суббота, 21 декабря 2013 г.

Что такое молитвенное правило?

Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), по книге Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

«Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать».
***
«В одной афонской обители монах показал большое рвение в духовной жизни. Видя любовь инока к аскезе, духовник благословил его на отшельническую жизнь, предоставив в его распоряжение небольшую уединённую келью.
Однако монах не распорядился предоставленной ему старцем свободой благоразумно. Он подумал, что Бог не воздаёт ему за его труды и подвиги, быстро утомился и бросил подвижническую жизнь.
Время от времени он стал листать журналы, которые забывали в келье паломники. Нечистые изображения, которые он там увидел, воспалили его воображение. День и ночь он был погружен в свои плотские фантазии и в конце концов решил вернуться в мир и оставить монашество. У инока был приятель в Салониках и он решил написать ему письмо, в котором рассказывал, что жалеет о том, что стал монахом, и просил найти ему хорошую девушку, на которой он сможет жениться.

Накануне отъезда монах зашёл ко мне, чтобы попрощаться (так как мы были с ним знакомы). Увидев его, я сразу понял, что с ним что-то не так. Я задал ему несколько вопросов и разговорил его. Он рассказал мне всё. Он дошёл до того, что вынужден был обратиться к психиатрам, принимал прописанные ими лекарства, но помощи так и не получил. В отчаянии он покидал Афон, чтобы жениться.

– Постой-ка, – сказал я ему, – ты ошибся в своих выводах. И в монашеской жизни есть своя радость и утешение, которого ты не почувствовал.
– Я не хотел становиться монахом. Я пришёл на Афон словно одурманенный. И не успев всё осознать, принял постриг. Но я этого не хотел.

– Разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь: ты не хотел становиться монахом, а Господь избрал тебя к подвижнической жизни. Мы все, прежде чем стать иноками, всё хорошо обдумали. Принятие пострига стало исполнением наших желаний и устремлений. А ты жил своей обычной жизнью, но Бог, видя твоё чистое сердце, привёл тебя в монастырь. Господь возлюбил тебя так сильно, разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь? Не отчаивайся!

Я долго говорил с ним. И монах в конце нашей беседы расплакался, раскаявшись в своих намерениях. Он решил положить новое начало в своей монашеской жизни и я посоветовал ему делать три земных поклона и двенадцать чёток Иисусовой молитвы.
Сегодня он совершает уже семьсот земных поклонов и всё время молится. От молитвы он чувствует большое утешение и радость. Как-то он мне сказал:

– Если та радость, которую я чувствую, и есть Рай – я бы хотел оставаться в таком состоянии вечно.

– Ты что? Думаешь это и есть Рай? У тебя радость размером с песчинку, а ты называешь её райской?

Он до сих пор очень стыдится своего решения оставить монашество. Время от времени он приходит ко мне и во время разговора пытается понять, помню ли я о случившемся, и всё время краснеет. Но я делаю вид, что совершенно забыл обо всём и никогда не вспоминаю о его прошлом намерении покинуть Святую Гору.

И если кто-нибудь из гостей, пришедших в его обитель, пристально посмотрит на этого монаха, он всегда краснеет и опускает голову, потому что думает «наверное, это старец Паисий рассказал ему о случившемся со мной».

Теперь у этого монаха несколько учеников, которым он оказывает большую духовную помощь. Он стал настоящим подвижником и очень полезен для своего монастыря».

***
«Однажды два отшельника пришли на панигир в Иверский монастырь. После многочасовой ночной службы они пошли на трапезу, где в этот день (так как это была пятница2) предлагали рыбу и бобы. Один из двух монахов решил есть рыбу, другой бобы.

После окончания обеда они взяли свои котомки и пешком отправились к месту своих подвигов. По дороге иноки размышляли о том, кто из них больше угодил Богородице. Через какое-то время они остановились и решили сделать привал. Один из отшельников задремал и увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она подошла к тому, кто ел рыбу и поблагодарила его. А тому, кто ел бобы сказала: “Я теперь твоя должница”. Очевидно, что этим Она оценила то, что он пошел на жертву».

***
«В скиту Провата жил один монах. Однажды он принял решение оставить иноческую жизнь и женился на острове Тасос. После многолетних трудов он скопил денег и приобрёл на них корабль. Он отправился в рейс за грузом дерева в монастырь Ватопед. На обратном пути он проплывал мимо Провата, и когда корабль поравнялся с его бывшей кельей – морская пучина разверзлась и поглотила его. К счастью, самому монаху и двум его сыновьям удалось спастись.
Он раскаялся и осознал, что причиной катастрофы стал его уход из монастыря. Духовник из Эсфигмена (к которому он тотчас поспешил) посоветовал ему устроить своих детей, а после этого вернуться на Святую Гору.

Всего у этого монаха было четверо детей: два сына и две дочери. Большинству афонских монахов он был известен под прозванием “Раскаявшийся”».

***
«У монахинь есть интерес к подвижнической жизни, и подходящее для неё сердце. Но часто бывает, что они устремляются не туда, куда следовало бы. Не хватает внимания.

Их можно сравнить с сосудами, в которые надо налить масло. Они вымывают их начисто, вытирают, тщательно готовят, выбирают самое качественное масло и наливают его внутрь. Но вместо того, чтобы надёжно запечатать свой сосуд, они закрывают его какой-нибудь красиво вышитой тряпочкой. Потом приходят мыши, проникают в сосуд, тонут в нём и всё масло оказывается испорченным. И какой тогда толк от того, что они очистили свои сосуды и налили в них самое качественное масло? Оно безнадёжно испорчено, а все их труды пошли прахом.

Надо надёжно охранять то, что у нас есть».

***
«Часто бывает, что монахи, у которых нет многочисленных трудностей и волнений (которые есть у мирян), спокойны, и их всё время клонит ко сну.

Но расслабляться нам нельзя. Мы должны собраться. Постепенно отсекать лишний сон и лишнюю еду. Ведь они идут рука об руку. Много сна приводит к чревоугодию, а много еды к желанию подольше поспать. Из-за еды толстеет тело. А из-за сна тучнеет ум».

***
«Духовная жизнь не имеет строгой регламентации. Человек со слабым здоровьем, который не способен к большим аскетическим подвигам, может смириться, проявить любовь к ближнему и простить ему какую-то ошибку.

Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу.

У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы».

По материалам http://agionoros.ru

Святая Гора Афон