понедельник, 9 февраля 2015 г.

Создание образа - икона преподобного Леонтия Михайловского

9 февраля (н.ст.) - день па­мяти преподобного Леонтия Ми­хайловского, исповедника, просиявшего в Ивановской епархии. Мы уже знакомили вас с житием этого святого, нашего современника (он скончался в 1972 г.). В селе Михайловском, в храме Ар­хистратига Михаила, находятся святые мощи и житийная икона святого Леон­тия. Написана она бывшей прихожанкой нашего монастырско­го храма О.Л. Черных. Несколько лет Ольга обучалась в Иконописной школе при Московской Духовной Академии. Дипломной ра­ботой Ольги была икона преподобноисповедника Леонтия. Мы решили побеседо­вать с Ольгой об этом образе.

Ольга, как получилось, что ва­шей дипломной работой стала икона св. Леонтия?

Эта икона еще пять лет назад была заказана моей однокурснице. Но учеба в Иконописной школе та­кая напряженная, что выполнить эту сложную работу не представлялось возможным. Через какое-то время она предложила этот заказ мне. Мне показалось интересным писать ико­ну святого моей епархии, к тому же после 3 курса я могла сама выби­рать тему дипломной работы. Мой выбор был одобрен преподавателя­ми, и начался двухлетний труд над образом св. Леонтия

Так долго! Как же шла работа?

Конечно, это время не было по­священо целиком одной иконе. Я пи­сала и другие работы - две из них на­ходятся в Свято-Введенском храме. А образ преп. Леонтия должен был постепенно вызревать. Сначала был под­готовительный период: я собирала ма­териал, письменный и художествен­ный. Потом писала эскиз с полной раз­работкой сюжета. Составляла клейма жития. Делала различные исправления и корректировки после консульта­ций с преподавателями. Ведь мне при­шлось разрабатывать новую иконогра­фию, т.е. создавать образ святого, жив­шего совсем недавно. К тому же ра­бота над житийной иконой более продолжительна.

Я обращалась к разным источни­кам, но в основном опиралась на образ­цы икон конца 14 - начала 15 в.в. Я пы­талась понять особый язык древней иконы, изучить художественные при­емы, которые использовал автор, обра­щала особое внимание на особеннос­ти цвета и композиции. Пыталась, ис­пользуя художественные приемы того времени, изобразить жизнеописание в красках преп. Леонтия. Клейма иконы соответствуют его житию. И передо мной стояла задача проникнуть, на­сколько возможно, в самую суть подви­га монашеского и исповеднического.

Как известно, на клеймах жи­тийных икон изображаются основ­ные события из жизни святого. И у многих святых есть какие-то об­щие моменты жития, как, напри­мер, рождение, пострижение в монашество, аскетические подвиги, рукоположение в священный сан, преставление, обретение мо­щей... То есть при написании не­которых житийных клейм св. Ле­онтия можно было взять за обра­зец уже сложившиеся иконописные формы.

Но ведь в его житии есть и свои особенности. Как вы, решали эту задачу?

Работая над клеймами жития, я старалась выделить наиболее существенное, ведь клейма в иконе дол­жны раскрывать самую суть. Да, дей­ствительно, некоторые клейма новописаной иконы иконографически похожи на клейма икон 15,16 в в., как раз они и изображают упомянутые житийные события, правда, в житии преподобного Леонтия есть еще одна важная деталь (также уже разрабо­танная в иконописи) - изведение ис­точника. Я хочу это отметить, так как источник св. Леонтия почитается и паломники, приезжающие поклонить­ся его святым мощам, могут окунуть­ся, набрать воды.

Преп. Леонтий - исповедник, то есть он исповедовал делом и словом православную веру на протяжении всей своей жизни. Это реальный пример жизни человека по заповедям Божиим Он был мучим при жизни за проповедь Евангелия. Крестил детей и велел матерям «не снимати креста со чад». Конечно же, эти клейма при­ходилось полностью придумывать самой. Были трудности; ведь здесь должна была быть прежде всего яс­ность. Изображение без слов должно говорить за себя. К примеру, та­кое клеймо: первый арест, когда он был арестован за колокольный звон, запрещенный в то время. Или следую­щее клеймо - св. Леонтия ведут по го­роду, привязанного к телеге, и погоня­ют ружьем. Однако в изображении одежды я решила ориентироваться на древние образцы, поэтому солдат в будёновках, как на некоторых современ­ных иконах, вы не увидите.

А что же было сложнее всего изобразить?

Знаете, главная трудность заклю­чалась не в разработке новых клейм, а в написании средника - самого образа святого. Труднее всего было работать над самим образом преп. Леонтия, так как передо мной стояла задача языком иконы добиться сходства, в то же время не сойти к портрету. Ведь икона и портрет - это вещи взаимно противополож­ные

Надо было художественными сред­ствами отобразить иную реальность и сделать это убедительно. В идеале всегда нужно создавать духовный образ, тот, который поможет молящемуся оторваться от земного и выйти в духовный мир.

Оля, благодарим за беседу, желаем вам творческих успехов и приглашаем всех в с. Михайловское помолиться святому Леонтию перед его мощами и образом.



Записала Елена Двоскина