суббота, 21 мая 2022 г.

Схимонахиня Муза (Кайдаулова) (14.04.1951-08.01.2023 гг.)


Схимонахиня Муза (в миру Лилия Иоганесовна Гильдман) – из поволжских немцев, ссыльной немецкой семьи, воспитывалась в католичестве. Получила среднее образование. Была замужем (вдова), ее дочь – монахиня Феофила с 1991 г. насельница нашей обители.

Лилия работала копировщицей на телевизионном заводе в г. Омске, затем проводницей на железной дороге. Вслед за дочерью переехала в Иваново и в 1991 г. приняла православное крещение в храме Илии Пророка в г. Иваново с именем Лидия. Поступила во Введенский женский монастырь 25 августа 2006 г.

Пока были силы, несмотря на болезни (инвалид второй группы), трудилась на общих послушаниях и постоянно была на службе в храме.

Трудолюбивая, пунктуальная, скрупулезная, требовательная к себе, схим. Муза запомнилась сестрам обители мирной, спокойной, с улыбкой на устах, заботливой; по-матерински относилась ко всем сестрам, старалась подбодрить, пожалеть, угостить. Жила со всеми в мире, молилась, с терпением, без ропота несла болезни. У нее была простая, в чем-то детская вера, она старалась с точностью, возможно унаследованной от своего немецкого рода, исполнять все благословения духовника архимандрита Амвросия.

16 января 2022 г. Господь сподобил мать Музу великой схимы.

Рассказывает монахиня Феофила (Кайдаулова) о своей маме: «Лилия родилась в станице Щучинское Кокчетавской области Казахской ССР в семье репрессированных немцев Ивана и Екатерины Гильдман, сосланных сюда летом 1941 г. В семье было одиннадцать детей, Лилия – седьмая.

Бабушка Екатерина была верующей, католичкой. В доме была комната, где висели иконы Спасителя, Матери Божией и четки. В этой комнате нельзя было детям баловаться. Бабушка читала Библию, жития святых и ходила по воскресеньям beten (пейде на местном диалекте), т.е. на молитву. Семья жила небогато, но весело. Мама любила вспоминать истории из детства. Первое пальто ей купили в 18 лет, когда она вышла замуж. А так она донашивала одежду за старшими сестрами. Бабушка ходила в горы за ягодами, в рот брала палку, чтобы эти ягоды не есть, а продать и что-то купить для семьи.

У Лили хорошо шел немецкий, и она мечтала стать учительницей немецкого языка, но рано вышла замуж и уехала с мужем Валерием из Казахстана в г. Омск. Много лет она проработала на телевизионном заводе: ездила на каре, была копировщицей. На завод приезжали со станции переливания крови, и мама десять лет была донором. В годы перестройки завод закрылся, и мама переучилась на проводника – стала работать на железной дороге.

Обычно осенью она брала отпуск и ездила в тайгу собирать клюкву. Зимой ее продавала и так меня растила (к тому времени родители были уже в разводе). Много интересного рассказывала про тайгу, всё хотела меня туда свозить.

Когда я в 1991 г. ушла в монастырь, мама приехала в Иваново и крестилась в Православии в Ильинской церкви с именем Лидия. Несколько раз мама приезжала из Омска в монастырь, трудилась на подворьях. Как-то раз она приехала, остановилась в нашей монастырской гостинице, сидела там и плакала – расстраивалась, что единственная дочь в монастыре, а ей паломницы отвечали: «Ты счастливая; это счастье, что дочь в монастыре».

Все ее родные: мама, сестры, братья – эмигрировали в Германию, мама тоже собиралась, в 2000 г. сдала тест по немецкому языку. Но воля Божия была иная. Мама заболела – случился инсульт, и я предложила ей переехать ко мне в Иваново. Она решилась, а вместе с ней и ее бывший муж Валерий, мой папа. Так они оба в 2006 г. оказались здесь, рядом с монастырем приобрели квартиру. Папа умер 19 апреля 2009 г. В 2011 г. мы с мамой съездили в Омск и в Казахстан попрощаться с родными местами. Мы с мамой всегда были подружками, и мама всегда старалась меня понять.

После моего ухода в монастырь мама стала тянуться к Богу. Мы с ней ездили на подворье, помогали сестрам собирать лечебные травы. Мама постоянно ходила в храм, на службы, хотя и жила пока не в монастыре, себя не отделяла от обители и для всех сестер она стала своей.

В 2018 г. батюшка Амвросий благословил маме срочно переехать в монастырь, сказал, как переедешь, мы тебя пострижем. Так и было: 5 марта 2018 г. Лидию постригли келейно с именем Лия. Вскоре здоровье м. Лии ухудшилось, и она уже не могла выходить из келии. Каждый день утром и вечером слушала трансляции Богослужений из нашего храма. Молилась, часто своими словами, в простоте; благодарила Бога, смирялась. Во время мантийного пострига говорила: «Пока в силах, буду молиться». Так и сделала.

Последние годы были непростыми, мать Лия высохла и совсем не вставала.

20 января 2022 г. мон. Лию постригли в великую схиму с именем Муза. Через год 28 января 2023 г. схимонахиня Муза мирно отошла ко Господу, причастившись Святых Христовых Тайн. Перед кончиной глаза ее были закрыты, а потом она их в удивлении широко распахнула, а лицо выражало восхищение: ей открылся иной мир.

Пришли сестры, стали облачать усопшую и по ошибке повязали ее моим монашеским ремнем. Мама так похудела, что ремень на ней легко сошелся. Благодарю всех сестер, кто помогал схимонахине Музе в ее последние дни».

Погребена на монастырском кладбище, на Покровском подворье.