1 апреля. Суббота. Мантийный постриг. Всенощное бдение в монастыре совершал Высокопреосвяшеннейший Владыка Амвросий. Когда хор кончил петь великое славословие, все сестры уже стояли в два ряда от притвора до солеи со свечами в руках. Свет погасили. Семеро постригаемых в белых рубашках, босые, с распущенными волосами встали в конце храма. Когда хор запел “Объятия Отча”, они опустились наземь и друг за дружкой стали ползти. Монахини, держа зажженные свечи в руках, накрывали их своими мантиями, а инокини — полами ряс. Постригаемые трижды останавливались и ложились крестообразно во образ сораспятия Христу. Наконец, на солее перед открытыми Царскими вратами, где стоял Владыка, они легли в ряд, ожидая его слова.
Владыка велел им встать на колени и вопросил согласно чину: “Почто пришли есте, сестры, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей”? Они отвечали:
— Желая жития постнического, честный Владыко.
— Желаете ли сподобитися Ангельскому образу и сочетатися в лик монашествующих?
— Ей, честный Владыко.
—Воистинну добро дело и блаженно избрали есте, но аще и совершите е, добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются. Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?
— Ей, честный Владыко.
— Не от некия ли нужды или насильства?
— Ни, честный Владыко.
— 0трицаешилися мира, и яже в мире, по заповеди Господней?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Пребудеши ли в монастыре и в постничестве даже до последняго издыхания твоего?
— Ей, честный Владыко.
—Сохраниши ли послушание даже до смерти к предстоятелю и ко всем во Христе сестрам?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Претерпиши ли всякую скорбь и тесноту монашескаго жития, Царствия ради Небеснаго?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Сохраниши ли себе в девстве, и целомудрии, и благоговении?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко”.
Когда они так отвечали, Владыка предупредил: “Виждь, чадо, каковая обетования даеши Христу: Ангели бо предстоят невидимо, написующе исповедание твое сие, о немже имаши истязана быти во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа”.
Только после этого Владыка возгласил: “Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины прийти, всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Сестры запели: “Аминь”. Владыка стал читать молитвы из чина пострига, затем снова, обращаясь к постригаемым, прочел, что подобает им соблюдать в жизни монашеской и от чего отвращаться.
Наконец, взяв ножницы с Евангелия, лежащего на столике посреди открытых Царских врат, Владыка бросил их на землю со словами: “Возьми ножницы, и подаждь ми я”. Матушка Евдокия подала их, целуя руку. Это повторилось трижды. Ножницы подавали по очереди все семь постри¬гаемых сестер.
Владыка велел им встать и, возложив руку на голову впереди стоящей Евдокии, произнес: “Сестра наша монахиня Евфросиния постригает власы главы своея во отсечение своея воли и всех плотских похотей во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь”. С этими словами он кресто-образно постриг ее волосы.
Другим сестрам при постриге даны имена: Евгении Феофани — Евфимия, Вере Агаповой — Василиса, Акилине Стрий — Александра, Раисе Булановой — Руфина, Нине Бойко — Нимфодора, Анне Хохлюк — Анимаиса.
Благословляя белые хитоны, надетые на них, архиерей говорил:
“Сестры наши (имена) облачаются в хитон вольной нищеты и нестяжания”.
Потом на каждую надевался параман и деревянный крест на перси во всегдашнее воспоминание поругания, биения, распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Подрясник одевался “во отложение всякия печали от мира, плоти и диавола находящия, во всегдашнее веселие и радование о Господе”.
Поясом препоясываются бедра во отсечение похотей плоти.
Ряса и мантия — риза спасения для монаха и защита от всех козней диавольских.
Апостольник — образ Омофора, Покрова Царицы Небесной.
Камилавка — шлем спасения противу козней диавольских.
Наметка — покрывало смирения и всегдашнего послушания на главу монахини.
Четки благословляются с заповедью день и ночь подвизаться в молитве Иисусовой, присно глаголя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”.
Ноги обуваются в сандалии во уготование благо¬вествования мира, а в руки дается Крест со словами: “Аще кто хощет душу свою спасти, да отвержется себе и возьмет Крест свой и по Мне грядет”.
Зажженная свеча — образ добродетельного жития: “Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, и прославят Отца вашего, Иже есть на Небесех”.
Каждая часть монашеской одежды возлагается на пострижениц с пением троекратного “Господи, помилуй”! Одежды монаха длинные, закрывающие тело. Это означает духовную защиту от невидимых “стрел” врага рода человеческого.
Запели: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”.
Владыка прочел Евангелие.
В конце чинопоследования, благословив новопостриженных монахинь на этот путь, архипастырь дал им наставление и вручил их водительству духовного отца.
Когда Владыка ушел в алтарь и Царские врата затворились, сестры стали по очереди подходить к каждой матушке, спрашивая: “Что ти есть имя, сестро?” — “Недостойная монахиня Евфросиния”. — “Спасайся о Господе!”
Всю ночь матушки провели в храме, в молитве и чтении Псалтири. При них оставалась ин. Антонина. На следующий день они со всеми встречали Владыку и всю литургию стояли на солее перед алтарем с зажженными свечами. Причастились Св. Христовых Тайн.
Владыка велел им встать на колени и вопросил согласно чину: “Почто пришли есте, сестры, припадая ко святому жертвеннику и ко святей дружине сей”? Они отвечали:
— Желая жития постнического, честный Владыко.
— Желаете ли сподобитися Ангельскому образу и сочетатися в лик монашествующих?
— Ей, честный Владыко.
—Воистинну добро дело и блаженно избрали есте, но аще и совершите е, добрая бо дела трудом стяжаваются и болезнию исправляются. Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?
— Ей, честный Владыко.
— Не от некия ли нужды или насильства?
— Ни, честный Владыко.
— 0трицаешилися мира, и яже в мире, по заповеди Господней?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Пребудеши ли в монастыре и в постничестве даже до последняго издыхания твоего?
— Ей, честный Владыко.
—Сохраниши ли послушание даже до смерти к предстоятелю и ко всем во Христе сестрам?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Претерпиши ли всякую скорбь и тесноту монашескаго жития, Царствия ради Небеснаго?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко.
— Сохраниши ли себе в девстве, и целомудрии, и благоговении?
— Ей, Богу содействующу, честный Владыко”.
Когда они так отвечали, Владыка предупредил: “Виждь, чадо, каковая обетования даеши Христу: Ангели бо предстоят невидимо, написующе исповедание твое сие, о немже имаши истязана быти во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа”.
Только после этого Владыка возгласил: “Благословен Бог, всем человеком хотяй спастися и в познание истины прийти, всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Сестры запели: “Аминь”. Владыка стал читать молитвы из чина пострига, затем снова, обращаясь к постригаемым, прочел, что подобает им соблюдать в жизни монашеской и от чего отвращаться.
Наконец, взяв ножницы с Евангелия, лежащего на столике посреди открытых Царских врат, Владыка бросил их на землю со словами: “Возьми ножницы, и подаждь ми я”. Матушка Евдокия подала их, целуя руку. Это повторилось трижды. Ножницы подавали по очереди все семь постри¬гаемых сестер.
Владыка велел им встать и, возложив руку на голову впереди стоящей Евдокии, произнес: “Сестра наша монахиня Евфросиния постригает власы главы своея во отсечение своея воли и всех плотских похотей во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь”. С этими словами он кресто-образно постриг ее волосы.
Другим сестрам при постриге даны имена: Евгении Феофани — Евфимия, Вере Агаповой — Василиса, Акилине Стрий — Александра, Раисе Булановой — Руфина, Нине Бойко — Нимфодора, Анне Хохлюк — Анимаиса.
Благословляя белые хитоны, надетые на них, архиерей говорил:
“Сестры наши (имена) облачаются в хитон вольной нищеты и нестяжания”.
Потом на каждую надевался параман и деревянный крест на перси во всегдашнее воспоминание поругания, биения, распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Подрясник одевался “во отложение всякия печали от мира, плоти и диавола находящия, во всегдашнее веселие и радование о Господе”.
Поясом препоясываются бедра во отсечение похотей плоти.
Ряса и мантия — риза спасения для монаха и защита от всех козней диавольских.
Апостольник — образ Омофора, Покрова Царицы Небесной.
Камилавка — шлем спасения противу козней диавольских.
Наметка — покрывало смирения и всегдашнего послушания на главу монахини.
Четки благословляются с заповедью день и ночь подвизаться в молитве Иисусовой, присно глаголя: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”.
Ноги обуваются в сандалии во уготование благо¬вествования мира, а в руки дается Крест со словами: “Аще кто хощет душу свою спасти, да отвержется себе и возьмет Крест свой и по Мне грядет”.
Зажженная свеча — образ добродетельного жития: “Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, и прославят Отца вашего, Иже есть на Небесех”.
Каждая часть монашеской одежды возлагается на пострижениц с пением троекратного “Господи, помилуй”! Одежды монаха длинные, закрывающие тело. Это означает духовную защиту от невидимых “стрел” врага рода человеческого.
Запели: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”.
Владыка прочел Евангелие.
В конце чинопоследования, благословив новопостриженных монахинь на этот путь, архипастырь дал им наставление и вручил их водительству духовного отца.
Когда Владыка ушел в алтарь и Царские врата затворились, сестры стали по очереди подходить к каждой матушке, спрашивая: “Что ти есть имя, сестро?” — “Недостойная монахиня Евфросиния”. — “Спасайся о Господе!”
Всю ночь матушки провели в храме, в молитве и чтении Псалтири. При них оставалась ин. Антонина. На следующий день они со всеми встречали Владыку и всю литургию стояли на солее перед алтарем с зажженными свечами. Причастились Св. Христовых Тайн.