Конечно, насельникам русских монастырей было интересно услышать о святых, которые подвизались на канонической территории Сербской Православной Церкви и следовали поучению великого каппадокийца святого Григория Богослова: «Бога надо поминать чаще, чем дышать». Много имен, просиявших в землях родного Отечества в разные века, назвал настоятель Цетинского мужского монастыря Черногорско-Приморской митрополии архимандрит Кирилл (Бойович), и некоторые из них хорошо знакомы верующим россиянам. Например, имя святителя Петра Цетинского, чьи мощи покоятся в Цетинском монастыре – сердце православной Черногории. «Святой был духовным и светским вождем черногорцев, – сказал отец Кирилл. – Он мечтал о сербско-славянском царстве во главе с русским царем. И в своем духовном завещании призывал черногорцев молиться Богу и держаться России». Святителя Петра часто называют русско-сербским святым. Примечательно, что Священный Синод Русской Православной Церкви, установивший в 2000 году Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых, включил в их число Святителя Петра Цетинского на том основании, что будущий святитель учился в Санкт-Петербургской духовной академии. Выполняя завещание святого подвижника держаться России, нынешний настоятель Цетинского монастыря закончил Московскую духовную академию и считает себя «птенцом из гнезда преподобного Сергия Радонежского». Свой доклад архимандрит Кирилл прочитал на русском языке.
Тема водительства преподобного Сергия Радонежского стала стержневой в докладе архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. В истории обители есть духовное свидетельство, что открытие Богом данных пещер сподвижниками во главе с преподобным пустынником Марком произошло в 1392 году – в год праведной кончины игумена земли Русской. «Таким образом, дальнейшее становление Псково-Печерского монастыря является как бы продолжением служения преподобного Сергия на Северо-Западе Руси, – продолжил отец Тихон. – А в год 700-летия преподобного мы отмечаем 100-летие со дня рождения воспитанника обители аввы Сергия – архимандрита Алипия (Воронова), который был наместником Псково-Печерского монастыря с 1959 по 1975 годы».
По словам отца Тихона, начиная c XV века, почти каждое столетие в Собор Псково-Печерских святых добавлялись имена прославленных угодников Божиих. Подвижники обители, так говорили о духовной жизни: «Это наука из наук и искусство из искусств». О себе же они отзывались скромно: «Мы не ученые, но – толченые». Хотя были среди них и представители ученого монашества. Вряд ли кто-то из воцерковленных образованных людей не знает имя митрополита, духовного писателя и богослова Вениамина (Федченкова), погребенного в пещерах Псково-Печерского монастыря. Оставленное им богатейшее духовное наследие с неослабевающим интересом читает уже не одно поколение верующих: обращаются к его трудам и священнослужители, и миряне. «Интересно мнение владыки Вениамина о причинах повреждений умов в Росси в начале XX века, – заметил архимандрит Тихон. – Главной среди них он называет утрату веры во Христа Распятого и Воскресшего среди интеллигенции, студенчества, армии, а Церкви Православной, по словам Владыки, не хватало святости…» Материалы для прославления одного из самых почитаемых русских архиереев находятся сейчас в Синодальной комиссии по канонизации святых.
Еще одно глубокое погружение в недавнее прошлое, когда голос Церкви, ее великих молитвенников становился все громче, отчетливее и притягательнее в нашем обществе, произошло во время чтения доклада «Опыт духовного окормления у старцев Троице-Сергиевой лавры». Личные воспоминания и духовные переживания настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии (Конковой) дали срез той жизни, в которой после тьмы забрезжил рассвет: люди стали искать Бога, а вокруг духовников Троице-Сергиевой лавры формировалась среда обитания духовных чад. Некоторые стремились поселиться недалеко от лавры – устраивались на работу в музей, на почту, в типографию, больницы. Немало одаренных пытливых студентов, молодых специалистов – врачи, инженеры, ученые, преподаватели – и помыслить тогда не могли, что пройдет совсем немного времени, и они примут решение полностью посвятить свою жизнь служению Господу. В стране еще не было ни одного действующего женского монастыря, а духовник студентки медицинского института Александры Конковой архимандрит Серафим (Шинкарев) прозорливо сказал ее маме в присутствии двадцатилетней дочери: «Она будет монахиней». Между мамой, глубоко верующей женщиной, и архимандритом Троице-Сергиевой лавры состоялся такой диалог: «Батюшка, это же скучно!» – «Мне не скучно и ей не будет скучно!» – «Батюшка, это же одиноко!» – «Мне не одиноко и ей не будет одиноко!».
Спустя шестнадцать лет, ведомая Промыслом Божиим, врач Александра Конкова приняла иноческий постриг. И вот уже более двух десятилетий несет она послушание в Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы, куда приезжала с родителями в те годы, когда в обители (на сегодняшний день – самой большой в России) не было ни одного действующего храма...
Для участников круглого стола особенно важным явилось то, что практически все докладчики, рассматривая бесценный духовный опыт подвижников прошлых времен, охотно обращались и ко дню сегодняшнему, размышляли о современном монашестве, его окормлении. Так игумения Мелания, настоятельница греческого женского монастыря Успения Богородицы в Панораме, сообщила, что хотя ее монастырь относится к современным обителям, к новой монастырской традиции Греции, но соседство со Святой Горой Афон, возможность советоваться со святогорцами, их письма и посещения – все это питает женскую обитель духом афонской традиции. Много усилий для того, чтобы монашеская семья укреплялась, насельницы упражнялись в трезвлении, предприняла приснопамятная игумения Феодора. Она говорила сестрам: «В течение всей нашей жизни, где бы мы ни были, что бы мы ни делали, где бы ни служили, даже на самом шумном послушании, даже на тех послушаниях и обязанностях, исполнение которых требует отлучения от монастыря, главное – жить молитвой». И сегодня эти слова говорит сестрам игумения Мелания. В ее докладе «Наследие древних отцов и сегодняшний опыт в делании умной молитвы» содержались ответы на многие вопросы, в том числе и на такой: помогают ли монахам различные книги, касающиеся умной молитвы? Матушка Мелания привела слова старца Паисия Святогорца: «Помогают тем, у кого есть смирение. Возгордившимся и поставившим целью за определенный срок стать трезвленными они не помогут...»
После доклада гостьи из Греции в президиум поступили записки с вопросами, касающимися современной жизни в монастыре. Один из них: как часто матушка проводит личные беседы с каждой сестрой? Настоятельница ответила, что поскольку в обители подвизается 59 насельниц, то у нее нет возможности беседовать с ними часто. Поэтому она просит излагать на бумаге, что больше всего ту или иную сестру беспокоит. А прочитав записки, уже принимает решение, в какой последовательности сестер к себе приглашать. Если же ничего экстраординарного нет, то личная встреча-беседа с каждой из них бывает где-то раз в месяц.
О важности личных встреч игумении с сестрами говорила и настоятельница Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря игумения Магдалина (Полын). В своем докладе «Игумении-старицы Свято-Троице-Сергиевой Рижской обители» она заметила, что предыдущая настоятельница – приснопамятная игумения Магдалина, чей день был полностью наполнен Богом, – вопрошала сестер: «Что вы ходите, как нераскрытые книги?» Именно это необычное определение заинтересовало участников круглого стола, и настоятельница пояснила: матушка имела в виду, что сестры не открывают свои помыслы, хотя должны были высказывать ей свои немощи, жаловаться на себя. Она вызывала к себе сестер, записывала в тетрадку то, что смущало их души, и со всей готовностью боголюбивого сердца помогала в этом разобраться. К матушке можно было зайти в любое время с какой-то проблемой или волнующим тебя вопросом. Как видим, разные монастыри, разные практики, но цель у игумений одна – помочь вверенным ей душам очистить место для горячей молитвы, для радостей духовных.
Прозвучал еще один вопрос, судя по всему, многих волнующий: как следует молиться о тех сестрах, которые, будучи много лет в монастыре, приняли монашеский постриг, но затем ушли в мир? И будет ли отвечать за них игумения? Игумения Мелания ответила, что о тех сестрах, которые оставили монастырь и, не дай Бог, попрали свои монашеские обеты, должна быть особая сугубая молитва. «Ответственность любого игумена или игумении, старца или старицы заключается в том, чтобы сделать все возможное или даже невозможное для того, чтобы привести душу ко Христу и удержать ее рядом с Христом», – заключила гостья из Греции.
А если у кого-то из монашествующих произошло «выгорание»? Предваряя ответ настоятеля монастыря Симонопетра Святой Горы Афон архимандрита Елисея, скажу: Председатель Синодального отдела по монастырям и монашествующим архиепископ Сергиево-Посадский Феогност подчеркнул, что камертон монашеской жизни находится на Афоне. И приезд гостя со Святой Горы Афон, его активное заинтересованное участие в двухдневной работе секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» показали, как велик и бесценен опыт монашеской жизни, монашеского делания у представителей афонской братии. А услышать об этом опыте из первых уст, обсудить, осмыслить его – эту прекрасную возможность дают встречи со святогорцами.
Так вот, по твердому убеждению отца Елисея, духовнику, игумену, старцу прежде всего нужно провести исследование духовного состояния монаха, у которого происходит или произошло «выгорание». Духовным наставникам надо постараться определить, к чему направлено сердце брата, и окружить того поистине отеческой заботой – в исповеди, личных беседах, наставлениях и утешениях. Архимандрит Елисей привел один простой, на первый взгляд, пример монастырской жизни. У одного из братьев постоянно появлялись помыслы. «Можно сказать, что его ум – это была фабрика разных помыслов,– с улыбкой произнес пастырь. – Брат спросил у старца, что ему с этими помыслами делать. Было видно, что советы «Давай молись» или «Читай Священное Писание» проблему бы не решили. И старец благословил брата после основного послушания ходить каждый день в монастырский сад и делать там, что ему захочется: подстригать газоны, ветки деревьев или ухаживать за грядками. Я имею в виду, что каждому нужен индивидуальный подход – общего решения здесь нет, – продолжил настоятель греческого монастыря. – Но мы должны знать внутреннее устроение своей братии – на их душевном подъеме и на душевном спаде. И этот опыт богооставленности, который кто-то переживает, если правильно им распорядиться, в конечном итоге приведет к пользе для брата».
***
В конце заседания круглого стола слово взял митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, участвовавший в работе секции. Владыка назвал беды и опасности, грозящие душам монашествующих, воцерковленных или воцерковляющихся людей. Это и младостарчество, и тяга к электронным носителям, на которых можно прослушать, к примеру, богослужение. И еще целый ряд серьезных проблем назвал архипастырь, которые, по его мнению, тоже необходимо обсуждать на монашеских форумах.
Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност напомнил собравшимся, что не так давно, в сентябре 2013 года, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре участники международной научно-практической конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность», обсуждая проект «Положения о монастырях и монашествующих», говорили о наболевших вопросах монастырской жизни. Владыка согласился, что опасности, действительно, существуют, но надо концентрироваться на добром и это доброе развивать.
Несомненно, названные митрополитом Тихоном проблемы не останутся без дальнейшего обсуждения, им еще будут посвящены предстоящие заседания и круглые столы, вопросы к которым благословил собирать Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. А на круглом столе, прошедшем в рамках XXII Международных Рождественских чтений, главный акцент был сделан на том, что в монастырях всегда была святость, было и есть подвижничество и что главным делом монаха по-прежнему остается молитва. В мире всегда был грех, но святость спасала и продолжает спасать его от гибели, от разрушения.
Фото: Владимир Ходаков
Нина СТАВИЦКАЯ