Текстовая версия прямого эфира.
Иеродиакон Елеазар (Титов): ̶ Митрополит Иосиф Алматинский, которого вы, батюшка, знали, (он уже почил), как-то сказал, что для спасения христианину нужно исполнить пять вещей: первое – накормить ближнего; второе – напоить ближнего; третье – одеть ближнего; четвертое – посетить ближнего; пятое – простить ближнего. Знаю, вам это высказывание очень понравилось, вы его многим при встрече говорите… Однако, я заметил следующее: с первыми четырьмя пунктами все с радостью соглашаются, а как доходит до последнего пункта «простить ближнего», начинаются проблемы и каждый приводит свою причину, по которой он не может ближнего простить. А между тем, это вопрос смирения перед Богом. Смирение – это то, что привлекает благодать в душу человека. А многие этого не понимают, у них о смирении искаженное понимание: я буду унижаться, о меня будут ноги вытирать, меня будут поносить. А между тем, смирение это когда в душе благодать, когда человек полагается на волю Божию. Если в душе есть благодать, значит там мир, тишина и покой, чего так все ищут. Батюшка расскажите, как стяжать подлинное, настоящее смирение и как правильно понимать, что оно собой представляет?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Идеалом смирения для нас является Господь наш Иисус Христос. Он Сам сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Отчего мы так суетимся, кричим, шумим, ругаемся, злимся, обижаемся? Оттого что у нас нет смирения. Смиренный человек уравновешенный, спокойный, мирный, добрый, старается всем нести добро.
Если у такого человека есть враг, который причиняет ему много зла, смиренный молится о нем, через него злые духи перестают действовать, чтобы смущать и ввести в какой-то грех, и враг перестает быть врагом.
Что бы со смиренным человеком ни случилось, например, попал в тюрьму, хотя и был невиновен, он смиряется и благодарит: «Слава Богу, значит, так Господу угодно. Он знает, что для меня лучше, потому что вся наша жизнь – это школа, а все случаи – это уроки». Господь смотрит, как мы в том или ином деле будем себя вести, как будем смиряться. Этот путь прошел Сам Христос.
Например, женщина живет с мужем. Постоянно кается в одних и тех же грехах, что она злится, с мужем ругается, его оскорбляет и не может от этого избавиться. Я говорю: «Милая моя, не ищи в муже недостатки, а ищи их в себе, потому что если не будет твоего мужа, будет кто-то другой и будет тоже самое до тех пор, пока не смиришься. Как только смиришься, все прекратится». Она отвечает: «А я не могу». Потрудиться не хочет. Если такая душа выйдет из тела, ее окружат бесы, и эта грязная, гордая душа в рай не попадет, а если попадет, всех ангелов там разгонит, потому что смирения в ней нет, а есть гордыня, которая и будет мучить.
Телефонный звонок: – У нас умер знакомый, его хоронили с крестильным крестиком, а тот, который он постоянно носил, остался. Что теперь с ним делать, куда деть?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Просто повесить крестик в святой уголок в память об усопшем. Бывает так, что человек при жизни крест не носил, а когда умер, ему крест надели. Это ничего не даст, он должен был при жизни крест носить. И как крест надели, никогда его не снимать.
Телефонный звонок: – Я болею, и меня исповедуют дома. На днях поисповедалась, а потом пошла и упала. Очень переживаю: может, это значит что-то плохое? Может, что-то неправильно сделала?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Поскольку вы немощная, слабенькая, потому и упали. Это естественно. Ничего здесь необычного нет. Некоторые думают: кто-то нас испортил, кто-то зло причинил, но даже если против одного человека соберутся все колдуны мира, маги, чародеи, а Бог не попустит, ничего не будет, потому что без воли Божией ни один волос с головы не упадет. А если вы упали, что надо сделать? Сказать: «Слава Тебе, Господи! Если Ты мне не поможешь, могу еще раз упасть. Господи, сохрани, помоги». Только так. Смириться и поблагодарить: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня не оставил. Ты печешься даже о червячках, которые в живут земле, Ты знаешь каждую песчинку в море, Ты заботишься о всех, но и меня Ты не забыл, Ты меня любишь, Ты – мой Отец». Благодарите Господа и радуйтесь.
Телефонный звонок: – Я никак не могу понять одно место в утренних молитвах, в пятой молитве святого Василия Великого «У Негоже несть применение, или приложения осенение». Что это значит?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Имеется в виду Бог. У «Него же несть применение», т.е. Бог не изменяем. Бог и вчера и днесь, и сегодня, и во веки той же. Бог не изменяем, это значит, Он постоянен. Изменение – признак несовершенства. Мы – люди способны изменяться к лучшему, это значит, что мы несовершенны, нам есть куда стремиться. К Богу такое понятие неприменимо. Бог совершен абсолютно, сверхсовершенен, поэтому Ему меняться некуда. Он – недосягаемый идеал совершенства. Это и означает: «у Негоже несть применение, или приложение осенение».
Вернемся к теме смирения. О прощении ближнего. Батюшка, вы верно сказали, что если есть сильная обида на ближнего, нужно за него молиться, и тогда сердце умягчится, и примирение станет возможно. Сначала внутренне человек примирится с ближним, а вскоре, встретившись с ним, скажет: «Прости меня», даже будучи сам невиноват. Многие, к сожалению, говорят: «Как я буду за него молиться, если он мне столько зла сделал?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – У Достоевского есть хорошая мысль: «Не засоряйте память обидами, а то там просто может не остаться места для прекрасных воспоминаний».
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Это точно. Когда человек упражняется в смирении, приобретает навык. Упражняется в обиде, постоянно обижается, он тоже приобретает навык. Этот навык становится его второй натурой. Он постоянно обижается и такому человеку жить тяжело – всегда в унынии, в обиде, а это разъедает душу.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Мне сегодня пришло сообщение: «Мне плохо, помолитесь». Я в проповеди часто говорю: если стало плохо, возьми святую воду (она дома всегда должна быть), голову помочи, на грудь воды налей, выпей, Евангелие почитай и помолись: «Господи, помоги, Матерь Божия, помоги», проси святых. И скажи: «Мне за мои грехи надо пострадать», потому что мы невоспитанные, обижаемся, дуемся. Если так поступать, Господа призывать на помощь, Он поможет.
Телефонный звонок: – Когда благословляет священник, мы привыкли целовать руку. А, бывает, священник благословляя, просто кладет руку на голову и поцеловать не дает. Как на это реагировать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Святитель Иоанн Златоуст говорит, что священник получил благодать от Господа. И когда человек подходит к священнику, просит благословения и тот благословляет, то через руку священника Свое дитя благословляет Сам Христос. И это рука уже не батюшкина, а рука Господня. Мы целуем руку не священника, а руку Господню. Старец Паисий рассказывал, что когда на Афоне рукоположили одного иеромонаха и старец подошел взять у него благословение, тот руку не дал целовать, тогда старец сказал: «Господь дал тебе благодать, и эта рука уже не твоя, а Господня. Как ты можешь ее не давать?» Некоторые священники, поступая так, делают это по незнанию, а может и по смирению.
В Церкви все имеет смысл. Например, почему после службы всем в храме дают крест? Потому что всем хочется приложиться ко Престолу, но правила запрещают входить в алтарь, особенно мирянам – женщинам и мужчинам. Когда священник выносит крест и мы целуем его, целуем ноги Христа.
Телефонный звонок: – Как можно молиться Иисусовой молитвой за других?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда человек читает эту краткую молитву: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», то освящается душа, тело, одежда, воздух и злые духи боятся к этому месту подступить. Афонские старцы пишут: кто читает молитву Иисусову со вниманием, может исцелиться от рака, от сердечной боли, потому что в молитве Иисусовой – смирение и призывание имени Христа.
Мы можем молиться о себя и о ближних. Например, мать может молиться так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Или так: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Или «Богородице Дево, радуйся» – чередовать разные молитвы, лишь бы только человек был с Богом, потому что в молитве он соединяется с Небом. Как только перестал молиться, опустился на землю, тут его враги поджидают и начинают искушать: под видам добра всякого рода помыслы посылают, лишь бы человека ввести в гнев, в зло, в обиду.
Телефонный звонок: – Архангел Михаил и воины его низвергли сатану с Неба, и в Откровении сказано, что враг уже связан, не имеет силы. Почему же тогда возникали ереси, кровопролитие, гонения на христиан?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Дьявол пал с Неба за гордость. Господь его связал, но бесы действуют. Если бы Господь не хранил нас, даже один слабенький бесенок мог бы весь земной шар перевернуть. Святые отцы говорят так, если бы не было бесов, ни один бы человек не спасся. Для чего Господь попускает их существование? Для того чтобы мы вели борьбу, потому что в борьбе рождаются святые. Каждому человеку Господь попускает беса равного ему по силе. Когда человек духовно возрос, то ему посылается сильный злой дух. Если духовному подростку, то меньшей силы.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, тут еще нужно объяснить радиослушателям, что Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова - это единственная книга, которая говорит о будущем, о том, что должно быть. Святые отцы с осторожностью подходили к толкованию Апокалипсиса, потому что события, в нем описываемые, еще не совершились и нужно иметь особые духовные высоту и дерзновение, чтоб толковать Апокалипсис. Что значит «сковал сатану»? Как можно это понять?
Архимандрит Амвросий(Юрасов): – Не дал ему сил.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Да, не уничтожил его, а ограничил в действиях. Что касается расколов и ересей. Человек наделен свободной волей. Более того, мы, люди, рождаемся духовно поврежденными. Отчего? Оттого, что наши прародители впали в грех и все мы рождаемся с искаженной волей, склонной ко греху. А поскольку у нас есть свободная воля и она склоняется ко греху, мы и без бесов можем отпасть от Бога. Почему Церковь так ревностно противостояла ересям? Потому что ересь – это болезнь ума. Это гордость, когда человек не покоряется воле Божией, Церкви, а говорит: «Нет, я прав и Евангелие нужно толковать так-то и так-то, и во Христе было не две воли, а одна». Или, что «Он был не Сыном Божиим, а просто величайшим творением Бога»… и др. Конечно, за еретиками стояли бесы, но, тем не менее, это была синергия со знаком минус. Соработничество человека и бесов. У святых отцов есть такой рассказ: один монах в пост пытался варить на свечке яйцо, а кто-то из духовных отцов этого монастыря зашел к нему и увидел это. Монах, видя подвижника, говорит: «Прости, отче, меня бес искусил». А бес, стоящий рядом, отвечает: «Поверь, я сам у него учусь». Человек сам по своей воле способен совершать грех, ну а бесы, конечно, в этом помогают. И, как вы, батюшка, правильно заметили, каждому дается бес по силе. У самих бесов гораздо больше силы, чем у человека, но Господь Своей благодатью уравнивает, не дает бесу действовать так, как он мог бы.
Телефонный звонок: – Помогите мне, пожалуйста. Я понимаю, что уход по своей воле, самоубийство – это большой грех. Знаете, покаяние в грехах мне не помогает. Мало того, что я болею, я своим состоянием причиняю боль ближним, досаждаю им. Может, мой уход даст им облегчение? Держусь из последних сил, но уже и они заканчиваются.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Так что, покончить жизнь самоубийством?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Нет, самоубийство – самый тяжкий грех, но терпения уже нет. Откуда взять терпение?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» (Мф.7, 7). Своими силами мы ничего сделать не можем, а с Божией помощью – все возможно. Надо смириться – не надеяться на себя, на свои силы, обратиться к Богу; как только человек смирился, прекращается грех.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, прислали такой вопрос: «В больших храмах я чувствую себя плохо, в маленьких – замечательно. Почему?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Причины могут быть разные: может быть душа не полностью раскаялась, может, человек плохо переносит большое скопление народа… Нужна генеральная исповедь, необходимо покаяться во всех грехах. И страх тоже бывает из-за этого. Человек живет в частном доме, ему нужно выйти в коридор, что-то взять, а там света нет. Он быстро берет нужную вещь, влетает в комнату и закрывает за собой двери – боится. Страх говорит о том, что у него есть нераскаянные грехи. А как только покается во всех грехах, может спокойно выходить – у него надежда на Бога и страха нет.
Телефонный звонок: – Скажите, пожалуйста, какие у нас есть покаянные псалмы, кроме пятидесятого?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Вся Псалтырь, матушка, покаянная.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – В монастыре мы выпускали газету, и в одном из номеров напечатали мою проповедь. Там было о том, что Бог – океан любви. В нем нет ни гнева, ни зла, Он – сама Любовь. Какой бы мы грех ни совершили, Господь его прощает и любую болезнь исцелит. Эта газета попала в зону, где-то в северных болотистых краях, к осужденному в камеру, который совершил три убийства. Ему тяжко – уныние, отчаяние, готов решетки зубами грызть. А тут – газета и он ухватился за эти слова. Написал исповедь, прислал ее мне. Я прочитал эту исповедь и прочитал разрешительную молитву над одним человеком, называя имя осужденного. Осужденный вскоре присылает письмо, в котором пишет, что такого-то числа (называет день, когда была прочитана разрешительная молитва), у него была такая радость, что он по камере прыгал, всех обнимал и целовал. И подумал, что, наверное, Господь в этот момент простил ему через священника грехи. Потом он стал усердно молиться: все лягут спать, а он встает на колени перед Господом, читает молитву Иисусову, «Богородице Дева, радуйся…», покаянные псалмы, какие найдет. У него появилась непрестанная молитва, «молитва самодвижущая», – он так написал. Чувствовал в сердце Бога и молитву. Перед Великим постом попросил выслать книги и рассказать, как правильно молиться и проводить пост. Я ему ответил: «Как молился, так и дальше молись, не надо ничего нового придумывать». В ответ приходит письмо: «Я на вас обиделся, и самодвижущаяся молитва от меня ушла. Я всю ночь проплакал, просил Господа меня простить, и молитва ко мне опять вернулась». Потом сообщил, что начальство, видя, что он полностью изменился, предложило ему работу, а потом и перевод в лучшие условия. Как-то я чищу снег в монастыре, меня зовут к телефону. Оказалось, это звонит тот самый осужденный, его перевели в Центральную Россию. Говорит: «Я, чтобы никто не видел, под трубы отопления залез и звоню. Батюшка, я очень доволен: здесь есть церковь, я молюсь». Прошло уже несколько лет, пока про него ничего не слышно.
Телефонный звонок: – Женщина забеременела, был долгожданный ребенок, но случилось осложнение и выкидыш. Как к этому относиться, почему так случается?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Иногда такое бывает за нераскаянные грехи, про которые забыли или сознательно утаили, особенно, если это содомские грехи. Но мы не знаем ни эту женщину, ни обстоятельств ее жизни, поэтому про это лучше ей спросить своего духовника.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, нам прислали такой вопрос: «Молитва детей за родителей равноценна молитве родителей за детей»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Если дитя малое, еще грехов не совершило, то молитва этого ребенка сильная, потому что Бог говорит: «Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мр.10, 14). Значит, Господь принимает детскую молитву. А родительская молитва, со дна моря вымаливает, небеса потрясает. Поэтому матерям надо усиленно молиться и Господь эту молитву примет.
Телефонный звонок: – Как внуку ответить, когда будет пришествие Христа, суд и воскресение мертвых? Еще спрашивает: а если мы доживем, что с нами будет?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Матушка, изменимся.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – У апостола Павла об этом написано: «А мы, оставшиеся изменимся», каким образом? Поживем, увидим.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Мы изменимся, станем духовными, бессмертными.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, еще вопрос: «Что значит: Иисус Христос снизошел до наших грехов»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это значит, Господь смирился, как вечернее солнце.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – С Неба сошел на землю.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь оставил Небо, смирился ниже некуда, родился в убогой пещере.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Царь славы, рождается в убогой пещере. Не прославленный Царь, а Царь славы, т.е. у славы есть свой царь. Только вдумайтесь в эти слова! Вот этот Царь славы пришел к нам, родился в убогой пещере.
Телефонный звонок: – Взрослый сын поднимает на меня руки. У меня двое маленьких внуков, он при них ругается матом, кричит. Я иногда не выдерживаю – в сердцах начинаю его проклинать. Потом это проходит, иду на исповедь, каюсь. Думаю, что больше не буду так делать, буду терпеть. Потом опять налетает буря, становится невыносимо.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Матушка, предайтесь воле Божией. Господь сам все управит.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Но эти слова могут на голову самого проклинающего обратиться.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Могут, поэтому надо со словом обращаться осторожно и остерегаться такое говорить. Поэтому он вас и бьет, что вы его проклинаете.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – То есть замкнутый круг…
Архимандрит Амвросий (Юрасов): - А бесы вас еще больше разжигают через него. Если вы будете молиться о сыне, бесы будут видеть – не получается внести раздор, отступят. Каждый день читайте «Живый в помощи Вышняго…». Окропляйте святой водой комнату, потому что бесы могут наполнять и квартиру. Не злитесь на сына, потому что через него действуют злые духи. Сказано: «Спасение наше идет через ближнего». Не будет его, будет кто-то другой, все равно будете ругаться. Господь вам такое попустил, значит, надо потерпеть.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, такой вопрос: «Меня врачи искалечили, я не живу, а мучаюсь. Прошу у Бога смерти, но Он меня не слышит».
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Значит, не надо этого просить у Бога. Сказать: «Господи, да будет воля Твоя святая, Ты Сам знаешь, как быть». И не надо обижаться на врачей, потому что это не они, а наша греховная жизнь довела нас до этого состояния. И Бога надо благодарить, как это делал Иов Многострадальный. Он говорил: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за все». Это будет правильно.
Телефонный звонок: – Должен был жениться, но к сожалению, по разным причинам этого не произошло. Мы сейчас работаем вместе, видимся каждый день. Это очень тяжело переживать, появилась ненависть друг к друг, вспышки гнева, порой невозможно себя контролировать. Подскажите: как себя вести в данном случае?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Будущим юноше и девушке Господь с детства дает благодать для того, чтобы они друг друга полюбили чистой любовью. А мы эту благодать разлили, расплескали и теперь уже полагаемся на страсти. Если духовной жизни нет, то в душе мира нет, покоя нет, только скандалы и ругань.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – А как этому молодому человеку не гневаться, не раздражаться, ведь они каждый день видятся?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это опять-таки гордыня. Смиряться мы не хотим, поэтому и страдаем и мучаемся, и ругаемся друг с другом. Чтобы не было гнева, надо покаяться и найти подходящий момент, чтобы примириться.
Телефонный звонок: – У сестры был золотой крестик, она его часто теряла, а потом отдала мне. Я привезла его домой, положила в святую воду, прочитала молитву и не знаю, что дальше с ним делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это обычное явление – бояться креста. Найдут крест, – ой, это к скорби. Наоборот надо крест поднять, спасти крест Господний, чтобы он не оставался на поругание. Надо поблагодарить Бога и сестру и носить этот крестик или повесить его в святой уголок.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, в завершении передачи слово утешения.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Как-то в кругу многих людей священник задал вопрос: «Если бы сейчас явился Христос, чтобы вы у Него просили»? Одного спросил, второго, десятого… Девушка говорит, чтобы найти хорошего мужа. Мать, чтобы дочка сдала экзамен или сын поступил в духовное училище. Все просили только об одном, о земном. Священник повторяет: «Представляете, если бы явился Сам Христос и сказал, что ни попросите, все дам». Одна девочка заплакала и говорит: «Если бы Христос явился, я бы просила у Господа, чтобы все люди мира спаслись, чтобы никто не погиб». Вот так чистая душа ответила.
Посмотрите на очереди к святым мощам, святыням, спросите: что вы там стоите, о чем просите? Ответят: чтобы экзамен сдать, поступить в институт, квартиру поменять, в кредит деньги взять, замуж выйти… Все только о земном. Никто не просит об исцелении души, о том, чтобы избавиться от грехов… Ведь мы через святых Кого просим? Творца Вселенной! Надо просить, чтобы Господь не лишил нас Царства Небесного, чтобы избавил от вечных адских мук, но об этом мало кто думает. А ведь время идет, жизнь быстро кончается. Господь сказал: «В чем застану, в том буду судить». Постарайтесь совершить генеральную исповедь – покаяться во всех грехах, чтобы на совести ничего не оставалось. Потому что, когда душа выйдет из тела, бесы покажут и сколько было абортов, и сколько мужчин, и содомские грехи, будем плакать кровавыми слезами, но там покаяния уже не будет. Это страшно.
Иеродиакон Елеазар (Титов): ̶ Митрополит Иосиф Алматинский, которого вы, батюшка, знали, (он уже почил), как-то сказал, что для спасения христианину нужно исполнить пять вещей: первое – накормить ближнего; второе – напоить ближнего; третье – одеть ближнего; четвертое – посетить ближнего; пятое – простить ближнего. Знаю, вам это высказывание очень понравилось, вы его многим при встрече говорите… Однако, я заметил следующее: с первыми четырьмя пунктами все с радостью соглашаются, а как доходит до последнего пункта «простить ближнего», начинаются проблемы и каждый приводит свою причину, по которой он не может ближнего простить. А между тем, это вопрос смирения перед Богом. Смирение – это то, что привлекает благодать в душу человека. А многие этого не понимают, у них о смирении искаженное понимание: я буду унижаться, о меня будут ноги вытирать, меня будут поносить. А между тем, смирение это когда в душе благодать, когда человек полагается на волю Божию. Если в душе есть благодать, значит там мир, тишина и покой, чего так все ищут. Батюшка расскажите, как стяжать подлинное, настоящее смирение и как правильно понимать, что оно собой представляет?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Идеалом смирения для нас является Господь наш Иисус Христос. Он Сам сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Отчего мы так суетимся, кричим, шумим, ругаемся, злимся, обижаемся? Оттого что у нас нет смирения. Смиренный человек уравновешенный, спокойный, мирный, добрый, старается всем нести добро.
Если у такого человека есть враг, который причиняет ему много зла, смиренный молится о нем, через него злые духи перестают действовать, чтобы смущать и ввести в какой-то грех, и враг перестает быть врагом.
Что бы со смиренным человеком ни случилось, например, попал в тюрьму, хотя и был невиновен, он смиряется и благодарит: «Слава Богу, значит, так Господу угодно. Он знает, что для меня лучше, потому что вся наша жизнь – это школа, а все случаи – это уроки». Господь смотрит, как мы в том или ином деле будем себя вести, как будем смиряться. Этот путь прошел Сам Христос.
Например, женщина живет с мужем. Постоянно кается в одних и тех же грехах, что она злится, с мужем ругается, его оскорбляет и не может от этого избавиться. Я говорю: «Милая моя, не ищи в муже недостатки, а ищи их в себе, потому что если не будет твоего мужа, будет кто-то другой и будет тоже самое до тех пор, пока не смиришься. Как только смиришься, все прекратится». Она отвечает: «А я не могу». Потрудиться не хочет. Если такая душа выйдет из тела, ее окружат бесы, и эта грязная, гордая душа в рай не попадет, а если попадет, всех ангелов там разгонит, потому что смирения в ней нет, а есть гордыня, которая и будет мучить.
Телефонный звонок: – У нас умер знакомый, его хоронили с крестильным крестиком, а тот, который он постоянно носил, остался. Что теперь с ним делать, куда деть?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Просто повесить крестик в святой уголок в память об усопшем. Бывает так, что человек при жизни крест не носил, а когда умер, ему крест надели. Это ничего не даст, он должен был при жизни крест носить. И как крест надели, никогда его не снимать.
Телефонный звонок: – Я болею, и меня исповедуют дома. На днях поисповедалась, а потом пошла и упала. Очень переживаю: может, это значит что-то плохое? Может, что-то неправильно сделала?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Поскольку вы немощная, слабенькая, потому и упали. Это естественно. Ничего здесь необычного нет. Некоторые думают: кто-то нас испортил, кто-то зло причинил, но даже если против одного человека соберутся все колдуны мира, маги, чародеи, а Бог не попустит, ничего не будет, потому что без воли Божией ни один волос с головы не упадет. А если вы упали, что надо сделать? Сказать: «Слава Тебе, Господи! Если Ты мне не поможешь, могу еще раз упасть. Господи, сохрани, помоги». Только так. Смириться и поблагодарить: «Господи, благодарю Тебя, что Ты меня не оставил. Ты печешься даже о червячках, которые в живут земле, Ты знаешь каждую песчинку в море, Ты заботишься о всех, но и меня Ты не забыл, Ты меня любишь, Ты – мой Отец». Благодарите Господа и радуйтесь.
Телефонный звонок: – Я никак не могу понять одно место в утренних молитвах, в пятой молитве святого Василия Великого «У Негоже несть применение, или приложения осенение». Что это значит?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Имеется в виду Бог. У «Него же несть применение», т.е. Бог не изменяем. Бог и вчера и днесь, и сегодня, и во веки той же. Бог не изменяем, это значит, Он постоянен. Изменение – признак несовершенства. Мы – люди способны изменяться к лучшему, это значит, что мы несовершенны, нам есть куда стремиться. К Богу такое понятие неприменимо. Бог совершен абсолютно, сверхсовершенен, поэтому Ему меняться некуда. Он – недосягаемый идеал совершенства. Это и означает: «у Негоже несть применение, или приложение осенение».
Вернемся к теме смирения. О прощении ближнего. Батюшка, вы верно сказали, что если есть сильная обида на ближнего, нужно за него молиться, и тогда сердце умягчится, и примирение станет возможно. Сначала внутренне человек примирится с ближним, а вскоре, встретившись с ним, скажет: «Прости меня», даже будучи сам невиноват. Многие, к сожалению, говорят: «Как я буду за него молиться, если он мне столько зла сделал?»
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – У Достоевского есть хорошая мысль: «Не засоряйте память обидами, а то там просто может не остаться места для прекрасных воспоминаний».
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Это точно. Когда человек упражняется в смирении, приобретает навык. Упражняется в обиде, постоянно обижается, он тоже приобретает навык. Этот навык становится его второй натурой. Он постоянно обижается и такому человеку жить тяжело – всегда в унынии, в обиде, а это разъедает душу.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Мне сегодня пришло сообщение: «Мне плохо, помолитесь». Я в проповеди часто говорю: если стало плохо, возьми святую воду (она дома всегда должна быть), голову помочи, на грудь воды налей, выпей, Евангелие почитай и помолись: «Господи, помоги, Матерь Божия, помоги», проси святых. И скажи: «Мне за мои грехи надо пострадать», потому что мы невоспитанные, обижаемся, дуемся. Если так поступать, Господа призывать на помощь, Он поможет.
Телефонный звонок: – Когда благословляет священник, мы привыкли целовать руку. А, бывает, священник благословляя, просто кладет руку на голову и поцеловать не дает. Как на это реагировать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Святитель Иоанн Златоуст говорит, что священник получил благодать от Господа. И когда человек подходит к священнику, просит благословения и тот благословляет, то через руку священника Свое дитя благословляет Сам Христос. И это рука уже не батюшкина, а рука Господня. Мы целуем руку не священника, а руку Господню. Старец Паисий рассказывал, что когда на Афоне рукоположили одного иеромонаха и старец подошел взять у него благословение, тот руку не дал целовать, тогда старец сказал: «Господь дал тебе благодать, и эта рука уже не твоя, а Господня. Как ты можешь ее не давать?» Некоторые священники, поступая так, делают это по незнанию, а может и по смирению.
В Церкви все имеет смысл. Например, почему после службы всем в храме дают крест? Потому что всем хочется приложиться ко Престолу, но правила запрещают входить в алтарь, особенно мирянам – женщинам и мужчинам. Когда священник выносит крест и мы целуем его, целуем ноги Христа.
Телефонный звонок: – Как можно молиться Иисусовой молитвой за других?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Когда человек читает эту краткую молитву: « Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», то освящается душа, тело, одежда, воздух и злые духи боятся к этому месту подступить. Афонские старцы пишут: кто читает молитву Иисусову со вниманием, может исцелиться от рака, от сердечной боли, потому что в молитве Иисусовой – смирение и призывание имени Христа.
Мы можем молиться о себя и о ближних. Например, мать может молиться так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных». Или так: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Или «Богородице Дево, радуйся» – чередовать разные молитвы, лишь бы только человек был с Богом, потому что в молитве он соединяется с Небом. Как только перестал молиться, опустился на землю, тут его враги поджидают и начинают искушать: под видам добра всякого рода помыслы посылают, лишь бы человека ввести в гнев, в зло, в обиду.
Телефонный звонок: – Архангел Михаил и воины его низвергли сатану с Неба, и в Откровении сказано, что враг уже связан, не имеет силы. Почему же тогда возникали ереси, кровопролитие, гонения на христиан?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Дьявол пал с Неба за гордость. Господь его связал, но бесы действуют. Если бы Господь не хранил нас, даже один слабенький бесенок мог бы весь земной шар перевернуть. Святые отцы говорят так, если бы не было бесов, ни один бы человек не спасся. Для чего Господь попускает их существование? Для того чтобы мы вели борьбу, потому что в борьбе рождаются святые. Каждому человеку Господь попускает беса равного ему по силе. Когда человек духовно возрос, то ему посылается сильный злой дух. Если духовному подростку, то меньшей силы.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, тут еще нужно объяснить радиослушателям, что Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова - это единственная книга, которая говорит о будущем, о том, что должно быть. Святые отцы с осторожностью подходили к толкованию Апокалипсиса, потому что события, в нем описываемые, еще не совершились и нужно иметь особые духовные высоту и дерзновение, чтоб толковать Апокалипсис. Что значит «сковал сатану»? Как можно это понять?
Архимандрит Амвросий(Юрасов): – Не дал ему сил.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Да, не уничтожил его, а ограничил в действиях. Что касается расколов и ересей. Человек наделен свободной волей. Более того, мы, люди, рождаемся духовно поврежденными. Отчего? Оттого, что наши прародители впали в грех и все мы рождаемся с искаженной волей, склонной ко греху. А поскольку у нас есть свободная воля и она склоняется ко греху, мы и без бесов можем отпасть от Бога. Почему Церковь так ревностно противостояла ересям? Потому что ересь – это болезнь ума. Это гордость, когда человек не покоряется воле Божией, Церкви, а говорит: «Нет, я прав и Евангелие нужно толковать так-то и так-то, и во Христе было не две воли, а одна». Или, что «Он был не Сыном Божиим, а просто величайшим творением Бога»… и др. Конечно, за еретиками стояли бесы, но, тем не менее, это была синергия со знаком минус. Соработничество человека и бесов. У святых отцов есть такой рассказ: один монах в пост пытался варить на свечке яйцо, а кто-то из духовных отцов этого монастыря зашел к нему и увидел это. Монах, видя подвижника, говорит: «Прости, отче, меня бес искусил». А бес, стоящий рядом, отвечает: «Поверь, я сам у него учусь». Человек сам по своей воле способен совершать грех, ну а бесы, конечно, в этом помогают. И, как вы, батюшка, правильно заметили, каждому дается бес по силе. У самих бесов гораздо больше силы, чем у человека, но Господь Своей благодатью уравнивает, не дает бесу действовать так, как он мог бы.
Телефонный звонок: – Помогите мне, пожалуйста. Я понимаю, что уход по своей воле, самоубийство – это большой грех. Знаете, покаяние в грехах мне не помогает. Мало того, что я болею, я своим состоянием причиняю боль ближним, досаждаю им. Может, мой уход даст им облегчение? Держусь из последних сил, но уже и они заканчиваются.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, что делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Так что, покончить жизнь самоубийством?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Нет, самоубийство – самый тяжкий грех, но терпения уже нет. Откуда взять терпение?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15,5), «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете, стучите, и отворят вам» (Мф.7, 7). Своими силами мы ничего сделать не можем, а с Божией помощью – все возможно. Надо смириться – не надеяться на себя, на свои силы, обратиться к Богу; как только человек смирился, прекращается грех.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, прислали такой вопрос: «В больших храмах я чувствую себя плохо, в маленьких – замечательно. Почему?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Причины могут быть разные: может быть душа не полностью раскаялась, может, человек плохо переносит большое скопление народа… Нужна генеральная исповедь, необходимо покаяться во всех грехах. И страх тоже бывает из-за этого. Человек живет в частном доме, ему нужно выйти в коридор, что-то взять, а там света нет. Он быстро берет нужную вещь, влетает в комнату и закрывает за собой двери – боится. Страх говорит о том, что у него есть нераскаянные грехи. А как только покается во всех грехах, может спокойно выходить – у него надежда на Бога и страха нет.
Телефонный звонок: – Скажите, пожалуйста, какие у нас есть покаянные псалмы, кроме пятидесятого?
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Вся Псалтырь, матушка, покаянная.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – В монастыре мы выпускали газету, и в одном из номеров напечатали мою проповедь. Там было о том, что Бог – океан любви. В нем нет ни гнева, ни зла, Он – сама Любовь. Какой бы мы грех ни совершили, Господь его прощает и любую болезнь исцелит. Эта газета попала в зону, где-то в северных болотистых краях, к осужденному в камеру, который совершил три убийства. Ему тяжко – уныние, отчаяние, готов решетки зубами грызть. А тут – газета и он ухватился за эти слова. Написал исповедь, прислал ее мне. Я прочитал эту исповедь и прочитал разрешительную молитву над одним человеком, называя имя осужденного. Осужденный вскоре присылает письмо, в котором пишет, что такого-то числа (называет день, когда была прочитана разрешительная молитва), у него была такая радость, что он по камере прыгал, всех обнимал и целовал. И подумал, что, наверное, Господь в этот момент простил ему через священника грехи. Потом он стал усердно молиться: все лягут спать, а он встает на колени перед Господом, читает молитву Иисусову, «Богородице Дева, радуйся…», покаянные псалмы, какие найдет. У него появилась непрестанная молитва, «молитва самодвижущая», – он так написал. Чувствовал в сердце Бога и молитву. Перед Великим постом попросил выслать книги и рассказать, как правильно молиться и проводить пост. Я ему ответил: «Как молился, так и дальше молись, не надо ничего нового придумывать». В ответ приходит письмо: «Я на вас обиделся, и самодвижущаяся молитва от меня ушла. Я всю ночь проплакал, просил Господа меня простить, и молитва ко мне опять вернулась». Потом сообщил, что начальство, видя, что он полностью изменился, предложило ему работу, а потом и перевод в лучшие условия. Как-то я чищу снег в монастыре, меня зовут к телефону. Оказалось, это звонит тот самый осужденный, его перевели в Центральную Россию. Говорит: «Я, чтобы никто не видел, под трубы отопления залез и звоню. Батюшка, я очень доволен: здесь есть церковь, я молюсь». Прошло уже несколько лет, пока про него ничего не слышно.
Телефонный звонок: – Женщина забеременела, был долгожданный ребенок, но случилось осложнение и выкидыш. Как к этому относиться, почему так случается?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Иногда такое бывает за нераскаянные грехи, про которые забыли или сознательно утаили, особенно, если это содомские грехи. Но мы не знаем ни эту женщину, ни обстоятельств ее жизни, поэтому про это лучше ей спросить своего духовника.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, нам прислали такой вопрос: «Молитва детей за родителей равноценна молитве родителей за детей»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Если дитя малое, еще грехов не совершило, то молитва этого ребенка сильная, потому что Бог говорит: «Не запрещайте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мр.10, 14). Значит, Господь принимает детскую молитву. А родительская молитва, со дна моря вымаливает, небеса потрясает. Поэтому матерям надо усиленно молиться и Господь эту молитву примет.
Телефонный звонок: – Как внуку ответить, когда будет пришествие Христа, суд и воскресение мертвых? Еще спрашивает: а если мы доживем, что с нами будет?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Матушка, изменимся.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – У апостола Павла об этом написано: «А мы, оставшиеся изменимся», каким образом? Поживем, увидим.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Мы изменимся, станем духовными, бессмертными.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, еще вопрос: «Что значит: Иисус Христос снизошел до наших грехов»?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это значит, Господь смирился, как вечернее солнце.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – С Неба сошел на землю.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Господь оставил Небо, смирился ниже некуда, родился в убогой пещере.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Царь славы, рождается в убогой пещере. Не прославленный Царь, а Царь славы, т.е. у славы есть свой царь. Только вдумайтесь в эти слова! Вот этот Царь славы пришел к нам, родился в убогой пещере.
Телефонный звонок: – Взрослый сын поднимает на меня руки. У меня двое маленьких внуков, он при них ругается матом, кричит. Я иногда не выдерживаю – в сердцах начинаю его проклинать. Потом это проходит, иду на исповедь, каюсь. Думаю, что больше не буду так делать, буду терпеть. Потом опять налетает буря, становится невыносимо.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Матушка, предайтесь воле Божией. Господь сам все управит.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Но эти слова могут на голову самого проклинающего обратиться.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Могут, поэтому надо со словом обращаться осторожно и остерегаться такое говорить. Поэтому он вас и бьет, что вы его проклинаете.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – То есть замкнутый круг…
Архимандрит Амвросий (Юрасов): - А бесы вас еще больше разжигают через него. Если вы будете молиться о сыне, бесы будут видеть – не получается внести раздор, отступят. Каждый день читайте «Живый в помощи Вышняго…». Окропляйте святой водой комнату, потому что бесы могут наполнять и квартиру. Не злитесь на сына, потому что через него действуют злые духи. Сказано: «Спасение наше идет через ближнего». Не будет его, будет кто-то другой, все равно будете ругаться. Господь вам такое попустил, значит, надо потерпеть.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, такой вопрос: «Меня врачи искалечили, я не живу, а мучаюсь. Прошу у Бога смерти, но Он меня не слышит».
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Значит, не надо этого просить у Бога. Сказать: «Господи, да будет воля Твоя святая, Ты Сам знаешь, как быть». И не надо обижаться на врачей, потому что это не они, а наша греховная жизнь довела нас до этого состояния. И Бога надо благодарить, как это делал Иов Многострадальный. Он говорил: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за все». Это будет правильно.
Телефонный звонок: – Должен был жениться, но к сожалению, по разным причинам этого не произошло. Мы сейчас работаем вместе, видимся каждый день. Это очень тяжело переживать, появилась ненависть друг к друг, вспышки гнева, порой невозможно себя контролировать. Подскажите: как себя вести в данном случае?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Будущим юноше и девушке Господь с детства дает благодать для того, чтобы они друг друга полюбили чистой любовью. А мы эту благодать разлили, расплескали и теперь уже полагаемся на страсти. Если духовной жизни нет, то в душе мира нет, покоя нет, только скандалы и ругань.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – А как этому молодому человеку не гневаться, не раздражаться, ведь они каждый день видятся?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это опять-таки гордыня. Смиряться мы не хотим, поэтому и страдаем и мучаемся, и ругаемся друг с другом. Чтобы не было гнева, надо покаяться и найти подходящий момент, чтобы примириться.
Телефонный звонок: – У сестры был золотой крестик, она его часто теряла, а потом отдала мне. Я привезла его домой, положила в святую воду, прочитала молитву и не знаю, что дальше с ним делать?
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Это обычное явление – бояться креста. Найдут крест, – ой, это к скорби. Наоборот надо крест поднять, спасти крест Господний, чтобы он не оставался на поругание. Надо поблагодарить Бога и сестру и носить этот крестик или повесить его в святой уголок.
Иеродиакон Елеазар (Титов): – Батюшка, в завершении передачи слово утешения.
Архимандрит Амвросий (Юрасов): – Как-то в кругу многих людей священник задал вопрос: «Если бы сейчас явился Христос, чтобы вы у Него просили»? Одного спросил, второго, десятого… Девушка говорит, чтобы найти хорошего мужа. Мать, чтобы дочка сдала экзамен или сын поступил в духовное училище. Все просили только об одном, о земном. Священник повторяет: «Представляете, если бы явился Сам Христос и сказал, что ни попросите, все дам». Одна девочка заплакала и говорит: «Если бы Христос явился, я бы просила у Господа, чтобы все люди мира спаслись, чтобы никто не погиб». Вот так чистая душа ответила.
Посмотрите на очереди к святым мощам, святыням, спросите: что вы там стоите, о чем просите? Ответят: чтобы экзамен сдать, поступить в институт, квартиру поменять, в кредит деньги взять, замуж выйти… Все только о земном. Никто не просит об исцелении души, о том, чтобы избавиться от грехов… Ведь мы через святых Кого просим? Творца Вселенной! Надо просить, чтобы Господь не лишил нас Царства Небесного, чтобы избавил от вечных адских мук, но об этом мало кто думает. А ведь время идет, жизнь быстро кончается. Господь сказал: «В чем застану, в том буду судить». Постарайтесь совершить генеральную исповедь – покаяться во всех грехах, чтобы на совести ничего не оставалось. Потому что, когда душа выйдет из тела, бесы покажут и сколько было абортов, и сколько мужчин, и содомские грехи, будем плакать кровавыми слезами, но там покаяния уже не будет. Это страшно.