воскресенье, 15 июня 2014 г.

День Ангела игумена Никифора

15 июня, в день памяти святителя Никифора исповедника, патриарха Константинопольского сестры Введенской обители и прихожане поздравляют игумена Никифора (Микулу) с днем Ангела.
При виде благолепных росписей стен и иконостаса Введенского храма паломники и прихожане часто просят рассказать об иконописце.
Игумен Никифор, в миру – Николай Иванович, родился 28 августа 1949 года в Московской области в православной семье. Отец, Иван Дмитриевич, участвовал в войне в Манчьжурии, офицером прошел Великую Отечественную войну, где был тяжело ранен и комиссовался. Мать, Евдокия Демьяновна, во время войны трудилась в тылу, копала окопы, была награждена медалями за защиту Москвы. После войны работала на различных предприятиях Москвы. Когда о.Никифор принял монашество, мама последовала за сыном. В 2003 году приняла великую схиму в Свято-Введенском женском монастыре.



Николай в юношеские годы серьезно занимался спортивной гимнастикой, в 1968 г. закончил Московское художественное промышленное училище им. Калинина по специальности «художественная роспись» с квалификацией художника-мастера; 7 лет работал в Художественных реставрационных мастерских Музеев Кремля, параллельно учился на вечернем отделении Московского Строгановского высшего художественно-промышленного училища по специальности проектирование интерьеров, выставок и реклам, которое окончил в 1977 г. с квалификацией художника декоративного искусства.

Работа с иконами в реставрационных мастерских Кремля пробудила любовь к церковному искусству, к изучению жизни Церкви. Это и заставило Николая в 80-е годы оставить Москву и поехать с бригадой на работы по реставрации храмов, где была возможность самостоятельно заниматься иконописью.

Первой серьезной работой стали иконы в местный ряд иконостаса Московского храма Ризоположения, затем экстерьерные иконы на фасаде храма Ильи Пророка рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

В середине 80-х годов в с.Жарки судьба свела будущего игумена Никифора с архимандритом Амвросием (Юрасовым). Тогда в лице о.Амвросия Николай нашел своего духовного отца и наставника, с тех пор разделяет его жизненный путь: с. Красное Палехского района, затем г. Иваново – кафедральный Преображенский собор и Введенский храм г.Иваново. Николай одновременно расписывает храмы и несет послушание алтарника.
При Преосвященном епископе Амвросии Николай около года был алтарником в кафедральном соборе.

Этапной в иконописном становлении художника стала работа в домовом храме Преосвященного Владыки Амвросия, где по его поручению Николай разработал и исполнил проект оформления всего церковного пространства: иконостаса, настенных росписей, витражей храма Покрова Пресвятой Богородицы.


По благословению духовника и по приглашению архимандрита Антония (Буравцева) расписывает единственный православный храм в г. Клайпеда (Литва) - Всех Святых в земле Российской просиявших.

5 декабря 1988 г. Преосвященным епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием Щуровым пострижен в монашество с наречением имени Никифор - в честь свт. Никифора, патриарха Цареградского. На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1989 г. рукоположен в дьяконы, а 4 ноября 1989 г. - в священники. 26 апреля 1990 г. о.Никифор направлен для служения в храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы, который в 1991 г. становится храмом вновь образованного женского монастыря, где и служит по сей день.

В 1992 г. ко дню Святой Пасхи о. Никифор был награжден Золотым наперсным Крестом. В этом же году на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня возведен в сан игумена. В 2006 г. на Светлой седмице награжден наперсным Крестом с украшениями. В 1995 г. о. Никифор окончил Московскую Духовную Семинарию. В 2000 г. завершил образование в Киевской Духовной Академии, защитив диплом на тему "Мистическо - богословское исследование иконографии и церковной живописи ХIV-ХVII вв. Восточной и Западной церквей".

Все это время о. Никифор совмещал пастырскую работу с послушанием иконописца. В храме Введенского монастыря им написаны 3 пятиярусных иконостаса с дополнительным пядичным рядом из икон, посвященных житию и явлениям Пресвятой Богородицы. За эти годы были созданы иконостасы для храмов апп. Петра и Павла в м. Балино, храма Введение во Храм Пресвятой Богородицы в г. Плесе, храма преп. Сергия Радонежского в с. Бунькове.

В настоящее время ведется работа по росписи стен монастырского храма Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Расписаны 2 алтаря, 3 предалтарных пространства, северная стена храма, продолжается роспись южной стены храма. Эта работа знаменательна еще и тем, что огромные внутренние пространства храма не были никогда расписаны.

Отнести творчество о.Никифора к какой-либо одной из известных иконописных школ Древней Руси или Византии довольно сложно. По мнению иконописца неисчерпаемая многогранность Божественного Первообраза, к Которому устремлено верующее сердце каждого христианина, рождает многообразие иконописных манер художественного отображения единой Истины. Иконописное творчество, так же как и творческие задачи Церкви в меняющемся мире, безграничны.

За годы работы в храме вокруг о.Никифора сплотилась православная община прихожан, которая с большим интересом и творческим энтузиазмом участвует в благолепном украшении храмового пространства. Под его духовным и художественным руководством во Введенском монастыре уже почти 20 лет работает мастерская по изготовлению и реставрации резных иконостасов и церковной утвари.

Основной заботой игумена Никифора продолжает оставаться окормление многочисленной паствы в центре областного города, которая уже в третьем поколении прибегает к его духовному руководству, приезжают чада из Москвы и других городов.

Несмотря на столь обширные труды, игумен Никифор считает необходимым для себя неопустительно придерживаться монашеского молитвенного правила как первичного основания духовной жизни, к чему в свою меру призывает и своих духовных чад. И хотя внутренний подвиг всегда остается сокрытым для других, однако зримая любовь прихожан и чад к батюшке свидетельствует о стяжании им в определенной степени молитвенного плода - духовного мира и любви к Богу и ближним.