Мы живем не на необитаемом острове, каждый день встречаемся с ближними: в семье, на работе, на улице. Каждый день посылает нам новые встречи, события, испытания.
А для чего они посылаются? Чтобы мы закалялись, не «застаивались».
Посмотрите, в природе: и море, бывает, волнуется, и деревья в тайге шумят, ветер их колышет и гнет; песок в пустыне с места на место барханами переливается. Для чего? Когда все в движении, например, в море, тогда море очищается - вся грязь, мусор остаются на берегу. Море всю нечистоту выбрасывает, ничего не держит, очищается так. Кто был на море, тот все это видел: много коряг, много тины… Море не терпит грязи.
Точно так же и наша душа. У нее, как и в природе, разные состояния. В природе, например, не всегда может светить солнце – иначе оно все спалит. И нам самим зной быстро надоест, захочется свежести, дождичка. Смотрим, вот и ветер подул, дождь начинается, идет растворение воздухов, земля произрастает изобилие плодов. Все в природе уравновешивается, все встает на свои места.
Человек - это частица природы. И у него в жизни бывают периоды с "разной погодой". Бывают и скорби, и неприятности. Для чего? Цель у нашего Создателя одна - сделать нас закаленными, сильными, крепкими духом, чтобы мы не обращали внимания ни на кого и ни на что. Любая неприятность пришла, так Господь попустил, чтобы мы не кисли в одном состоянии, а вели борьбу со страстями и вышли победителями. А когда приучимся вести борьбу с самими собою, начнем подниматься с одного духовного уровня на другой. Придет время, вспомним свои горести и подумаем: "Какая же я была бестолковая и слабая! На все буквально реагировала, на все мелочи!"
В жизни могут быть такие скорби, такие искушения, что прежние покажутся незначительными, как песчинки. И новые будут уже не так травмировать душу - ведь мы обрели уже опыт смирения и терпения.
Этим путем прошел и Господь. Для того, чтобы войти в обители Царства Небесного, нужно было пройти через Голгофу, через страдания. И ни один человек, желающий спастись, не войдет в обители рая, если, подобно Господу, не пройдет мучений своей Голгофы. Для спасения необходимы страдания. Без них жизни нет. И апостолы страдали, и святители, и преподобные. Почему? Потому что чем ближе к огню, тем жарче, чем ближе к Богу, тем больше искушений. Все, кто проводят святую жизнь, ни одного дня не живут спокойно - постоянно демоны нападают на них, искушают, но таким людям Господь помогает, потому даже в сильных искушениях у них в душе радость и покой.
Не надо обращать внимания - кто нас обидел, оскорбил, или косо посмотрел. Это такая духовная пустота, наше несовершенство - мы на такие, вот, пустяки размениваемся, отвлекаемся от покаяния, от благодати Христовой и теряем душевный мир.
Господь от нас многого не требует. Он лишь ждет, чтобы мы жили с ближними в мире и любви, чтобы всегда имели душевный мир. Ведь это так прекрасно! Даже живя в этом грехом зараженном мире, можно быть спокойным, ровным со всеми, сохранять дух мирен. А если кто-то беснуется около нас, устраивает истерики, - это его духовные проблемы. Самое главное нам самим быть спокойными, хранить себя. Подчеркну еще раз - это все не так просто дается. Чтобы приобрести равновесие духа, надо очень много пострадать: и болезни разные перенести, и поношения от ближнего, и оскорбления от своих же, и от внешних пострадать. Только после того, как претерпим все это без греховных последствий, начнет рождаться мужество и сила христианской души. Вот такие здоровые душой и будут наследовать обители рая. Для поддержания физического тела люди ходят заниматься спортивными упражнениями, а те, кто хочет вылечить душу, должен пройти упражнения для закаливания духа.
В первую очередь надо обратить внимание на самого себя, задать себе вопрос: "Кто я есть?" В псалмах пророка Давида написано: "Скотен бых у Тебе…" (Пс.72,22). Мы созданы Богом для вечности. И когда мы всерьез, а не понарошку будем искренне считать, что большего мы ничего и не заслуживаем, тогда поймем, что должны жить не для себя, а для ближнего, богатеть не в свое "я". Почему? Потому, что в день Страшного Суда Господь скажет: "…так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф. 25, 45). И все силы душевные и телесные мы должны направить на спасение ближних.
Когда мы себя поставим на второе место, а Бога и ближнего своего превыше себя, тогда все пойдет по-другому. Уступите место Богу, и тогда уже не придется смотреть за ближним, контролировать все его поступки, мысли, слова: "куда он пошел? "где он там есть?.." - «А вот - знай себя и довольно с тебя"!
Есть люди, готовые ближнего стереть в порошок. Что сейчас в мире господствует? Деньги. Люди собирают их не только для того, чтобы приобрести материальные блага. За деньги они желают себе купить власть. Но толку от этой власти? Допустим, стал я царем. И все богатства в моих руках. Но от этого мир и покой в моей душе не появятся, их на базаре не купишь. Святитель Василий Великий говорит: " Если человеку отдать все богатства мира и поставить его над миром царем, то душа его в этом не насытится. Она насытится только в Одном Боге! Человек нашел Бога - он все нашел!" Все встает на свои места, приобретает смысл и цель, если человек знает Бога и Его благодать.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
А для чего они посылаются? Чтобы мы закалялись, не «застаивались».
Посмотрите, в природе: и море, бывает, волнуется, и деревья в тайге шумят, ветер их колышет и гнет; песок в пустыне с места на место барханами переливается. Для чего? Когда все в движении, например, в море, тогда море очищается - вся грязь, мусор остаются на берегу. Море всю нечистоту выбрасывает, ничего не держит, очищается так. Кто был на море, тот все это видел: много коряг, много тины… Море не терпит грязи.
Точно так же и наша душа. У нее, как и в природе, разные состояния. В природе, например, не всегда может светить солнце – иначе оно все спалит. И нам самим зной быстро надоест, захочется свежести, дождичка. Смотрим, вот и ветер подул, дождь начинается, идет растворение воздухов, земля произрастает изобилие плодов. Все в природе уравновешивается, все встает на свои места.
Человек - это частица природы. И у него в жизни бывают периоды с "разной погодой". Бывают и скорби, и неприятности. Для чего? Цель у нашего Создателя одна - сделать нас закаленными, сильными, крепкими духом, чтобы мы не обращали внимания ни на кого и ни на что. Любая неприятность пришла, так Господь попустил, чтобы мы не кисли в одном состоянии, а вели борьбу со страстями и вышли победителями. А когда приучимся вести борьбу с самими собою, начнем подниматься с одного духовного уровня на другой. Придет время, вспомним свои горести и подумаем: "Какая же я была бестолковая и слабая! На все буквально реагировала, на все мелочи!"
В жизни могут быть такие скорби, такие искушения, что прежние покажутся незначительными, как песчинки. И новые будут уже не так травмировать душу - ведь мы обрели уже опыт смирения и терпения.
Этим путем прошел и Господь. Для того, чтобы войти в обители Царства Небесного, нужно было пройти через Голгофу, через страдания. И ни один человек, желающий спастись, не войдет в обители рая, если, подобно Господу, не пройдет мучений своей Голгофы. Для спасения необходимы страдания. Без них жизни нет. И апостолы страдали, и святители, и преподобные. Почему? Потому что чем ближе к огню, тем жарче, чем ближе к Богу, тем больше искушений. Все, кто проводят святую жизнь, ни одного дня не живут спокойно - постоянно демоны нападают на них, искушают, но таким людям Господь помогает, потому даже в сильных искушениях у них в душе радость и покой.
Не надо обращать внимания - кто нас обидел, оскорбил, или косо посмотрел. Это такая духовная пустота, наше несовершенство - мы на такие, вот, пустяки размениваемся, отвлекаемся от покаяния, от благодати Христовой и теряем душевный мир.
Господь от нас многого не требует. Он лишь ждет, чтобы мы жили с ближними в мире и любви, чтобы всегда имели душевный мир. Ведь это так прекрасно! Даже живя в этом грехом зараженном мире, можно быть спокойным, ровным со всеми, сохранять дух мирен. А если кто-то беснуется около нас, устраивает истерики, - это его духовные проблемы. Самое главное нам самим быть спокойными, хранить себя. Подчеркну еще раз - это все не так просто дается. Чтобы приобрести равновесие духа, надо очень много пострадать: и болезни разные перенести, и поношения от ближнего, и оскорбления от своих же, и от внешних пострадать. Только после того, как претерпим все это без греховных последствий, начнет рождаться мужество и сила христианской души. Вот такие здоровые душой и будут наследовать обители рая. Для поддержания физического тела люди ходят заниматься спортивными упражнениями, а те, кто хочет вылечить душу, должен пройти упражнения для закаливания духа.
В первую очередь надо обратить внимание на самого себя, задать себе вопрос: "Кто я есть?" В псалмах пророка Давида написано: "Скотен бых у Тебе…" (Пс.72,22). Мы созданы Богом для вечности. И когда мы всерьез, а не понарошку будем искренне считать, что большего мы ничего и не заслуживаем, тогда поймем, что должны жить не для себя, а для ближнего, богатеть не в свое "я". Почему? Потому, что в день Страшного Суда Господь скажет: "…так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне" (Мф. 25, 45). И все силы душевные и телесные мы должны направить на спасение ближних.
Когда мы себя поставим на второе место, а Бога и ближнего своего превыше себя, тогда все пойдет по-другому. Уступите место Богу, и тогда уже не придется смотреть за ближним, контролировать все его поступки, мысли, слова: "куда он пошел? "где он там есть?.." - «А вот - знай себя и довольно с тебя"!
Есть люди, готовые ближнего стереть в порошок. Что сейчас в мире господствует? Деньги. Люди собирают их не только для того, чтобы приобрести материальные блага. За деньги они желают себе купить власть. Но толку от этой власти? Допустим, стал я царем. И все богатства в моих руках. Но от этого мир и покой в моей душе не появятся, их на базаре не купишь. Святитель Василий Великий говорит: " Если человеку отдать все богатства мира и поставить его над миром царем, то душа его в этом не насытится. Она насытится только в Одном Боге! Человек нашел Бога - он все нашел!" Все встает на свои места, приобретает смысл и цель, если человек знает Бога и Его благодать.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)