четверг, 5 мая 2022 г.
Наш духовный отец
Архимандрит Амвросий (Юрасов) (08.09.1938-07.05.2020 гг.) ¹
Архимандрит Амвросий (в миру Александр Игнатьевич) – основатель, строитель и духовник Введенского женского монастыря, духовник Православного общества «Радонеж», духовник Совета ветеранов Центрального аппарата МВД России, член Союза писателей России, постоянный участник передач православной радиостанции «Радонеж».
Батюшка родился 8 (по документам 10) сентября 1938 г. в селе Огни Алтайского края в многодетной крестьянской православной семье. Отец Игнатий Иванович Юрасов, 1902 г.р., ушел на фронт в первые дни Великой Отечественной войны. Уходя, взял на руки младшего сына Александра и сказал жене Екатерине Петровне: «Береги его, он вас спасет». Отец погиб 5 октября 1941 г. от осколочных ранений под Ленинградом, в селе Шум, где проходила «Дорога жизни» – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. Екатерина Петровна осталась одна с семью детьми на руках. Благодаря ее материнскому подвигу и молитвам дети выжили в голодные военные годы и выросли православными: Евдокия 1923 г.р. (впоследствии монахиня Екатерина), Варвара 1925 г.р. (впоследствии схимонахиня Иустина), Ксения 1927 г.р., Василий 1929 г.р., Николай 1930 г.р. (впоследствии монах Николай), Мария 1935 г.р. (впоследствии монахиня Мария) и Александр 1938 г.р. (впоследствии архимандрит Амвросий). Перед смертью и мать приняла великую схиму с именем Евстолия.
Крестил Александра в возрасте семи лет исповедник иеромонах Пимен (Жуков) (†18.12.1967 г.). С тех пор Саша креста не снимал, хотя маму вызывали в школу, а позже и самому Александру пришлось немало пострадать от атеистически настроенных властей. Но мать и сын были стойкими в вере и не отступали перед требованиями отречься от Христа.
Александр работал в шахте, служил в армии, занимался боксом, ездил по святым местам.
В 1965 г. он поступил в Московскую духовную семинарию.
8 октября 1968 г. был зачислен послушником Сергиевой лавры. 6 декабря пострижен в монашество с наречением имени Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского. 19 декабря рукоположен в сан иеродиакона, а 21 мая 1969 г. – в сан иеромонаха. Служил в Лавре.
В 1970 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения».
¹ Подробная биография архимандрита Амвросия опубликована в его автобиографической книге «Призвание»
В 1976 г. по благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) переведен в Почаевскую лавру, где был возведен в сан игумена. В 1981 г., когда возникла угроза закрытия Почаевской лавры, о. Амвросий по благословению духовника ушел на время в Кавказские горы, близ Сухуми. Затем жил в Бийске, Барнауле, Алма-Ате, Чимкенте, Ташкенте, Джамбае и Джамбуле. Полтора года прошли в поисках священнослужения на приходе. Батюшка обращался к нескольким епископам, но везде получал отказ: принимать известного уже к тому времени проповедника, попавшего в поле зрения атеистических властей, они опасались.
Откликнулся тезка – епископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), который под свою ответственность в августе 1983 г. принял о. Амвросия в Ивановскую епархию.
Первый приход батюшки был в отдаленном малонаселенном селе Жарки Юрьевецкого района. После назначения настоятелем о. Амвросия сюда потянулся народ, в основном столичная молодежь. В Жарках зародился «Радонеж»: духовные чада из Москвы проводили в Жарках немало времени, они были полны сил и желания послужить Господу и получили благословение на создание в Москве радиостанции и православной гимназии.
Возрождение духовной жизни на отдаленном приходе пришлось не по нраву светским властям, и в ноябре 1985 года игумен Амвросий был переведен в храм иконы Божией Матери «Знамение» в селе Красном близ Палеха. Но и туда с приездом о. Амвросия потянулись паломники. А когда из соседнего Палеха – центра художественных промыслов международного значения – стали воцерковляться художники, атеистическим властям пришлось принимать решительные меры.
Под их давлением состоялся перевод о. Амвросия в сам город Иваново, где священника проще было контролировать. В те годы уполномоченные по делам религий многое решали в Церкви, без их ведома епископ не мог принимать в епархию и осуществлять переводы священнослужителей. Владыка Амвросий, обладавший мудростью и дипломатическим талантом, ценя игумена Амвросия, в декабре 1986 года перевел его в кафедральный Преображенский собор в Иванове с возведением в сан архимандрита.
Служение батюшки в кафедральном соборе, его проповеди, молитвенный дух, особый дар врачевания человеческих душ, помогающий раскрыться в Таинстве Исповеди, – все это скоро сделало его известным среди горожан. Собор наполнился новыми людьми, приходящими к вере.
Отец Амвросий в то время жил в деревянном доме на ул. Ремизной. В доме было две комнаты: маленькая – келья батюшки, большая – одновременно трапезная, приемная и паломническая (здесь на двухъярусных нарах и на полу ночевали приезжие).
Видя, что небольшой по площади Преображенский собор уже не вмещает молящихся, о. Амвросий предложил архиерею попытаться вернуть Церкви Введенскую «Красную» церковь, где располагался государственный архив. Поначалу владыка сомневался, и батюшка трижды обращался к нему с этим вопросом. Наконец благословение было получено.
Вспоминает о. Амвросий: «Когда я в соборе служил, со стороны властей уже появилось потепление к вере, я владыке говорю: “Владыка, благословите открыть «Красный храм»!ˮ – Он подумал и говорит: “Нет, отец Амвросий, пока еще время не пришло. Здесь хотят орган поставить для того, чтобы народ утешать, а сейчас там архив. Никак нельзяˮ. Месяца три-четыре прошло, говорю: “Владыка, может, откроем храм?ˮ Он подумал: “Нет, еще не времяˮ. Еще месяца 3 прошло, уже зима начинается. Спрашиваю: “Владыка, может быть, откроем?ˮ Отвечает: “Ну, если сможешь, открывай! Бог благословитˮ. Мы и открыли».
Батюшка благословил своим духовным чадам образовать «двадцатку», как того требовал закон («двадцатка» верующих могла просить о регистрации церковного прихода). Главой «двадцатки» и старостой общины стала Лариса Васильевна Холина. Верующие предприняли немало усилий, чтобы вернуть храм. Поначалу это были обычные средства: хождение по инстанциям, письма, просьбы, обращения в Москву, но когда они не дали результата, четыре женщины православной общины решились на голодовку.
Несмотря на то, что участие в этой акции о. Амвросия не афишировалось, всем было понятно, кто инициатор и вдохновитель.
После двухлетней борьбы и голодовки Введенский храм удалось вернуть; 26 апреля 1990 г. архимандрит Амвросий был назначен его настоятелем, и на Пасху на паперти храма была совершена первая Божественная литургия.
27 марта 1991 г. указом патриарха Алексия II приход был обращен во Введенский женский монастырь.
Батюшка рассказывал: «Среди моих знакомых и чад многие хотели бы спасти свою душу в иноческом чине – создать монастырь, чтобы посвятить жизнь Господу. Когда мы получили храм, они приехали, и уже вскоре в храме пел хор. Потихонечку нас стало больше 200 человек». В числе насельниц монастыря были родная сестра о. Амвросия схимонахиня Иустина (Петрова), племянницы монахини Людмила (Петрова), Ксения (Кирсанова), Амвросия (Кузьмина).
За несколько лет до создания монастыря, когда в праздник Рождества Христова на приходе по традиции срезали с елки открытки с поучениями святых отцов, батюшке достался текст про монастырь, который всех удивил. А однажды, еще до приезда в Ивановскую епархию, он видел во сне огромный храм из красного кирпича, в котором позже узнал «Красную церковь».
Батюшка начал создавать монастырь: строить корпуса, а главное – собирать сестер и передавать им опыт монашеской жизни. Среди первых насельниц были и монахини – постриженицы батюшки, жившие в миру в тайном постриге, другие имели приходской опыт; были и новоначальные, кто недавно пришел к вере, и те, кто совсем не знал, что такое монастырь. По словам батюшки, одна из новоначальных думала, что в православных монастырях, как в буддийских, занимаются боевыми искусствами. Он ей тогда сказал: «Бои – это мелочи. Самые высшие бои, знаешь, какие? Когда тебя кто-то оскорбил, обидел, а ты взяла себя в руки, перетерпела и не ответила. Потерпеть ближнего, не осудить, не оскорбить, не обидеть ничем… – вот настоящий бой».
На период строительства (в 1991-2006 гг.) архимандрит Амвросий был назначен настоятелем, духовником и строителем обители.
С 1990 по 2013 гг. возглавлял тюремное служение в Ивановской епархии.
С 1995 по 2013 гг. был главным редактором монастырской газеты «Слово утешения».
С 1997 г. – сопредседатель епархиальной комиссии по канонизации святых, затем председатель.
С 1998 г. – член правления Всероссийского общества «Духовное возрождение», занимающегося духовным окормлением и трудоустройством заключенных исправительно-трудовых колоний.
Батюшка вел большую просветительскую и миссионерскую работу и привлекал к ней клириков и сестер обители, которые вместе с духовником посещали учебные заведения, колонии, выступали на радио «Радонеж», публиковались в СМИ, помогали малоимущим, инвалидам и детям.
В начале 2006 г. отец Амвросий был назначен настоятелем строящегося Вознесенского собора в Иванове у ж/д вокзала, который был заложен по инициативе отца Амвросия.
За труды на благо Церкви архимандрит Амвросий был награжден орденами св. блгв. кн. Даниила Московского, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, другими духовными и светскими наградами.
Батюшка получил широкую известность благодаря своим передачам на радио «Радонеж» и как автор популярных книг о православной вере. 22 декабря 2011 года был принят в члены Союза писателей России. Общий тираж книг архимандрита Амвросия превышает 1 млн. экземпляров.
Книги:
«Яко с нами Бог»
«Православие и протестантизм» (переработанная дипломная работа в МДА)
«Исповедь: в помощь кающимся»
«Слово утешения» (проповеди почаевского периода)
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (праздничные проповеди)
«Во дни поста» (рецепты православной кухни с проповедями о. Амвросия)
«О вере и спасении (вопросы и ответы)». Ч.1 и 2
«Призвание» (автобиографическая повесть)
«Монастырь» (летопись Введенского женского монастыря с наставлениями о. Амвросия)
«Господи, благослови» (книга для детей)
«Духовным чадам» (духовное завещание архимандрита Амвросия)
В «Православной энциклопедии», т. 2 архимандриту Амвросию (Юрасову) посвящена статья.
Духовная родословная архимандрита Амвросия (Юрасова):
Духовным отцом нашего батюшки был архимандрит Наум (Байбородин) (1927-2017 гг.).
Отец Наум окормлялся у старца схиархимандрита Амвросия (Иванова) Балабановского (1878-1978 гг.) – одного из последних старцев Оптинских.
В юности, когда тот поступил в Оптину Пустынь, его духовным отцом был преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911 гг.), а когда он перешел в монастырь прп. Пафнутия Боровского, где был пострижен в монашество, его восприемником был отец Венедикт – чадо и письмоводитель преподобного Амвросия Оптинского.
Преподобный Иосиф Оптинский долгое время был келейником и чадом у преподобного Амвросия Оптинского (1812-1891 гг.)
Преподобный Амвросий Оптинский был чадом и келейником преподобного Льва (Леонида) Оптинского (1768-1841 гг.).
Преподобный Лев Оптинский после долгих поисков обрел себе духовного отца в лице старца (схимонаха) Феодора (†1822), который был чадом преподобного Паисия Величковского.
Преподобный Паисий (1722-1794 гг.) был чадом преподобного Василия Поляномерульского (1692-1767 гг.), который его и постриг в монашество на Афоне.
У преподобного Василия Поляномерульского духовным отцом был один из афонских святой жизни старцев: по одной версии, старец Онуфрий, по другой – старец Даниил.
Скончался батюшка 7 мая 2020 г. от двусторонней пневмонии. Погребен у центрального входа во Введенский храм Введенского женского монастыря г. Иваново.
Батюшка был для всех нас любящим отцом, мудрым опытным духовником, терпеливым учителем, который учил нас строить личные отношения с Господом.
Каждый человек, живший в монастыре, может немало рассказать о благодатной помощи батюшки в духовной жизни.
В память о нашем дорогом духовнике была издана книга «Се аз и чада, яже ми даде Бог» – воспоминания духовных лиц, клириков, монашествующих, прихожан, близких и знакомых архимандрита Амвросия, в которой они поделились своим опытом общения с духовником, рассказали о духовных дарах батюшки, способностях, которыми его благословил Господь, о том, как батюшка помогает и после смерти.
Рассказывает иеродиакон Елеазар (Титов) (записано 7 мая 2023 г.): «То, что батюшка особенный человек, мы знали. Очередное подтверждение я получил в 2019 году, когда мы были на святой горе Афон. Поскольку о. Кирион (Ольховик) – давнее батюшкино чадо – тогда был благочинным Пантелеимонова монастыря, батюшке приготовили келию, в которой ранее останавливался патриах Алексий II. Там расположение хорошее: вроде ты и в монастыре, но когда выходишь на балкон, то ни людей, ни монастыря не видишь. Батюшка устал, возраст уже. Решили отдохнуть. Сидим на балконе, и вдруг батюшка говорит: «Так, идем посмотрим монастырь». Я думал, что сейчас выйду и покажу всё – я же помню, где что в монастыре находится. Батюшка взял с собой епитрахиль и поручи. Выходим. Батюшка спрашивает: «А там что?» – «Там выход из монастыря». – «Пойдем туда». Батюшка идет впереди, мы за ним. Думаю, ладно, сейчас выйдем, налево повернем, там площадь, костница.
– Там костница, – говорю батюшке.
– А там что? – показывает на архондарик.
– Да там ничего интересного: архондарик, гостиница для паломников.
– Вот пойдем туда сходим.
Мы идем за батюшкой и с Витей переглядываемся. Заходим в корпус, а вход посередине. Широкие коридоры в обе стороны. Батюшка спрашивает: «А это что?» – и показывает на лестницу.
– Это лестница на второй этаж.
– Пойдемте.
Я говорю: пойдемте, но там точно такие же, как и здесь на первом этаже, коридоры с множеством келий по обе стороны. Поднялись на второй этаж. И вот батюшка посмотрел и направляется к какой-то келье, и берется за ручку двери. Я, честно говоря, растерялся, подумав, что там, может, паломник отдыхает, а тут резко кто-то входит.
Советую:
– Батюшка, постучаться-то надо!
Батюшка без стука открывает келью, заглядывает и оттуда доносится удивленный крик:
– Батюшка Амвросий, это Вы?
– Я.
– Как вы здесь оказались?
– По промыслу Божьему.
И мы слышим голос человека, которого не видим.
– Я вас ищу уже двадцать два года.
– Ну, вот он я, здесь.
Мы дождались батюшку, и он нам рассказал, что этот человек – священник из Украины, который знает батюшку еще с Почаева. Он в священном сане цать два года, и у него был очень серьезный духовный вопрос, который мучал его на протяжении всех этих лет. Он сам себе сказал, что этот вопрос сможет решить только о. Амвросий. И молился Матери Божией, чтобы встретиться с о. Амвросием. И Матерь Божия таким вот образом встречу устроила. И я понял, что батюшке это было открыто, и он знал, куда идти – среди сотен дверей открыл именно ту дверь, за которой его ждали…
7 мая 2020 г. в 10.43 утра батюшка перешел в иной мир. Я запомнил это время. Конечно, батюшка был уже в возрасте, и меня иногда посещали мысли о том, что придет время и батюшка должен будет перейти в тот мир. И я себе представлял, как всё это будет: наверное, батюшка будет в монастыре, у себя в келье, среди чад. Так я думал…
Святые отцы говорят, что разлучение души и тела – это испытание. Даже для святых. Даже Матерь Божия просила у Господа помощи, когда Ее душа разлучалась с телом. Я думал, что хорошо было бы в этот момент находиться рядом с батюшкой, держать его за руку, говорить слова, что положит Господь на душу. И даже обдумывал те слова, которые мог бы сказать ему в такой момент. Так подумаешь, помечтаешь – и понимаешь, что это невозможно. Вокруг батюшки соберется множество чад, и к нему просто так будет не подойти. Это просто мечты.
А Господь-то рядом. Как говорил батюшка, Бог настолько близок – даже ближе, чем наша нательная рубаха. И Господь слышал все мои мысли. Когда батюшка в больнице переходил в тот мир, именно так всё и произошло. Я сидел рядом с ним, держал его за руку и говорил ему те слова, которые мне вкладывал Бог.
Я уже понимал, что скоро душа батюшки будет выходить из тела, и его надо срочно причастить. А мы в ковидном отделении больницы. Я позвонил в монастырь, чтобы быстро привезли Причастие. Батюшка всё прекрасно понимал, был в сознании, просто из-за удушающего кашля говорить ему уже было тяжело. Я ему говорю: «Батюшка, Вы пятьдесят с лишним лет примиряли людей с Богом, исповедовали, помогали… Не может быть, чтобы при разлучении Вашей души от тела Господь оставит Вас без Причастия». Батюшка смотрит на меня, и я вижу, что он внимательно слушает. А в этот момент м. Кириена привозит о. Даниила со Святыми Дарами. Священника к нам не впустили. А в палату уже приехали врачи с каталкой, чтобы забрать батюшку в реанимацию. Я попросил пару минут подождать, объяснив, что это чрезвычайно важно, и быстро спустился вниз за Святыми Дарами. Батюшка был в полном сознании, причастился, попросил запить воды, с нашей помощью встал и сам лег на каталку, и его повезли в реанимацию. Через три минуты в лифте батюшка потерял сознание, и душа его вышла из тела. Это было видно всем: и мне, и реанимационной бригаде, которая его везла.
У меня было сильное смущение, мне казалось, что всё не так, как должно было быть. Это должно было быть в монастыре, в окружении духовных чад, при чтении канона на исход души, – а тут больница, и из близких ему людей только я один. Почему так? Места себе не находил, сам себе объяснить не мог, а спросить не у кого. Это смущение было от врага. И у меня уже не было сил дольше пребывать в таком состоянии. Я вспомнил, батюшка говорил, что если очень большая нужда и спросить не у кого, тогда нужно усердно помолиться и открыть Евангелие, попросив: «Господи, вразуми через Святое Писание, это же Твое Слово». И Бог обязательно вразумит. И я от безысходности помолился как мог: «Господи, открой мне суть того, что я видел, я ничего не понимаю». И с верой открываю Евангелие. 15-я глава от Марка, 37-й стих: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух». И здесь Господь попал в самую точку. Потому что батюшка издал необычный звук при исходе души из тела. Такой, какой я ранее никогда не слышал.
И тут в моем сознании всё стало на место. Ведь и Христос издал «глас велий» при исходе души. И потом: ну и что, что в лифте? Ведь Христа вообще на Кресте распяли – это было самое позорное место. Значит, ученик пошел по стопам Своего Учителя-Христа. И моя душа мгновенно успокоилась. Все мысли в голове улеглись, встали на место. Думаю, надо и Послания почитать еще. Успокоившись, открываю, что Господь пошлет. Апокалипсис. Сам думаю: ну, что я могу здесь по моей теме прочитать? Три шестерки, антихрист, четыре всадника, – ну что другое там может быть? Читаю, куда падает взгляд. 14-я глава, 13-й стих. Ангел говорит апостолу: «Напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие о Господе, /…/ они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними», – и это стало точкой в моих сомнениях. Господь вразумил. Пришли тишина и покой!
Господь очень близко. Ведь до этого момента слова, что Бог рядом с нами, были для меня красивой отвлеченной фразой. Я это много раз читал у святых отцов и слышал от батюшки, но души они не касались. Теперь на личном опыте познал, что Господь не то что близко, – Он видит все наши помыслы, Он всё знает. И творит чудеса, исполняет мечты, о которых боялся и помышлять. Только через два месяца меня как молнией пронзило: всё, о чем я мечтал, исполнилось. Я не знал, как Бога благодарить!
Мы не знаем, где батюшка, но верим и надеемся, что Господь его помиловал и спас. А если он сейчас среди святых, он так же, как и они, всё видит. И если я грешу, батюшке, наверное, стыдно за меня, за мои поступки. Тот, кто имеет духовного отца, знает, что это не только счастье, но великая ответственность».
Рассказывает Елена из Москвы (записано 8 мая 2023 г.): «С батюшкой я познакомилась 4 ноября 2014 года. С тех пор я считаю этот день днем моего второго рождения. Когда батюшка был жив, я старалась в этот день на Казанскую приезжать на несколько дней во Введенский монастырь и благодарить его.
Как-то приехала в монастырь, рядом со мной в келье поселили женщину Светлану. Она приехала первый раз; работала в Троице-Сергиевой лавре, у нее погиб сын, и ей сказали, что есть такой священник, и к нему нужно приехать. Она мне говорит: «Лена, представляешь, я третий день здесь и не могу к о. Амвросию попасть». Открывается дверь, заходит женщина и спрашивает: «Кто здесь Светлана Колесникова?» – Она отвечает: «Я». – «Вас батюшка третий день ждет». Она мне: «Это ты ему сказала?» – «Нет». Батюшка всё знал.
Последний раз мы с ним виделись, когда он приезжал в Москву 9 марта 2020 г. Я не работала в этот день, приехала к нему, глубоко поисповедовалась и начала задавать вопросы, которые меня сильно волновали. Раньше я почему-то стеснялась их задать, боялась, а в этот раз, не стесняясь, задавала в открытую. Он мне на них ответил. Я собралась уходить, батюшка взял меня за руку и говорит: «Подожди, посиди еще». Я сижу, он стал рассказывать, как последний раз ездил на Афон. После той поездки он мне как ребенок рюкзачок со множеством кармашков показывал: «Смотри, что у меня есть!» Открывает кармашки, из одного вынимает афонскую скуфейку с крестиком, из другого – четочки. Подарил мне четочки и иконочку. А когда четки дарил, сказал: «Носи, никому не отдавай и не снимай». Четки кожаные, «лествица». Я на работу с ними ходила. Тогда подумала: у человека всё есть, а он радуется рюкзачку с кармашками, как ребенок. Заметила: батюшка постоянно радовался жизни во всех ее проявлениях.
С 2014 года он мне ни разу не читал нотаций и нравоучений; советы, если я спрашивала, давал. А тут, в последннюю встречу, он мне начал говорить, как вести себя в миру, с людьми… Я пришла домой, села и записала всё, что он говорил.
7 мая 2020 года, когда мне сообщили, что бытюшка скончался, я начала плакать, у меня началась истерика. Я тогда работала на удаленке – постоянно совещания, оторваться от компьютера не могу. Я сидела у компьютера и просто рыдала. У нас тогда шло какое-то совещание по зуму. И тут минут через пятнадцать прямо перед моими глазами появился батюшка. Живой. Это был не сон. Он был как на фотографии в синем подряснике. Явился и успокоил меня. Говорил так спокойно: «Матушка, ну что ты так убиваешься? Ну вот представь, что ты ждала работу, и тебе ее предложили, и ты не успела проститься со своими близкими, сразу резко уехала. Но ты так стремилась к ней, ты всю жизнь готовилась. Вот и я так же… Ну, не успел я с тобой попрощаться, но я же всю жизнь стремился туда, я так радовался этому, готовился всю жизнь к этой Встрече, и вот я попал». И после этих слов батюшки я успокоилась, слезы высохли, плакать я перестала и начала молиться.
Я написала нашему приходскому священнику: «Что мне делать, какое правило читать?» Мне сказали: «Читать Псалтирь, канон об усопшем». Я спокойно, без слез, с радостью, что батюшка попал туда, куда всю жизнь хотел, начала читать и молиться».