Наступает Великий пост – время очищения и расцвета души. «Пост — дар древний; пост — драгоценность отцов. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте» (Быт. 2,17). А сие: не снесте — есть узаконение поста и воздержания»,- пишет Свт. Василий Великий.
Вступлению в Великий пост предшествует чин прощения. Этот чин впервые появился у египетских пустынников.
На время Четыредесятницы монахи расходились по одному в пустынные места для совершения духовных подвигов и молитвы. Некоторые из них не возвращались обратно, будучи застигнуты дикими зверями. Основываясь на словах Евангелия, читаемого за воскресной Божественной литургией прощеного воскресения, «Рече́ Госпо́дь, а́ще отпуща́ете человѣ́комъ согреше́нїя и́хъ, отпу́ститъ и ва́мъ Оте́цъ ва́шъ Небѣ́сныи.» (Мф.6;16), монахи собирались испросить друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Чин прощения был введен для примирения со всеми и, благодаря этому, с Самим Богом.
Монастырский чин прощения очень трогателен, на нем присутствуют все клирики и сестры обители, наши прихожане.
Внешний облик храма заметно меняется: уже нет праздничных букетов на солее и возле киотов, огни лампад теплятся сквозь темно-синие стекло, облачения священников сменяются на черный цвет, - словом, все вокруг настраивает на молитву, покаянное чувство.
На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Духовник монастыря архимандрит Амвросий, обратившись к присутствующим, произносит напутственное слово, благословляет и испрашивает прощение у клириков, сестер, и прихожан со словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Все отвечают ему земным поклоном со словамит: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолись о нас грешных". Духовник отвечает на это: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас."
Затем батюшка берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое и к Кресту в руках духовника, испрашивая у него прощения и благословения на предстоящий пост. Затем все поочередно испрашивают прощения друг у друга.
Этот чин сопровождается теплыми объятиями, искренними слезами покаяния, умиления и прощения обид. В этот вечер поются трогательные песнопения: "Покаяния отверзи мне двери...", "На реках Вавилонских..." и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог...", "Простим вся воскресением". Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.
Великий пост длится 7 недель, это время особое, та самая десятина, которую человек приносит Богу. А что мы можем принести Господу? Свое искреннее покаяние, чистосердечную молитву, любовь к ближним.
Первая седмица Великого поста особая, одна из самых строгих. В монастыре оставляются все послушания, кроме самых необходимых, чтобы все сестры могли быть в храме. Службы на этой неделе долгие, умилительные, со множеством земных и поясных поклонов. Первые два дня и в четверг трапезы нет, за совместной трапезой сестры собираются в среду и пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров.
Вступлению в Великий пост предшествует чин прощения. Этот чин впервые появился у египетских пустынников.
На время Четыредесятницы монахи расходились по одному в пустынные места для совершения духовных подвигов и молитвы. Некоторые из них не возвращались обратно, будучи застигнуты дикими зверями. Основываясь на словах Евангелия, читаемого за воскресной Божественной литургией прощеного воскресения, «Рече́ Госпо́дь, а́ще отпуща́ете человѣ́комъ согреше́нїя и́хъ, отпу́ститъ и ва́мъ Оте́цъ ва́шъ Небѣ́сныи.» (Мф.6;16), монахи собирались испросить друг у друга прощения за все обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Чин прощения был введен для примирения со всеми и, благодаря этому, с Самим Богом.
Монастырский чин прощения очень трогателен, на нем присутствуют все клирики и сестры обители, наши прихожане.
Внешний облик храма заметно меняется: уже нет праздничных букетов на солее и возле киотов, огни лампад теплятся сквозь темно-синие стекло, облачения священников сменяются на черный цвет, - словом, все вокруг настраивает на молитву, покаянное чувство.
На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Духовник монастыря архимандрит Амвросий, обратившись к присутствующим, произносит напутственное слово, благословляет и испрашивает прощение у клириков, сестер, и прихожан со словами: "Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". Все отвечают ему земным поклоном со словамит: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолись о нас грешных". Духовник отвечает на это: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас."
Затем батюшка берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое и к Кресту в руках духовника, испрашивая у него прощения и благословения на предстоящий пост. Затем все поочередно испрашивают прощения друг у друга.
Этот чин сопровождается теплыми объятиями, искренними слезами покаяния, умиления и прощения обид. В этот вечер поются трогательные песнопения: "Покаяния отверзи мне двери...", "На реках Вавилонских..." и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог...", "Простим вся воскресением". Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.
Великий пост длится 7 недель, это время особое, та самая десятина, которую человек приносит Богу. А что мы можем принести Господу? Свое искреннее покаяние, чистосердечную молитву, любовь к ближним.
Первая седмица Великого поста особая, одна из самых строгих. В монастыре оставляются все послушания, кроме самых необходимых, чтобы все сестры могли быть в храме. Службы на этой неделе долгие, умилительные, со множеством земных и поясных поклонов. Первые два дня и в четверг трапезы нет, за совместной трапезой сестры собираются в среду и пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров.