Прежде всего, приноси молитву непрестанную, и за все, случающееся с тобой, благодари Бога
(Устав Антония Великого)
Антоний Великий – реалист. Его устав – это не абстрактная формула, выдуманная им и данная нам. Каждое его правило содержит нечто уникальное для монашеской жизни, причем если нарушить хоть одно, рушатся все. Должно, по его словам, приносить молитву непрестанно, но и одновременно благодарить Господа за все, случающееся с нами. В таком сочетании есть особый смысл, ибо эти два действия нераздельны, сопутствуют одно другому. Мы благодарим Господа за все хорошее, что с нами происходит, однако, главным образом, и за все иное, ибо в нашей жизни не все происходит так, как мы этого желаем. Например, мы молимся, но нам кажется, что Бог не слышит нас. Мы просим у Него здоровья, а болеем все сильнее и сильнее. Мы просим у Господа определенных жизненных благ, но не получаем от Него ничего. Все как будто происходит не по молитвам нашим. Тот, кто не научится благодарить Господа за все, в том числе и за жизненные беды и невзгоды, не продвинется в духовной жизни ни на миллиметр с того момента, когда появился он из чрева матери. В его жизни не будет развития. Напротив, когда человек рождается, он еще невинное дитя, имеющее святость от природы, а мы, достигнув зрелости, уже обладаем суровостью и знаниями, которые усугубляют нашу вину. Итак, мы должны научиться благодарить Бога.
В момент, когда нас одолевают лукавые помыслы или когда брат наш говорит нам какие-то слова, а мы чувствуем к нему злобу в душе своей, именно тогда мы должны благодарить Господа и улыбаться брату нашему. А если мы так не делаем, мы не можем продвинуться вперед ни на шаг, ибо все будет приходить к нам не по молитвам. В особенности же наши ближние и те жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, будут вызывать у нас лукавые помыслы, искушения, страсти и вражду.
Непрестанная молитва и благодарность Господу за все, что происходит с нами, – это необходимые условия нормальной жизни. Если человек не благодарит за все на свете Господа, он не способен ни молиться, ни жить в монашеском сообществе. Человек должен быть благодарен за все, что происходит с ним в монастыре, независимо от того, проистекает ли это из его внутреннего мира, от братьев, от врагов или от бесов. Например, некоего монаха посещают удручающие его помыслы. Не должно ему печалиться, но надо радоваться и благодарить Бога. И бесу он должен говорить: «Изыди, сатана», и гнать его, а если тот не уходит, то монах может сказать ему: «Мы помещаемся на кровати, ложись со мной, только повернись на другой бок, чтобы не чувствовать мне смрада твоего дыхания». И тотчас же бес изыдет, как молния.
Непрестанная молитва и благодарность за все непосредственно связаны и с нашим личным молитвенным правилом. Иными словами, человек может выработать своё правило, когда у него войдет в привычку молиться непрестанно. И может молиться непрестанно лишь тот, кто установил для себя правило.Если вы захотите отделить непрестанную молитву от правила, и то и другое рухнет. Это основа всего и это необходимо постоянно помнить. Отклонись на два дня от своего правила, и не заметишь, как забудешь даже и раз в день сказать «Слава тебе, Боже!». Таков закон.
Архимандрит Эмилиан Симонопетритский
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».