воскресенье, 2 февраля 2014 г.

Записки звонаря

Поднимаюсь на колокольню, хотя и не моя череда звонить - посл. Ф. попросила подменить. Зимнее утро, мороз, но подъем по трехъярусной винтовой лестнице заставляет взбодриться и согреться.

«Молитвами святых отец наших!» - пробегаю мимо кельи, которая тоже располагается в колокольне. Пушистая кошка отвечает мурлыканьем со стула около батареи.

Еще один ярус лестницы. Открываю тяжелый деревянный люк и попадаю на звонницу.
Ветер сразу перебивает дыхание, мороз кусает за щеки, снежинки прилипают к ресницам.

Жду выхода чина о Панагии. Пальцы рук коченеют, а священника все не видно.

Вдруг из темноты притвора появляется долгожданная епитрахиль, люди расступаются, преклоняют головы - начинаешь звонить во вся. От удара колокола голуби, мирно сидящие на крышах, разлетаются в разные стороны.

Вслед за священником выплывает стройный клин сестер: мантии на ветру развиваются, словно крылья. Смотришь на это с высоты птичьего полета - и душу переполняет радость, а руки сразу согреваются.

Звонарь – послушание ответственное, приравнивается к обязанности пономаря, потому что он является как бы связующим звеном между храмом и небом.

Звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения, поэтому перед звоном необходимо взять благословение у священника и помолиться.

Колокольный звон прогоняет уныние и наполняет душу радостью. Перед совершением звона мы молимся: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу…», просим Господа отогнать всякое уныние с леностию от сердца и подготовить душу к молитве и добрым делам.

Многие считают, что звонарь должен иметь музыкальное образование, или, по меньшей мере, знать нотную грамоту. В монастырях чаще бывает иначе: одна сестра обучается звонарскому искусству, а потом передает свои знания другим сестрам.

Существует несколько разновидностей звона: благовест, трезвон, перебор, перезвон. Первый - благовест - называется он так, потому что несет в мир благую весть о начале богослужения. Сначала производятся три редких протяжных удара, а затем уже следуют мерные удары.

Сразу за благовестом следует трезвон – самый радостный насыщенный звон во все колокола в три приема, он выражает особое торжество.

Трезвон может иметь различные ритмические рисунки и мотивы, но в каждом храме и монастыре существуют свои традиции. В России наиболее известны звоны Ростова Великого, Ярославский, Суздальский, Московский, звоны Оптиной пустыни и других крупных монастырей.

Есть некоторые секреты для поддержания определенного ритмического рисунка. Отец Амвросий рассказывал, как звонили у них: маленькие колокола –это монахи, у них нет семьи, как бы сироты, потому они зазывают на службу: «К нам, к нам, сиротам; к нам, к нам, сиротам», а большой колокол – это мир, он басом размеренно отвечает: «Живы будем – так пребудем, живы будем - так пребудем».


Перебор - поочередные удары в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся», завершающийся праздничным трезвоном - положен при погребении, он символизирует возрастающую человеческую жизнь на земле, от младенчества до зрелости.

Одновременный удар колоколов - пресечение земной жизни со смертью, а трезвон в конце указывает на радость встречи со Христом и вечного блаженства.

Перезвон совершается только два раза в год: в Великую Пятницу и Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Он отличается от перебора последовательностью колоколов - от большого к малым, символизируя телесное истощание Иисуса Христа на крестном пути.

В монастыре звон ежедневно в определенное время призывает в храм на молитву: перед утренней службой – полунощницей и литургией, а также перед вечерним богослужением, поэтому звонарь не может проспать или опоздать.

Перед всенощным бдения положен звон на колокольне, а к началу полиелейной, славословной и шестеричной службы в храм призывает звон в била.

Била – это еще один инструмент звона, появившийся еще в древности. Било – от древнерусского «БИТИ» - инструмент, изготовленный из металла или дерева, а звук извлекается посредством удара палкой или молотком.

Звон в била может дополнять и приукрашивать колокольный звон, что придает ему особую звучность и мелодичность.

Самое горячее время на колокольне – светлая пасхальная седмица. В это время все желающие – и стар и млад - могут подняться на звонницу и попробовать самостоятельно позвонить.


Ин. И. рассказывала, что когда она впервые переступила порог монастырских ворот, раздался удар благовестника: «Этот звук пронзил душу насквозь – дошел до самого сердца. В тот миг я поняла: это был Божий призыв.
Спустя неделю я приехала в монастырь уже с вещами, а спустя несколько лет сама стала звонарем».


Колокольный звон умиротворяет, успокаивает, призывает к молитве и заставляет задуматься о Боге, о вечности.

Колокола – это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — молитва в звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию.