четверг, 20 ноября 2014 г.

Митрополит Афанасий Лимасольский: заключите свое сердце в пустыню

В Сретенском монастыре издана первая книга знаменитого кипрского проповедника
«Я не считаю, что могу сказать что-то новое, ценное», – начал свою беседу с журналистами митрополит Лимасольский Афанасий, известный проповедник, чье имя знакомо каждому жителю Кипра.
Никогда раньше владыка не издавал свои труды, однако, записанные на диктофон прихожанами, его беседы и наставления уже разошлись по всему православному миру. Несмотря на крайнюю занятость, архиерей регулярно сам исповедует и уже более
10 лет четыре раза в месяц выступает с открытыми беседами в храмах Лимассольской митрополии и Кипрском университете.
Книга «Открытое сердце Церкви», вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, – первое издание, благословленное митрополитом Афанасием.
Владыка лишь отшутился, когда его спросили, почему он выбрал именно русскую православную паству: «Я сам не понял, как это произошло, теперь мы уже ничего не можем сделать – только поблагодарить Бога», – и отметил, что эта книга «издана с большой любовью».

Первая ее часть – сборник воспоминаний о стар-
цах, с которыми митрополиту Афанасию довелось
близко общаться на Афоне, Кипре и в Греции. Среди
них – живые и сокровенные рассказы об Иосифе Иси-
хасте, Паисии Святогорце, Порфирии Кавсокаливите,
Иосифе Ватопедском и других. «Безусловно, само зна-
комство со святыми людьми не делает человека сразу
святым – напротив, это увеличивает мою ответствен-
ность за себя самого и перед Церковью», – признался
митрополит на презентации. «Присутствие современ-
ных старцев в нашей Церкви свидетельствует о по-
стоянном, непрерывном присутствии Христа в нашей
жизни», – добавил он.
«Главный призыв святых миру в том, что Христос
является центром жизни. Если у человека есть все, а
Христа нет – значит, нет ничего, если же нет ничего, но
в жизни есть Христос – значит, человек наполнен», –
подчеркнул архиерей. Каждый из старцев выражает
это своим способом через свою жизнь. «Мы видели
много знамений и чудес. Но самое главное чудо заклю-
чается в том, как человек может стать истинным чадом
Божиим. Это самое великое знамение, которое мы мо-
жем увидеть в своей жизни».
Во второй части книги собраны проповеди архие-
рея. Показать только начинающим свой жизненный
путь людям радость жизни со Христом, исцелить раны
современного общества, где разводов больше, чем бра-
ков, а дети не защищены от серьезных искушений и
часто не воспитываются в христианской традиции –
главное стремление автора книги.
«За все благодарите Бога», – постоянно напоминал
митрополит Афанасий в течение двухчасовой встречи.
Журналисты не отпускали владыку и интересовались
уже не столько книгой, сколько задавали вопросы о
собственных трудностях духовной жизни.
Опытный духовник, владыка митрополит с лег-
костью разрушает в своей книге многие привычные
штампы о духовной жизни. Например, он дает остро-
умный ответ на часто задаваемый, особенно женщина-
ми, вопрос. «Некоторые отмечают в духовной жизни
какой-то этап, до которого люди доходят, а затем не ра-
стут. Эти люди могут ходить в церковь десять и более
лет, но они словно ходят по кругу. Что делать, если нет
духовного роста?» – спросила на презентации одна из
журналисток. В ответ митрополит Афанасий рассказал
историю из своей жизни:
– На первом или втором году своего монашества
я как-то подошел к старцу Паисию и пожаловался, что
я на Афоне уже достаточное время, стараюсь молиться,
но не вижу никакого результата. Геронта удивился: «А
какой ты хочешь результат»? «Тот, о котором мы чита-
ем в книгах», – ответил я. Тогда старец сказал: «Вот, у
меня сдохла кошка, пойди, воскреси ее! Что ты хочешь:
чудеса творить?»
Все эти размышления – «поднимаюсь», «развива-
юсь», «не поднимаюсь» – немного искусственны. Ког-
да я скажу, что я что-то сделал, это значит, что я тут же
все растерял!
Однажды мы вместе со старцем Паисием плыли
на корабле с Афона. К нему подошел один подвижник,
который был настоящим аскетом и уже много лет не
покидал Святую Гору. Этот монах все время повторял:
«Вот мы удаляемся от Афона, сейчас приедем в мир и
все, что приобрели, – все растеряем». Он повторил это
раз сто, и затем прямо спросил старца, что же теперь
делать. Геронта ответил: «А у меня ничего нет, поэтому
я ничего и не потеряю!»

Святые – доказательство Евангелия
Книга митрополита Афанасия – это искренний
рассказ о собственных духовных поисках, о благо-
датной помощи святых, о том, как они постоянно
участвуют в нашей жизни. «Святые – это доказа-
тельство Евангелия», – напоминает он. «Мы полу-
чаем огромную пользу, читая жития. Наши святые –
и русские, и греки, и древние, и современные – это
отцы каждого из нас. Мы должны постараться стать
их подлинными любящими детьми», – отмечает ав-
тор книги. Митрополит Афанасий рассказал, что в
греческом мире очень любимы и почитаемы и пре-
подобный Сергий Радонежский, и преподобный
Серафим Саровский, и другие русские святые. «Мы
чувствуем, что это общие наши отцы, такие святые
принадлежат всему миру, вселенскому Правосла-
вию», – сказал он.
– Когда я только познакомился с афонскими стар-
цами, мне было 19 лет и у меня было много вопросов.
Но когда я прожил рядом со старцем Паисием 16 лет,
то понял, что все, что сказал Христос, истина. Все, что
сделали святые — это правда. У меня нет никаких со-
мнений.
Зачем мне сомневаться, совершал ли Христос чу-
деса, описанные в Евангелии, если я каждый день их
наблюдал на Афоне?
Один раз на Святую гору в гости к старцу Паисию
приехал университетский преподаватель, атеист. Они
сели поговорить со старцем. Ученый говорил, что не ве-
рит в Бога, потому что преподает физику, а «его наука
не помогает вере».
«Даже у ящерицы мозгов больше, чем у тебя», –
ответил ему старец Паисий. Он поманил к себе одну из
ящериц, которые ползали вокруг (в нашем климате их
много), и спросил ее: «Есть ли Бог»? И вдруг ящерица
поднялась на задние лапы и утвердительно покивала го-
ловой – это видели все вокруг.
Без святых Евангелие не могло бы иметь доказа-
тельств. Церковь все время рождает святых: и раньше,
и сейчас, и завтра.

Как выбрать свой жизненный путь?
Проповеди митрополита Лимасольского, монаха с
афонским опытом, часто обращены к молодым мир-
ским людям. Именно несчастья тех, кто живет в бур-
ном житейском море – современной Европе, особенно
тронули владыку, когда он получил послушание распро-
щаться с любимой Святой Горой и поехать служить в
Лимасол – второй по величине город Кипра, крупный
экономический и культурный центр.
«Христа я могу стяжать везде: и на улице, и в са-
молете, и дома, и в монастыре», – напоминает пропо-
ведник.
– Если человек не знает, что ему делать в жизни,
пусть не отчаивается. Что мы знаем о своем будущем?
Только то, что хотим быть со Христом, этого никто у
нас отнять не может. Остальное вторично: создадим ли
семью, пойдем учиться в университет или уйдем в мо-
настырь.
Если говорить о духовном пути, то, конечно, мы не
должны умалять ценность пустыни, которая очень ве-
лика и помогает. Но, тем не менее, мы не можем огра-
ничить силу Божию каким-то одним местом.
Старец Паисий говорил: «Мы должны заклю-
чить свое сердце в пустыню, отдаленную от страстей
и греха». Это и есть настоящая пустыня. Есть люди,
которые живут в миру, а сердце их в пустыне. Есть
люди, которые живут в пустыне, а сердце их в миру.
Поэтому нужно быть внимательными и понимать, что
образ мыслей и способ жизни спасает человека, а не
географическое место.
Цель не заключается только в том, чтобы умертвить
свой эгоизм, но чтобы облечься во Христа. Человека
спасает Христос через Церковь, и если мы объединены
с Ним через Церковь, тогда мы не только освободимся
от ветхого человека, но и облачимся в нового. Это мо-
жет произойти и в монастыре, и в мире.
Каждый день у нас есть множество возможно-
стей, чтобы избавиться от эгоизма, особенно в обще-
стве, в котором мы живем. Это можно делать через
терпение и любовь, которые мы должны проявлять к
нашим ближним.
Но нужно стараться не только умертвить наш эго-
изм, но и искать способ впустить Христа в свое серд-
це. Если это произойдет, то Он исцелит наше сердце.
Грех – это болезнь, и если мы приобретем иммунитет,
все болезнетворные микробы погибнут.
Старец Паисий отмечал: давайте подвизаться до-
бросовестно и по доброй воле – не для того, чтобы из-
бежать ада, но чтобы не расстроить Господа. Для него
Христос был и отцом, и братом, и другом, и он все делал
от любви к Богу.
Подвижник ничего не просил у Христа для себя: ни
исцелиться, когда был болен, ни отдыха, когда был уста-
лым. Он хотел только одного: не расстраивать Христа.
В своей книге владыка делится воспоминаниями
о том, как он преодолевал смущение и уныние, когда
впервые столкнулся с трудностями пастырского слу-
жения в своей епархии.
– На следующий день после того, как меня избра-
ли митрополитом Лимасольским и совершилась моя
хиротония, я служил Божественную литургию в кафе-
дральном соборе. Празднования кончились, и пришло
время соприкоснуться с действительностью. Во время
литургии я почувствовал, что у меня защемило сердце,
и я подумал: «Теперь мы будем в городе, где много про-
блем». Я сам родом из Лимасола, поэтому имею право
описывать город таким, какой он есть, не рискуя быть
обвиненным в осуждении(….) Я просил Бога, чтобы Он
мне помог, укрепил меня.
Ко мне подошел один из священников и сказал:
«У нас долго не было митрополита, и люди очень вол-
нуются, поэтому срочно нужно подписать некоторые
бумаги». – «С удовольствием подпишу, дорогой отче».
А про себя подумал: «Интересно, где я поставлю свою
первую подпись?». Посмотрел и увидел стопку до-
кументов с разводами. Тогда я сказал: «Дорогой мой,
убери это подальше от меня. Принеси подписать что-
нибудь другое». Ведь не ставить же мне мою первую
подпись под разводами?!
Тогда мне принесли другие бумаги. «Что это?» –
спросил я. «Чеки». – «С этого я тоже не хочу начинать!»
Со временем я понял, что в нашей епархии две
проблемы: счета и разводы. Такова грустная действи-
тельность.
Однако митрополит Афанасий недолго предавал-
ся унынию. Он поставил задачу достучаться до сердец
современных молодых людей, и сейчас его усилия дали
плоды: в храмы Кипра приходит все больше молодежи.
– На самом деле человек всегда ищет своего Отца
– Бога, но ищет его в неправильных местах. Алкого-
лизм, наркомания, сигареты – это все не те места. Мы,
пастыри Церкви, должны показывать: то, что вы ищете,
здесь: придите и вкусите! И когда человек увидит, то
душа его приобретет мир и смысл жизни. Это главное,
что я вынес из всего своего совсем небольшого жизнен-
ного опыта», – отметил митрополит.
Иногда люди медлят идти в Церковь. Они по-
добны тем, кто хочет сначала исцелиться, а уже по-
том пойти в больницу. Не переживайте! Не своими
силами мы освобождаемся от греха; вспомните, как
одним именем Божиим был взят Иерихон, несмотря
на семь рядов оборонительных стен и огромную ар-
мию. Идите в лечебницу, и Врач вас исцелит. Имей-
те доверие Богу. Он не сделал нашу жизнь сложной,
он сделал ее легкой. Старец Паисий в таких случаях
напоминал: «Господь – это воздух, не делай из него
углекислого газа».
«Сейчас молодые люди на Кипре страдают от
многих проблем. Большинство из них, думаю, общие
для разных стран, – отмечает митрополит Афана-
сий. – Это проблемы в семьях, наркотики, насилие,
отрицание всего, депрессия, а также то, что мы жи-
вем в окружении турок и оттого многие ощущают
незащищенность. Но у всех этих скорбей один ис-
точник – отсутствие Бога.
Например, если я сниму свои очки, я ничего не
буду видеть, жизнь покажется мне совсем иной. А на-
дену – вновь четко буду различать предметы. Если Бог
присутствует в нашей жизни, то мы истолковываем все
происходящее с нами совсем по-другому, иначе справ-
ляемся с трудностями».
По мнению митрополита Афанасия, современ-
ные технологии, особенно интернет и социальные
сети, очень опасны не только для детей, но и для
взрослых. «Неразумно давать детям неограниченно
пользоваться интернетом и ставить компьютер в дет-
ской комнате», – напоминает он родителям.
– Я не знаю, к чему в результате приведет такое
развитие информационных технологий. Через не-
сколько лет без интернета вообще ничего невозможно__
будет делать! Пусть родители делают сейчас все, что от
них зависит. Но, безусловно, запрет – не выход. Ребе-
нок войдет в переходный период, будет сопротивлять-
ся, восставать. С другой стороны, неразумно давать
неограниченно пользоваться интернетом и ставить
компьютер в детской комнате. Установите его в такое
место, где вы можете следить. Нужно научить ребенка
определять для себя границы.
Однако в первую очередь мы должны посвящать
свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам
все рассказывали, что их волнует, имели бы к нам до-
верие. Занимайтесь детьми, а не оправдывайтесь, что
спешите. Иначе наступит время, когда будет поздно, и
виноват окажется не интернет, а мы сами.

Приведет ли экономический кризис в Церковь?
Митрополита Афанасия отличают хорошие управлен-
ческие способности. Для накопившихся в епархии про-
блем он назначил особую комиссию из профессиональ-
ных экономистов, и в короткие сроки епархия смогла
избавиться от тяжелого долгового гнета. В то же время
в своих проповедях он призывает всегда очень осто-
рожно обращаться с деньгами, ведь так просто стать
поклонником золотого тельца.
– Сейчас на Кипре пик экономического кризи-
са. Не знаю, когда будет его спад. Но мне не хотелось
бы, чтобы именно из-за кризиса люди приходили в
Церковь. Конечно, там их примут с великой любовью.
Но если кто-то обратится к Богу из-за кризиса, то, как
только кризис пройдет, он забудет Церковь. Таким лю-
дям очень трудно понять, что деньги – не идол, не цен-
ность. Только Бог имеет подлинную ценность.
Этот кризис искусственен, нам его создали в Евро-
пе. Если захотим, мы и его можем использовать духов-
но, выйти из него более сильными и мудрыми. Но если
мы не будем разумными, то понесем урон – и духов-
ный, и материальный.
Расскажу одну историю о старце Софронии (Саха-
рове) из Эссекса. Один миллионер с Кипра очень помо-
гал его монастырю. При этом благотворитель хотел, что-
бы каждый раз, когда он посещал монастырь, старец с
ним встречался и посвящал ему время, также хотел сто-
ять на почетном месте в храме и чтобы монахи его обслу-
живали. Однажды батюшка не смог его принять, и богач
начал роптать: «Я пожертвовал столько денег, почему же__
старец меня не принимает?» Узнав об этом, старец Со-
фроний пошел к казначею и выяснил точно, какая сумма
была пожертвована обители этим человеком за все вре-
мя. Это были огромные деньги, но он взял кредит в банке
и вернул все киприоту. Вот такие у него были отношения
с благотворителями. Старец, не потеряв своей свободы,
принес своему благотворителю духовную пользу.
Безусловно, каждый дар принят. Бог благословляет
людей, которые жертвуют Церкви, и мы благодарим их,
но это не значит, что мы обязаны изменять свою жизнь
из-за денег. Для нас все люди одинаковые. И наша лю-
бовь и уважение должны проявляться ко всем.

Мы любим всех людей,
но должны хранить свою веру
Широко известен случай, что митрополит, известный
своим добрым отношением к людям, независимо от их
вероисповедания, отказался встречаться с Папой Рим-
ским Бенедиктом XVI, который прибыл с визитом на
Кипр в 2010 году.
– Как христиане, мы должны любить и ува-
жать всех людей, уважать религию любого человека.
Но меня это не обязывает верить в то, во что верят
они. У меня есть своя вера. Я буду давать любовь каж-
дому человеку, который является образом Божиим.
Например, я люблю Папу Римского как чело-
века, но когда он совершал свой визит на Кипр, то
приехал не как простой человек – и я не стал встре-
чаться с ним.
Он сам сказал, когда сошел с трапа самолета, что
приехал как преемник святого Петра. Мы знаем, что
это значит: Папа считает, что он – представитель Хри-
ста в мире, что он – первый епископ всего мира, что
он является устами Христа для мира, а главное – что
он непогрешим. С таким Папой я не хочу встречаться.
Человека в нем я люблю. Если он придет ко мне в епар-
хию, я его угощу, поселю, я ему все дам. Но я не верю,
что он непогрешим. Я не верю, что он епископ. Я не
верю, что он «представитель Христа». Я считаю, что Ва-
тикан является причиной огромных проблем, которые
сейчас есть в мире, потому что папизм выгнал Христа
из сердец многих людей.
Это моя вера. Но это не значит, что я кого-то не-
навижу. Мы любим всех людей. Но не разделяем веру
каждого.
Расскажу вам одну историю. На Святой Горе мы с
любовью принимали одного католического монаха – я
его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер
Папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился.
Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу
Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь:
Папа был человеком». Католический монах отвечал:
«Да, но Папа был очень хорошим человеком». Старец
сказал: «Дорогой, не расстраивайся, помолись, чтобы и
следующий Папа был хорошим. Не переживай: какой
бы Папа ни был избран, он будет “непогрешим”».
Знакомство с русским монашеством
Митрополит Афанасий впервые побывал в русском мо-
настыре, когда приехал в Россию на собрание игуменов
и игумений монастырей Русской Православной Церкви,
которое проходило в Троице-Сергиевой лавре 8-9 октя-
бря под председательством Патриарха Кирилла.
Владыка рассказал, что он с особым трепетом при-
коснулся к святыням лавры, а также с благоговением
побывал в Сретенском монастыре у мощей архиепи-
скопа Троицкого Илариона – по промыслу Божию,
житие именно этого русского новомученика владыка
прочитал перед поездкой в нашу страну.
Он поделился впечатлениями и от встречи с рус-
ским монашеством:
– Моя душа чувствует, что в России происходит
великое таинство – таинство Церкви Христовой. Она
рождает детей Божиих, которые, безусловно, возрас-
тают, проходят все этапы взросления, пока не станут
совершенными людьми. Некоторые из этих этапов мы
прошли и в греческом мире. Поэтому я хочу сказать,
что нужно иметь доверие ко Христу, ведь Он направ-
ляет свою Церковь и людей Церкви, чтобы они испол-
няли Его волю.

Митрополит Лимасольский Афанасий, в миру Андрей
Николау, родился в 1959 году в семье преуспевающего
Лимасольского предпринимателя. Уже в 14 лет он заду-
мывается о служении Церкви и поступает в школу при
Священной Митрополии кипрского района Пафос.
В 17 лет принимает священный сан и продолжает об-
разование на богословском факультете университета
Аристотеля в Салониках. В 1980 году поступил в число
братии Афонского Нового скита, духовником которого
был старец Иосиф Ватопедский, ученик Иосифа Иси-
хаста (1897-1959). В 1982 году принял монашеский по-
стриг с именем Афанасий и рукоположен во пресвитера.
В 1992 по благословению Архиепископа Кипра Хри-
зостома I, приметившего на Афоне духовные таланты
иеромонаха, направлен в монастырь святого Николая
на Пафосе. Восстанавливал монастырь Божией Матери
Махера, в 1993 избран его игуменом. 14 февраля 1999
года хиротонисан в митрополита Лимасольского.



Синодальный отдел по монастырям и монашеству