среда, 2 апреля 2014 г.

Лития на могиле протоиерея Александра Пасынкова

29 марта, в Родительскую субботу, после Божественной Литургии настоятелем Никольского храма с. Ново-Талицы иеромонахом Германом (Дугой) была отслужена лития на могиле протоиерея Александра Пасынкова, служившего в данном храме в годы гонений.
Совместно с секретарем Епархиальной комисси по канонизации святых мон. Ювеналией (Морозовой) - насельницей Введенского монастыря - была организована встреча с родными о. Александра - внуком . О.Г. Колбашовым, проживающим в г. Иваново, и правнуком - М.А. Колбашовым, проживающем в Ново-Талицах.
О. Герман, клир, прихожане и приглашенные гости крестным ходом прошли от храма до могилы священника, расположенной на старом кладбище села. Там, совершив литию на могиле протоиерея Александа, о. Герман, мон. Ювеналия и О.Г. Колбашов рассказали присутствующим о жизни и подвиге пресвитера. Затем настоятель пригласил гостей на экскурсию в музей Цветаевых, расположенный рядом с храмом, а после экскурсии гостям был предложен обед в трапезной при храме. За чаем были намечены планы по дальнейшему изучению жизни и служения о. Александра, а так же планы по совместному проведению дней памяти священнослужителей, предстоявших престолу Божию в Никольском храме.

СПРАВКА
Пасынков Александр Ксенофонтович родился в 1883 году в семье мещан в г. Буй Костромской губернии. В 1903 закончил учительскую семинарию. Известно, что он женился на дочери протоиерея, а затем и иеромонаха Сергия, настоятеля единственного на то время монастыря в г. Юрьевце, скорее всего – Свято-Троицкой Кривоезерской пустыни. По словам родственников, тесть склонил Александра к принятию священного сана. В семье будущего исповедника родилось пятеро детей. С 1903 по 1908 Александр Пасынков учительствовал, в 1908 году был рукоположен во диакона, а в 1910 – во священника и отправлен на приход в г. Юрьевец. С 1910 – служил в с. Пронино до 1924 года. С сентября 1924 по июнь 1925 - священник в Преображенской общине г. Иваново-Вознесенска. С июня 1925 по 1930 – священник в

церкви Талицкого погоста Шуйского уезда.

На кафедру в то время был назначен епископ Августин (Беляев), будущий мученик за веру.

В это время по благословению владыки были организованы религиозные кружки, одним из которых поручено было руководить о. Александру, назначенному к тому же благочинным. Ревностное служение, вдохновенные проповеди и большое число посещающих этот кружок не могли не привлечь внимания соответствующих органов. Так, в самое тяжелое для священнослужителей и всех православных время, он говорил: «…Настали такие времена, когда уже почти не стало монахов, и в стеснении служители церкви Божией… думаю, не ошибусь, если скажу, что уже наступило время евангельской жатвы». Особое внимание уделял о. Александр молодым людям, которые все более увлекались разрушающим духом того времени: «Растлевающая атмосфера последних лет особенно сказалась в молодом поколении. От слабого духовно-нравственного развития массы сначала появился индеферентизм веры, а затем какой-то даже злобный атеизм. Не имея никакой нравственной опоры, естественно, человек покатился по наклонной плоскости, обоготворяя свои низшие животные страсти и стремления: быстро стало развиваться пьянство, разврат, разбои, кражи, и вообще появился разгул всех низших животных стремлений человека»…

Воинствующие безбожники не оставляли священнослужителя в покое, в течение четырех лет за ним велась слежка, собирались материалы. И,
словно предчувствуя грядущее в своей жизни испытание, живя в атмосфере постоянного напряжения, он произносит в одной из своих последних проповедей такие слова: «Воюет попранный искуситель, поднимая все время ужасную и великую брань на верующих во Христа, силясь совершенно уничтожить на земле имя Христово, но как уже нам всем хорошо известно, что ни пытки, ни даже целые потоки проливаемой его усердными слугами христианской крови, не смогли остановить (примеч. – остановить растущую веру во Христа)… Братья и сестры, не смущайтесь коварством диавола. Пусть вновь ликует злоба сатанинская, пусть вновь появятся пытки и страдания… скоро, очень скоро… молния распахнет небо с запада до востока и мы узрим неизреченный лик нашего Спасителя, грядущего во всей славе своей для суда над всей злобой сатанинской…»

 И вот наступило время испытаний. Следствием было выдвинуто обвинение в существовании в городе Иваново-Вознесенске нелегальной церковно-монахической организации, «созданной в 1926 году епископом Августином Беляевым и к моменту ликвидации руководимой бывшим фабрикантом инженером Мыльниковым, бывшим фабрикантом Гандуриным, «бывшим белогвардейским деникинским» священником Кокаевым, «бывшым полковым» священником Дымовым, благочинным Пасынковым, бывшим приставом Люстровым, монархистами Глебовым и др. Были привлечены и осуждены 53 человека. Отец Александр был арестован 1 ноября 1930 года. Осужден сроком на 5 лет. Отправлен в концлагеря Сиблага. С 26 июня 1931г. по 21 июня 1934г. Пасынков А.К. находился в Вишерских лагерях, с июля 1934г. в Мариинском лагере. Умер 25 сентября 1934 года, официальная версия смерти – дизентерия, хотя родственники говорят о том, что о. Александра отравили.

Реабилитирован Пасынков Александр Ксенофонтович 18 октября 1991года.

В настоящее время Комиссия по канонизации святых готовиться приступить к изучению архивно-следственного дела пострадавшего.

Стоит добавить, что благодаря родственникам о. Александра, нашлась его могила на старом заброшенном кладбище в Ново-Талицах. В 1934 году родные поехали забирать его из лагеря, ехали к живому, а пришлось везти тело исповедника и предано оно было земле недалеко от храма, где он когда-то служил. На могиле установлен памятный крест.