пятница, 11 апреля 2014 г.

Об исполнении пророчеств о Христе и духовной слепоте. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим. Архимандрит Клеопа (Илие)

Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет,
сидя на молодом осле» (Ин. 12: 14–15). 


Возлюбленные верующие!

Читая Священное и Божественное Писание Ветхого и Нового Завета, мы узнаём, что все пророчества, изреченные о Спасе нашем Иисусе Христе, пришедшем в исполнение времен к роду человеческому, свершились, к великому удивлению, в свое время. Так, мы видим, что святые пророки по откровению от Духа Святого за тысячи лет предсказали, что Иисус Христос родится по плоти от семени Девы (см.: Быт. 3: 15), что Он родится от колена Авраамова (см.: Быт. 22: 17–18) и будет из рода Давидова по плоти (см.: Ис. 9: 7). Также о дне сегодняшнего великого, пресветлого праздника Входа Господня в Иерусалим, мы видим, исполняется пророчество святого пророка Захарии, который сказал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9). Но, братья мои, что символизирует молодой осел, о котором Захария сказал так ясно, а Господь, сев на него, исполнил его пророчество?
Молодой осел, как и любой жеребенок, дик и с трудом поддается укрощению, а как осел он нечист, ибо его даже не принимали в дар Богу по закону, но заменяли[1]. Нечистыми были все народы земные из-за своего неверия, дикости и неукротимости, потому что были лишены законов Божиих. Сидение Иисуса Христа на молодом осле означает воздыхание народов к Нему; и посмотрите: апостолы привели к Иисусу осленка, как говорит божественный Лука, и, накинув на него свои одежды, посадили на него Иисуса[2]. Одежды, постилаемые по дороге, были символом и образом того, как апостолы, распространив проповедь Евангелия на язычников, привели их и покорили Христу, Который исполнил их Своих даров Божественных. Затем Божественное Евангелие говорит: «Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему» (Ин. 12: 16).

Жители Вифании вместе с иерусалимлянами, услышав, что Спаситель совершил великое и преславное чудо воскрешения Лазаря четверодневного одним лишь воззванием: «Лазаре, гряди вон!», – вышли ко Господу с великим благоговением и удивлением и встретили Его с пальмовыми ветвями. Но с таким ли благоговением и верой приняли Спасителя архиереи, фарисеи и книжники? Нет. Они были исполнены зависти и ненависти к Спасителю и, услышав о преславном чуде воскрешения Лазаря, не только не поверили этому, но и поспешили принять все меры для того, чтобы убить Иисуса. Ибо, собрав синедрион, они говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом» (Ин. 11: 47–48).

Вы видите, братья мои, сколько ослепления и злобы было в уме и сердце книжников, архиереев и фарисеев против Иисуса? Какая громадная разница была между народом и его духовными руководителями! Народ с таким благоговением и почтением принимал Спасителя. Однако и многие иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него (см.: Ин. 11: 45). А архиереи и фарисеи, ослепленные ненавистью, злобой и неверием, не только не уверовали в Него, но и спешно готовили план Его убийства. Как прав был Спаситель, когда обличал этих книжников и фарисеев и говорил им: «безумные и слепые!» (Мф. 23: 17). Сколько духовной слепоты и сколько ненависти и зависти было в уме и сердце этих духовных руководителей израильского народа! Вместо того чтобы поверить в преславное чудо воскрешения Лазаря и воздать хвалу Иисусу Христу, они, послушай, что говорят: «Что нам делать, ибо этот Человек много чудес творит?» (Ин. 11: 47). Посмотри, какое безумие, посмотри, какое ослепление из-за зависти и ненависти! Об этом ослеплении и окаменении фарисеев, архиереев и книжников пророчествовал великий пророк Исаия, говоря: «ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 10).

Возлюбленные верующие!

Причиной окаменения и ослепления души архиереев и фарисеев были ненависть и зависть, которые они испытывали к Спасителю. Потому они и искали разные поводы к тому, чтобы погубить Его. И вот я счел нужным поговорить о проклятой причине зависти – не нашими словами, а от святых отцов.

Послушайте, что говорит святой Василий Великий о зависти: «Если гордящийся подпадает осуждению диавольскому, то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу?» «Благ Бог и Податель благ для достойных. Один только диавол зол и изобретатель всяческого зла. И как у Благого отсутствует зависть, так она имеется у диавола. Будем же хранить себя, братия, от страсти зависти, чтобы не делаться сообщниками дел диавола и сопротивника и не оказаться осужденными на такую же муку вместе с ним. Ибо если гордящийся подпадает осуждению диавольскому[3], то как избежит завистник мучения, уготованного диаволу? Ведь нет другой более губительной страсти в сердцах людей, которая так мало огорчала бы внешних, а для того, кто ее имеет, была бы первым и ближайшим злом. Ибо как ржавчина разъедает железо, так зависть съедает душу имеющего ее. Как ехидна, чтобы родиться, прогрызает чрево, носящее ее, так и зависть имеет силу разъедать душу, носящую ее. Поскольку зависть есть скорбь о благополучии ближнего, то скорби и печали никогда не оскудевают у завистливого человека. Уродила ли нива ближнего его, полон ли дом его всем жизненно необходимым, не лишен ли он радости – всё это служит пищей для боли и умножает страдания завистливого. Поэтому он ничем не отличается от человека нагого, которому всё причиняет раны. Храбр ли кто-нибудь? Здоров ли? Это ранит завистливого. Другой красивее его лицом – еще одна рана завистнику. Кто-то превосходит других душевными дарами, и за мудрость и силу слова на него смотрят и соревнуют ему; другой богат, много подаяний раздает нищим и его хвалят те, кто принимает от него благодеяния, – это всё удары и раны, проникающие в самое сердце завистливого. И что хуже всего в этой страсти – это то, что он и сказать о ней не может, но потупил взор свой и унывает, терзается, ропщет и погубляет себя этим злом. И когда напомнят ему об этой страсти, он стыдится открыть свою беду, сказать, что завидует, и огорчается, и мучается из-за доброты друга и веселья брата и не может стерпеть благополучия и довольства ближнего. Итак, не желая открыть свою страсть, он держит болезнь свою глубоко, и она грызет и съедает его внутренности. Более того, ни врача для этой болезни, ни какого-нибудь целебного врачевства он найти не может, хотя Писания и полны средств от нее»[4].

Послушаем и святителя Иоанна Златоуста, говорящего о зависти: «Нет иного более лютого греха, который так отдалял бы человека от Бога и других людей, чем зависть, то есть недоброжелательство. Эта лютая болезнь хуже сребролюбия. Потому что сребролюбец радуется, когда получает деньги, а завистливый и недоброжелатель радуется, когда другой страдает, терпит убытки, лишается вознаграждения, и считает своим приобретением неудачи и лишения другого. Итак, какая же страсть хуже этой? Ибо свое зло он не исследует, а из-за блага другого изводится и лишает себя рая. Да и в этом мире завистливый не видит никакого блага. Ибо как червь выгрызает дерево и моль съедает шерсть, так и зависть полностью разъедает душу и кости человека завистливого и недоброжелательного. Ибо эти страсти хуже зверей, которые из-за пищи или по природе своей устремляются на гнев, а завистливые и недоброжелательные люди, даже когда кто-нибудь делает им добро, чувствуют себя, словно он ущемил их, и остаются, подобно демонам, немилосердными и лютыми врагами. «Завистливые даже спасения своего не желают. Потому что зависть не умеет почитать того, что полезно». Завистливые и недоброжелательные избегают собрания и естественного собеседования и даже спасения своего не желают. Потому что зависть не умеет почитать того, что полезно. Таковые всегда исполнены смятения и уныния, и души их отправляются в ад. Ибо нет греха хуже, чем недоброжелательность и зависть»[5].

Возлюбленные верующие!

Сегодня Вербное воскресенье, когда Спаситель наш Иисус Христос входит, как Царь, в Иерусалим, чтобы добровольно предать Себя на страдания и смерть за нас, грешных. Вы слышали в Святом Евангелии, с какой радостью сопровождало Его множество народа и с какой ненавистью и завистью смотрели на Него книжники и архиереи иудейские. Мы не можем радоваться Воскресению Господа неочищенными и полными грехов. Сегодня завершается Великий пост и начинается Великая седмица святых и спасительных страстей.

Кто из вас был усерднее, те, думаю, уже исповедались и причастились Тела и Крови Христовых. А кто еще не очистился от грехов посредством исповеди и Святого Причастия, у вас остается всего несколько дней до Святой Пасхи. Не откладывайте же больше, но бегите к священнику, ибо мы не можем радоваться Воскресению Господа неочищенными и полными грехов. Не оставляйте всё на последние дни, потому что на этой неделе священники очень заняты. Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире?

Братья мои, с этого вечера начинаются пассии со страстями Христовыми. Это самые красивые и трогательные службы в году. Приходите каждый вечер в святой храм. Как мы можем спать или не быть в церкви, когда Христос бодрствует и молится о всем мире? Как мы можем смеяться или пить, когда Сын Божий предан в руки неверующих богохульников и убийц? Как мы можем есть теперь, когда Господь жизни постится и воздыхает за нас? Как нам отсутствовать в церкви теперь, когда Христос предан собственным учеником и продан иудеям, чтобы быть осужденным и распятым? Будем же идти эту неделю вслед за Христом, Крестным путем, который для нас является путем жизни, прощения и спасения. Без этого пути никто из людей спастись не может. Вот, сегодня Христос торжественно входит в Иерусалим в сопровождении множества людей с финиковыми ветвями в руках. Встретим и мы Христа вербой добрых дел. Христос проклинает бесплодную смоковницу, и она высыхает. Побоимся же и мы, ведь мы на земле, как бесплодные деревья, лишены многих духовных благ. Христос позволяет жене-грешнице омыть Ему ноги. Приблизимся же и мы ко Господу и слезами покаяния омоем Ему ноги и поцелуем их. Христос продан Иудой за 30 сребреников. Упаси нас Бог также продать Господа за деньги, почести или из страха. Христос омывает ноги ученикам на Тайной вечере, чтобы научить смирению нас всех. Христос Спаситель наш совершает первую Святую Литургию на Тайной вечере, кладет основание, таким образом, литургической жертве и причащает учеников прежде Своих страданий. Будем же ценить церковную жизнь, будем часто ходить на Святую Литургию и с благоговением и приготовлением приступать к Святому Причастию, особенно в великие христианские праздники. Только когда Иуда предатель причастился, вошел в него сатана[6], ибо он недостойно принял Тело и Кровь Господню. То же самое будет и с теми, кто причащается с неверием и большими грехами на душе. Горе тем, кто валяется в тяжелых грехах и даже в святые посты не кается и не примиряется со Спасителем.

Вот, наступает Великая Пятница! Сын Божий распят между двух разбойников ради нашего спасения. Пойдем же вместе со святыми женами-мироносицами, будем плакать по Иисусу Христу, а более всего оплачем грехи наши возле Его Креста. Христос предает дух Свой и затем полагается в гроб. Станем же на колени с великой верой у гроба Господня, окадим его, помолимся и испросим друг у друга прощения, примиримся друг с другом и в священную ночь Святой Пасхи будем ждать таинственного мгновения Воскресения Господа и нашего воскресения. Если будем делать так, то возрадуемся все свету Воскресения Спасителя и сможем воспеть ангельскую песнь победы над смертью и адом. Аминь.

Архимандрит Клеопа (Илие).

Перевела с румынского Зинаида Пейкова



Creştin Ortodox 11 апреля 2014 года [1] «Отделяй Господу всё мужеского пола, разверзающее ложесна; и всё первородное из скота, какой у тебя будет, мужеского пола, посвящай Господу, а всякого из ослов, разверзающего утробу, заменяй агнцем» (Исх. 13: 13).[2] См.: Лк. 19: 35.[3] См.: 1 Тим. 3: 6.[4] Ср.: Василий Великий, святитель. Беседа 11. О зависти // Василий Великий, святитель. Творения. Т. 1. М., 2008. С. 964–965.[5] Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово 17. О зависти // Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 12. М., 2004. С. 605–606.[6] Ин. 13: 27. Смотри



Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/69875.htm