В иконописной мастерской Введенской обители написана икона на диаконские врата в храм Преображенского подворья. На иконе изображен святой архидиякон Лаврентий.
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
"Боковые, или малые, двери иконостаса называют диаконскими, или пономарскими. Они расположены по сторонам от Царских врат и ведут в помещения жертвенника и диаконника. Северная диаконская дверь используется священнослужителями во время Божественной литургии. На малом входе через нее выносят Евангелие, а на великом входе — приготовленные за проскомидией и еще не освященные Святые Дары. Южная дверь имеет скорее утилитарное назначение, впрочем, так же, как и сам диаконник, который обычно служит ризницей, то есть местом для хранения церковных сосудов, облачений и книг.
О символическом значении боковых врат иконостаса напоминают украшающие их изображения, старинное наименование их «райскими дверьми» вышло из употребления и по отношению к ним больше не используется.
Видимо, древнейшими изображениями на диаконских вратах были образы Небесных бесплотных сил: архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила, стражей Божественного града Иерусалима, а также святых архидиаконов Стефана, Лаврентия и Романа Сладкопевца. Во время службы дьяконские чины изображают собой ангельские силы, невидимо служащие Господу, охраняющие вход во Святая Святых (в алтарь) и преграждающие путь для нечистых духов.
О ветхозаветном прообразе престола христианского храма — Скинии Завета — напоминают образы первосвященников Аарона, Авеля, Мелхиседека и Захарии.
С темой утраченного Рая и ожидания Небесного Царства связаны изображения благоразумного разбойника Раха, Лона Авраама, многочисленные назидательные сюжеты, например, «Изгнание из рая Адама и Евы» или притчи «О сладости мира сего», «О богатом и бедном», «О хромце и слепце». Они встречаются на сохранившихся русских диаконских вратах XVI-XVII столетий".
журнал "Фома"
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
"Боковые, или малые, двери иконостаса называют диаконскими, или пономарскими. Они расположены по сторонам от Царских врат и ведут в помещения жертвенника и диаконника. Северная диаконская дверь используется священнослужителями во время Божественной литургии. На малом входе через нее выносят Евангелие, а на великом входе — приготовленные за проскомидией и еще не освященные Святые Дары. Южная дверь имеет скорее утилитарное назначение, впрочем, так же, как и сам диаконник, который обычно служит ризницей, то есть местом для хранения церковных сосудов, облачений и книг.
О символическом значении боковых врат иконостаса напоминают украшающие их изображения, старинное наименование их «райскими дверьми» вышло из употребления и по отношению к ним больше не используется.
Видимо, древнейшими изображениями на диаконских вратах были образы Небесных бесплотных сил: архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила, стражей Божественного града Иерусалима, а также святых архидиаконов Стефана, Лаврентия и Романа Сладкопевца. Во время службы дьяконские чины изображают собой ангельские силы, невидимо служащие Господу, охраняющие вход во Святая Святых (в алтарь) и преграждающие путь для нечистых духов.
О ветхозаветном прообразе престола христианского храма — Скинии Завета — напоминают образы первосвященников Аарона, Авеля, Мелхиседека и Захарии.
С темой утраченного Рая и ожидания Небесного Царства связаны изображения благоразумного разбойника Раха, Лона Авраама, многочисленные назидательные сюжеты, например, «Изгнание из рая Адама и Евы» или притчи «О сладости мира сего», «О богатом и бедном», «О хромце и слепце». Они встречаются на сохранившихся русских диаконских вратах XVI-XVII столетий".