Почему души одних людей легко откликаются на зов Спасителя, а души других как бы и не слышат этот зов? На этот вопрос можно ответить примером.
Один подвижник пришел к старцу и спросил его:
- Вот, некоторые люди, живущие в миру не молятся, не постятся, не ходят в церковь, не совершают добрых дел, живут в грехах, пороках, страстях. Но при этом они не ощущают тревог. Они мирны и спокойны, и грехов своих за собой не чувствуют. А подвижники постятся, соблюдают заповеди Божии, молятся, ходят в церковь, конечно, и при этом в душе - ощущение тревоги, волнение о том, что после смерти они могут оказаться в вечном огне. Постоянно чувствуют себя великими грешниками. Отче, как же это так получается? И на этот вопрос старец отвечал так:
- Дело в том, что люди мирские, которые живут так, давно упали и ниже им падать уже некуда. Поэтому враг-диавол уже не борется за их души. Он знает, что они не идут спасительным путем и поэтому не вооружается против них - ведь и они и так не борются с ним, с грехом.
Покой в душе – не всегда признак духовного благополучия.
Бывает покой в душе ... скажем так - нехороший. Когда человек физически здоров, в полноте сил трудится и всем помогает, он ощущает свое благополучие. Но если он, допустим, вкусил какую-то непригодную пищу и отравился, у него повышается температура, начинаются головные боли. Тело ломит, его тошнит, состояние обморочное. Человек физически начинает тускнеть и от слабости он ложится в постель. Хорошо, если успеют вовремя прочистить его организм, сделать необходимые процедуры, дать спасительные лекарства, он сможет ожить, вернуться к своей нормальной жизни. А если нет? Он умрет. Это может случиться с нашим телом. Но в нашем теле есть душа - разумная, безсмертная, и она создана Богом для вечности, хотя многие и не думают о ней. И «питаются» всякой, некачественной и даже ядовитой пищей. Та пища, которой нас питают с телевизионных экранов, те книги, газеты, которые нас развращают - отравляют наши души, потому последствия отравлений схожи.
Физически отравившегося человека отправляют в больницу. Духовно отравившегося в обычную больницу не отправишь. Ему надо срочно на исповедь в храм, к священнику, но он туда не идет. Почему? Потому, что не знает, что больную душу надо лечить покаянием, потому что не хочет потрудиться (а это труд – сделать шаг против диавола), потому что ленится и отмахивается: ему плохо, но он не обращает внимания: “А-а, пройдет! Все нормально...” И так со временем, раз за разом, он омерщвляется и становится мертвым душой. Он уже не чувствует за собой грехов.
Недавно ко мне подошел один человек. Ему шестьдесят лет. Спрашиваю:
- Какие у Вас грехи? Вы в первый раз пришли на исповедь?
- Да, в первый раз. У меня грехов нет, я их не чувствую за собой.
- Знаете, если человек занозил палец, то заноза его тревожит. И мучить его будет до тех пор, пока он эту занозу не вытащит. А если человек умер, то ему хоть гвоздь в ногу забей, он боли не почувствует, потому что он мертв телом. Точно так и в душе: малый грех безпокоит совесть человека в том случае, если душа живая - от мучений совести он избавляется на исповеди. А если душа грехов не чувствует, это говорит о том, что она уже умерла, и надо постараться ее оживить, реанимировать.
Вот так я и сказал ему:
- Вы в церковь не ходите, Богу не молитесь. Вы духовно умерли. Тело пока еще живое, но душа умерла. Православный, для того, чтобы быть живым, постоянно должен ходить в церковь. Обязательные службы для каждого члена Христовой Церкви – суббота вечер, воскресенье и церковные праздники - накануне вечером и с утра. Каждый день утром и вечером - молитва Богу. Мало этого: в течение всего дня, совершая добрые дела, нужно пребывать в богомыслии. А постоянному памятованию о Боге помогает чтение Иисусовой молитвы: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!” (или “грешную”). Молитва - огромная подпитка для нашей души.
Когда человек пребывает в добрых делах, читает священные книги, молится, душа его уже не будет ни мертвой, ни пустой. Там обретут место тишина, мир, радость, покой. Люди святые, когда у них открывались душевные глаза и уши, узнавали, в каких пороках и страстях они находились прежде. Им Господь дал это знание когда они пошли Ему навстречу. До этого их жизнь не казалась им греховной: “Мы живем, как живут все”. Когда в комнате темно и в ней пятьдесят лет никто не делал уборку, грязи не видно. Но стоит открыть окно, включить свет, весь ужас и обнаружится. Конечно, можно и в темноте всю жизнь прожить, не видя этой грязи, но тогда и настоящей жизни не увидишь, ведь жизнь в потемках – это только видимость жизни. Так человек, прожив всю жизнь в духовной тьме, ни разу не заглянув в свою душу, не видит своих грехов. Господь стучит в его сердце, а он не слышит, Господь посылает ему добрых людей, которые могут подсказать, обратить его внимание на его немощи и недостатки, и если тот разумный и послушается, он выйдет из тьмы, из духовного плена - захочет освободить душу от греховной грязи, осознает грехи, пойдет, покается и будет их исправлять.
Хотя не все способны к покаянию, к исправлению, не все этого хотят, Господь не оставляет грешника, ждет покаяния: «Се, стою у двери и стучу»
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
- Вот, некоторые люди, живущие в миру не молятся, не постятся, не ходят в церковь, не совершают добрых дел, живут в грехах, пороках, страстях. Но при этом они не ощущают тревог. Они мирны и спокойны, и грехов своих за собой не чувствуют. А подвижники постятся, соблюдают заповеди Божии, молятся, ходят в церковь, конечно, и при этом в душе - ощущение тревоги, волнение о том, что после смерти они могут оказаться в вечном огне. Постоянно чувствуют себя великими грешниками. Отче, как же это так получается? И на этот вопрос старец отвечал так:
- Дело в том, что люди мирские, которые живут так, давно упали и ниже им падать уже некуда. Поэтому враг-диавол уже не борется за их души. Он знает, что они не идут спасительным путем и поэтому не вооружается против них - ведь и они и так не борются с ним, с грехом.
Покой в душе – не всегда признак духовного благополучия.
Бывает покой в душе ... скажем так - нехороший. Когда человек физически здоров, в полноте сил трудится и всем помогает, он ощущает свое благополучие. Но если он, допустим, вкусил какую-то непригодную пищу и отравился, у него повышается температура, начинаются головные боли. Тело ломит, его тошнит, состояние обморочное. Человек физически начинает тускнеть и от слабости он ложится в постель. Хорошо, если успеют вовремя прочистить его организм, сделать необходимые процедуры, дать спасительные лекарства, он сможет ожить, вернуться к своей нормальной жизни. А если нет? Он умрет. Это может случиться с нашим телом. Но в нашем теле есть душа - разумная, безсмертная, и она создана Богом для вечности, хотя многие и не думают о ней. И «питаются» всякой, некачественной и даже ядовитой пищей. Та пища, которой нас питают с телевизионных экранов, те книги, газеты, которые нас развращают - отравляют наши души, потому последствия отравлений схожи.
Физически отравившегося человека отправляют в больницу. Духовно отравившегося в обычную больницу не отправишь. Ему надо срочно на исповедь в храм, к священнику, но он туда не идет. Почему? Потому, что не знает, что больную душу надо лечить покаянием, потому что не хочет потрудиться (а это труд – сделать шаг против диавола), потому что ленится и отмахивается: ему плохо, но он не обращает внимания: “А-а, пройдет! Все нормально...” И так со временем, раз за разом, он омерщвляется и становится мертвым душой. Он уже не чувствует за собой грехов.
Недавно ко мне подошел один человек. Ему шестьдесят лет. Спрашиваю:
- Какие у Вас грехи? Вы в первый раз пришли на исповедь?
- Да, в первый раз. У меня грехов нет, я их не чувствую за собой.
- Знаете, если человек занозил палец, то заноза его тревожит. И мучить его будет до тех пор, пока он эту занозу не вытащит. А если человек умер, то ему хоть гвоздь в ногу забей, он боли не почувствует, потому что он мертв телом. Точно так и в душе: малый грех безпокоит совесть человека в том случае, если душа живая - от мучений совести он избавляется на исповеди. А если душа грехов не чувствует, это говорит о том, что она уже умерла, и надо постараться ее оживить, реанимировать.
Вот так я и сказал ему:
- Вы в церковь не ходите, Богу не молитесь. Вы духовно умерли. Тело пока еще живое, но душа умерла. Православный, для того, чтобы быть живым, постоянно должен ходить в церковь. Обязательные службы для каждого члена Христовой Церкви – суббота вечер, воскресенье и церковные праздники - накануне вечером и с утра. Каждый день утром и вечером - молитва Богу. Мало этого: в течение всего дня, совершая добрые дела, нужно пребывать в богомыслии. А постоянному памятованию о Боге помогает чтение Иисусовой молитвы: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!” (или “грешную”). Молитва - огромная подпитка для нашей души.
Когда человек пребывает в добрых делах, читает священные книги, молится, душа его уже не будет ни мертвой, ни пустой. Там обретут место тишина, мир, радость, покой. Люди святые, когда у них открывались душевные глаза и уши, узнавали, в каких пороках и страстях они находились прежде. Им Господь дал это знание когда они пошли Ему навстречу. До этого их жизнь не казалась им греховной: “Мы живем, как живут все”. Когда в комнате темно и в ней пятьдесят лет никто не делал уборку, грязи не видно. Но стоит открыть окно, включить свет, весь ужас и обнаружится. Конечно, можно и в темноте всю жизнь прожить, не видя этой грязи, но тогда и настоящей жизни не увидишь, ведь жизнь в потемках – это только видимость жизни. Так человек, прожив всю жизнь в духовной тьме, ни разу не заглянув в свою душу, не видит своих грехов. Господь стучит в его сердце, а он не слышит, Господь посылает ему добрых людей, которые могут подсказать, обратить его внимание на его немощи и недостатки, и если тот разумный и послушается, он выйдет из тьмы, из духовного плена - захочет освободить душу от греховной грязи, осознает грехи, пойдет, покается и будет их исправлять.
Хотя не все способны к покаянию, к исправлению, не все этого хотят, Господь не оставляет грешника, ждет покаяния: «Се, стою у двери и стучу»
Архимандрит Амвросий (Юрасов)