Четверть века исполняется Введенскому женскому монастырю
Духовность
Введенскому женскому монастырю, основанному архимандритом Амвросием, исполняется четверть века. Самому храму, разумеется, много больше. Построили его в начале прошлого века, но так случилось, что много лет он бездействовал. А новую жизнь в него вдохнула как раз монашеская община.
27 марта, когда монастырь отметит свой юбилей, прихожан храма ждут встречи с епископами – Кинешемским и Палехским Иларионом, Шуйским и Тейковским Никоном. Со словами приветствия, как стало известно «Рабочему краю», обратится в этот праздничный день и сам митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Первая встреча начнется в половине девятого утра.
С основания
…Самое время вспомнить историю Красной церкви, как называют в народе этот центр духовности Иванова. Его удивительной судьбе посвятила свою исследовательскую работу старшеклассница школы № 23 Ульяна Гуляева. Тему она выбрала не случайно – учебное заведение почти что соседствует с храмом. На городских краеведческих чтениях Ульяна рассказала о судьбе основателя монастыря, и мы хотим вспомнить эту историю вместе с вами.
-Показать пути возрождения духовной чистоты и нравственности русского общества я решила на примере семьи Юрасовых, - объясняет нам свой выбор ученица, увлекающаяся краеведением.- Эту идею поддержала моя учительница истории Ольга Александровна Шарина. Она посоветовала мне пообщаться с мальчиком, который учится у нее в классе, - Зосимой Юрасовым.
Я узнала, что он приходится родственником Архимандриту Амвросию (Юрасову), духовнику Введенского женского монастыря. Так началось мое знакомство с историей обители. Мальчик рассказал, что церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, составляющая основную часть монастыря, - памятник архитектуры начала прошлого века.
В этом храме в 1918 году служил патриарх Тихон. В советские годы здесь располагался Госархив. Во время войны (в 1942 году) была сделана первая попытка открытия храма (тогда вообще изменились отношения церкви и государства). Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований».
Вернуть храм верующим
В 1988 году по благословению архимандрита Амвросия было собрано двадцать верующих, а это уже церковная община – важное условие, при котором в те времена мог открыться храм. Зимой 1989 года церковный совет собрал три тысячи подписей за открытие храма. Чтобы добиться этого, 21 марта женщины из церковной общины – Лариса Холина, Валерия Савченко, Маргарита Пиленкова – начали голодовку. Затем к ним присоединилась Галина Ящуковская.
В общей сложности голодовка продлилась 16 дней. Десять суток голодающие провели на ступенях храма. У ограды стали появляться сочувствующие, они собирали подписи за открытие храма. Хотя были и те, кто требовал прекратить голодовку.
О голодающих узнали в Москве и за границей. В центральной печати появились статьи в их защиту. По радио передавали информацию о голодовке за открытие Введенской церкви в Иванове. Сбывалось предсказание одного из новых святых нашего края – архимандрита Леонтия Михайловского, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир».
1 апреля, на 12-й день голодовки, женщин насильно посадили в машины «скорой» и перевезли в областную больницу. 5 апреля в больницу к ним пришел секретарь облисполкома Лев Николаевич Дубов и четыре часа убеждал прекратить голодовку. Только после обещания, что исполком в течение месяца рассмотрит вопрос о Введенском храме. Женщины объявили о прекращении голодовки, длившейся 16 дней. Борьба за церковь продолжалась еще год, и только в Страстной четверг 1990 года Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма.
Первая служба
Первую службу в Пасхальную ночь отец Амвросий совершил на паперти храма под звездным небом. А 27 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П начал свою историю ивановский женский монастырь.
В своей книге «Монастырь» Амвросий пишет: «Старец Леонтий, двадцать пять лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют и о нем узнает весь мир. Это время пришло. В 1989 году, когда будущие прихожане Введенской церкви объявили голодовку, требуя возвращения храма, о Свято-Введенской церкви узнали не только в России – телевидение, радио, газеты, журналы у нас и за рубежом много говорили и писали об этом. Два года борьбы за храм – и вот он возвращен верующим. Жалкое представлял он тогда зрелище: стены в огромных дырах – следы от вбитых бревен. Храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет (вместо кровли из жести – брезент, покрашенный зеленой краской). Но главным было начать службу, начать проповедь…».
Все это – батюшка
Сейчас монастырь занимается активной социальной и миссионерской деятельностью. Здесь работает православный телефон доверия. Сестры монастыря посещают колонии, поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, наркозависимых, заключенных, проводят благотворительные обеды. Архимандрит Амвросий является духовником православной радиостанции «Радонеж». Этот человек прошел большой жизненный путь и свою жизнь посвятил помощи людям. Именно благодаря ему современный Введенский монастырь стал таким, каким мы его видим каждый раз, когда проходим мимо или заходим внутрь.
«Через Зосиму Юрасова я договорилась о встрече с помощницей настоятеля храма монахиней Иоанной, - рассказывает Ульяна Гуляева.- Эта спокойная, рассудительная женщина произвела на меня сильное впечатление. Она не устает повторять, что благодаря отцу Амвросию Введенскую церковь вернули верующим».
«Строительство, тюремное и социальное служение, миссионерская деятельность, книгоиздание – это все батюшка. Батюшка первым пошел в колонии – за ним следом инокини, батюшка стал выступать с беседами – и сестры обители подключились, батюшка отвечал на вопросы на радио «Радонеж» - передачи стали вести и монахини…» - говорит Иоанна.
Монахиня вспоминает, как двадцать пять лет назад народ потянулся в храм и монастырь. Стали прибывать насельницы. Для многих монастырь стал отдушиной, признаком свободы и духовной, и политической. В последнее время в храм приходит много молодых людей и девушек: «Их душа ищет, требует чего-то высокого», - считает монахиня Иоанна.
***
В прошлом году монастырь открыл свои двери для участников проекта «Прогулки по городу». Рассказав об истории храма, проведя гостей по музею новомучеников ивановских, монахиня Феофила показала «Рабочему краю» керамическую мастерскую. В ее руках – первые сувениры, посвященные двадцатипятилетию монастыря. Мастерицы старательно расписывали на наших глазах тарелки, статуэтки и фигурки. Нам показали уже готовые глиняные колокольчики, которые подарили ивановскому митрополиту.
Артем Светлов.
Рабочий край. № 42, четверг, 24 марта 2016 год
Духовность
Введенскому женскому монастырю, основанному архимандритом Амвросием, исполняется четверть века. Самому храму, разумеется, много больше. Построили его в начале прошлого века, но так случилось, что много лет он бездействовал. А новую жизнь в него вдохнула как раз монашеская община.
27 марта, когда монастырь отметит свой юбилей, прихожан храма ждут встречи с епископами – Кинешемским и Палехским Иларионом, Шуйским и Тейковским Никоном. Со словами приветствия, как стало известно «Рабочему краю», обратится в этот праздничный день и сам митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф. Первая встреча начнется в половине девятого утра.
С основания
…Самое время вспомнить историю Красной церкви, как называют в народе этот центр духовности Иванова. Его удивительной судьбе посвятила свою исследовательскую работу старшеклассница школы № 23 Ульяна Гуляева. Тему она выбрала не случайно – учебное заведение почти что соседствует с храмом. На городских краеведческих чтениях Ульяна рассказала о судьбе основателя монастыря, и мы хотим вспомнить эту историю вместе с вами.
-Показать пути возрождения духовной чистоты и нравственности русского общества я решила на примере семьи Юрасовых, - объясняет нам свой выбор ученица, увлекающаяся краеведением.- Эту идею поддержала моя учительница истории Ольга Александровна Шарина. Она посоветовала мне пообщаться с мальчиком, который учится у нее в классе, - Зосимой Юрасовым.
Я узнала, что он приходится родственником Архимандриту Амвросию (Юрасову), духовнику Введенского женского монастыря. Так началось мое знакомство с историей обители. Мальчик рассказал, что церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, составляющая основную часть монастыря, - памятник архитектуры начала прошлого века.
В этом храме в 1918 году служил патриарх Тихон. В советские годы здесь располагался Госархив. Во время войны (в 1942 году) была сделана первая попытка открытия храма (тогда вообще изменились отношения церкви и государства). Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований».
Вернуть храм верующим
В 1988 году по благословению архимандрита Амвросия было собрано двадцать верующих, а это уже церковная община – важное условие, при котором в те времена мог открыться храм. Зимой 1989 года церковный совет собрал три тысячи подписей за открытие храма. Чтобы добиться этого, 21 марта женщины из церковной общины – Лариса Холина, Валерия Савченко, Маргарита Пиленкова – начали голодовку. Затем к ним присоединилась Галина Ящуковская.
В общей сложности голодовка продлилась 16 дней. Десять суток голодающие провели на ступенях храма. У ограды стали появляться сочувствующие, они собирали подписи за открытие храма. Хотя были и те, кто требовал прекратить голодовку.
О голодающих узнали в Москве и за границей. В центральной печати появились статьи в их защиту. По радио передавали информацию о голодовке за открытие Введенской церкви в Иванове. Сбывалось предсказание одного из новых святых нашего края – архимандрита Леонтия Михайловского, который 25 лет провел в лагерях и тюрьмах: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир».
1 апреля, на 12-й день голодовки, женщин насильно посадили в машины «скорой» и перевезли в областную больницу. 5 апреля в больницу к ним пришел секретарь облисполкома Лев Николаевич Дубов и четыре часа убеждал прекратить голодовку. Только после обещания, что исполком в течение месяца рассмотрит вопрос о Введенском храме. Женщины объявили о прекращении голодовки, длившейся 16 дней. Борьба за церковь продолжалась еще год, и только в Страстной четверг 1990 года Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храма.
Первая служба
Первую службу в Пасхальную ночь отец Амвросий совершил на паперти храма под звездным небом. А 27 марта 1991 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П начал свою историю ивановский женский монастырь.
В своей книге «Монастырь» Амвросий пишет: «Старец Леонтий, двадцать пять лет проведший в заключении, говорил, что придет время, этот храм откроют и о нем узнает весь мир. Это время пришло. В 1989 году, когда будущие прихожане Введенской церкви объявили голодовку, требуя возвращения храма, о Свято-Введенской церкви узнали не только в России – телевидение, радио, газеты, журналы у нас и за рубежом много говорили и писали об этом. Два года борьбы за храм – и вот он возвращен верующим. Жалкое представлял он тогда зрелище: стены в огромных дырах – следы от вбитых бревен. Храм весь израненный, как после артобстрела, окна выбиты, крыша течет (вместо кровли из жести – брезент, покрашенный зеленой краской). Но главным было начать службу, начать проповедь…».
Все это – батюшка
Сейчас монастырь занимается активной социальной и миссионерской деятельностью. Здесь работает православный телефон доверия. Сестры монастыря посещают колонии, поддерживают инвалидов, малоимущих, бездомных, безнадзорных детей, наркозависимых, заключенных, проводят благотворительные обеды. Архимандрит Амвросий является духовником православной радиостанции «Радонеж». Этот человек прошел большой жизненный путь и свою жизнь посвятил помощи людям. Именно благодаря ему современный Введенский монастырь стал таким, каким мы его видим каждый раз, когда проходим мимо или заходим внутрь.
«Через Зосиму Юрасова я договорилась о встрече с помощницей настоятеля храма монахиней Иоанной, - рассказывает Ульяна Гуляева.- Эта спокойная, рассудительная женщина произвела на меня сильное впечатление. Она не устает повторять, что благодаря отцу Амвросию Введенскую церковь вернули верующим».
«Строительство, тюремное и социальное служение, миссионерская деятельность, книгоиздание – это все батюшка. Батюшка первым пошел в колонии – за ним следом инокини, батюшка стал выступать с беседами – и сестры обители подключились, батюшка отвечал на вопросы на радио «Радонеж» - передачи стали вести и монахини…» - говорит Иоанна.
Монахиня вспоминает, как двадцать пять лет назад народ потянулся в храм и монастырь. Стали прибывать насельницы. Для многих монастырь стал отдушиной, признаком свободы и духовной, и политической. В последнее время в храм приходит много молодых людей и девушек: «Их душа ищет, требует чего-то высокого», - считает монахиня Иоанна.
***
В прошлом году монастырь открыл свои двери для участников проекта «Прогулки по городу». Рассказав об истории храма, проведя гостей по музею новомучеников ивановских, монахиня Феофила показала «Рабочему краю» керамическую мастерскую. В ее руках – первые сувениры, посвященные двадцатипятилетию монастыря. Мастерицы старательно расписывали на наших глазах тарелки, статуэтки и фигурки. Нам показали уже готовые глиняные колокольчики, которые подарили ивановскому митрополиту.
Артем Светлов.
Рабочий край. № 42, четверг, 24 марта 2016 год