На протяжении веков в канун Преображения многие монахи покидают Великую Лавру с животными, нагруженными провизией, облачениями, священными сосудами, и поднимаются к вершине Афона на высоту 2033 метров, выше облаков, где находится маленькая часовня Преображения Господня. Вечером следующего дня здесь будут служить всенощное бдение по уставу, подобному уставам других монастырей Святой Горы. Постепенно поднимаясь в гору, как некогда апостолы “на гору высокую” (Мф. 17:1), они поют предпраздничные песнопения в ритм позвякивающих на мулах колокольчиков: “Придите совзойдем с Иисусом, поднимающимся на гору святую”.
По дороге из других частей Афона к ним присоединяются и паломники разных национальностей. Образовавшаяся процессия напоминает евреев, собравшихся со всех уголков Палестины вместе с новообращенными, чтобы праздновать в доме Господнем на Сионе (2 Пар. 30:25), “куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне” (Пс. 121:4).
Этой “святой вершине”, часто покрытой чистейшим снегом, то отражающей лучи солнца, то окутанной облаками, было суждено стать “Горой света”, ведь древнее слово “aithon” означает “огненный, сияющий, сверкающий”. Эта вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, “Матери света”.
Бесчисленные иконы и фрески изображают Богородицу на Небесах на заснеженной вершине горы Афон, покрывающую мир Своим Мафорием, “святым покровом” своей молитвы.
Кроме того, согласно незыблемой древней традиции, монахи время от времени поднимаются сюда, чтобы помолиться ближе к небу и получить от Бога ответ в важные моменты своей жизни.
Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию: “Внезапно повсюду просиял ярчайший свет, и земля содрогнулась. Все пали ниц, и один лишь блаженный Евфимий стоял, подобный столпу огня, оставаясь недвижимым перед святым жертвенником”.
Четырьмя веками позже Богородица явилась святому Максиму Кавсокаливиту, окруженная ярким светом и благоуханием, держащая на руках Господа, Который благословил святого Максима и наполнил его святым ликованием. Спустя столетия на том же самом месте, где свершилось это оставшееся в тайне чудо, старец Иосиф (+1959), великий исихаст и истинный отец современного возрождения традиции умной молитвы на Святой Горе, повстречал своего сподвижника старца Арсения (+1983) и начал строгую аскетическую жизнь и странствование по склонам Святой Горы. И однажды, когда его одолевало уныние, с этой самой вершины просиял блистающий луч света и вошел в его сердце. И с тех самых пор, словно на Фаворе, разум и сердце его постоянно пребывали в Иисусе.
Существует предание, что семь подвижников живут на этой вершине, нагие и никому неизвестные, сохраняя в веках, передавая из поколения в поколение, мистическую традицию аскезы и созерцания.
Правдиво это предание или нет, но оно показывает, насколько важное место в сознании и жизни святогорцев занимает “Святая вершина”. Поэтому маленькая часовня Преображения и находящийся рядом с ней высокий железный крест, стоящие на этой тесной скале, обладают особенной символикой и показывают небу и земле две характерные составляющие монашеской жизни: переживание Креста, добровольное и непрестанное участие в Страстях Господних, являющееся одновременно и путем обожения, и жизнь в свете эсхатологической славы, которую Христос некогда открыл апостолам на горе Фавор. Как Господь поднялся на гору с избранными учениками, чтобы помолиться (Лк. 9:28), так и монахи, отрекшись от мира, живут на Афоне в тишине и молитве, живут здесь и сейчас, в свете Преображения. Афон для них – Фавор, прообраз Царства Небесного.
На закате Византийской империи, когда святой Григорий Палама, святогорский монах и великий теоретик Божественного света, боролся против гуманистов, защищая исихастов и поддерживая православное учение об обожении человека – его реальной причастности к жизни Бога посредством нетварной благодати – тема Преображения и природы фаворского света находилась в центре внимания. Во всех своих сочинениях святой Григорий Палама и его единомышленники дают многочисленные ссылки на это святое событие и показывают, что Преображение Господне, как образец нашего личного обожения, – это праздник, прежде всего, монашества, празднество Святой Горы. Долгие годы святой Григорий жил у подножия Афона в Великой Лавре, в келье святого Саввы, находящейся высоко в горах. Поэтому для каждого современного святогорца Афон отождествляется с Фавором и со всякой “горой Господней”, где Господь открылся людям. Для них это и гора Сион, и гора Кармель, Елеонская гора и Голгофа. Кроме того, Афон подобен для них и другим “святым горам”, где Господь поселился “во святыне Его” (Пс. 150:1) “в сонме богов” (Пс. 81:1). Это, в частности, гора Олимп в Вифинии, откуда вышли первые святогорцы, гора Латр, гора Ганос, гора святого Авксентия и другие славные монашеские центры Малой Азии, святые горы Греции. Кроме того, можно провести параллель и с горой Олимп – древним жилищем двенадцати богов. Афон сродни и святым скалам Метеоры, на самой высокой из которых находится монастырь Преображения, горам Пелопонесса, Македонии, Карпат, Сербии, Армении с ее великим Араратом, Кавказским горам и горам России, а также с маленькой “святой горой” святого Серафима в Саровском лесу, Монте Кассино святого Бенедикта, горой Меркурий – цитаделью византийских подвижников в Калаврии, а также со всеми другими святыми горами православного Запада. Таким образом, Афон отождествляется со всеми горами, подобными Фавору, для монахов всех времен, живущих здесь.
Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, в то время как остальные пытаются согреться у большого костра, горящего снаружи, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
По дороге из других частей Афона к ним присоединяются и паломники разных национальностей. Образовавшаяся процессия напоминает евреев, собравшихся со всех уголков Палестины вместе с новообращенными, чтобы праздновать в доме Господнем на Сионе (2 Пар. 30:25), “куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне” (Пс. 121:4).
Этой “святой вершине”, часто покрытой чистейшим снегом, то отражающей лучи солнца, то окутанной облаками, было суждено стать “Горой света”, ведь древнее слово “aithon” означает “огненный, сияющий, сверкающий”. Эта вершина занимает особое место в сердцах святогорцев. Они видят в ней ось земли, соединяющую небо и землю, некий столб, по которому молитвы поднимаются к Богу, некое подножие престола Божьего, избранное жилище Всецарицы, “Матери света”.
Бесчисленные иконы и фрески изображают Богородицу на Небесах на заснеженной вершине горы Афон, покрывающую мир Своим Мафорием, “святым покровом” своей молитвы.
Кроме того, согласно незыблемой древней традиции, монахи время от времени поднимаются сюда, чтобы помолиться ближе к небу и получить от Бога ответ в важные моменты своей жизни.
Именно здесь в X веке, в день Преображения, ктитор Иверского монастыря, преподобный Евфимий, увидел Божественный свет, блистающий, словно горящий огонь, в час, когда он служил литургию: “Внезапно повсюду просиял ярчайший свет, и земля содрогнулась. Все пали ниц, и один лишь блаженный Евфимий стоял, подобный столпу огня, оставаясь недвижимым перед святым жертвенником”.
Четырьмя веками позже Богородица явилась святому Максиму Кавсокаливиту, окруженная ярким светом и благоуханием, держащая на руках Господа, Который благословил святого Максима и наполнил его святым ликованием. Спустя столетия на том же самом месте, где свершилось это оставшееся в тайне чудо, старец Иосиф (+1959), великий исихаст и истинный отец современного возрождения традиции умной молитвы на Святой Горе, повстречал своего сподвижника старца Арсения (+1983) и начал строгую аскетическую жизнь и странствование по склонам Святой Горы. И однажды, когда его одолевало уныние, с этой самой вершины просиял блистающий луч света и вошел в его сердце. И с тех самых пор, словно на Фаворе, разум и сердце его постоянно пребывали в Иисусе.
Существует предание, что семь подвижников живут на этой вершине, нагие и никому неизвестные, сохраняя в веках, передавая из поколения в поколение, мистическую традицию аскезы и созерцания.
Правдиво это предание или нет, но оно показывает, насколько важное место в сознании и жизни святогорцев занимает “Святая вершина”. Поэтому маленькая часовня Преображения и находящийся рядом с ней высокий железный крест, стоящие на этой тесной скале, обладают особенной символикой и показывают небу и земле две характерные составляющие монашеской жизни: переживание Креста, добровольное и непрестанное участие в Страстях Господних, являющееся одновременно и путем обожения, и жизнь в свете эсхатологической славы, которую Христос некогда открыл апостолам на горе Фавор. Как Господь поднялся на гору с избранными учениками, чтобы помолиться (Лк. 9:28), так и монахи, отрекшись от мира, живут на Афоне в тишине и молитве, живут здесь и сейчас, в свете Преображения. Афон для них – Фавор, прообраз Царства Небесного.
На закате Византийской империи, когда святой Григорий Палама, святогорский монах и великий теоретик Божественного света, боролся против гуманистов, защищая исихастов и поддерживая православное учение об обожении человека – его реальной причастности к жизни Бога посредством нетварной благодати – тема Преображения и природы фаворского света находилась в центре внимания. Во всех своих сочинениях святой Григорий Палама и его единомышленники дают многочисленные ссылки на это святое событие и показывают, что Преображение Господне, как образец нашего личного обожения, – это праздник, прежде всего, монашества, празднество Святой Горы. Долгие годы святой Григорий жил у подножия Афона в Великой Лавре, в келье святого Саввы, находящейся высоко в горах. Поэтому для каждого современного святогорца Афон отождествляется с Фавором и со всякой “горой Господней”, где Господь открылся людям. Для них это и гора Сион, и гора Кармель, Елеонская гора и Голгофа. Кроме того, Афон подобен для них и другим “святым горам”, где Господь поселился “во святыне Его” (Пс. 150:1) “в сонме богов” (Пс. 81:1). Это, в частности, гора Олимп в Вифинии, откуда вышли первые святогорцы, гора Латр, гора Ганос, гора святого Авксентия и другие славные монашеские центры Малой Азии, святые горы Греции. Кроме того, можно провести параллель и с горой Олимп – древним жилищем двенадцати богов. Афон сродни и святым скалам Метеоры, на самой высокой из которых находится монастырь Преображения, горам Пелопонесса, Македонии, Карпат, Сербии, Армении с ее великим Араратом, Кавказским горам и горам России, а также с маленькой “святой горой” святого Серафима в Саровском лесу, Монте Кассино святого Бенедикта, горой Меркурий – цитаделью византийских подвижников в Калаврии, а также со всеми другими святыми горами православного Запада. Таким образом, Афон отождествляется со всеми горами, подобными Фавору, для монахов всех времен, живущих здесь.
Этой ночью в тесной часовне, где могут поместиться лишь несколько человек, в то время как остальные пытаются согреться у большого костра, горящего снаружи, голоса певчих превращаются в церковные трубы, провозглашающие миру весть о Вечном Свете.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.