Научный богословский портал Богослов.RU
Сазонов Димитрий Иванович, протоиерей
Ценным духовным пособием для формирования православного религиозного мировоззрения, учебником для духовной борьбы с богоборчеством и безбожием пришедших к власти в результате октябрьского переворота 1917 года стали труды святителя Василия, епископа Кинешемского, в частности его печатный труд «Беседы на Евангелие от Марка». В нем владыка показал главную причину российской смуты – отступление человека от Бога, но также указал путь к возрождению человека. Автор данной публикации кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия протоиерей Дмитрий Сазонов размышляет над значимостью рассматриваемого труда и его актуальностью сегодня.
Многим людям трудно подчас понять и оценить всю глубину слова Божия – Евангелия – без мудрого пастыря и наставника. Такое руководство является основным фактором становления мировоззрения человека, общества, и если брать шире – государства. Наставниками в деле познания Христовой Истины, примером своей жизни способствовавшими становлению мировоззрения не только своих современников, но и у нынешнего поколения, являются новомученики и исповедники российские ХХ столетия, многие из которых стали проповедниками Евангелия, засвидетельствовавшими истинность его слов своими страданиями и жизнью, ставшими проводниками веры во времена новых гонений на Церковь в 60-е годы ХХ века. Среди свидетелей Евангелия своей особой духовной мощью и стойкостью в отстаивании принципов Евангелия выделяется личность святителя Василия, епископа Кинешемского (Преображенский, 1876–1945), причисленного к лику святых новомучеников на Архиерейском соборе в 2000 году.
Оценивая духовную ситуацию, сложившуюся накануне революционных и последовавших за ними событий, осознав их духовную сущность и определив свой путь преодоления влияния безбожной власти как путь духовной борьбы, обозначенный апостолом Павлом словами: "… наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), поняв богоборческую сущность «бесов» революции, епископ Василий решает всю свою энергию, всю свою жизнь посвятить народному просвещению (Мф. 5:19). Путь просвещения он поставил своей главной архипастырской задачей, последовательно идя к ней и осуществляя задуманное еще с юности: окончил педагогический институт; став учителем в гимназии, проходил практику в Англии, где он изучал в том числе и скаутское движение, организовал на приходе отца евангельский кружок, опыт которого затем распространил на епархию. Опыт наставника и учителя ему пригодился в дальнейшем для реализации планов по духовному воспитанию вверенных ему Богом людей в период гонений безбожной власти. Он понимал, в борьбе мировоззрений выстоять и победить может лишь человек, вооруженный просвещением. Каким? Итогом всей своей жизни он ответил – евангельским. Все его жизненные университеты пригодились ему, когда он, чудесно спасенный, был избран Господом на путь священства. Он постарался, насколько ему было дано, максимально осуществить свою мечту о просвещении, составив и распространив в первую очередь доступное для каждого разъяснение Священного Писания. Для реализации поставленных задач епископ Василий избрал Евангелие от Марка, самое короткое из четырех, которое было обращено к язычникам – римлянам, и написал толкование на него, облеченное в широко используемую святыми отцами проповедническую форму бесед.
Форма беседы была широко используема святыми отцами, т.к. была наиболее доступна восприятию. Беседа может произойти в любое время, в любом месте и перед любой аудиторией. Она позволяла решить задачу доступности, наглядности и распространения. Еще будучи мирянином, будущий владыка «нарабатывал» материал своих бесед, собирая детей в Вознесенском храме г. Кинешмы и обучая их основам Православия. В просвещении он видел осуществление миссии Церкви по воцерковлению каждого человека в отдельности и общества в целом. Только такое общество, которое будет жить идеалами Евангелия, полагал он, имеет будущее. Его «Беседы» похожи на задушевный, доверительный разговор, который происходит между людьми различного уровня подготовки и социальной ориентированности. Евангелие от Марка святитель Василий рассматривал в качестве учебника, сконцентрированного на духовно-нравственной жизни христианина, который он приблизил для понимания современного человека. "Беседы" в строгом смысле нельзя назвать толкованием – экзегезой. Они выражены в форме проповеди, разъяснения Священного Писания применительно к повседневности – разговора о духовной жизни, наставления на борьбу со страстями. Но в том-то и состоит их ценность: они закладывают фундамент мировоззрения. Таковыми были, например, Евангельские беседы Спасителя. Спаситель обращается к народу посредством притч (Мф. 13: 1-23), повествований, бесед, раскрывающих высокий смысл Божественного учения посредством житейских образов, близких для слушателей. Его беседы с Самарянкой (Ин. 4: 4-43), притча о винограднике (Мф. 21:33-41), о сеятеле (Мк. 4: 1-9), о потерянной монете (Лк.15: 8-10) помогают людям найти и определить верные ориентиры в жизни. Они были донесены до слушателя в доступном изложении. Подобно евангельским беседам Спасителя, святитель Василий, обращаясь к слушателям, разъясняет им азы понимания Закона Божия, несмотря на то, что до 1918 года в школах повсеместно преподавался Закон Божий и существовали церковно-приходские школы, в которых и должно было коваться религиозное мировоззрения человека. В Кинешме до революции находилось даже четырехклассное Духовное училище, в городе – 11 церквей, с амвонов каждой произносились проповеди, наставления. Итог – люди отвернулись от Бога. Кажется, парадокс. Все учили, но как ученье реализовалось в 1917 году и последующих годах? Неужели плохо учили законоучители, или учебники были слабы? Духовный недуг своей паствы определил святитель Василий указывая на евангельские слова Спасителя: они слышали, но сердце их не приняло услышанного (Мф. 11,15). Отсюда следует и главная причина российской смуты ХХ столетия – людей учили, но они не жили по учению; учились, но сердце не принимало учения (Мк., 4: 12). «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 24-27). Удивительно, но обращаясь к тем, кто проходил обучение Закону Божьему, святитель в «Беседах» начинает с простого – «Евангелие – слово греческое», «Что же делать с семенем слова Божия» и т. д. Разъясняет он им все 16 глав «Евангелия от Марка» в 49 беседах. В одних беседах он применяет классическую схему: следуя течению евангельского текста, разъясняет каждый стих, в других начинает прямо с разъяснения текста, полагая, что повествование Евангелия знакомо читателю и слушателю[1]. Евангелие от Марка представляется отнюдь не случайным выбором святителя, ведь обращено оно было, по единодушному суждению богословов, толкователей и историков Церкви, к язычникам-римлянам, и постижение евангельской истины связывается в нем со скорбными обстоятельствами жизни христианина во времена гонений и массового отступления от веры и Церкви. Значит паства святителя находилась в том же духовном состоянии, что и некогда в бытность апостола Марка римляне. "Когда оглядываешься на свою жизнь и на жизнь современного общества, с грустью видишь, что не вера двигает нами и не Бог является для нас центром. Мы подменили этот великий животворный центр другими…" Тут святитель указывает на суетные ценности язычества, поклоняющегося своим кумирам, и на тот выбор, который сделали люди, встав под знамена социальной революции[2]. Свой труд епископ Василий писал в ту самую пору, когда русский народ, пусть даже в меньшинстве (большинство терпеливо переносило страдания – прим. автора), усилиями безбожной большевистской власти отвернулся от Бога и Его святых заповедей. Святитель Василий обращается к своим слушателям, акцентируя их внимание на ложности поиска смысла жизни в социальных теориях, философских течениях и безбожных шатаниях. В качестве примера духовно-нравственного падения человека, характеризующего современную всем его слушателям ситуацию, святитель приводит подборку цитат из ветхозаветного текста книги пророка Исайи: «Слушайте небеса и внимай земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет… Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… князья твои законопреступники и сообщники воров… Народ мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение…» Далее святитель указывает причину духовно-нравственного падения и бунта человека против Бога, всю глубину этого падения и, как следствие, – духовное и физическое страдание человека, живущего в богоборческом обществе: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием <…> никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство…»[3]. Обращение к человеку и призыв образумиться и обратиться к Богу в «Беседах» святителя Василия фактически перекликается с «Обращением Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции»: «Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России <…> Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»[4]. Корень всех бедствий Отечества и людей Святейший Патриарх видел в грехе: «Грех, тяготеющий над нами <…> – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. <…> Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками <…> Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу»[5]. Святитель Василий делает вывод, созвучный словам Патриарха: «Мир, порабощенный римской (языческой – прим. автора) политикой, униженный и доведенный до отчаяния ложными религиями, тщетно вопрошающий философию о тайне жизни и добродетели, этот мир стоял на краю могилы»[6]. Таким образом, можно сказать о предвидении святителем конца советской власти тогда, когда многие считали ее устои незыблемыми.
Но не только обличениями и пророчествами о гибели находящегося в грехе мира полны «Беседы» Кинешемского Преосвященного. Любя человека, святитель указывает путь возрождения. Что же может спасти мир (человека – прим. автора) от уничтожения? Святитель ясно говорит: только Благая Весть, Евангелие, жизнь по заповедям, исправление жизни способно дать человеку шанс на возрождение и обществу – на обретение смысла жизни: «Откровение новых путей возрождения и истинной жизни… и теперь, когда столько веков прошло после появления Евангелия, оно не утратило своего значения и по-прежнему является для нас благой вестью, говорящий нам о высокой, чистой, святой жизни; по-прежнему, как маяк в бурную темную ночь, оно показывает нам единственный верный путь к вечному счастью и Богу»[7]. Через «Беседы» Преосвященный Василий раскрывает перед слушателем пути изменения его жизни. Раскрывая греховное состояние человека, всю низость его падения, он указывает и путь возрождения «павшего в грех» человека, и, как следствие, – наступление «новой жизни» в обществе и государстве: «Возродимся мы – возродится и наша жизнь, проникнувшись духом Его (Христа) Божественной святости, ибо океан жизни составляется из капель отдельных личностей. Это – единственный способ преобразовать жизнь, ибо жизнь не есть что-либо внешнее, отдельное от нас. Это – мы сами»[8]. В подтверждение своих слов он приводит сюжеты доступной каждому литературы – рассказ о вещем сне матери декабриста Кондратия Рылеева, напечатанный в журнале «Исторический вестник» о необходимости правильно определить и выбрать предмет молитвы[9]. Он не призывает к свержению строя, он призывает к изменению человека, осознавшего, что жить без Бога невозможно, ведь все мироустройство и сам человек являются творением Отца Небесного и должны служить его замыслам.
Для изменения политической обстановки необходимо изменение человека. Характерно то, святитель Василий начинает говорить со слушателями, не просто предлагая вниманию их формальное толкование евангельского текста – с толкованием текста он представлял им опыт святоотеческого подвига, соответствующего этим евангельским словам. Беседы святителя вместе с тем не отходят от классических толкований Евангелия. Основные его ссылки указывают на параллельный текст или изъяснение текста, следующее из текста самого Священного Писания. В таком всеобъемлющем подходе и состоит ценность труда святителя Василия[10]. Так, в главе 6, он, подчеркивая ревность о вере и решимость всегда следовать своим идеалам, в подтверждение своих слов приводит пример жизни преподобного Афанасия Великого, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Марка Ефесского – опыт святых[11]. Именно о распространении этого опыта, позволившего «жить по евангельски», «впитывать опыт святых отцов», не страшась трудностей такой жизни, говорил и его земляк, ректор Московской духовной академии, лидер «даниловской оппозиции», исповедник архиепископ Феодор Поздеевский (+ 1937), который утверждал необходимость внедрения святоотеческой традиции при преподавании в духовных школах[12]. Напомним, что необходимость экзегетики, как мы знаем, связана со смысловой многомерностью библейского текста[13].
Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой. Не являясь, в строгом смысле слова, экзегетическим исследованием евангельского текста, «Беседы» святителя Василия являют святоотеческое понимание евангельского текста и представляют собой учебник основ нравственной и духовной жизни христианина, составленный с опорой на текст Евангелия от Марка. «Беседы» составлены в расчете на слушателя, который, внимая евангельскому тексту, применял бы его в своей повседневной жизни, на практике. Уловив основу формирования мировоззрения, святитель своими «Беседами» ставит и решает задачу приближения евангельского текста к пониманию простого человека, независимо от возраста и среды: взрослого и ребенка. Так, в Беседе на гл.2, ст. 1-12, он рассказывает о своих детских воспоминаниях и личных впечатлениях детства, основа которых – религиозные переживания, тем самым показывая пример формирования личности начиная с детского возраста[14].
Используя прием кажущейся простоты беседы, святитель Василий, в своих комментариях выходя далеко за пределы очерченных евангелистом событий, наглядно показывает человеку возможность осуществить в своей жизни евангельский идеал, реально построить свою жизнь по евангельским заповедям. Главу VI, ст. 30–56, в которой он раскрывает природу чуда, он называет «Чудеса…» и показывает реальные инструменты такого явления, как чудо: «Сострадание и любовь – вот мотивы всякого дела». В главе IX, ст. 14–29, в заглавии которой задается вопрос: «Как укрепить веру?», святитель дает практические советы, что надо сделать, чтобы вера была укреплена. В главе IX, ст. 30–42, «О тщете самолюбия», святитель указывает на корень греха, останавливается на душевном вреде «житейских ценностей». Беседы святителя затрагивают все сферы жизни: в них он дает пример «простой, сердечной молитвы», подобной молитве Оптинских старцев и святителя Филарета, которую он вкладывает в уста простолюдина: «Господи! Я хочу быть Твоим! Мои мысли, мои таланты, мои силы – все должно принадлежать только Тебе!.. Тебя любить, Тебе служить, Тобою, для Тебя и в Тебе жить – вот все, что мне надо и о чем я молю Тебя!»[15] От примера молитвы он переходит к святоотеческому учению о мире и человеке. Построения его мысли, направленной на искоренение греховных привычек, чередуются с обращением к ярким, запоминающимся картинкам народной жизни, к описанию природных явлений: «…случалось ли вам видеть весной во время разлива высокий обрывистый берег реки? День и ночь бьются в него и плещутся волны, подмывая его все более и более и увлекая с собой песок, кусочки глины и мелкие камни». Далее святитель приводит параллель между картинами природы и духовной жизнью человека, жизненные устои которого подмывают «волны житейского моря»[16]. Умело святитель пользуется образными средствами языка и вставляет в текст бесед метафоры и сравнения, пословицы, например, «без Бога ни до порога», далее он замечает: «…это особенно верно применительно к духовной жизни». В «Беседах» он обращается не только к простецам, но и к людям образованным, показывает глубокое знание русской литературы, ссылаясь на довольно известных авторов и содержание их произведений, опираясь на их авторитет. Таковы его ссылки на известный рассказ Е. Поселянина, сведения из «Морских рассказов» Станюковича. В подтверждение своих слов он приводит даже басни[17]. В других случаях он опирается на высказывания людей, известных своей духовной жизнью, например, еще не канонизированного тогда, но уже известного своей святой жизнью св. прав. Иоанна Кронштадтского[18]. По глубокому убеждению святителя, традиционные ценности и быт, культура и литература помогают формировать мировоззрение человека. Он не призывает к свержению строя, он к изменению человека, осознавшего, что жить без Бога невозможно, ведь все мироустройство и сам человек являются творением Отца Небесного и должны служить его замыслам. Он призывал не на борьбу с политически и государственным строем, а на борьбу с безбожием, результатом которой может произойти и изменение строя. Формой борьбы святителя были его проповеди и его призывы служить на площадях городов и сел в то время, когда храмы передавались обновленцам.
В «Беседах» он обращается не только к людям простым, но и к любознательным, желающим учиться. В тексте можно почерпнуть не только сведения из всемирной истории и истории Церкви, политэкономии и богословия. В своих беседах он использует и экклезиологический аспект о природе католицизма[19], информацию о котором можно узнать из курса сравнительного богословия, которое преподается в духовных школах. В тексте «Бесед» можно также найти указание на сведения, взятые из церковного права: святитель Василий выступает против вмешательства государства в дела Церкви, как и против сращивания Церкви и государства[20].
Само звучание «Бесед» епископа Василия — как оно близко нам, ныне живущим! Они читаются легко, доходчиво! В них нет ни тени той чаще всего преднамеренной архаичности строя речи, которая нередко была свойственна духовным писателям, современникам Кинешемского владыки. Его язык, богатый, выразительный, удивительно благозвучен. Не утратив ни единой крупицы духовного богатства и глубины, епископ Василий облекает повествование своих «Бесед» в форму безукоризненной художественной прозы.
Актуален ли труд святителя сегодня? На мой взгляд, «Беседы» святителя Василия остаются самыми актуальными, потому что, оставаясь на предельно высоком уровне постижения и осмысления заключенной в Евангелии от Марка духовной Истины, тысячами нитей связаны с условиями и обстоятельствами жизни христианина именно в нынешние времена. Таким толкованием для современников было толкование святителя Василия Великого в его труде «Беседы на Шестоднев», святителя Иоанна Златоустого в его знаменитых «Беседах».
Благодаря беседам, наставлениям духовных чад, проповедям епископа Василия в храм приходило все больше людей. Некоторые из них меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящали жизнь служению Богу и ближним; во время голода в Поволжье по призыву святителя разбирали детей-сирот по домам. Евангельское слово святителя проникало в души неверующих людей. Власти боялись влияния святителя на людей, поэтому он прошел ссылки и лагеря и закончил жизнь свою исповедником Христа, оставшись верным своим идеалам. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове на вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону, епископу Кинешемскому и Палехскому, назидал его словами, созвучными мыслям предшественника того на Кинешемской кафедре: «Обольщенный грехом мир не терпит этой правды, всячески противится ей, ибо правда Божия беспощадно обличает человека, обнажает его слабости и несовершенство. Мы видим, что ныне общественному сознанию зачастую навязываются такие стереотипы поведения, в соответствии с которыми нормой становятся порой совершенно безнравственные и низкие поступки. И люди, усваивая неправильный, далекий от Господних установлений образ жизни, как бы заглушают, усыпляют свою совесть, делая себя неспособными разобраться, где добро и где зло, где правда, а где ложь»[21].
Говоря о следовании опыту святых отцов, об опыте «свидетелей Церкви», каковыми являются новомученики и исповедники ХХ века, о применении опыта и критерия святости в сегодняшнем мире, Святейший Патриарх сказал: «В результате политических, социальных и экономических потрясений, постигших страну в конце минувшего столетия, наш народ оказался оторванным от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность, перестал чувствовать себя включенным в культурно-историческое пространство Русского мира». Он призвал собравшихся вспомнить, что «патристический синтез — это включение ценностей патрологического наследия в современную культуру, в том числе и в современное богословие. <...> А без такого движения вперед наше движение снова будет сопровождаться разрывами, разломами исторической традиции, которые так больно ударяют по целостности человеческой личности»[22]. В связи со словами Патриарха о применении опыта святости для изменения человека и общества, актуальность «Бесед» святителя Василия для нынешнего поколения ищущих Истины людей неоспорима, они служат прекрасным пособием для нашего все еще невоцерковленного общества. В них через простоту, наполненную глубоким смыслом, яркими образами и верными выводами, святитель Василий не только открывает нам глубину смысла слова Божия, он открывает нам понимание цели жизни человека, и в первую очередь – самого себя. В своем труде исповедник показал взаимосвязь духовного состояния человека с состоянием общества и государства. Духовное преображение человека служит переустройству окружающего его мира, и в частности государства. Его «Беседы» открывают нам великий смысл жизни святителя – борьбу с отступлением человека от Бога, путь преодоления греха и богоотступничества, возрождение в Боге, борьбу, в которой святитель Василий вышел победителем – строй, выбравший своей идеологией атеизм, пал.
[1] Святитель Василий, епископ Кинешемский Беседы на Евангелие от Марка. Из-во «Отчий дом». М., 2004. С. 410, 537,664.
[2] Там же. С.26.
[3] Там же. С. 16-17.
[4] Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной сласти 1917-1943 /Сост. Губонин М. Е. Сборник в двух частях. – М., 1994. С. 151.
[5] Там же. С. 145-146.
[6] Там же. С 18.
[7] Там же. С.19.
[8] Там же. С. 376.
[9] Там же. С. 270-272.
[10] Там же. С. 542-543.
[11] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.38.
[12] Федор (Поздеевский), архиеп. К академическому новолетию. //Богословский вестник.1915. №10.С.7.
[13] Глубокое понимание библейского текста требует четкого выявления его символических, аллегорических, буквальных и иных смыслов. Но если герменевтика изучает сами методы истолкования этих смыслов, то экзегетика сосредотачивается на самом содержании текста, на возможных вариантах толкования. При этом понимание библейского текста подразумевает не придание тексту новых смыслов, а правильную реконструкцию исходных, сообщенных человечеству Божественным Откровением. Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны святые отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге (Прим. автора).
[14] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.39, 52.
[15] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.365.
[16] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. с.368-369.
[17] Там же. С.315-316.
[18] Там же. С. 596.
[19] Там же. С.564.
[20] Там же. c.565-569.
[21] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону (Кайгородцеву), епископу Кинешемскому и Палехскому.http://www.patriarchia.ru/db/text/2329950.html
[22] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Литературной премии им. святых Кирилла и Мефодия. /http://www.patriarchia.ru/db/text/2989815.html.
История Русской Православной Церкви, Церковь и государство
Ключевые слова:
История Церкви, Церковь и государство
См.также:
Православная идеология как объединяющий фактор духовной и национальной целостности Русского государства XIII–XV веков
British Library holds exhibition of royal illuminated manuscripts
Egyptian churches embrace Al-Azhar basic freedoms document
Primate of the Russian Orthodox Church meets with Antonis Samaras, leader of Greek 'New Democracy' Party
Трансформация аппарата центрального управления Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке
Patriarch Kirill and Russian Orthodox Church hierarchs attend Prime Minister’s meeting with leaders of traditional religious communities
Press conference on teaching religion in secular school takes place at Department for External Church Relations
bogoslov.ru
Сазонов Димитрий Иванович, протоиерей
Ценным духовным пособием для формирования православного религиозного мировоззрения, учебником для духовной борьбы с богоборчеством и безбожием пришедших к власти в результате октябрьского переворота 1917 года стали труды святителя Василия, епископа Кинешемского, в частности его печатный труд «Беседы на Евангелие от Марка». В нем владыка показал главную причину российской смуты – отступление человека от Бога, но также указал путь к возрождению человека. Автор данной публикации кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры им. святых Кирилла и Мефодия протоиерей Дмитрий Сазонов размышляет над значимостью рассматриваемого труда и его актуальностью сегодня.
Многим людям трудно подчас понять и оценить всю глубину слова Божия – Евангелия – без мудрого пастыря и наставника. Такое руководство является основным фактором становления мировоззрения человека, общества, и если брать шире – государства. Наставниками в деле познания Христовой Истины, примером своей жизни способствовавшими становлению мировоззрения не только своих современников, но и у нынешнего поколения, являются новомученики и исповедники российские ХХ столетия, многие из которых стали проповедниками Евангелия, засвидетельствовавшими истинность его слов своими страданиями и жизнью, ставшими проводниками веры во времена новых гонений на Церковь в 60-е годы ХХ века. Среди свидетелей Евангелия своей особой духовной мощью и стойкостью в отстаивании принципов Евангелия выделяется личность святителя Василия, епископа Кинешемского (Преображенский, 1876–1945), причисленного к лику святых новомучеников на Архиерейском соборе в 2000 году.
Оценивая духовную ситуацию, сложившуюся накануне революционных и последовавших за ними событий, осознав их духовную сущность и определив свой путь преодоления влияния безбожной власти как путь духовной борьбы, обозначенный апостолом Павлом словами: "… наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12), поняв богоборческую сущность «бесов» революции, епископ Василий решает всю свою энергию, всю свою жизнь посвятить народному просвещению (Мф. 5:19). Путь просвещения он поставил своей главной архипастырской задачей, последовательно идя к ней и осуществляя задуманное еще с юности: окончил педагогический институт; став учителем в гимназии, проходил практику в Англии, где он изучал в том числе и скаутское движение, организовал на приходе отца евангельский кружок, опыт которого затем распространил на епархию. Опыт наставника и учителя ему пригодился в дальнейшем для реализации планов по духовному воспитанию вверенных ему Богом людей в период гонений безбожной власти. Он понимал, в борьбе мировоззрений выстоять и победить может лишь человек, вооруженный просвещением. Каким? Итогом всей своей жизни он ответил – евангельским. Все его жизненные университеты пригодились ему, когда он, чудесно спасенный, был избран Господом на путь священства. Он постарался, насколько ему было дано, максимально осуществить свою мечту о просвещении, составив и распространив в первую очередь доступное для каждого разъяснение Священного Писания. Для реализации поставленных задач епископ Василий избрал Евангелие от Марка, самое короткое из четырех, которое было обращено к язычникам – римлянам, и написал толкование на него, облеченное в широко используемую святыми отцами проповедническую форму бесед.
Форма беседы была широко используема святыми отцами, т.к. была наиболее доступна восприятию. Беседа может произойти в любое время, в любом месте и перед любой аудиторией. Она позволяла решить задачу доступности, наглядности и распространения. Еще будучи мирянином, будущий владыка «нарабатывал» материал своих бесед, собирая детей в Вознесенском храме г. Кинешмы и обучая их основам Православия. В просвещении он видел осуществление миссии Церкви по воцерковлению каждого человека в отдельности и общества в целом. Только такое общество, которое будет жить идеалами Евангелия, полагал он, имеет будущее. Его «Беседы» похожи на задушевный, доверительный разговор, который происходит между людьми различного уровня подготовки и социальной ориентированности. Евангелие от Марка святитель Василий рассматривал в качестве учебника, сконцентрированного на духовно-нравственной жизни христианина, который он приблизил для понимания современного человека. "Беседы" в строгом смысле нельзя назвать толкованием – экзегезой. Они выражены в форме проповеди, разъяснения Священного Писания применительно к повседневности – разговора о духовной жизни, наставления на борьбу со страстями. Но в том-то и состоит их ценность: они закладывают фундамент мировоззрения. Таковыми были, например, Евангельские беседы Спасителя. Спаситель обращается к народу посредством притч (Мф. 13: 1-23), повествований, бесед, раскрывающих высокий смысл Божественного учения посредством житейских образов, близких для слушателей. Его беседы с Самарянкой (Ин. 4: 4-43), притча о винограднике (Мф. 21:33-41), о сеятеле (Мк. 4: 1-9), о потерянной монете (Лк.15: 8-10) помогают людям найти и определить верные ориентиры в жизни. Они были донесены до слушателя в доступном изложении. Подобно евангельским беседам Спасителя, святитель Василий, обращаясь к слушателям, разъясняет им азы понимания Закона Божия, несмотря на то, что до 1918 года в школах повсеместно преподавался Закон Божий и существовали церковно-приходские школы, в которых и должно было коваться религиозное мировоззрения человека. В Кинешме до революции находилось даже четырехклассное Духовное училище, в городе – 11 церквей, с амвонов каждой произносились проповеди, наставления. Итог – люди отвернулись от Бога. Кажется, парадокс. Все учили, но как ученье реализовалось в 1917 году и последующих годах? Неужели плохо учили законоучители, или учебники были слабы? Духовный недуг своей паствы определил святитель Василий указывая на евангельские слова Спасителя: они слышали, но сердце их не приняло услышанного (Мф. 11,15). Отсюда следует и главная причина российской смуты ХХ столетия – людей учили, но они не жили по учению; учились, но сердце не принимало учения (Мк., 4: 12). «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 24-27). Удивительно, но обращаясь к тем, кто проходил обучение Закону Божьему, святитель в «Беседах» начинает с простого – «Евангелие – слово греческое», «Что же делать с семенем слова Божия» и т. д. Разъясняет он им все 16 глав «Евангелия от Марка» в 49 беседах. В одних беседах он применяет классическую схему: следуя течению евангельского текста, разъясняет каждый стих, в других начинает прямо с разъяснения текста, полагая, что повествование Евангелия знакомо читателю и слушателю[1]. Евангелие от Марка представляется отнюдь не случайным выбором святителя, ведь обращено оно было, по единодушному суждению богословов, толкователей и историков Церкви, к язычникам-римлянам, и постижение евангельской истины связывается в нем со скорбными обстоятельствами жизни христианина во времена гонений и массового отступления от веры и Церкви. Значит паства святителя находилась в том же духовном состоянии, что и некогда в бытность апостола Марка римляне. "Когда оглядываешься на свою жизнь и на жизнь современного общества, с грустью видишь, что не вера двигает нами и не Бог является для нас центром. Мы подменили этот великий животворный центр другими…" Тут святитель указывает на суетные ценности язычества, поклоняющегося своим кумирам, и на тот выбор, который сделали люди, встав под знамена социальной революции[2]. Свой труд епископ Василий писал в ту самую пору, когда русский народ, пусть даже в меньшинстве (большинство терпеливо переносило страдания – прим. автора), усилиями безбожной большевистской власти отвернулся от Бога и Его святых заповедей. Святитель Василий обращается к своим слушателям, акцентируя их внимание на ложности поиска смысла жизни в социальных теориях, философских течениях и безбожных шатаниях. В качестве примера духовно-нравственного падения человека, характеризующего современную всем его слушателям ситуацию, святитель приводит подборку цитат из ветхозаветного текста книги пророка Исайи: «Слушайте небеса и внимай земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет… Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы… князья твои законопреступники и сообщники воров… Народ мой! Вожди твои вводят тебя в заблуждение…» Далее святитель указывает причину духовно-нравственного падения и бунта человека против Бога, всю глубину этого падения и, как следствие, – духовное и физическое страдание человека, живущего в богоборческом обществе: «беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием <…> никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство…»[3]. Обращение к человеку и призыв образумиться и обратиться к Богу в «Беседах» святителя Василия фактически перекликается с «Обращением Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции»: «Не буду говорить о распаде некогда великой и могучей России <…> Все это у всех на глазах. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»[4]. Корень всех бедствий Отечества и людей Святейший Патриарх видел в грехе: «Грех, тяготеющий над нами <…> – вот сокровенный корень нашей болезни, вот источник всех наших бед и злоключений. <…> Грех разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат восстал на брата, тюрьмы наполнились узниками <…> Из того же ядовитого источника греха вышел великий соблазн чувственных земных благ, которыми и прельстился наш народ, забыв о едином на потребу»[5]. Святитель Василий делает вывод, созвучный словам Патриарха: «Мир, порабощенный римской (языческой – прим. автора) политикой, униженный и доведенный до отчаяния ложными религиями, тщетно вопрошающий философию о тайне жизни и добродетели, этот мир стоял на краю могилы»[6]. Таким образом, можно сказать о предвидении святителем конца советской власти тогда, когда многие считали ее устои незыблемыми.
Но не только обличениями и пророчествами о гибели находящегося в грехе мира полны «Беседы» Кинешемского Преосвященного. Любя человека, святитель указывает путь возрождения. Что же может спасти мир (человека – прим. автора) от уничтожения? Святитель ясно говорит: только Благая Весть, Евангелие, жизнь по заповедям, исправление жизни способно дать человеку шанс на возрождение и обществу – на обретение смысла жизни: «Откровение новых путей возрождения и истинной жизни… и теперь, когда столько веков прошло после появления Евангелия, оно не утратило своего значения и по-прежнему является для нас благой вестью, говорящий нам о высокой, чистой, святой жизни; по-прежнему, как маяк в бурную темную ночь, оно показывает нам единственный верный путь к вечному счастью и Богу»[7]. Через «Беседы» Преосвященный Василий раскрывает перед слушателем пути изменения его жизни. Раскрывая греховное состояние человека, всю низость его падения, он указывает и путь возрождения «павшего в грех» человека, и, как следствие, – наступление «новой жизни» в обществе и государстве: «Возродимся мы – возродится и наша жизнь, проникнувшись духом Его (Христа) Божественной святости, ибо океан жизни составляется из капель отдельных личностей. Это – единственный способ преобразовать жизнь, ибо жизнь не есть что-либо внешнее, отдельное от нас. Это – мы сами»[8]. В подтверждение своих слов он приводит сюжеты доступной каждому литературы – рассказ о вещем сне матери декабриста Кондратия Рылеева, напечатанный в журнале «Исторический вестник» о необходимости правильно определить и выбрать предмет молитвы[9]. Он не призывает к свержению строя, он призывает к изменению человека, осознавшего, что жить без Бога невозможно, ведь все мироустройство и сам человек являются творением Отца Небесного и должны служить его замыслам.
Для изменения политической обстановки необходимо изменение человека. Характерно то, святитель Василий начинает говорить со слушателями, не просто предлагая вниманию их формальное толкование евангельского текста – с толкованием текста он представлял им опыт святоотеческого подвига, соответствующего этим евангельским словам. Беседы святителя вместе с тем не отходят от классических толкований Евангелия. Основные его ссылки указывают на параллельный текст или изъяснение текста, следующее из текста самого Священного Писания. В таком всеобъемлющем подходе и состоит ценность труда святителя Василия[10]. Так, в главе 6, он, подчеркивая ревность о вере и решимость всегда следовать своим идеалам, в подтверждение своих слов приводит пример жизни преподобного Афанасия Великого, преподобного Иоанна Дамаскина, преподобного Марка Ефесского – опыт святых[11]. Именно о распространении этого опыта, позволившего «жить по евангельски», «впитывать опыт святых отцов», не страшась трудностей такой жизни, говорил и его земляк, ректор Московской духовной академии, лидер «даниловской оппозиции», исповедник архиепископ Феодор Поздеевский (+ 1937), который утверждал необходимость внедрения святоотеческой традиции при преподавании в духовных школах[12]. Напомним, что необходимость экзегетики, как мы знаем, связана со смысловой многомерностью библейского текста[13].
Православная экзегетика является святоотеческой (патристической) экзегетикой. Не являясь, в строгом смысле слова, экзегетическим исследованием евангельского текста, «Беседы» святителя Василия являют святоотеческое понимание евангельского текста и представляют собой учебник основ нравственной и духовной жизни христианина, составленный с опорой на текст Евангелия от Марка. «Беседы» составлены в расчете на слушателя, который, внимая евангельскому тексту, применял бы его в своей повседневной жизни, на практике. Уловив основу формирования мировоззрения, святитель своими «Беседами» ставит и решает задачу приближения евангельского текста к пониманию простого человека, независимо от возраста и среды: взрослого и ребенка. Так, в Беседе на гл.2, ст. 1-12, он рассказывает о своих детских воспоминаниях и личных впечатлениях детства, основа которых – религиозные переживания, тем самым показывая пример формирования личности начиная с детского возраста[14].
Используя прием кажущейся простоты беседы, святитель Василий, в своих комментариях выходя далеко за пределы очерченных евангелистом событий, наглядно показывает человеку возможность осуществить в своей жизни евангельский идеал, реально построить свою жизнь по евангельским заповедям. Главу VI, ст. 30–56, в которой он раскрывает природу чуда, он называет «Чудеса…» и показывает реальные инструменты такого явления, как чудо: «Сострадание и любовь – вот мотивы всякого дела». В главе IX, ст. 14–29, в заглавии которой задается вопрос: «Как укрепить веру?», святитель дает практические советы, что надо сделать, чтобы вера была укреплена. В главе IX, ст. 30–42, «О тщете самолюбия», святитель указывает на корень греха, останавливается на душевном вреде «житейских ценностей». Беседы святителя затрагивают все сферы жизни: в них он дает пример «простой, сердечной молитвы», подобной молитве Оптинских старцев и святителя Филарета, которую он вкладывает в уста простолюдина: «Господи! Я хочу быть Твоим! Мои мысли, мои таланты, мои силы – все должно принадлежать только Тебе!.. Тебя любить, Тебе служить, Тобою, для Тебя и в Тебе жить – вот все, что мне надо и о чем я молю Тебя!»[15] От примера молитвы он переходит к святоотеческому учению о мире и человеке. Построения его мысли, направленной на искоренение греховных привычек, чередуются с обращением к ярким, запоминающимся картинкам народной жизни, к описанию природных явлений: «…случалось ли вам видеть весной во время разлива высокий обрывистый берег реки? День и ночь бьются в него и плещутся волны, подмывая его все более и более и увлекая с собой песок, кусочки глины и мелкие камни». Далее святитель приводит параллель между картинами природы и духовной жизнью человека, жизненные устои которого подмывают «волны житейского моря»[16]. Умело святитель пользуется образными средствами языка и вставляет в текст бесед метафоры и сравнения, пословицы, например, «без Бога ни до порога», далее он замечает: «…это особенно верно применительно к духовной жизни». В «Беседах» он обращается не только к простецам, но и к людям образованным, показывает глубокое знание русской литературы, ссылаясь на довольно известных авторов и содержание их произведений, опираясь на их авторитет. Таковы его ссылки на известный рассказ Е. Поселянина, сведения из «Морских рассказов» Станюковича. В подтверждение своих слов он приводит даже басни[17]. В других случаях он опирается на высказывания людей, известных своей духовной жизнью, например, еще не канонизированного тогда, но уже известного своей святой жизнью св. прав. Иоанна Кронштадтского[18]. По глубокому убеждению святителя, традиционные ценности и быт, культура и литература помогают формировать мировоззрение человека. Он не призывает к свержению строя, он к изменению человека, осознавшего, что жить без Бога невозможно, ведь все мироустройство и сам человек являются творением Отца Небесного и должны служить его замыслам. Он призывал не на борьбу с политически и государственным строем, а на борьбу с безбожием, результатом которой может произойти и изменение строя. Формой борьбы святителя были его проповеди и его призывы служить на площадях городов и сел в то время, когда храмы передавались обновленцам.
В «Беседах» он обращается не только к людям простым, но и к любознательным, желающим учиться. В тексте можно почерпнуть не только сведения из всемирной истории и истории Церкви, политэкономии и богословия. В своих беседах он использует и экклезиологический аспект о природе католицизма[19], информацию о котором можно узнать из курса сравнительного богословия, которое преподается в духовных школах. В тексте «Бесед» можно также найти указание на сведения, взятые из церковного права: святитель Василий выступает против вмешательства государства в дела Церкви, как и против сращивания Церкви и государства[20].
Само звучание «Бесед» епископа Василия — как оно близко нам, ныне живущим! Они читаются легко, доходчиво! В них нет ни тени той чаще всего преднамеренной архаичности строя речи, которая нередко была свойственна духовным писателям, современникам Кинешемского владыки. Его язык, богатый, выразительный, удивительно благозвучен. Не утратив ни единой крупицы духовного богатства и глубины, епископ Василий облекает повествование своих «Бесед» в форму безукоризненной художественной прозы.
Актуален ли труд святителя сегодня? На мой взгляд, «Беседы» святителя Василия остаются самыми актуальными, потому что, оставаясь на предельно высоком уровне постижения и осмысления заключенной в Евангелии от Марка духовной Истины, тысячами нитей связаны с условиями и обстоятельствами жизни христианина именно в нынешние времена. Таким толкованием для современников было толкование святителя Василия Великого в его труде «Беседы на Шестоднев», святителя Иоанна Златоустого в его знаменитых «Беседах».
Благодаря беседам, наставлениям духовных чад, проповедям епископа Василия в храм приходило все больше людей. Некоторые из них меняли образ жизни; иные, следуя примеру святителя, раздавали имущество нищим, посвящали жизнь служению Богу и ближним; во время голода в Поволжье по призыву святителя разбирали детей-сирот по домам. Евангельское слово святителя проникало в души неверующих людей. Власти боялись влияния святителя на людей, поэтому он прошел ссылки и лагеря и закончил жизнь свою исповедником Христа, оставшись верным своим идеалам. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в слове на вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону, епископу Кинешемскому и Палехскому, назидал его словами, созвучными мыслям предшественника того на Кинешемской кафедре: «Обольщенный грехом мир не терпит этой правды, всячески противится ей, ибо правда Божия беспощадно обличает человека, обнажает его слабости и несовершенство. Мы видим, что ныне общественному сознанию зачастую навязываются такие стереотипы поведения, в соответствии с которыми нормой становятся порой совершенно безнравственные и низкие поступки. И люди, усваивая неправильный, далекий от Господних установлений образ жизни, как бы заглушают, усыпляют свою совесть, делая себя неспособными разобраться, где добро и где зло, где правда, а где ложь»[21].
Говоря о следовании опыту святых отцов, об опыте «свидетелей Церкви», каковыми являются новомученики и исповедники ХХ века, о применении опыта и критерия святости в сегодняшнем мире, Святейший Патриарх сказал: «В результате политических, социальных и экономических потрясений, постигших страну в конце минувшего столетия, наш народ оказался оторванным от той ценностной парадигмы, которая веками определяла его национальную идентичность, перестал чувствовать себя включенным в культурно-историческое пространство Русского мира». Он призвал собравшихся вспомнить, что «патристический синтез — это включение ценностей патрологического наследия в современную культуру, в том числе и в современное богословие. <...> А без такого движения вперед наше движение снова будет сопровождаться разрывами, разломами исторической традиции, которые так больно ударяют по целостности человеческой личности»[22]. В связи со словами Патриарха о применении опыта святости для изменения человека и общества, актуальность «Бесед» святителя Василия для нынешнего поколения ищущих Истины людей неоспорима, они служат прекрасным пособием для нашего все еще невоцерковленного общества. В них через простоту, наполненную глубоким смыслом, яркими образами и верными выводами, святитель Василий не только открывает нам глубину смысла слова Божия, он открывает нам понимание цели жизни человека, и в первую очередь – самого себя. В своем труде исповедник показал взаимосвязь духовного состояния человека с состоянием общества и государства. Духовное преображение человека служит переустройству окружающего его мира, и в частности государства. Его «Беседы» открывают нам великий смысл жизни святителя – борьбу с отступлением человека от Бога, путь преодоления греха и богоотступничества, возрождение в Боге, борьбу, в которой святитель Василий вышел победителем – строй, выбравший своей идеологией атеизм, пал.
[1] Святитель Василий, епископ Кинешемский Беседы на Евангелие от Марка. Из-во «Отчий дом». М., 2004. С. 410, 537,664.
[2] Там же. С.26.
[3] Там же. С. 16-17.
[4] Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной сласти 1917-1943 /Сост. Губонин М. Е. Сборник в двух частях. – М., 1994. С. 151.
[5] Там же. С. 145-146.
[6] Там же. С 18.
[7] Там же. С.19.
[8] Там же. С. 376.
[9] Там же. С. 270-272.
[10] Там же. С. 542-543.
[11] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.38.
[12] Федор (Поздеевский), архиеп. К академическому новолетию. //Богословский вестник.1915. №10.С.7.
[13] Глубокое понимание библейского текста требует четкого выявления его символических, аллегорических, буквальных и иных смыслов. Но если герменевтика изучает сами методы истолкования этих смыслов, то экзегетика сосредотачивается на самом содержании текста, на возможных вариантах толкования. При этом понимание библейского текста подразумевает не придание тексту новых смыслов, а правильную реконструкцию исходных, сообщенных человечеству Божественным Откровением. Экзегетика предполагает постижение Священного Писания в его глубине и святости. Поэтому выдающимися экзегетами Церковью признаны святые отцы, засвидетельствовавшие истинность своего комментария Библии высокой духовной жизнью в Боге (Прим. автора).
[14] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.39, 52.
[15] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. С.365.
[16] Святитель Василий, епископ Кинешемский. Указ соч. с.368-369.
[17] Там же. С.315-316.
[18] Там же. С. 596.
[19] Там же. С.564.
[20] Там же. c.565-569.
[21] Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Илариону (Кайгородцеву), епископу Кинешемскому и Палехскому.http://www.patriarchia.ru/db/text/2329950.html
[22] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения Литературной премии им. святых Кирилла и Мефодия. /http://www.patriarchia.ru/db/text/2989815.html.
История Русской Православной Церкви, Церковь и государство
Ключевые слова:
История Церкви, Церковь и государство
См.также:
Православная идеология как объединяющий фактор духовной и национальной целостности Русского государства XIII–XV веков
British Library holds exhibition of royal illuminated manuscripts
Egyptian churches embrace Al-Azhar basic freedoms document
Primate of the Russian Orthodox Church meets with Antonis Samaras, leader of Greek 'New Democracy' Party
Трансформация аппарата центрального управления Санкт-Петербургской епархии в XVIII веке
Patriarch Kirill and Russian Orthodox Church hierarchs attend Prime Minister’s meeting with leaders of traditional religious communities
Press conference on teaching religion in secular school takes place at Department for External Church Relations
bogoslov.ru