суббота, 4 июня 2011 г.

Румыния: почти дома

По приглашению ассоциации православной молодежи Румынии духовник монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов) с насельницами монастыря монахиней Иоанной (Смирновой) и монахиней Паисией (Плачинта) посетили Румынию. Во время поездки состоялись встречи с представителями духовенства, монашествующими, православной молодежью и интеллигенцией; представители Введенского монастыря посетили более 20 румынских монастырей.

Румыния: почти дома
В Румынии чувствовала себя почти как дома. То ли оттого, что народ православный, то ли оттого, что не просто православный, а и приветливый и радостный, то ли оттого, что ездили с батюшкой, но везде и всегда нас встречали как своих (даже если нас не знали и не ждали).


Фотографии в альбоме «Поездка в Румынию» ivanovo-monastyr на Яндекс.Фотках



































Первая наша поездка, а ездили мы каждый день километров по 200-300, была за 150 км до городка Муригёл, где находится переправа через Дунай.
Дунай широкий, чем-то похож на Волгу. Паромчик издалека показался таким маленьким, что мы засомневались, что этот именно тот, что нам нужен, но когда паром подошел, с него бодро сошла многотоннка с цементом? и несколько легковых автомашин.
Только заехали на паром, тут же полетели смс от Билайн: «Приветствуем вас в Болгарии». «Ну, ребята, вы даете», - подумала я, но Билайн оказался прав – до Болгарии рукой подать - несколько километров. Чуть позже Билайн посылал приветы, думая, что мы в Венгрии (впрочем, вскоре отключился – на юге страны и в горах не подавал признаков жизни).
На другом берегу на одном из зеленых поворотов мы резко остановились. Я сидела сзади и не сразу поняла, что случилось. Оказалось здесь, в безлюдном месте уже давно нас ждут ребята – представители ассоциации православной молодежи Румынии. По приглашению ассоциации мы и приехали, в каждом городе нас встречали руководители отделения. Руководители – громко сказано: обычные ребята, студенты, просто работающая молодежь. Хотя, какие они обычные? Для Румынии, может быть. Они встречали нас в национальных костюмах, с флагами, хлебом-солью, веселые и жизнерадостные, весь день сопровождали по монастырям и святым местам, причем, все было им не в тягость, а в радость. И радость их была такой живой и естественной, какую у нас теперь, пожалуй, и не встретишь.
Мне показалось, что радость, какая-то радостная основательность вообще свойственны Румынии. У нас во всем чувствуется некоторый надлом, то ли болезнь, то ли леность, как будто давненько плитой придавили и мы до сих пор выбраться не можем, а кто выбрался, помят и зажат. Может, десятилетия безбожия и гонений так сказались и до сих пор не можем оправиться? А румыны… в хорошем смысле непуганые какие-то… А еще по-настоящему верующие. Вот наш водитель – доамнул Василий. У него свой бизнес – транспортные перевозки, вся семья, не только жена, что было бы еще понятно, но и взрослые сыновья с семьями каждый день на литургии, только после литургии идут в свой офис.
Ребята бодро сопроводили нас в монастырь Дервент.
Встретил настоятель, отец Андрей – легкий, подвижный, сандалии на босу ногу, как у древних египетских монахов, проводил в храм. В храме еще шла литургия, на клиросе пело несколько монахов, стояли бедно одетые прихожане. В этот приезд мы оказались в небогатых регионах Румынии: и дома, и монастыри, и одежда людей говорили об отсутствии достатка, по пути стояли заброшенные заводы, разрушенные цеха, да и сами ребята рассказывали о серьезных проблемах с трудоустройством – молодежь уезжает в Италию. Все непросто, но при этом повсюду в стране строятся храмы и монастыри, да как строятся: 2-3 года – собор с росписями, а народ веселый и готовый помочь ближнему.
В конце литургии служащий священник помазал молящихся святым маслом. В храме – чудотворная икона Пресвятой Богородицы, видимо, св. масло из лампадки над иконой. Всю службу плакала больная женщина, подошла к о.Амвросию: «Возьмите меня с собой». Батюшка что-то ей сказал и помолился.
На стене фреска – румынская святая Филофея (у нас монахиня на Преображенском подворье носит ее свое имя): в национальной одежде, с лукошком и топориком в руке. Святая дева жила в ХI веке, много помогала бедным (оттого и лукошко), за что и пострадала – в нее бросили топор.
Монастырь Дервент известен в Румынии, сюда приезжает много паломников поклониться месту, где по преданию были казнены трое учеников св.апостола Андрея, на месте казни учеников обрели 3 каменных креста, один из крестов находится в приделе монастырского храма, здесь же покоятся мощи неизвестных святых первых веков.
Игумен провел по территории монастыря – древние плиты, могла старца, собравшего братию (их сейчас в монастыре 15). На территории монастыря множество скульптур – каменные колокола, кресты, композиции – это работы учащихся студии современной скульптуры, которая находится при монастыре.
О.Амвросия попросили побеседовать с братией, но прежде трапеза.
Еще в храме я заметила, что кутья на панихидном столике красиво украшена, у нас так не умеют, потом и в других монастырях видели – прямо произведения искусства. Очень хотелось попробовать. Оказалось, и вкус другой – нечто вроде воздушного рисового пудинга – очень легкая и сладкая. И трапеза мне понравилась – такой фасоли ни до, ни после я нигде не ела, с этого времени стала фанатом фасоли. Итак, обед: кутья, белая фасоль в соусе, зеленая фасоль тушеная, овощной суп, зеленый лук, чеснок с майонезом (эта приправа встречалась нам почти везде), пирог – слоеное тесто с яблоками и корицей, пушистый белый хлеб и вода. Попробовала все – больше из любопытства.
Батюшка сказал слово о монашестве, покаянии, в эту поездку он часто вспоминал слова свт.Иоанна Златоуста: «Чтобы наследовать Царствие Божие, недостаточно покатьяся, надо утвердиться в добрых делах» и слова преп.Иоанна Лествичника: «Многие совершают подвиги, носят вериги, уходят в пустыню, но выше всех незлобивый».
Недалеко от монастыря - источник св.апостола Андрея. На этом месте - часовня, вода очень холодная и чрезвычайно вкусная, нам дали несколько пустых бутылочек для воды с наклейками «Источник св.апостола Андрея», в дороге она нас часто выручала.
Попав в места, где подвизался св.апостол Андрей, мы не могли не побывать в его пещере. Отец Андрей, хотя это уже была не его «территория» - не его монастырь, вызвался сопровождать нас, и это сопровождение затянулось на целый день, до вечера он с мальчишками показывал нам святыни...

Пещеры: святыни и православный экстрим
Пещера апостола Андрея оказалась не так далеко, на территории мужского монастыря Святого Андрея (в Румынии монастыри называют по местности или по святому, которого независимо от чина – «апостол», «преподобный», «мученик», называют просто – «святой»).
Современный монастырь и древняя пещера. В новом храме – частица мощей Апостола.
Просторная пещера доступна – в нее ведут всего несколько ступеней, прямо над пещерой – зеленые заросли. У входа слева - каменное ложе, в глубине пещеры – небольшой алтарь.
В этой пещере 5 лет жил св.ап.Андрей, отсюда выходил на проповедь Евангелия язычникам-дакам, в лесу, у «9 источников» – крестил.
Эти места для румынов особенно дороги – здесь колыбель румынского Православия.
Провели в архандарик: там традиционные кофе, вода, печенье. Кофе не пью, попросила чай, но пока его искали (видно, это было непросто), время наше закончилось.
За вторым храмом – птичник: куры, гуси, павлины. Везде собаки: ленивые, какие-то умиротворенные, даже те из них, что тощи и голодны; никто не наглеет, радостно виляют хвостиками и греются в сторонке на солнышке.
Нам надо было ехать дальше, в Констанцу, где должна была состояться первая конференция, но о.Андрей хотел показать как можно больше и повез смотреть руины древнего поселения.
С руинами случился казус. По дороге наша монахиня Паисия рассказывала про руины, мы свернули куда-то в поля, впереди показались следы фундамента. «Вот они, руины», - сказала м. Паисия. Мы вышли из машины, тут же подошла вторая, сопровождавшая нас машина, из нее легко выскочила румынская монахиня Епифания: «Батюшка, благословите фундамент, год назад я здесь заложила храм преп. Серафима Саровского, думаем стоить женский монастырь. Я специально попросила сюда завезти, чтобы Вы благословили стройку».
Все смеяться – ай да руины! «А откуда я знаю, - пыталась объясниться м.Паисия, - «всю дорогу мне про руины рассказывали, вот я и решила, что приехали к ним».
Настоящие руины оказались на расстоянии нескольких километров в Адамклиси.
Но сначала мы заехали в мужской монастырь Святого Филиппа (святого апостола Филиппа).
Монастырь тоже новый, строится, братии пока немного, но уже стоит храм, частью расписан, под храмом - нижний храм, где покоятся мощи святых первых веков. В 70-х годах археологи, когда раскапывали древнее греческое поселение, под руинами нескольких базилик обрели мощи, теперь они покоятся в монастыре св. апостола Филиппа.
Древнее поселение - многочисленные руины, колонны, следы базилик. Среди руин, поросших травой, несколько раз натыкались на черепах. Что они здесь делают? Вот уж не думала, что черепахи могут жить в таком климате. Кто-то из сопровождавших нас мальчишек пошутил: «Что здесь такого. Да это же их родина!»
Оттуда нас привезли к памятнику Траяну – нас он не особо интересовал, но вспомнили, что в Греции, кроме монастырей и святынь нам показали Спарту, и смирилась – местные гордятся своей древностью, что, согласитесь, естественно. Здесь была битва даков с римлянинами, в честь победы императора Траяна над даками была возведена триумфальная арка (106-109 гг. н. э.).
Отец Андрей нас не оставлял: повез в свое любимое место – к пещере святого Иоанна Кассиана Римлянина. Святой Иоанн Кассиан (ок. 360—435) по одной из версий родом из Марселя, по другой — из Добруджи. Румыны придерживаются второй версии.
Да и местные названия говорят в пользу второй версии: и село, и речка – издревне носят имя святого.
Монастырь на самой горе, правда, мне сказали, что это не горы, а холмы, но уж очень похожи на горы – высоко, скалы, камни, обрывы, река течет далеко внизу.
Чтобы попасть в пещеру святого, надо спуститься на 300 метров. По незнанию я радостно двинулась в путь, склон горя был живописным, погода солнечной, пели птички, ничто не предвещало каких-то трудностей. Поначалу так и было. Тропинка легко шла вниз, потом стала вилять и вдруг уперлась в самый край обрыва. Чтобы не свалится в пропасть, доброхоты вместо перил прибили доску. Под ногами - что-то слабо напоминающее тропку, с явным наклоном в сторону обрыва: нужно хорошенько держаться за доски, чтобы как-то сохранять равновесие.
Дальше больше: весь путь вниз ограждения не было – лишь кое-где одинокий прутик проволоки предупреждал – за проволокой пропасть. Тут уже появились земляные ступеньки – высокие, длинные, спереди ограниченные дощечками. Ступеньки шли серпантином; на полпути появилось сомнение – не было ли опрометчивости в моем решении посетить пещеру?
Спустились. Ура. Вздохнула с облегчением, но рано было расслабляться – пещера находилась высоко в скале, теперь предстоял подъем по отвесной железной лестнице, приставленной к краю пещеры. Несколько раз я твердо решала: все, дальше никуда не иду - подняться невозможно, а спуститься тем более. Народ уже поднялся, остались только мы с мать Паисией. Я говорю ей напутственные слова, мол, держись, помолись, она становится на первую ступеньку, а потом снова спускается: «А может, попробуем». Взгляд вверх. Это же для альпинистов! «С Божией помощью».
Ничего не соображаю, карабкаюсь наверх, лестница подо мной ходит, внизу камни, скалы, сорвусь…лучше не думать. Каким-то чудом добралась до верха, оглянулась – сумасшедшая. Но и это оказалось еще не все. Мы попали только в самое начало пещеры, в глубине слева - узкий ход наверх, но мне туда уже не попасть - влажность, скала скользкая, держаться не за что, темнота. Ребята со свечами как-то пробрались вперед, о.Амвросий тоже протиснулся в узкую расщелину, я уже не смогла. Села на камни – ноги и руки дрожат, смотрю: устали почти все (кроме о.Андрея и мальчишек).
В пещере - иконки, можно помолиться, осмотреть окрестности. Я поняла, что спуститься не смогу. «Придется вызывать альпинистов или вертолет», - думала я. Но вертолету сюда не попасть, да и альпинистов, где найдешь?
Батюшка решил показать, как надо слезать. Самое сложное - начало, лестница там далековато от края пещеры, надо как-то исхитриться на нее попасть. М.Паисия последовала второй. Я мысленно прикинула: ногу - туда, руку - туда, тут повернуться. И пошла.
Спуск, а потом подъем в гору. Вверх по ступенькам я почти бежала: домой, скорее, домой, пока силы совсем не покинули. Так, прибежали первыми.
Сейчас предложи повторить, скажу: «Никогда!» Но если абстрагироваться от всех реальных и мнимых страхов, скажу: «Оно того стоило! И путь, и пещера, и окрестности – удивительны. Советую».

Подробно о двух поездках в Румынию в жж монахини Иоанны "Некелейный разговор" по ярлыку "Румыния"