Хотелось бы напомнить вам прекрасные слова великого отца нашего Епифания епископа Кипрского, которыми он начал некогда одно из своих слов. «За шесть дней до Пасхи Воскресший на третий день… дарит нашей пятерице чувств воскресшего на четвертый…»
Господь наш Иисус Христос, завершив Свою миссию, исцелив раны всего человечества, за шесть дней до того, как Он будет предан на всенепорочнейшие Свои страсти, коими будет скреплено дело нашего спасения, показал, точно пролог, нам, Своим ученикам, и всему миру, что существует воскресение мертвых и что Он Сам есть «Воскресение и Жизнь». Неслучайно непосредственно перед этими потрясающими душу событиями, перед Воскресением Господним, всего за шесть дней до него, произошло воскресение Лазаря, бывшего, как вы знаете, другом Христовым. И поскольку отец Лазаря Симон Фарисей, прозванный Прокаженным, был верующим человеком, Господь любил приходить в его дом и был в дружеских отношениях со всей его семьей.
И потому Он воскресил Лазаря не столько для того, чтобы проявить силу Своего Божественного величия, ибо Он уже делал это и раньше в других случаях, но чтобы показать, что приближается начало победы над смертью и общего воскресения человеческой природы и возрождение всей твари, «подвергшейся тлению» из-за грехопадения человека.
Действительное историческое событие воскресения Лазаря мы здесь, по примеру святых отцов, толкующих Писание, используем как восхождение ввысь, к духовному итогу, призванному принести великую пользу для души нашей. Все, содержащееся в Писании, может быть истолковано различным способом. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. Вот какой высший смысл мы здесь находим. Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов, поскольку, если Иисус принес Себя в жертву за нас, Он печется обо всех нас. Господь наш Иисус Христос, Всеведущий Бог, Всеблагой Владыка и истинный Отец наш, видя смерть нашу, непрестанно взывает к Своим небесным силам: «Лазарь, друг наш, уснул». Кто же из нас, усопших, способен вызвать Его сочувствие, дабы Он вмешался и воскресил его? Ибо Он сам сказал «Я есмь Воскресение и жизнь». Писание гласит, что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь».
Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие, нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом. Практика покаяния состоит из боли, скорби и плача «о первородном грехе», а также из скорби и попечения о том, как обрести нам вновь все добродетели и дары Святого Духа, которые передал нам Иисус по наследству и которые принадлежат каждому из нас. «Когда откроется, – говорит святой Иоанн, – будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть, и будем подобны Ему». Иными словами, мы увидим Господа нашего в сей последний день общего воскресения и будем подобны Ему. Как «Бог среди Богов», как слепок с образца.
Однако, чтобы обрести сию великую честь, надо, прежде всего, как я уже сказал, подвизаться в непрестанном покаянии на практике, дабы оно потом уже привело нас к теории. Ибо на практике мы согрешили, на практике отреклись от Иисуса, на практике мы поносили Его и предали Его, и потому на практике мы должны сейчас вернуться к Нему и доказать Ему, что больше не преклоним колени перед любым кумиром греха.
Мы, каждый из нас обязаны ныне стяжать себе сих двух сестер, первая из которых есть практический труд покаяния, уводящий нас далеко от каждого нарушения заповедей. Ни одно разумное существо не может отречься от Бога, в том числе и безбожники, и материалисты, и анархисты. И пусть они бахвалятся об этом своими устами. Не могут они отречься от Бога, ибо чтобы отречься от чего-то, мы должны быть способны избавиться от этого. Лишь тогда мы могли бы хвалиться в своем безверии, что, действительно, не существует больше Бога, мы уничтожили Его. Даже если мы отречемся от Него, говорит апостол Павел, Он останется нам верным. О каком же отречении может идти речь в таком случае? Отречение есть нарушение заповеди. Этому учит нас мировая история. И две природы: человеческая и ангельская, которые пали и сокрушились, отреклись не от Бога, но от заповеди Его. И потому как раз нарушение заповеди, считающееся отречением, вызвало грехопадение, разрушение и смерть. И потому для нас и теперь путь назад лежит через практическое покаяние. С того самого места, где мы обманулись, и увлеклись, и начали нарушать заповеди Христовы, и превратили в рубище нашу личность, через ту же самую дверь мы и вернемся назад. Вернемся, прекратив грешить, отрекаться от Него и предавать Его. И когда мы достигнем сего состояния по Благодати Его, в нашей душе еще глубже укоренится чувство покаяния, которое породит в нас скорбь, и боль, и слезы. И тогда разум, освободившись от плена внешних пороков, внешнего банкротства, обратится к Богу и непрестанно и скорбно будет взывать к милости Его, заняв место Марии. Стяжав сих двух сестер, будьте уверены, что Лазарь – наш разум, наше духовное сущее, воскреснет вслед за Лазарем – реальным историческим лицом. И тогда, как гласит Евангелие, посетил Иисус дом Лазаря и подали Ему там трапезу, и Лазарь «сидел с Ним». И подобным же образом и Лазарь – разум наш – будет пребывать со Христом в духовной радости, там, где, по обетованиям Его, «приготовлю вам место». Там, в небесной высшей радости, будем пребывать и мы как наследники Божии и сонаследники Иисусовы, как некогда Лазарь, на той же трапезе «совместно молящиеся», не скорбя о смерти, но радуясь о нашем воскресении.
И потому – да поспешит каждый из нас немедля стяжать те добродетели, кои символизируют две сестры: Марфа и Мария, – сумевшие убедить Иисуса явить нам тело мертвого разума, и приказать, как Всемогущее Слово: ««Лазарь! иди вон» из могилы бесчувствия и равнодушия, «войди в радость Господина твоего». Аминь.
Источник: Старец Иосиф. Афонские послания. Душеполезные Ватопедские чтения. Изд-во Святого Великого Ватопедского монастыря. Афон, 1999.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
Господь наш Иисус Христос, завершив Свою миссию, исцелив раны всего человечества, за шесть дней до того, как Он будет предан на всенепорочнейшие Свои страсти, коими будет скреплено дело нашего спасения, показал, точно пролог, нам, Своим ученикам, и всему миру, что существует воскресение мертвых и что Он Сам есть «Воскресение и Жизнь». Неслучайно непосредственно перед этими потрясающими душу событиями, перед Воскресением Господним, всего за шесть дней до него, произошло воскресение Лазаря, бывшего, как вы знаете, другом Христовым. И поскольку отец Лазаря Симон Фарисей, прозванный Прокаженным, был верующим человеком, Господь любил приходить в его дом и был в дружеских отношениях со всей его семьей.
И потому Он воскресил Лазаря не столько для того, чтобы проявить силу Своего Божественного величия, ибо Он уже делал это и раньше в других случаях, но чтобы показать, что приближается начало победы над смертью и общего воскресения человеческой природы и возрождение всей твари, «подвергшейся тлению» из-за грехопадения человека.
Действительное историческое событие воскресения Лазаря мы здесь, по примеру святых отцов, толкующих Писание, используем как восхождение ввысь, к духовному итогу, призванному принести великую пользу для души нашей. Все, содержащееся в Писании, может быть истолковано различным способом. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. Вот какой высший смысл мы здесь находим. Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов, поскольку, если Иисус принес Себя в жертву за нас, Он печется обо всех нас. Господь наш Иисус Христос, Всеведущий Бог, Всеблагой Владыка и истинный Отец наш, видя смерть нашу, непрестанно взывает к Своим небесным силам: «Лазарь, друг наш, уснул». Кто же из нас, усопших, способен вызвать Его сочувствие, дабы Он вмешался и воскресил его? Ибо Он сам сказал «Я есмь Воскресение и жизнь». Писание гласит, что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь».
Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие, нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом. Практика покаяния состоит из боли, скорби и плача «о первородном грехе», а также из скорби и попечения о том, как обрести нам вновь все добродетели и дары Святого Духа, которые передал нам Иисус по наследству и которые принадлежат каждому из нас. «Когда откроется, – говорит святой Иоанн, – будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть, и будем подобны Ему». Иными словами, мы увидим Господа нашего в сей последний день общего воскресения и будем подобны Ему. Как «Бог среди Богов», как слепок с образца.
Однако, чтобы обрести сию великую честь, надо, прежде всего, как я уже сказал, подвизаться в непрестанном покаянии на практике, дабы оно потом уже привело нас к теории. Ибо на практике мы согрешили, на практике отреклись от Иисуса, на практике мы поносили Его и предали Его, и потому на практике мы должны сейчас вернуться к Нему и доказать Ему, что больше не преклоним колени перед любым кумиром греха.
Мы, каждый из нас обязаны ныне стяжать себе сих двух сестер, первая из которых есть практический труд покаяния, уводящий нас далеко от каждого нарушения заповедей. Ни одно разумное существо не может отречься от Бога, в том числе и безбожники, и материалисты, и анархисты. И пусть они бахвалятся об этом своими устами. Не могут они отречься от Бога, ибо чтобы отречься от чего-то, мы должны быть способны избавиться от этого. Лишь тогда мы могли бы хвалиться в своем безверии, что, действительно, не существует больше Бога, мы уничтожили Его. Даже если мы отречемся от Него, говорит апостол Павел, Он останется нам верным. О каком же отречении может идти речь в таком случае? Отречение есть нарушение заповеди. Этому учит нас мировая история. И две природы: человеческая и ангельская, которые пали и сокрушились, отреклись не от Бога, но от заповеди Его. И потому как раз нарушение заповеди, считающееся отречением, вызвало грехопадение, разрушение и смерть. И потому для нас и теперь путь назад лежит через практическое покаяние. С того самого места, где мы обманулись, и увлеклись, и начали нарушать заповеди Христовы, и превратили в рубище нашу личность, через ту же самую дверь мы и вернемся назад. Вернемся, прекратив грешить, отрекаться от Него и предавать Его. И когда мы достигнем сего состояния по Благодати Его, в нашей душе еще глубже укоренится чувство покаяния, которое породит в нас скорбь, и боль, и слезы. И тогда разум, освободившись от плена внешних пороков, внешнего банкротства, обратится к Богу и непрестанно и скорбно будет взывать к милости Его, заняв место Марии. Стяжав сих двух сестер, будьте уверены, что Лазарь – наш разум, наше духовное сущее, воскреснет вслед за Лазарем – реальным историческим лицом. И тогда, как гласит Евангелие, посетил Иисус дом Лазаря и подали Ему там трапезу, и Лазарь «сидел с Ним». И подобным же образом и Лазарь – разум наш – будет пребывать со Христом в духовной радости, там, где, по обетованиям Его, «приготовлю вам место». Там, в небесной высшей радости, будем пребывать и мы как наследники Божии и сонаследники Иисусовы, как некогда Лазарь, на той же трапезе «совместно молящиеся», не скорбя о смерти, но радуясь о нашем воскресении.
И потому – да поспешит каждый из нас немедля стяжать те добродетели, кои символизируют две сестры: Марфа и Мария, – сумевшие убедить Иисуса явить нам тело мертвого разума, и приказать, как Всемогущее Слово: ««Лазарь! иди вон» из могилы бесчувствия и равнодушия, «войди в радость Господина твоего». Аминь.
Источник: Старец Иосиф. Афонские послания. Душеполезные Ватопедские чтения. Изд-во Святого Великого Ватопедского монастыря. Афон, 1999.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.