пятница, 6 ноября 2015 г.

Монахиня Евпраксия, послушница старца Иосифа Исихаста

Монахиня Евпраксия была замужем, и у нее рос ребенок – маленький сын Иоанн, которого она оставила на попечение своей матери в полной нищете ради своей любви ко Христу. Евпраксия была состоятельной женщиной, владела четырьмя домами в Константинополе. От дяди архимандрита она унаследовала святые мощи, которые впоследствии были розданы отцами из окружения старца Иосифа.
По прибытии в Грецию вместе с другими женщинами, также стремившимися стать монахинями, под руководством старца Иосифа они организовали во Фракии монастырь (между городами Ксанти и Комотини). Этот монастырь был образован, главным образом на ее средства, а также при содействии еще некоторых женщин.
К сожалению, между женщинами развилось соперничество и раздоры. По мере возможностей, отец Иосиф покидал Афон и приходил им на помощь. Эти уходы со Святой Горы очень расстраивали отца Арсения, так как и он должен был уходить со старцем Иосифом, но совсем не хотел этого делать. Старец Иосиф и отец Арсений не имели благословения разлучаться даже на сутки.

Это событие, основание монастыря, случилось через восемь лет после искушений старца, пройдя через которые он стал абсолютно бесстрастным, подобно маленькому ребенку.

Однако приходсткие священники во многом обвиняли старца Иосифа, в том числе предъявляли ему обвинения в этических преступлениях, и был созван суд, на котором старец не присутствовал. Люди же, по своему простодушию, впадали в крайности. Например, некоторые при виде старца, его серо-голубых глаз, седой бороды восклицали: «Христос, Христос!».

Когда старец осознал, что его приходы в монастырь не сулят ничего хорошего, он их прекратил. Это случилось около 1938 года. Сестры разошлись, с одной стороны, по причине ухода старца, с другой – из-за преследований со стороны местного духовенства. Но все продолжали вести строгую монашескую жизнь. Многие из них пришли к святости.

Среди сестер были Ефросиния, Феврония, которые ушли в монастырь Богородицы Певковуноятриссы в городе Кератея, еще одна сестра, «плачущая» Мария, обосновалась в Периссо. Старица Евпраксия уехала в Салоники и жила в нищете вместе со своей матерью в маленькой комнатушке с земляным полом, располагавшейся во дворе дома ее брата (рядом с храмом Пророка Илии).

Старец Иосиф, видя, как она усердна в Иисусовой молитве, благословил ее на затворническую жизнь и снабдил ее исихастским уставом, согласно которому, единственным ее занятием должна была стать эта молитва. Она не должна была иметь подруг и покидать свой дом.

На ее вопрос о том, на что она будет жить, старец ответил: «Я о тебе позабочусь, буду снабжать тебя всем необходимым, только стань затворницей. Если понадобится, оденусь в мирское и выйду в мир, чтобы работать, если иначе не найду средств». И на самом деле, старец помогал ей. Евпраксия заперлась дома. Почти никто с ней не общался. Она посещала церковь, но не имела там знакомых и ни с кем не разговаривала. Делая вид, что плохо знает язык, она избегала разговоров. Рядом ее лачугой находилась еще одна маленькая лачужка, и старица Евпраксия ходила туда. Она закрывала ставни, чтобы в помещении было темно, и молилась. Для всех, кто знал ее, она была настоящим авва Исааком. Жила в полной нищете в тишине, была великой благочестивой подвижницей. Сведения о старице Евпраксии мы нашли в киновии Благовещения Пресвятой Богородицы, находящейся в области Инуссес на острове Хиос.

В качестве приложения мы публикуем отрывки из переписки преподобной старицы Евпраксии с неизвестным иеромонахом.

Всякий читающий вкушает сладость ее благочестивого сердца.

«… Господь наш Сладчайший Иисус Христос, Пресвятая Богородица пусть станет нам матерью, заступницей во всем, пусть хранит тебя и живет в твоем сердце. Каждую минуту повторяй это. Иисусе Сладчайший, о Иисусе Сладчайший, сладчайший царе. Говори это и Пресвятой Богородице. Плачь, чтобы в сердце твоем зажегся огонь любви ко Христу. Взывай к ним с каждым вздохом. Аминь. Я, грешная, день и ночь молюсь с горячими слезами. Я должна приносить Господу свои молитвы. Я получаю Его милосердие. Прошу, ах, ах, пожалуйста, не забывай поминать мое имя. Когда услышишь, что Евпраксия умерла, соверши за меня сорокоуст, чтобы забрать меня из ада. Я и в земной жизни осуждена на муки ада. Я не достойна попасть в рай. Вся надежда на ваши молитвы и на благоутробие Иисуса».

«…Пусть милосердный наш Иисус придет в твое сердце и зажжется внутри тебя, чтобы ты просветился и познал нашего сладчайшего Иисуса. Совершай молитву с четками: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Если ты будешь так делать, слезно молиться денно и нощно, то все твое тело освятится и ты поймешь, что наш Господь Иисус войдет в твое сердце, и твое тело станет податливым, из него уйдет все мирское, и так оно станет святым. Тело должно постоянно твердить: «Господь мой Иисус, Христе мой, Сыне Божий, помилуй нас», должно работать как часы. Все твое тело не должно прерывать молитву. Ты достигнешь этого молчанием и пребыванием в темноте. Заслонись от света, закрой свое лицо клобуком и твори молитву. Тело освящается и умерщвляется. Так и поймешь, что чувствует наш святой старец. Молитва поможет тебе поселить в своем сердце Иисуса. Аминь».

«Я, грешная, желаю тебе, дитя мое, чтобы внутри тебя поселился свет. Чтобы всякое искушение устрашалось тебя, а не приходило и не сжигало тебя».

«Мне Господь дал богатство, а я дала Ему свою любовь и послушание своему старцу».

«Святой старец велел мне: «Не бойся, я буду присматривать за тобой. Надену мирскую одежду, буду работать, чтобы помогать тебе». Где он сейчас? Он умер раньше меня. Он был свят…».

«Господь и по сей день не оставляет меня, хотя я столько вынесла в своей борьбе. Сейчас я уже старая и больная, страдаю бронхиальной астмой».

«Господь столько даровал мне. Все мое тело творит молитву. Сладость молитвы зажигает огонь внутри меня. Ах, Господи Иисусе, плачу я, забери мою душу, забери, я не достойна даже творить молитву».

Источник: Иеромонах Димитрис Каввадиас, «Женский Геронтикон XX века», Афины 2005 г.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2015/10/монахиня-евпраксия-послушница-старц/