональный долг: руководителя, врача, пожарного, рабочего у станка, если ты по совести выполняешь свои обязанности, это есть смирение. Если в задачу руководителя входят защищать своих подчиненных, то он должен их защищать, и никой гордости тут нет. Вспомните святых царей, например, князя Владимира. Он после принятия крещения, оставался князем, в нем произошли поразительные перемены – стал отказывался казнить преступников, т.е. выполнять свои обязанности, как князя, как руководителя. Начался воцаряться хаос. Пришлось митрополиту со священниками прийти к князю и убеждать его, чтобы он исполнял свои обязанности. И он пресекал зло. Кто-нибудь сомневается, что князь Владимир был смиренный? Никто.

Преступник сидит в тюрьме, осознал свою вину. Ему закон дает право, возможность подавать апелляцию, если он этим воспользуется, никакой гордости в этом нет. Если ему откажут, и он скажет: «Слава тебе, Господи. Я попытался, мне отказали, значит, на то Твоя святая воля». Это будет подлинное смирение. Тоже самое и полицейский. Допустим, он в душе смиренный человек. Если он будет видеть, как на улице совершается преступление и не вмешается, используя силу, которую ему дало государство, то он поступит против совести. Он должен вмешаться, потому что на нем лежит обязанность, на него люди надеются. Как сказано у апостола Павла: «…нет власти не от Бога» (Рим. 13, 1), «… начальник… не напрасно носит меч» (Рим.13, 4) . Смиренным может быть и боксер на ринге. Смирение это состояние души. Но высшая добродетель – это рассуждение.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Бокс – это просто игра. Мы видим, что боксеры после боев всегда обнимаются, целуются. Выиграл, значит, хорошо подготовился. Проиграл, значит, тот сильней, смирись. Когда мне говорят, что футболисты наши проиграли, я обычно отвечаю: «Не проиграли, а выиграли смирение». Когда они выигрывают, прилетают на самолете, их встречают с цветами. Они ходят гордые. А когда проиграют, никто их не встречает. У них головы вниз, значит, выиграли смирение.

Телефонный звонок: – Есть один известный монастырь в Москве, видела фотографии их гостиницы: роскошные номера, люксы, евроремонт. Простому обывателю туда не попасть, это только для богатых. Как относиться к тому, что деньги тратятся на такую роскошь, которая явно не для простого смертного?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – В том, что многие монастыри сейчас, действительно, восстанавливаются, украшаются, никакого греха нет. Надо помнить, что немало было порушено. Мы вчера проезжали Суздаль, как красиво! Все храмы отреставрированы, купола приведены в порядок, кресты сверкают на солнце. Это не просто красиво, туда можно зайти помолиться и получить духовную помощь. Эта первая часть ответа. Вторая, как к этому относиться? Конечно, если строить шикарные гостиницы и за большие деньги пускать туда людей, то будут смущаться. Если бесплатно или за небольшое пожертвование, смущения не будет.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – До революции, чтобы послушнику поступить в монастырь, надо было внести определенную сумму. А в гостиницах паломники платили мало, кто сколько мог. И говорили так: «За год придет кто-то из богатых, сразу за всех заплатит».

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, мы с вами на Афоне были, там монастыри разные и разные условия, но гостиницы везде бесплатные.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – И еда.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – И еда на Афоне везде бесплатная. С одной стороны я монастырь понимаю, потому что в монастырь, особенно известный, где святыни, приезжают и богатые люди, которые не привыкли жить в простых условиях, и они просят: «А где у вас можно остановиться, хотели бы недельку пожить?» Вот для них такие гостиничные условия и создали. Конечно, нужно и для простых людей условия создавать. У нас в монастыре гостиница скромная, но она бесплатная, мы деньги не берем.

Третья часть вопроса заключается в том, что всегда нужно выслушивать две стороны. И всегда все нужно видеть своими глазами.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Может быть, люди деньги взяли на постройку гостиницы, монастыря. А сейчас им надо расплачиваться. А денег нет.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Мы сейчас строим храм. У нас долгов семь миллионов. Нам нужно расплачиваться с подрядчиками, со строителями, материалы закупать. Я понимаю состояние игумена, которому нужно строить, а денег нет. Приходится где-то их доставать. Помимо этого ещё нужно содержать монастырь. Платить за коммунальные услуги, ведь свет, электричество, газ, отопление никто монастырю бесплатно не дает… Закупать церковную утварь…

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – …одежду, питание.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Игумен обязан заботиться о своих братьях. Если кто-то болеет, он должен лечить, обеспечивать их одеждой, питанием. На плечах игумена лежит такая обязанность и такие траты, что иногда думаешь, слава Богу, что я не игумен монастыря.

Телефонный звонок: – Добрый вечер! Такой вопрос: в аду люди находятся, там сатана правит. Правильно?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Нет. Сатана там тоже мучается. Ад – это место мучений.

Телефонный звонок: – А кто ж тогда руководит всем этим делом?

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Никто. Каждый мучается в меру своих страстей.

Телефонный звонок: – Понятно. Спасибо большое.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка у нас сегодня разговор о смирении. В чем суть смирения?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Всецело предаться воле Божией.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – И не роптать.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – За всё Бога благодарить и радоваться.

Телефонный звонок: – Батюшка, Господь сказал: «Ищете прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам». (Мф.6, 33). Что мы должны под этим подразумевать?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Царство Небесное – в нашей душе. Когда мы будем смиряться, за всё Бога благодарить и всегда будем помнить, что вся наша жизнь – это школа. А все случаи, искушения – это уроки, которые Господь попускает нам. Мы должны эти искушения преодолевать и побеждать. Таким путем мы смиряемся, благодать Божья наполняет нашу душу, в душе воцаряются мир, радость и покой. Вот это и есть Царствие Божие. Мы уже здесь его начинаем предвкушать.

Телефонный звонок: – Где грань между смирением и терпением? Если человека унижают, или, допустим, начальник оскорбляет, а ты молчишь, это не смирение, это потакание греху.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда человек смиряется, он за всё Бога благодарит и считает, что это ему Господь попустил для смирения, за грехи его. Допустим, человек берет молоток, забивает гвоздь в стену. В гвоздь не попал, а попал по пальцу. Он не должен бросать молоток, а должен спокойно выдержать всё, подуть на палец, перекрестить и сказать: «Ну вот, тебе весточка с потустороннего мира, за грехи тебе так надо. Потерпи, ничего, все пройдет, все перемелется, все успокоится». Пока он беседует сам с собой, успокаивается и умиротворяется. Это конечно очень трудно, но надо. Таким путем человек воспитывает себя в терпении.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка тут ещё можно посмотреть на это так. Мы же христиане. Христиане от слова Христос, т.е. мы Христовы. Мы должны посмотреть, а как поступал в данной ситуации Христос?

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Его на Кресте распяли.

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Он не злословил никого.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Он сказал: «Отче, прости им; ибо не знают, что творят» (Лк. 23, 34).

Иеродиакон Елеазар (Титов): – Его в преторию отвели. Били, издевались, надсмехались. Откровенно били по лицу. Он ни слова никому ничего не сказал, когда на Него клеветали первосвященники перед Пилатом. Единственное, что Он сказал на все обвинения и на удары: «Если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьёшь Меня » (Ин.18, 23)?

Еще такой момент. В Священном Писании написано: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак.1, 20). Если вы, когда вас оскорбляют, сможете человека остановить, не раздражаясь и не гневаясь, то можно попробовать это сделать. А если вы будете с гневом пресекать гнев, то не сотворите правды Божий.

Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда человек будет смиряться, он может достичь великого – у него в душе никогда не будет ни гнева, ни зла, ни обиды, ни раздражения, ни крика, ни шума. А будут мир, тишина, покой и радость. Поэтому Апостол призывает: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё Бога благодарите» (1 Фес. 5, 16-18). .Если человек себя приучит за всё благодарить Бога, он быстро успокоится. Будет знать, что Господь попустил искушение для того, чтобы выработать терпение и смирение. Это нужно для нашей души, для того, чтобы в ней обрести рай.