«Молитвами святых отец наших!» - пробегаю мимо кельи, которая тоже располагается в колокольне. Пушистая кошка отвечает мурлыканьем со стула около батареи.
Еще один ярус лестницы. Открываю тяжелый деревянный люк и попадаю на звонницу.
Ветер сразу перебивает дыхание, мороз кусает за щеки, снежинки прилипают к ресницам.
Жду выхода чина о Панагии. Пальцы рук коченеют, а священника все не видно.
Вдруг из темноты притвора появляется долгожданная епитрахиль, люди расступаются, преклоняют головы - начинаешь звонить во вся. От удара колокола голуби, мирно сидящие на крышах, разлетаются в разные стороны.
Вслед за священником выплывает стройный клин сестер: мантии на ветру развиваются, словно крылья. Смотришь на это с высоты птичьего полета - и душу переполняет радость, а руки сразу согреваются.
Звонарь – послушание ответственное, приравнивается к обязанности пономаря, потому что он является как бы связующим звеном между храмом и небом.
Звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения, поэтому перед звоном необходимо взять благословение у священника и помолиться.
Колокольный звон прогоняет уныние и наполняет душу радостью. Перед совершением звона мы молимся: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу…», просим Господа отогнать всякое уныние с леностию от сердца и подготовить душу к молитве и добрым делам.
Сразу за благовестом следует трезвон – самый радостный насыщенный звон во все колокола в три приема, он выражает особое торжество.
Трезвон может иметь различные ритмические рисунки и мотивы, но в каждом храме и монастыре существуют свои традиции. В России наиболее известны звоны Ростова Великого, Ярославский, Суздальский, Московский, звоны Оптиной пустыни и других крупных монастырей.
Есть некоторые секреты для поддержания определенного ритмического рисунка. Отец Амвросий рассказывал, как звонили у них: маленькие колокола –это монахи, у них нет семьи, как бы сироты, потому они зазывают на службу: «К нам, к нам, сиротам; к нам, к нам, сиротам», а большой колокол – это мир, он басом размеренно отвечает: «Живы будем – так пребудем, живы будем - так пребудем».
Перебор - поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся», завершающийся праздничным трезвоном - положен при погребении, он символизирует возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенчества до зрелости.
Одновременный удар колоколов - пресечение земной жизни со смертью, а трезвон в конце указывает на радость встречи со Христом и вечного блаженства.
Перезвон совершается только два раза в год: в Великую Пятницу и Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Он отличается от перебора последовательностью колоколов - от большого к малым, символизируя телесное истощание Иисуса Христа на крестном пути.
В монастыре звон ежедневно в определенное время призывает в храм на молитву: перед утренней службой – полунощницей и литургией, а также перед вечерним богослужением, поэтому звонарь не может проспать или опоздать.
Перед всенощным бдения положен звон на колокольне, а к началу полиелейной, славословной и шестеричной службы в храм призывает звон в била.
Била – это еще один инструмент звона, появившийся еще в древности. Било – от древнерусского «БИТИ» - инструмент, изготовленный из металла или дерева, а звук извлекается посредством удара палкой или молотком.
Звон в била может дополнять и приукрашивать колокольный звон, что придает ему особую звучность и мелодичность.
Самое горячее время на колокольне – светлая пасхальная седмица. В это время все желающие – и стар и млад - могут подняться на звонницу и попробовать самостоятельно позвонить.
Ин. И. рассказывала, что когда она впервые переступила порог монастырских ворот, раздался удар благовестника: «Этот звук пронзил душу насквозь – дошел до самого сердца. В тот миг я поняла: это был Божий призыв.
Спустя неделю я приехала в монастырь уже с вещами, а спустя несколько лет сама стала звонарем».
Колокольный звон умиротворяет, успокаивает, призывает к молитве и заставляет задуматься о Боге, о вечности.