"Очень интересно, а как принимают в монастырскую семью, есть ли препятствия, например, возраст, здоровье, нужно ведь быть полезным, а не обузой, как послушания назначаются? Если можно, поделитесь, как будущие монахи оказываются в том или ином монастыре, сами выбирают или их распределяют кого куда"?
Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.
Третье - кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).
Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.
Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос . Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.
Наверное, кого-то сразу разочаруем: режим у нас в монастыре щадящий, встаем поздно, в 6 утра (есть монастыри, где подъем в 4, 5), когда монастырь на природе, ранний подъем дается легче, чем в городе, где загазованность, нехватка кислорода, да и сам город со своими требованиями и нуждами.
Итак, нас будят колокольчиком – ночная дежурная (монахиня, послушница) ходит по территории, по корпусам, по этажам и звонит, звонит. В 6.30 – Утренние молитвы, полунощница, каноны, акафисты. В 8.00 – литургия. В 11.00 – обед. Завтрака у нас нет, да он и не нужен, все равно до окончания литургии есть не положено. За трапезой, как и во всех монастырях, чтение (чтение меняется: или поучения святых отцов, или о святом (празднике) дня, иногда духовная беседа духовника, игумении, рассказ сестер о паломничестве, но это уже после трапезы).
С 11.30 все на послушаниях, кто где, если это летнее время и сестры на огородах, то у них с собой может быть и плеер с наушниками – слушают святых отцов, толкование на Священное писание, поучения святых отцов для монашествующих.
В 16.00 – ужин. Ужин ранний, сестры сами попросили перенести ужин с 20.30 на 16.00 (вечером у нас мало кто ест, уж если невмоготу, можно придти после вечерней службы на паломническую трапезу). Не запрещается чай в келии (хотя, духовник сестрам нередко говорит: «Вам разрешили чай, а смотришь, там уже и булочки».
В 17.00 – Вечерня. Утреня. Если Всенощное бдение – приходят все сестры, если простая служба – только свободные в этот день от послушания. В 23.00 отход ко сну (это по уставу, но часто не успеваем что-то сделать, тогда отход переносится на более позднее время).
Живут сестры, в основном, по одному-два человека в келии. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность, а первые годы жили и по 5, и более, спали на полу на матрасах, рядком. Келии небольшие, по хорошему, они рассчитаны на одного человека, в каких-то и живут по одному, но мест опять не хватает. Вот подворьях свободнее – на Покровском и Преображенском построены большие корпуса, там сестры живут по одной.
Свободное время есть: каждая сестра может и книгу почитать, и рукоделием заняться, и к экзаменам подготовиться (некоторые сестры получают высшее образование – светское или духовное). Не запрещается общение между сестрами, к любой сестре можно зайти в келию (но по делу, разговоры не приветствуются), доступны и игумения, и духовник.
Молитвенное правило, в основном, все совершается в храме, дополнительно в кельях сестры читают Евангелие, Псалтырь, Иисусову молитву, кладут поклоны, кроме общего правила, у монахини может быть и свое особое правило (по согласованию с духовником).
Кого и как принимают в монастырь.
В каждом монастыре свои правила, но, разумеется, есть и общие требования.
Первое – кандидатка в насельницы монастыря должна быть православноверующей, воцерковленной, имеющей довольно серьезный приходской «стаж».
Второе – психически здоровой, телесное здоровье приветствуется (трудов в монастыре много), но где сейчас найдешь совершенно здорового человека? Посему, этот вопрос остается на усмотрении руководства монастыря. Что касается возраста, и тут все решается индивидуально. Бывает, и юной девушке откажут, а в возрасте возьмут. И с совсем юными сложно, и с престарелыми: первые ничего не умеют, последних надо переучивать. Но если человек искренний, глубоко верующий и старается, такого обязательно возьмут.
Третье - кандидатка не должна иметь никаких долгов в миру. Речь не только о деньгах (впрочем, эти задолжности тоже следует погасить), а об отсутствии каких-либо обязательств семейных, юридических и др. Если есть маленькие дети, придется подождать, вырастить, а уж потом устраивать свою жизнь в монастыре. Если есть супруг, оставить его можно только с его согласия. Если есть больные лежачие родители, нужно их досмотреть или устроить так, чтобы за ними был надлежащий уход.
Четвертое – благословение духовника, священника – желательно. А сам прием в число «приживающихся» (есть такая ступень: уже не трудница, еще не послушница, будешь ли жить в монастыре – неизвестно, потому пока присматриваешься, приживаешься) только с разрешения Правящего Архиепископа (по ходатайству Игумении).
Как выбирают монастырь
История знает разные подходы к выбору монастыря. Кто-то идет в известный монастырь с традициями. Кто-то, наоборот, хочет все начать с нуля, поучаствовать в строительстве нового. Кто-то идет туда, где есть святыня, другой туда, где серьезное духовное руководство. Кто-то выбирает монастырь по климату (у старца Паисия об этом написано). Кого-то в конкретный монастырь направляет духовник, советует подруга, знакомые. Вариантов много, но… Есть главное и основное – в монастырь направляет Господь. Если вести внимательную духовную жизнь и всерьез желать спасения, Господь определит именно туда, где будет полезно. Не значит «просто», а спасительно.
Как распределяются послушания
Послушание – работа в монастыре (сегодня мы не будем говорить о послушании как о монашеской добродетели, только как о работе). Какие послушания в монастыре? Храм, клирос (церковное пение), устав, просфорня, кухня, хлебопекарня, ризничная, пошивочная, иконописная, коровник, огороды, различные мастерские, социальное служение, канцелярия, бухгалтерия, гостиница и др. Все послушания связаны с организацией богослужений, внутренней жизни монастыря, помощью прихожанам, ближним. Оказывается, в монастыре может пригодиться практически любая специальность. Одна сестра, например, пришла в монастырь после театрального института, критик. Она рассказывает: «Ну что такому человеку делать в монастыре? Где применить свои знания? Спросили бы меня об этом перед монастырем, ответила бы: «Не знаю». Не знала, шла не на конкретное послушание, а в монастырь. Первое послушание, которое мне дали, чистка лука. Огромные тазы с луком. У меня аллергия на лук, вся обрыдалась, опухла, но было радостно. А когда дали постоянное послушание – убирать в храме, поняла, что такое счастье. Странное дело: моешь полы, а ощущение, что делаешь что-то очень серьезное. Потому что в храме. Кто в храме трудился, меня поймет. А потом Господь так устроил, появилась необходимость и возможность вести передачи на радио, делать газету, редактировать книги. Все пригодилось. Со временем».
В некоторых монастырях игумении (или благочинная) каждое утро сестру посылает на новое послушание. У нас не так. У сестер, в основном, постоянные послушания, правда, не по одному, а несколько. Например, наши иконописцы реставрируют и пишут иконы, в их ведении все монастырские клумбы и газоны, монастырские животные, да еще клирос . Есть и общие послушания, когда все сестры что-то делают сообща, например, едут собирать картошку, разгружать кирпичи, убирать к празднику храм. Есть послушания, где все работают по графику, например, в трапезной, на раздатке.
В монастыре стремятся использовать профессиональные навыки сестер. Если у тебя консерваторское образование, ты, скорее всего, будешь заниматься клиросом. Но… Нельзя забывать о духовной и дисциплинарной стороне. И игумения, и духовник могут сменить послушание, по разным причинам: здоровье, не справляешься, не полезно и др.
Молитвенное правило и распорядок
«Интересно узнать, какое у вас молитвенное правило, сколько
раз в день и в какое время трапеза, сколько человек в келиях, можно ли жить
одной, можно ли иметь у себя плеер с наушниками (слушать духовные беседы,
песнопения), есть ли свободное время?
Как вообще день проходит, по какому распорядку?»
Как вообще день проходит, по какому распорядку?»
Наверное, кого-то сразу разочаруем: режим у нас в монастыре щадящий, встаем поздно, в 6 утра (есть монастыри, где подъем в 4, 5), когда монастырь на природе, ранний подъем дается легче, чем в городе, где загазованность, нехватка кислорода, да и сам город со своими требованиями и нуждами.
Итак, нас будят колокольчиком – ночная дежурная (монахиня, послушница) ходит по территории, по корпусам, по этажам и звонит, звонит. В 6.30 – Утренние молитвы, полунощница, каноны, акафисты. В 8.00 – литургия. В 11.00 – обед. Завтрака у нас нет, да он и не нужен, все равно до окончания литургии есть не положено. За трапезой, как и во всех монастырях, чтение (чтение меняется: или поучения святых отцов, или о святом (празднике) дня, иногда духовная беседа духовника, игумении, рассказ сестер о паломничестве, но это уже после трапезы).
С 11.30 все на послушаниях, кто где, если это летнее время и сестры на огородах, то у них с собой может быть и плеер с наушниками – слушают святых отцов, толкование на Священное писание, поучения святых отцов для монашествующих.
В 16.00 – ужин. Ужин ранний, сестры сами попросили перенести ужин с 20.30 на 16.00 (вечером у нас мало кто ест, уж если невмоготу, можно придти после вечерней службы на паломническую трапезу). Не запрещается чай в келии (хотя, духовник сестрам нередко говорит: «Вам разрешили чай, а смотришь, там уже и булочки».
В 17.00 – Вечерня. Утреня. Если Всенощное бдение – приходят все сестры, если простая служба – только свободные в этот день от послушания. В 23.00 отход ко сну (это по уставу, но часто не успеваем что-то сделать, тогда отход переносится на более позднее время).
Живут сестры, в основном, по одному-два человека в келии. Сейчас, слава Богу, есть такая возможность, а первые годы жили и по 5, и более, спали на полу на матрасах, рядком. Келии небольшие, по хорошему, они рассчитаны на одного человека, в каких-то и живут по одному, но мест опять не хватает. Вот подворьях свободнее – на Покровском и Преображенском построены большие корпуса, там сестры живут по одной.
Свободное время есть: каждая сестра может и книгу почитать, и рукоделием заняться, и к экзаменам подготовиться (некоторые сестры получают высшее образование – светское или духовное). Не запрещается общение между сестрами, к любой сестре можно зайти в келию (но по делу, разговоры не приветствуются), доступны и игумения, и духовник.
Молитвенное правило, в основном, все совершается в храме, дополнительно в кельях сестры читают Евангелие, Псалтырь, Иисусову молитву, кладут поклоны, кроме общего правила, у монахини может быть и свое особое правило (по согласованию с духовником).
М. И.