четверг, 4 декабря 2014 г.

Всенощное бдение на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

Тропарь праздника, глас 4-й

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4-й

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии; Сия есть селение небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.


"В храме Божии ясно Дева является"

«Дева днесь вводится в дом Господень» - возвещает праздничный тропарь. 4 декабря - праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, престольный праздник Введенского женского монастыря.

... Пришло время исполнить праведным Иоакиму и Анне, родителям Девы Марии обещанное Господу - посвятить свое дитя Богу, и они привели трехлетнюю Деву к Иерусалимскому храму. Ее благословил Первосвященник Захария - будущий отец Иоанна Пред­течи, и ввел во Святая Святых храма: «Вниди в радости в церковь Господа Твоего!» Последующие 12 лет Дева Мария не оставляла храма, молилась во Святая Святых, занималась рукоделием в обширных пристройках Соло­монова храма: пряла шерсть, лен, шила шелком, ткала одежды для священнослужителей. Она была чиста и пламенела любовью ко Господу, потому могла видеть и беседовать с Анге­лами, и ангелы приносили Ей пищу. День ото Дня духовно возрастала Пречистая Дева во храме, стяжала Дух мирен и стала избранным Сосудом: чрез Нее пришло спасение всему миру.

Много раз мы говорили о том, что спасение наше - в Боге, что вне храма нам не устоять, не очиститься, что только в церкви, в Таинствах, установленных Самим Господом, очищается и насыщается наша душа, но в ответ мы слышим одно: нам некогда, сейчас трудное время и мы думает толькокак бы выжить.

Сколько существует человечество, столько преследует его эта мысль: как выжить, где достать пищу, одежду, где устроиться на ра­боту, куда пойти учиться... Много забот в жизни каждого, но Господь сказал: «Не заботьтесь о завтрашнем дне», «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6,33-34). «Как же так, - говорят некоторые, - значит не надо кормить детей, пахать, сеять?» Не о том говорит Христос, трудиться надо, но не надо обременять себя заботами о дне грядущем, хватит нам забот и о дне сегодняшнем, новые заботы заслоняют нас от самой жизни, в заботах мы ни радости, ни света, ни утешения не видим, не видим природу, которая нас окружает, не замечаем прекрасных людей, не думаем о душе своей, потому и смотрим на все испорченными глазами, и все люди нам кажутся злыми, недостойными, негодными для жизни. Апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто» (Тит. 1,15). Когда мы будем следить за собой, избавимся от недостатков, очистимся, то и в самом страшном грешнике увидим скрытый образ Божий.

Многие люди отвернулись от Бога, не чтят  Его, как Отца, даровавшего нам жизнь, радость, любовь. Отвернувшись от Него, мы  уходим во тьму и начинаем страдать, мучиться  и даже обвинять Бога: почему Он нас оставил,  почему Он нам не помогает? Но не Он нас  оставил, а мы Его оставили, ибо Он говорит: «Пришлите ко Мне, все труждающиеся и обре-
мененные, и Я успокою вас». (Мф. 11,28). «Приидите», - взывает Господь, войдите в Дом Божий - храм, подобно тому, как более 2000 лет назад
с чистым сердцем вошла во храм Пресвятая Дева. Когда мы обратимся ко Господу, мир вокруг нас изменится, жить станет интересно,
появится много добрых, прекрасных людей, и тогда не «как выжить», а «как спастись, как спасти других» будет занимать нас.
Не все знают и понимают службу, не все  способны полностью вместить то, что происходит во время Богослужения, и от этого сму­щаются. Им мы можем рассказать такой слу­чай. К одному священнику пришел человек и говорит: «Батюшка, как мне быть, я хожу в храм, часто бываю на службе, но не всегда разбираю, что поют и читают, кажется мне, что без пользы я прихожу в храм». На это священ­ник ему ответил: «Видишь в углу корзину с картошкой? Высыпь картошку на пол, возьми корзину, ступай на речку и принеси воды». Что делать? Послушание есть послушание. Взял человек корзину и ушел. Раз попытался зачер­пнуть воду, два, три, - ничего не получается. Возвращается он к старцу. «Ну, что, принес воду?» - «Нет, батюшка, корзиной воды не удержать». - «Это верно. А с корзиной про­изошло что-нибудь?» - «Да ничего, только чистой стала,вся грязь отпала». - «Вот так и мы на службе. Человек ограничен, не в состоянии вместить и удержать полноту происходящего, но это не должно нас смущать, душа наша в Таинствах очищается, обновляется, и плоды этого обновления непременно скажутся в жиз­ни».

Об этом нам говорит и многовековой опыт нашей Церкви. Только в храме обретает чело­век благодатные силы на борьбу с пороками и страстями, только в храме, в Боге обретает он смысл жизни. «Дева днесь вводится в дом Господень», - сегодня, как и 2000 лет назад входит Пресвятая Дева во храм. Давайте после­дуем за Ней, войдем в храм и нам откроются врата в Царство Небесное.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)