10 июля - день памяти обретения мощей преподобного Амвросия Оптинского.
Вспомним мудрые наставления Преподобного.
ОБ ИСКУШЕНИЯХ ДИАВОЛЬСКИХ И О БОРЬБЕ С НИМИ.
Сестра о Господе! Описываешь ты, какие с тобой были вражеские искушения: сперва тоска и страх; потом скорбь до исступления ума, что не застала брата; потом помысл высокоумия, что достигла меры безстрастия; потом опять несытая любовь к родным, и опять помысл высокоумия с самонадеянностью, что без помощи Божией, своей силой, ты можешь устоять; а когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, то есть помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым.
После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этой тишиной кроется обольщение вражие, но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства, и что естество души твоей так бело, как снег; а когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина, душа, приходящая в преспеяние, видит свои грехи как песок морской, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила действует в тебе, то и увидела, что эта сила — в виде валявшегося безобразного растрепанного мужика.
Теперь сама ты видишь, что вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоской и страхом, то высокоумием и самонадеянностью; а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: "Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик". Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием "кому следует".
Святой Иоанн Лествичник говорит, что неоткрываемые духовному отцу помыслы в дела происходят (ст. 26, отд. 21), и что, напротив, открываемые язвы в горшая не простираются, но паче врачуются. Из собственного опыта видим, что человек крайне немощен и безсилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, говорит преподобный Марк Подвижник, мы имеем одного помощника, таинственного, в нас сокровенного со времени Крещения — Христа, Который непобедим. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если будем не только призывать Его на помощь, но исполнять, по силе своей, Его животворные заповеди. Повергай себя в руце превеликого Его милосердия. Также непрестанно прибегай к Заступнице нашей Владычице Приснодеве Марии, поя почасту церковную песнь: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся".
Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитвы еще не научилась и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство?
Что брата не видала, видно, на это не было воли Божией, потому что оно было бы тебе неполезно. Если, не видав его, скорбела до исступления ума, то что бы было, если бы свиделась? И такая привязанность конечно несогласна с обетами, данными при пострижении.
А то, что тебе кажется, что начальница тебя вышлет из обители и что ты пленяешься этим помыслом, — и это обольщение вражие, потому что тебя еще никто не гонит; а только эта мысль тебя отводит от настоящего монашеского дела. Когда погонят, тогда видно будет.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ИСКУШЕНИЙ - ВЫСОКОУМИЕ. ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ИСКУШЕНИЯ, КОИХ ПРИЧИНА - САМООБОЛЬЩЕНИЕ
Говоришь, что если угодно Богу и Царице Небесной, чтобы тебе перейти туда, то тебе подастся к тому случай, и я тебя благословлю. А я тебе скажу, что если на то будет воля Божия, то тебя туда переведут без всяких усилий с твоей стороны. У Господа Бога средств много устроить это, если это полезно тебе, но никак не следует ни в этом, ни в другом чем-либо исполнять волю врагов душевных, смущающих тебя всякими внушениями и предположениями, которым ты доверяешь на том основании, что это "тебе кажется". Вся стужающая тебе мысленная брань или путаница происходит от этого доверия вражеским внушениям, которым ты приписываешь какое-то значение или вероятие, или которое ты хочешь уловить, вместо того, чтобы презирать их, призывая против них помощь Божию. Главная же причина мысленной твоей брани — великое твое высокоумие, которое во всем проглядывает.
Не высокоумие ли это, что, получив некоторое временное успокоение от брани, ты поверила, что это хранение ума. Святой Иоанн Лествичник говорит: "Елико отстоят востоцы от запад, толико хранение ума выше хранения помыслов, и несравненно труднее оного". А мы с тобою и помыслов своих не умеем хранить как должно, то откуда же возьмется у нас хранение ума? Твое спокойствие было не хранение ума, а явная подсада вражия. Тебе казалось, что ограждена твердою стеною, что издали целый полк врага хочет проломать эту стену, что он потом заревел и убежал. И все это было одно наругание бесовское, потому что после, без всякой стены и безо всяких усилий, оставил смрад у тебя под самым носом и ушел. А ты еще задала себе вопрос: "Какая у него могла быть цель? И что это значит?" Очень просто: бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия; а цель его всегдашняя — смутить и отвлечь человека от смиренного молитвенного состояния. И благоухание иногда, и иногда смрад — все это прелесть вражия, по слову святого Симеона Нового Богослова. Враг возводит тебя до небес и низводит в бездну, — и то, и другое ради твоего высокоумия. Пишешь: "не могу вместить попечения о временной жизни, оно как цепью оковало дух мой". Не страшное ли это высокоумие? Сказано: попечение лукаво даде Бог сыном человеческим, да не в горшее уклонятся. Вспомни из жития преподобного Макария, что ему говорил бес: что он не пьет, и не ест, и вовсе не спит — одного только смирения у него недостает. Еще пишешь, что тягостно быть с келейными тебе. Зачем же набрала их? Если можешь жить одна, без келейных, то можешь и отпустить их летом. У тебя есть стремление к уединению. Если N оно вредно, то почему же тебе оно будет полезно? Ты, живя и среди людей, не знаешь куда деться от мысленной брани; что же было бы с тобою на уединении? Опять — что тебе приходило сильное желание умереть, и не боялась смерти; все это обольщение вражие. Еще пишешь, что на тебя возложен великий сан. Никакого сана не возлагали на тебя. Сан — священство, игуменство; а что ты произнесла сугубые обеты покаяния и смирения — в этом никакого сана нет. Говоришь: "желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа". Другими словами, нечистый желал бы быть чистым. Все это очень высоко, а достигается то, чего ты желаешь, покаянием, и исполнением заповедей Божиих, и смирением. Если, по словам святого Лествичника, и взойдя на всю лествицу добродетелей, человек должен молиться о помиловании, то тем более мы, грешные и немощные, сознавая, что страсти и грехи тянут нас к земле, должны каяться и смиряться; а паче меры за высокое не браться, потому что с высоты падают, и возносяяйся поневоле смирится.
МНОГО ТРЕБУЕТСЯ РАССУЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ РАЗЛИЧИЕ ДОБРОГО ОТ ЗЛОГО. О "ПРЕЛЕСТНОЙ РАДОСТИ". СИДИ В КЕЛЬЕ, И ТА ВСЕМУ ТЯ НАУЧИТ
Слава и благодарение Господу, что всесильного ради ходатайства и молитвенного предстательства Владычицы нашей Пресвятой Девы Богородицы мрачные твои помыслы хотя несколько прояснились. Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно; а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие, и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: "Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, — это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло".
Отчасти ты сама испытала это, собственным опытом, потому будь осторожна и рассудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны: но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты, по неопытности и неосторожности, принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую.
Посидеть дома, в обители, и в своей келье нынешний год, и никуда не отлучаться советую и я тебе. Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых Ангелом Хранителем, данным нам при Крещении. Не вотще древними отцами говорится: "Сиди в келье твоей, и та всему тя научит". Особенно же прилично это сидение человеку слабому силами, как телесными, так и душевными. Тут уже странствия и труды телесные неуместны и не вовремя. Старики и старухи в детское училище уже не ходят, так как это неприлично, да и неблаговременно, ради ослабевшей их памяти и сил телесных. Старым и слабым прилично смиряться и готовить себя искренним покаянием ко исходу в вечность.
ДИАВОЛ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН САМ ДОБРОВОЛЬНО НЕ СОГЛАСИТСЯ ПРЕЖДЕ НА КАКОЙ-ЛИБО ГРЕХ
Мужайся, и да крепится сердце твое. Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами:верен... Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10: 13), и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он ничего не может сделать тебе, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг-диавол совершенно безсилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: Господи! Изгонящии мя ныне обыдоша мя (Пс. 16: 11). Радосте моя! Избави мя от обышедших мя (Пс. 31: 7). Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов, прежде всего, укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: "Иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце". Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м слове: "Когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостию Божиею будет приближаться к первой степени духовнаго разума, то есть разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты, — говорит он, — да не станеши в стране сей без оружий, да не вскоре умреши от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие — слезы и частое лощение. И охраняйся не прочести догматов еретических: сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытиши чрево твое, да не возбезстудствуеши испытати, что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чреве наполнение разума таин Божиих несть". Внимая сим словам сего великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и в питии, и сокрушенное и смиренное перед всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях, и через то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями.
Когда за работой, по послушанию, стужают злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОРДОСТИ И САМОМНЕНИЯ, ТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРЕБУЕТСЯ ПОКОРНОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ
Пишешь, что накануне дня святого Архистратига Михаила вражий помысл обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска, и в сильной степени стал тебе стужать помысл о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия! Помысл шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный и безмолвный старец, который всю жизнь страдал этой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять: "Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет". Господне же изволение — спасти и помиловать всех верующих. Еще можем иногда отвечать врагу так: "Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю вся дни живота моего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь".
Слава и благодарение Господу, что по этой брани вскоре дал тебе некоторое успокоение. Но потом опять тебя стали смущать разные путаные помыслы. Просишь меня испросить тебе ту благодать от Господа, чтобы в полном сознании считать себя хуже и грешнее всех в обители; и тут же пишешь, что если тебе дадут келейную, то удалишься, и что молилась Царице Небесной, ежели Ей угодно, чтобы ты окончила жизнь здесь, чтобы тебе не давали келейной. Да ведь это ты сама сделала такое условие; сама решила. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией. Если хочешь, чтобы все было по воле Божией, то терпи все, и не вымышляй вражеских условий, не лезь сама во вражескую сеть. И смотри сама — какое безрассудство: от одной келейной побежать, и удалиться в обитель, переполненную сестрами, где меньше четырех и не живут в одной келье. Я и прежде тебе писал и говорил, и теперь повторяю, что совершенное уединение не только не полезно тебе, но и опасно. Видишь сама, какие лютые брани вражеские испытываешь в своем уединении! Что за беда, если дадут тебе келейную? Через нее, может быть, получишь еще облегчение в своих бранях. Ответственности за нее не бери на себя, а возьми с тем, чтобы жила на своем иждивении, и сидела в передней, да молчала; на этих условиях и бери; а молоденькую, за которую тебе нужно отвечать, не бери. Если дадут тебе такую, которая не по тебе, то ты не безгласная, можешь сказать, чтобы дали другую.
Никаким видениям не верь. Святой Григорий Синаит говорит: "Никогда же да приимеши, аще что видиши чувственно, или умно, или извнеуду, или внутрьуду, или аще и образ Христов, или Ангелов, или святаго зрак, или свет умом мечтается, или воображается, яко и сам ум о себе естеством имать мечтательное, и удобь зраки соделати может, во яже желает, не у опасне сему внимающим, иже и сам на себя наносит вред: и сама же та память благих или злых воображати внезапу ума чувство и к мечтанию возводити обыче, идеже и мечтатель бывает таковый о себе, а не безмолвник. Сего ради внимай, да не приложиши веровати чесому... но пребывай негодуя к тому, присно блюдя ум свой безвиден, невообразителен. Должен есть новоначальный внимати сердечному точию действу яко непрелестну, иная же вся не приимати до времени мира страстей. Бог бо не негодует на иже опасно себе внимающаго прелести ради, аще сице и не приимет еже от Него, кроме вопрошения, и многа испытания, но паче похваляет, яко премудра... Нужда не мала достигнути истины явственне, и чисту быти от сопротивных благодати, яко во образе истины обыче диавол в новоначальных паче показывати прелесть свою, преобразуя лукавая своя яко духовна". Вот что говорит святой Григорий Синаит; помни это, и твердо этого держись. Пишешь, что как-то почувствовала, что сверху свет блеснул, что от слов молитвы Иисусовой блеск бывает, и прочее. Ничему этому не верь; все это мечтательность, которую должно отвергать. Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: "Иисусе, Иисусе", это не возбраняется, и святыми отцами не отвержено. "Именем Иисуса бей ратники", — говорит Лествичник. Велика сила этого имени.
НЕ ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО СТЯЖАЛА НЕЧТО ДУХОВНОЕ. НЕ ВЕРЬ ЧУВСТВЕННЫМ ВИДЕНИЯМ
Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и пред всеми людьми; и более бояться и остерегаться самомнения и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистаниям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различных страстях.
МОЛИТВА КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СООБРАЗНА С ЕГО МЕРОЮ
...Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси мя, Господи, и испытай мя... (Пс. 25: 27), и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна.
Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях, и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечною молитвою, молись умом, или устами; как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближнему. Пишешь, что враг шепчет тебе, что ты лучше всех... Подобные внушения от него, к нему и относи: самые же дела показывают, насколько ты хороша...
В заключение скажу, что во искушении, особенно когда бываешь наедине, всего полезнее тебе молиться устного молитвою, как заповедует и святой апостол: выну приносяще хвалу Богу сиречь плод устен исповедающих Господеви.
ДИАВОЛ СКЛОНЯЕТ НАС КО ГРЕХУ БЛАГОВИДНЫМИ ВНУШЕНИЯМИ
...Пишешь о кончине вашей матери, и тут же пишешь, что тебя помысл все влечет вон. Разве хочешь, подобно ей, умереть где-нибудь на дороге? Говорят, что на нее напали разбойники. Но святой Варсонофий Великий говорит, что чувственные разбойники суть рабы разбойников мысленных. Нападение первых показывает, что человек окраден вторыми. А мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей всегда безпорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия, что не входяй дверьми во двор, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник... Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит. Святой авва Дорофей, объясняя козни диавола, пишет: "Он не столько неискусен в делании зла, и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: "Иди, сотвори блуд", или: "Пойди, укради"; но находит в нас одно мнимо благое пожелание, или одно самооправдание, и тем, под видом доброго, вредит". Так он благовидными внушениями извлек матушку из обители, и тебя смущает тем же образом, и вообще путает тебя пожеланиями своей воли.
Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобною молитвою. Полезнее молиться со смирением, так: "Господи! якоже веси, помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой о мне полезное!" Нам заповедано Господом молиться: "Отче наш! Да будет воля Твоя". Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: "Да будет воля наша!" А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно чтобы было по-твоему, или по внушению вражию. Господь да сохранит нас от всякого зла и особенно от прелести вражией, которой явный признак — безпорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем — студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гнева и раздражительности.
ОЩУТИЛА БЛАГОУХАНИЕ ОТ ИКОНЫ: ВИДЕЛА ОТ НЕЕ ОГНЕННОЕ ПЛАМЯ. ОСТАВЛЯЙ ТАКИЕ ВЕЩИ БЕЗ ЗНАЧЕНИЯ
...Пишешь, что испытала опять вражескую брань, и когда приложилась к храмовой иконе Божией Матери, то ощутила от нее благоухание; а в прежнее время однажды почувствовала, как огненное пламя вышло от этой иконы. По совету преподобного Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без значения, не доверяя им, потому что, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, они бывают тоже и от прелести вражией. Притом ты слышала слово, что Царица Небесная избавляет тебя от хульных помыслов, а потом все-таки на тебя напали такие же помыслы. Будь осторожна и не соглашайся ни с какими внушениями — мнимо благими.
Сестра о Господе! Описываешь ты, какие с тобой были вражеские искушения: сперва тоска и страх; потом скорбь до исступления ума, что не застала брата; потом помысл высокоумия, что достигла меры безстрастия; потом опять несытая любовь к родным, и опять помысл высокоумия с самонадеянностью, что без помощи Божией, своей силой, ты можешь устоять; а когда с омерзением отвергла этот помысл, то тут же услышала вражескую похвалу, то есть помысл горделивый и тщеславный стал внушать, что ты уподобилась уже святым.
После этого чувствовала какой-то покой, и хотя тайный голос предупреждал тебя, что под этой тишиной кроется обольщение вражие, но тебе все сильнее стало казаться, что ты пришла в меру совершенства, и что естество души твоей так бело, как снег; а когда вспомнила, что, по слову Петра Дамаскина, душа, приходящая в преспеяние, видит свои грехи как песок морской, и когда в недоумении стала молиться Господу и Царице Небесной, чтобы вразумить тебя, какая это сила действует в тебе, то и увидела, что эта сила — в виде валявшегося безобразного растрепанного мужика.
Теперь сама ты видишь, что вся эта противоречащая путаница есть действие врага, который борет и десными и шуиими, то тоской и страхом, то высокоумием и самонадеянностью; а когда отвергают его внушения, то опять шепчет: "Благоже, благоже сотворил, победил, соделался велик". Тебе сильно казалось, что действительно пришла в меру совершенства, а сама пишешь, что голова пустая, душа как разграбленная храмина, что с трудом привыкаешь к устной молитве, а четочного правила ни разу не выполнила, потому что как только за него берешься, начинает тебя сильно ломать. Откуда же взялось твое совершенство? Видим, что тут явное противоречие, которое прежде всего врачуется искренним покаянием и чистосердечным исповеданием "кому следует".
Святой Иоанн Лествичник говорит, что неоткрываемые духовному отцу помыслы в дела происходят (ст. 26, отд. 21), и что, напротив, открываемые язвы в горшая не простираются, но паче врачуются. Из собственного опыта видим, что человек крайне немощен и безсилен в духовной борьбе без помощи Божией. В борьбе этой, говорит преподобный Марк Подвижник, мы имеем одного помощника, таинственного, в нас сокровенного со времени Крещения — Христа, Который непобедим. Он будет споборствовать нам в сей борьбе, если будем не только призывать Его на помощь, но исполнять, по силе своей, Его животворные заповеди. Повергай себя в руце превеликого Его милосердия. Также непрестанно прибегай к Заступнице нашей Владычице Приснодеве Марии, поя почасту церковную песнь: "Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби да не постыдимся".
Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитвы еще не научилась и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство?
Что брата не видала, видно, на это не было воли Божией, потому что оно было бы тебе неполезно. Если, не видав его, скорбела до исступления ума, то что бы было, если бы свиделась? И такая привязанность конечно несогласна с обетами, данными при пострижении.
А то, что тебе кажется, что начальница тебя вышлет из обители и что ты пленяешься этим помыслом, — и это обольщение вражие, потому что тебя еще никто не гонит; а только эта мысль тебя отводит от настоящего монашеского дела. Когда погонят, тогда видно будет.
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ИСКУШЕНИЙ - ВЫСОКОУМИЕ. ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ИСКУШЕНИЯ, КОИХ ПРИЧИНА - САМООБОЛЬЩЕНИЕ
Говоришь, что если угодно Богу и Царице Небесной, чтобы тебе перейти туда, то тебе подастся к тому случай, и я тебя благословлю. А я тебе скажу, что если на то будет воля Божия, то тебя туда переведут без всяких усилий с твоей стороны. У Господа Бога средств много устроить это, если это полезно тебе, но никак не следует ни в этом, ни в другом чем-либо исполнять волю врагов душевных, смущающих тебя всякими внушениями и предположениями, которым ты доверяешь на том основании, что это "тебе кажется". Вся стужающая тебе мысленная брань или путаница происходит от этого доверия вражеским внушениям, которым ты приписываешь какое-то значение или вероятие, или которое ты хочешь уловить, вместо того, чтобы презирать их, призывая против них помощь Божию. Главная же причина мысленной твоей брани — великое твое высокоумие, которое во всем проглядывает.
Не высокоумие ли это, что, получив некоторое временное успокоение от брани, ты поверила, что это хранение ума. Святой Иоанн Лествичник говорит: "Елико отстоят востоцы от запад, толико хранение ума выше хранения помыслов, и несравненно труднее оного". А мы с тобою и помыслов своих не умеем хранить как должно, то откуда же возьмется у нас хранение ума? Твое спокойствие было не хранение ума, а явная подсада вражия. Тебе казалось, что ограждена твердою стеною, что издали целый полк врага хочет проломать эту стену, что он потом заревел и убежал. И все это было одно наругание бесовское, потому что после, без всякой стены и безо всяких усилий, оставил смрад у тебя под самым носом и ушел. А ты еще задала себе вопрос: "Какая у него могла быть цель? И что это значит?" Очень просто: бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия; а цель его всегдашняя — смутить и отвлечь человека от смиренного молитвенного состояния. И благоухание иногда, и иногда смрад — все это прелесть вражия, по слову святого Симеона Нового Богослова. Враг возводит тебя до небес и низводит в бездну, — и то, и другое ради твоего высокоумия. Пишешь: "не могу вместить попечения о временной жизни, оно как цепью оковало дух мой". Не страшное ли это высокоумие? Сказано: попечение лукаво даде Бог сыном человеческим, да не в горшее уклонятся. Вспомни из жития преподобного Макария, что ему говорил бес: что он не пьет, и не ест, и вовсе не спит — одного только смирения у него недостает. Еще пишешь, что тягостно быть с келейными тебе. Зачем же набрала их? Если можешь жить одна, без келейных, то можешь и отпустить их летом. У тебя есть стремление к уединению. Если N оно вредно, то почему же тебе оно будет полезно? Ты, живя и среди людей, не знаешь куда деться от мысленной брани; что же было бы с тобою на уединении? Опять — что тебе приходило сильное желание умереть, и не боялась смерти; все это обольщение вражие. Еще пишешь, что на тебя возложен великий сан. Никакого сана не возлагали на тебя. Сан — священство, игуменство; а что ты произнесла сугубые обеты покаяния и смирения — в этом никакого сана нет. Говоришь: "желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа". Другими словами, нечистый желал бы быть чистым. Все это очень высоко, а достигается то, чего ты желаешь, покаянием, и исполнением заповедей Божиих, и смирением. Если, по словам святого Лествичника, и взойдя на всю лествицу добродетелей, человек должен молиться о помиловании, то тем более мы, грешные и немощные, сознавая, что страсти и грехи тянут нас к земле, должны каяться и смиряться; а паче меры за высокое не браться, потому что с высоты падают, и возносяяйся поневоле смирится.
МНОГО ТРЕБУЕТСЯ РАССУЖДЕНИЯ, ЧТОБЫ ПОЗНАТЬ РАЗЛИЧИЕ ДОБРОГО ОТ ЗЛОГО. О "ПРЕЛЕСТНОЙ РАДОСТИ". СИДИ В КЕЛЬЕ, И ТА ВСЕМУ ТЯ НАУЧИТ
Слава и благодарение Господу, что всесильного ради ходатайства и молитвенного предстательства Владычицы нашей Пресвятой Девы Богородицы мрачные твои помыслы хотя несколько прояснились. Хотя желание о переходе в Арз. не оставляет тебя, но иногда мысль тебе противоречит, и тайное внушение в сердце говорит, что это намерение и желание пустое. Сама пишешь, что внушение очень тихо и покойно; а напротив, когда разгорится в тебе желание удалиться из обители, то чувствуешь ожесточение, мрак, памятозлобие, и ненависть к ближним, и леность к молитве. Проразумевай же из сего, что желание это с шуией стороны, и есть внушение врагов и ненавистников рода человеческого, ищущих вечной нашей погибели. Святой Григорий Синаит пишет: "Много требуется рассуждения, чтобы познать различие доброго и злого... Явлены суть действия благодати, которых бес, хотя и преобразуется, подать не может: ни кротости, ни тихости, ни смирения, ни ненавидения мира, ни сласти и страсти утоляет, — это суть действия благодати. Действие же бесовское есть дмение, и высокомудрие, и страхование, и всякое зло".
Отчасти ты сама испытала это, собственным опытом, потому будь осторожна и рассудительна: доброе удерживай, а лукавое отметай. Сама пишешь, что иногда находит на тебя какая-то мучительная, необузданная, растрепанная, свирепая радость диавольская, которая тебя ужасно утомляет, и что всякая скорбь душевная отраднее этой безобразной радости. Сама теперь видишь, что эта радость с противной стороны: но вместе знай, что эта растрепанная радость находит не без причины, а, видно, было когда-нибудь, что ты, по неопытности и неосторожности, принимала обманчивую и прелестную радость за настоящую.
Посидеть дома, в обители, и в своей келье нынешний год, и никуда не отлучаться советую и я тебе. Бог весть насколько еще продлится жизнь твоя, и потому, особенно в последнее время, не должно презирать тайных внушений совести нашей, возбуждаемых Ангелом Хранителем, данным нам при Крещении. Не вотще древними отцами говорится: "Сиди в келье твоей, и та всему тя научит". Особенно же прилично это сидение человеку слабому силами, как телесными, так и душевными. Тут уже странствия и труды телесные неуместны и не вовремя. Старики и старухи в детское училище уже не ходят, так как это неприлично, да и неблаговременно, ради ослабевшей их памяти и сил телесных. Старым и слабым прилично смиряться и готовить себя искренним покаянием ко исходу в вечность.
ДИАВОЛ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕКУ, ЕСЛИ ОН САМ ДОБРОВОЛЬНО НЕ СОГЛАСИТСЯ ПРЕЖДЕ НА КАКОЙ-ЛИБО ГРЕХ
Мужайся, и да крепится сердце твое. Среди докучливых, а иногда устрашающих искушений вражиих утешай себя апостольскими словами:верен... Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10: 13), и часто повторяй это слово для укрепления себя. Также презирай суетные, но злые внушения врага, угрожающего тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он ничего не может сделать тебе, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния святому Ерму сказал, что враг-диавол совершенно безсилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех. Поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: Господи! Изгонящии мя ныне обыдоша мя (Пс. 16: 11). Радосте моя! Избави мя от обышедших мя (Пс. 31: 7). Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных помыслов, прежде всего, укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не безпокоясь тем, что слышим неизреченные хулы вражии. А благовременно иногда произноси против оных слова святого Иоанна Лествичника: "Иди за мною, сатано! Господу Богу моему поклонюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою, и на верх твой хула твоя да взыдет в сем и в будущем веце". Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина; он пишет в 56-м слове: "Когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостию Божиею будет приближаться к первой степени духовнаго разума, то есть разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты, — говорит он, — да не станеши в стране сей без оружий, да не вскоре умреши от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружие — слезы и частое лощение. И охраняйся не прочести догматов еретических: сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Егда же насытиши чрево твое, да не возбезстудствуеши испытати, что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чреве наполнение разума таин Божиих несть". Внимая сим словам сего великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и в питии, и сокрушенное и смиренное перед всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях, и через то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями.
Когда за работой, по послушанию, стужают злые помыслы, оставь работу и положи 33 поклона, смиренно призывая милость и помощь Божию.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГОРДОСТИ И САМОМНЕНИЯ, ТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТРЕБУЕТСЯ ПОКОРНОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ
Пишешь, что накануне дня святого Архистратига Михаила вражий помысл обещал тебе, что в самый праздник этот получишь все дары духовные, а вместо того в этот день нашла на тебя мрачная тоска, и в сильной степени стал тебе стужать помысл о самоубийстве. Вот дары бесовские, прелесть вражия! Помысл шепчет тебе, что никто из святых и желающих спастись не был борим этой мыслью. Неправда: и великие старцы были ею боримы; в Молдавии был весьма подвижный и безмолвный старец, который всю жизнь страдал этой мыслью. В этой злой вражеской брани надо чаще повторять: "Воля Божия да будет со мною. Якоже Господеви изволися, тако да будет". Господне же изволение — спасти и помиловать всех верующих. Еще можем иногда отвечать врагу так: "Иди за мною, сатана! Господеви Богу моему поработаю вся дни живота моего. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и пресвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь".
Слава и благодарение Господу, что по этой брани вскоре дал тебе некоторое успокоение. Но потом опять тебя стали смущать разные путаные помыслы. Просишь меня испросить тебе ту благодать от Господа, чтобы в полном сознании считать себя хуже и грешнее всех в обители; и тут же пишешь, что если тебе дадут келейную, то удалишься, и что молилась Царице Небесной, ежели Ей угодно, чтобы ты окончила жизнь здесь, чтобы тебе не давали келейной. Да ведь это ты сама сделала такое условие; сама решила. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией. Если хочешь, чтобы все было по воле Божией, то терпи все, и не вымышляй вражеских условий, не лезь сама во вражескую сеть. И смотри сама — какое безрассудство: от одной келейной побежать, и удалиться в обитель, переполненную сестрами, где меньше четырех и не живут в одной келье. Я и прежде тебе писал и говорил, и теперь повторяю, что совершенное уединение не только не полезно тебе, но и опасно. Видишь сама, какие лютые брани вражеские испытываешь в своем уединении! Что за беда, если дадут тебе келейную? Через нее, может быть, получишь еще облегчение в своих бранях. Ответственности за нее не бери на себя, а возьми с тем, чтобы жила на своем иждивении, и сидела в передней, да молчала; на этих условиях и бери; а молоденькую, за которую тебе нужно отвечать, не бери. Если дадут тебе такую, которая не по тебе, то ты не безгласная, можешь сказать, чтобы дали другую.
Никаким видениям не верь. Святой Григорий Синаит говорит: "Никогда же да приимеши, аще что видиши чувственно, или умно, или извнеуду, или внутрьуду, или аще и образ Христов, или Ангелов, или святаго зрак, или свет умом мечтается, или воображается, яко и сам ум о себе естеством имать мечтательное, и удобь зраки соделати может, во яже желает, не у опасне сему внимающим, иже и сам на себя наносит вред: и сама же та память благих или злых воображати внезапу ума чувство и к мечтанию возводити обыче, идеже и мечтатель бывает таковый о себе, а не безмолвник. Сего ради внимай, да не приложиши веровати чесому... но пребывай негодуя к тому, присно блюдя ум свой безвиден, невообразителен. Должен есть новоначальный внимати сердечному точию действу яко непрелестну, иная же вся не приимати до времени мира страстей. Бог бо не негодует на иже опасно себе внимающаго прелести ради, аще сице и не приимет еже от Него, кроме вопрошения, и многа испытания, но паче похваляет, яко премудра... Нужда не мала достигнути истины явственне, и чисту быти от сопротивных благодати, яко во образе истины обыче диавол в новоначальных паче показывати прелесть свою, преобразуя лукавая своя яко духовна". Вот что говорит святой Григорий Синаит; помни это, и твердо этого держись. Пишешь, что как-то почувствовала, что сверху свет блеснул, что от слов молитвы Иисусовой блеск бывает, и прочее. Ничему этому не верь; все это мечтательность, которую должно отвергать. Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: "Иисусе, Иисусе", это не возбраняется, и святыми отцами не отвержено. "Именем Иисуса бей ратники", — говорит Лествичник. Велика сила этого имени.
НЕ ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО СТЯЖАЛА НЕЧТО ДУХОВНОЕ. НЕ ВЕРЬ ЧУВСТВЕННЫМ ВИДЕНИЯМ
Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и пред всеми людьми; и более бояться и остерегаться самомнения и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистаниям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различных страстях.
МОЛИТВА КАЖДОГО ДОЛЖНА БЫТЬ СООБРАЗНА С ЕГО МЕРОЮ
...Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси мя, Господи, и испытай мя... (Пс. 25: 27), и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись; эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерою; должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала о чем молишься; просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему негодна еще, и немощна.
Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях, и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобою, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечною молитвою, молись умом, или устами; как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих имети. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы — смирение и любовь к ближнему. Пишешь, что враг шепчет тебе, что ты лучше всех... Подобные внушения от него, к нему и относи: самые же дела показывают, насколько ты хороша...
В заключение скажу, что во искушении, особенно когда бываешь наедине, всего полезнее тебе молиться устного молитвою, как заповедует и святой апостол: выну приносяще хвалу Богу сиречь плод устен исповедающих Господеви.
ДИАВОЛ СКЛОНЯЕТ НАС КО ГРЕХУ БЛАГОВИДНЫМИ ВНУШЕНИЯМИ
...Пишешь о кончине вашей матери, и тут же пишешь, что тебя помысл все влечет вон. Разве хочешь, подобно ей, умереть где-нибудь на дороге? Говорят, что на нее напали разбойники. Но святой Варсонофий Великий говорит, что чувственные разбойники суть рабы разбойников мысленных. Нападение первых показывает, что человек окраден вторыми. А мысленными разбойниками окрадается тот, кто принимает злые внушения, смешивая с ними свою волю; внушения этих мысленных татей всегда безпорядочны и несообразны с делом, по слову Евангелия, что не входяй дверьми во двор, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник... Тать не приходит, разве да украдет, и убиет, и погубит. Святой авва Дорофей, объясняя козни диавола, пишет: "Он не столько неискусен в делании зла, и знает, что человек не хочет согрешить, и потому не внушает ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: "Иди, сотвори блуд", или: "Пойди, укради"; но находит в нас одно мнимо благое пожелание, или одно самооправдание, и тем, под видом доброго, вредит". Так он благовидными внушениями извлек матушку из обители, и тебя смущает тем же образом, и вообще путает тебя пожеланиями своей воли.
Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобною молитвою. Полезнее молиться со смирением, так: "Господи! якоже веси, помилуй мя! Имиже веси судьбами устрой о мне полезное!" Нам заповедано Господом молиться: "Отче наш! Да будет воля Твоя". Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: "Да будет воля наша!" А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно чтобы было по-твоему, или по внушению вражию. Господь да сохранит нас от всякого зла и особенно от прелести вражией, которой явный признак — безпорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем — студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гнева и раздражительности.
ОЩУТИЛА БЛАГОУХАНИЕ ОТ ИКОНЫ: ВИДЕЛА ОТ НЕЕ ОГНЕННОЕ ПЛАМЯ. ОСТАВЛЯЙ ТАКИЕ ВЕЩИ БЕЗ ЗНАЧЕНИЯ
...Пишешь, что испытала опять вражескую брань, и когда приложилась к храмовой иконе Божией Матери, то ощутила от нее благоухание; а в прежнее время однажды почувствовала, как огненное пламя вышло от этой иконы. По совету преподобного Марка Подвижника должно такие вещи оставлять без значения, не доверяя им, потому что, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, они бывают тоже и от прелести вражией. Притом ты слышала слово, что Царица Небесная избавляет тебя от хульных помыслов, а потом все-таки на тебя напали такие же помыслы. Будь осторожна и не соглашайся ни с какими внушениями — мнимо благими.
Полное собрание писем преподобного Амвросия Оптинского в трех частях. Часть вторая.
Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.