четверг, 31 марта 2016 г.

О современных монахах и умной молитве. Архимандрит Амвросий (Юрасов)

- Монашество. Что или Кто влечет людей к монашеству? Все ли могут быть монахами? И какова жизнь монахов, особенно современных?

- До Христа монахов не было. Те люди, которые выходили из рода Давидова, должны были вступать в брак и рожать детей. Для чего? Возможно, в какой-то семье родится Мессия. Первыми, своего рода монахами, были пророк Иоанн Креститель – он не вступал в брак и Матерь Божия. Уже в Новом Завете стали появляться монашеские общины. Когда Господь создал землю, Он на земле поселил эдемский рай, и там жили Адам и Ева. Так что,  можно сказать, монастыри - это своего рода эдемский рай на земле, где есть прекрасная возможность спасти свою душу. Есть три вида подвига для особых богоизбранных людей: юродство - тяжелый крест, когда человек психически и физически здоров, но берет на себя подвиг мнимобезумного; пустынничество - когда человек удаляется от мира и в одиночестве совершает подвиги и общежительное монашество, когда человек, посвятивший свою жизнь Богу, подвизается в монашеской общине. Монахами становятся люди, которые полюбили Бога и хотели бы себя пожертвовать Господу ради спасения, по слову: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12). И находятся такие люди, которые по любви к Богу оставляют мир, оставляют родителей, оставляют все то, что иных прельщает в жизни, и уходят в монастырь. Люди разных образований, разных возрастов, разных характеров, все идут в монастырь с одной целью – сделать душу доброй, чистой, святой.

То есть достигнуть такого состояния, чтобы в душе не было ни гнева, ни гордыни, ни тщеславия, ни самолюбия, ни ревности. И, конечно, когда человек себя настроил, идя монастырь, все принимать как волю Божию - и начальство, и пищу, и одежду, и послушание - это будет правильный путь. Если человек пришел в монастырь не спасаться, а жить, он всем будет недоволен, начинает роптать. Это неправильный путь.

Человек, живя в монастыре, все скорби, болезни, поношения, оскорбления и любое послушание должен принимать как от Руки Господней. Потому что случаев ни больших ни малых не бывает – и без воли Божией ни один волос с головы не падает. Если человек заболел, значит, такова воля Божия. Если сильно заболел - это монашеская прописка. Так считается в монастыре. И, конечно, монашеское делание - это молитва, постоянно пребывать в молитве. Молитва в чем заключается? Каждый день ходить на службы, утром и вечером, чтение молитвенного правила, священных книг, особенно Евангелия, святых отцов. Этим душа укрепляется.

Как-то мы на Афоне были. Много ходили, устали. Нас благочинный предупредил: когда придите в 4 часа утра, уже елеопомазание будет (служба началась, как только стемнело, в 20 часов). В 4 часа утра, действительно, - полиелей, помазание, а потом уже Литургия, и в 8:30 она закончилась. Я помню, апостола Иоанна Богослова была служба.

Вот что интересно: благочинный рассказал, что привыкнуть к таким длинным службам непросто, потребуется года три. Обычно новенькие послушники ночью не могут стоять, тяжело и спать хочется, дремлют, кто как может. Вот так превозмогают себя три года. А потом, когда уже входят в силу, благодать Божия помогает и так трудятся, порой и до ста лет.

-Батюшка, вы постриженик Троице- Сергиевой Лавры. Скажите, на Ваш взгляд, между монашеством современным и монашеством, которое вы еще застали, разница есть?


-Ну, конечно же, есть. Это же 50 лет уже прошло. Есть. Тогда монахи многие шли спасаться, брали на себя подвиги, принимая монашество. А сейчас есть такой сорт современных монахов, они принимают монашество ради карьеры. А потом видишь - все это выходит наружу. И плоды, соответственные. Как Христос сказал: есть пастыри добрые, есть наемники, есть волки в овечьей шкуре. Об этом Сам Христос предупреждал.

-Введенскому монастырю 25 лет. Эти 25 лет вся монастырская жизнь была у вас перед глазами. Что больше всего вам запомнилось, что вы отметили?

-Когда меня спрашивают, сколько у вас сестер, я всегда говорю: цыплят по осени считают. Набрать-то можно много. А какой толк? Что мне запомнилось? Люди. Есть те, что живя в нашем монастыре, искренне каются, Бога благодарят, ходят на службы. За все благодарят: за искушения, за испытания, и остаются верными Богу и обители. А были и те, что пожили немножко и ушли. Мы предоставляем им такую возможность, даем свободу. Говорим: поживите, посмотрите, сможете ли вы на этом пути устоять до конца?

Оптинские старцы говорят: есть пропасть, через которую надо пройти каждому человеку. А внизу звери, крокодилы. Есть тонкая досточка, жердочка. Идя по ней можно равновесие потерять, можно испугаться, упасть в пропасть. А рядом мостик. Где легче пройти: по этой жердочке или по мостику? Говорят, по мостику. Так вот монастырский путь – это движение по мостику.

Самое главное в монастыре смирение, послушание, целомудрие и нестяжание. Когда по своей воле что-то сделаешь, обязательно выйдет что-то неприятное, нехорошее. Так что надо настроить себя в монастыре - за все благодарить Бога. Я по милости Божьей 50 лет в монастыре и благодарю за каждый прожитый день, что Господь меня милует. И прошу святых молитв, чтобы до конца это донести.

-Умная молитва, возможно ли ее постичь?

-Все возможно. Сначала - молитва устная, когда человек читает вслух молитву Иисусову, потом, когда он трудится, просит Господа, Матерь Божию - она переходит в ум, а когда человек перенесет много поношений, скорбей, неприятностей и смирится до конца, эта молитва может перейти в сердце. Человек спит, а молитва идет. Он уже не устами, не умом читает, в сердце молитва. Но это очень долгий и трудный путь. Оптинские старцы имели такой опыт и передавали его друг другу. Сейчас такого опыта почти нет, потому что была 70-летняя атеистическая бойня. Сатана уничтожал все святое. Ну, теперь эта его работа кончена.

Монастыри только приходят в нашу жизнь, только образуются. Еще нет в полноте духовной жизни, мало смирения, послушания. Много своеволия, дерзости, раздражения, гнева, обиды. Это болезнь души. Это все надо пережить! Когда человек в час пик в транспорте находится, его толкают со всех сторон, если он больной, ему больно, а если здоров, он и внимания не обращает. Так и человеку духовно больному в обществе очень трудно жить. Кто-то ему сказал одно слово, он уже надулся, не разговаривает. Самое страшное, когда человек с больной душой переходит в духовный мир. Тогда это все умножается и будет его мучить. Так что надо здесь избавиться от всех страстей.