Смерть является лишь временным сном — «до времени», потому что для Церкви усопший человек продолжает жить в вечности.
Что говорит нам Христос через апостола Павла? Не скорбите, «как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4:13), подразумевая, чтобы скорбь наша была растворена упованием. Если мы не надеемся на пришествие Царствия Божьего во славе, если не надеемся на вечную жизнь, то как можем выдержать трагический факт смерти? Без надежды на Всеобщее Воскресение, без надежды на будущую жизнь во Царствии Божием не имеет смысла и цели вся наша жизнь.
Скорбящий человек, находящийся рядом с Богом, приобретает особенную душевную красоту Необходимо иметь надежду на Бога и верить: что бы с нами не произошло — Господь всегда близ нас. Какое значение имеет знание близости к нам Господа, если нам часто попускается быть искушенным злом, и самое зло, на нас находящее, часто не отвращается от нас?
Да, Господь часто не отвращает от нас зло, но Его присутствие дает нам возможность и самое зло претворить во благо, горечь отравы превратить в целебное лекарство вечного блаженства — посредством разумного перенесения боли, страданий, скорбей, посредством сердечного сокрушения. В этом будет явлено наше долготерпение, а со временем и духовная польза от него. Если мы внимательно рассмотрим нашу жизнь, то заметим, что скорбящий человек, находящийся рядом с Богом, приобретает особенную душевную красоту.
Как металл притягивает электрическую молнию, так и скорбящий человек, благодарящий Бога, притягивает к себе молнию Божественной благодати. «Когда мы уйдем из этой жизни и будем смотреть на все из другого “наблюдательного пункта”, то первое, что мы сделаем, — это поблагодарим Бога за все скорби, которым подвергались в продолжение нашей жизни», — говорил нам старец Паисий Святогорец. Ради нас было попрано жало смерти. Ее страх был побежден Божественной любовью, и для верующего во Христа смерти больше не существует. По этой причине в монастырях вместо слова «кладбище» употребляют слово «усыпальница». Смерть является лишь временным сном — «до времени», потому что для Церкви усопший человек продолжает жить в вечности. Оттого мы и молимся в Церкви за усопших и, поминая их на Божественной литургии, осознаем, что все мы живы. Своим Божественным Воплощением Христос победил три вещи: пространство, время и смерть. В Церкви уже не существует времени, потому что в Церкви все действует превыше естественных законов.
Смерть всегда является для нас трагическим и чуждым событием, которое очень сложно воспринять. Так как человек не был изначально создан смертным, то смерть для него всегда остается трагедией. Но вот, в мир грядет Христос и, добровольно предав Себя на мучение, побеждает смерть. Если до этого, по словам святых Отцов, смерть была страшна для человека, то во Христе человек стал страшен для смерти, так как Богочеловек Иисус Христос упразднил «державу смертную».
В Пасхальном тропаре мы поем: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Попрал смерть Христос, смерти больше не существует. «Никтоже не страшится смерти». Почему? Потому что Спаситель освободил нас от нее. Итак, обезоружена смерть для верующего в Спасителя, несмотря на то, что мы ее отвращаемся.
В тропаре на разлучение души от тела поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается?» Далее смысл тропарей обращается ко Христу, Который разрушил трагедию смерти и просветил светом Своего Воскресения катастрофу, принесенную смертью, что уже сама смерть становится входом в Царство Небесное, в котором праведники будут дожидаться Всеобщего Воскресения из мертвых. При этом смерть — несмотря на то, что она является трагедией для человека — это еще и повторное рождение. Рождение в вечном Царствии Божием через страдание. Но там, в Царствии Божиим, все прошедшее, все земное преходит, исчезает, там пребывает только свет Христов.
В будущей жизни все становится новым, все преображается, становится непостижимо прекрасным для человеческого ума, человек пребывает в радости, до этого им не испытанной, проникает в смысл всего произошедшего и славословит Творца. После падения первозданных в Раю движение человека во времени и в пространстве стало направлено к физиологической и душевной смерти. Однако пришел час исполниться Божественному замыслу о Вочеловечении Бога, Который Своею смертью и Воскресением разрушил державу смертную. Христос упразднил смерть и основал Свою Церковь, которой предал Самого Себя, Свое Тело и Свою Кровь в Таинстве Святой Евхаристии, что является противоядием смерти. Сам, Сам Господь вкусил этой мучительной, скорбной, ужасной, к тому же и позорной смерти (в эпоху Римской Империи казнь через распятие считалась одним из самых позорных, унизительных способов лишения жизни).
Смотрите же, однако, Христос не только не поколебался умереть таким позорным способом, но и подвергся целому процессу истязаний и унижений — оплеванию, заушению, осмеянию, издевательствам, попустил быть облаченным в ложную багряницу, о чем нам сообщают святые Евангелисты. Давайте подумаем, почему? Чтобы показать нам, что Он первый прошел по этому пути, чтобы никто не осмелился сказать, что Господь как человек прожил спокойную, счастливую жизнь и мирно скончался.
Если бы Бог не прошел через эти страдания, то и человек с легкостью отказался бы проходить свой крестный путь в жизни. И, как говорит апостол Петр, Христос первый испытал на Себе эту трагедию, закрывая уста каждому дерзающему говорить Богу: «Я страдаю безвинно».
Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/70287.htm
© Православие.Ru
Что говорит нам Христос через апостола Павла? Не скорбите, «как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4:13), подразумевая, чтобы скорбь наша была растворена упованием. Если мы не надеемся на пришествие Царствия Божьего во славе, если не надеемся на вечную жизнь, то как можем выдержать трагический факт смерти? Без надежды на Всеобщее Воскресение, без надежды на будущую жизнь во Царствии Божием не имеет смысла и цели вся наша жизнь.
Скорбящий человек, находящийся рядом с Богом, приобретает особенную душевную красоту Необходимо иметь надежду на Бога и верить: что бы с нами не произошло — Господь всегда близ нас. Какое значение имеет знание близости к нам Господа, если нам часто попускается быть искушенным злом, и самое зло, на нас находящее, часто не отвращается от нас?
Да, Господь часто не отвращает от нас зло, но Его присутствие дает нам возможность и самое зло претворить во благо, горечь отравы превратить в целебное лекарство вечного блаженства — посредством разумного перенесения боли, страданий, скорбей, посредством сердечного сокрушения. В этом будет явлено наше долготерпение, а со временем и духовная польза от него. Если мы внимательно рассмотрим нашу жизнь, то заметим, что скорбящий человек, находящийся рядом с Богом, приобретает особенную душевную красоту.
Как металл притягивает электрическую молнию, так и скорбящий человек, благодарящий Бога, притягивает к себе молнию Божественной благодати. «Когда мы уйдем из этой жизни и будем смотреть на все из другого “наблюдательного пункта”, то первое, что мы сделаем, — это поблагодарим Бога за все скорби, которым подвергались в продолжение нашей жизни», — говорил нам старец Паисий Святогорец. Ради нас было попрано жало смерти. Ее страх был побежден Божественной любовью, и для верующего во Христа смерти больше не существует. По этой причине в монастырях вместо слова «кладбище» употребляют слово «усыпальница». Смерть является лишь временным сном — «до времени», потому что для Церкви усопший человек продолжает жить в вечности. Оттого мы и молимся в Церкви за усопших и, поминая их на Божественной литургии, осознаем, что все мы живы. Своим Божественным Воплощением Христос победил три вещи: пространство, время и смерть. В Церкви уже не существует времени, потому что в Церкви все действует превыше естественных законов.
Смерть всегда является для нас трагическим и чуждым событием, которое очень сложно воспринять. Так как человек не был изначально создан смертным, то смерть для него всегда остается трагедией. Но вот, в мир грядет Христос и, добровольно предав Себя на мучение, побеждает смерть. Если до этого, по словам святых Отцов, смерть была страшна для человека, то во Христе человек стал страшен для смерти, так как Богочеловек Иисус Христос упразднил «державу смертную».
В Пасхальном тропаре мы поем: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Попрал смерть Христос, смерти больше не существует. «Никтоже не страшится смерти». Почему? Потому что Спаситель освободил нас от нее. Итак, обезоружена смерть для верующего в Спасителя, несмотря на то, что мы ее отвращаемся.
В тропаре на разлучение души от тела поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается?» Далее смысл тропарей обращается ко Христу, Который разрушил трагедию смерти и просветил светом Своего Воскресения катастрофу, принесенную смертью, что уже сама смерть становится входом в Царство Небесное, в котором праведники будут дожидаться Всеобщего Воскресения из мертвых. При этом смерть — несмотря на то, что она является трагедией для человека — это еще и повторное рождение. Рождение в вечном Царствии Божием через страдание. Но там, в Царствии Божиим, все прошедшее, все земное преходит, исчезает, там пребывает только свет Христов.
В будущей жизни все становится новым, все преображается, становится непостижимо прекрасным для человеческого ума, человек пребывает в радости, до этого им не испытанной, проникает в смысл всего произошедшего и славословит Творца. После падения первозданных в Раю движение человека во времени и в пространстве стало направлено к физиологической и душевной смерти. Однако пришел час исполниться Божественному замыслу о Вочеловечении Бога, Который Своею смертью и Воскресением разрушил державу смертную. Христос упразднил смерть и основал Свою Церковь, которой предал Самого Себя, Свое Тело и Свою Кровь в Таинстве Святой Евхаристии, что является противоядием смерти. Сам, Сам Господь вкусил этой мучительной, скорбной, ужасной, к тому же и позорной смерти (в эпоху Римской Империи казнь через распятие считалась одним из самых позорных, унизительных способов лишения жизни).
Смотрите же, однако, Христос не только не поколебался умереть таким позорным способом, но и подвергся целому процессу истязаний и унижений — оплеванию, заушению, осмеянию, издевательствам, попустил быть облаченным в ложную багряницу, о чем нам сообщают святые Евангелисты. Давайте подумаем, почему? Чтобы показать нам, что Он первый прошел по этому пути, чтобы никто не осмелился сказать, что Господь как человек прожил спокойную, счастливую жизнь и мирно скончался.
Если бы Бог не прошел через эти страдания, то и человек с легкостью отказался бы проходить свой крестный путь в жизни. И, как говорит апостол Петр, Христос первый испытал на Себе эту трагедию, закрывая уста каждому дерзающему говорить Богу: «Я страдаю безвинно».
Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист
Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/70287.htm
© Православие.Ru