6 декабря, в день памяти св.блгв.кн. Александра Невского исполняется 50 лет монашеской жизни архимандрита Амвросия (Юрасова). 50 лет назад, в день памяти его Небесного Покровителя, послушника Александра постригли в мантию. С тех пор монастырь - родной дом батюшки. Свято-Троице-Сергиева Лавра, Почаевская Лавра, Введенский монастырь, Сергиева Пустынь...
Несколько лет назад архимандрит Амвросий составил памятку для всех, подвизающихся во Введенском женском монастыре и на его подворьях.
Памятка иноку
Монастырь – это не общежитие, это духовное воинство, сестричество, куда мы добровольно пришли служить Господу.
Монастырь – это духовная лечебница, духовный институт, в котором предоставляется прекрасная возможность, благодаря совместной молитве, послушанию и общению друг с другом открывать в себе греховное повреждение и исправлять его по Евангелию, по заповедям Христовым.
Монастырь – это наш дом, наша семья, и все мы друг другу братия и сестры. Самое ценное в монастыре – единодушие и жизнь во Христе.
Монастырь – это Эдемский рай на земле, где нужно научиться жить в любви, чтобы в душе не было ни обиды, ни зла, ни раздражения, а был мир, тишина и покой. Спасение начинается с послушания.
Помните: в монастыре Игумения – Матерь Божия, и послушание дается Господом и Матерью Божией. Господь сверх сил никому не дает. И надо благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.
Когда человек готовится в монахи, тогда он добровольно идет на крест со Христом. Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божией. Если инок ищет в монастыре житейского, а не духовного, он в искушениях и болезнях ропщет, всех обвиняет, не имея надежды на Господа.
Поскольку мы пришли в монастырь и думаем избавиться от пороков и страстей, спасти душу, то должны иметь благоговение и страх Божий во всем, даже в мелочах.
֍
● Обращаться к Духовнику и к Игумении по любому вопросу мирно и спокойно, потому что они – носители Духа Святого. Не укорять, не шуметь, а если говорить о своей проблеме, то с кротостью, почтением и любовью. Так же поступать и в отношениях с настоятельницами подворий, и со старшими на послушаниях, и со священниками. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
● На полунощнице и Божественной Литургии быть всем. Нет ничего дороже Божественной Литургии, которая заключает в себе всю тайну нашего спасения, тайну единения Бога с человеком. Матерь Божия, ангелы, все святые невидимо предстоят при совершении Страшной Жертвы Христовой. Переступая порог храма, мы ступаем с земли на небо. Надо всякий раз с благоговением напоминать себе об этом. Если какая-то сестра не может быть на Литургии по уважительной причине, то она должна сказать об этом Духовнику и Игумении, а на подворьях – настоятельнице. Для монахов ежедневное богослужение – это центр их жизни и главная радость. Так, в Нитрийской пустыне, если кто-либо из отцов не появлялся на общей молитве, это означало, что он тяжело болен или претерпел какое-то искушение от бесов.
● На службах быть в полном облачении. Не разговаривать, не смеяться, по сторонам не смотреть, по храму не ходить, все деловые вопросы решать вне службы.
● Для того чтобы иноку духовно расти, надо искренне исповедоваться, чтобы на совести ничего не оставалось. Если инок не открывает помыслов и грехов, или говорит о них поверхностно, то они укореняются в душе, берут над нею власть. И с таким человеком жить тяжело, чуть что — у него гнев, зло, обида, подозрительность, недовольство. Если нас кто-то обидел — поспешим первыми просить прощения и примириться.
● Всем стараться ежедневно делать 50 поклонов и читать 500 раз молитву Иисусову. Кроме общего келейного правила, у сестры может быть личное келейное правило, которое определяет Духовник. В молитве нужны труд и постоянство. Если мы изо дня в день пропускаем своё правило, то душа расслабляется, в ней начинает действовать уныние, ропот, раздражительность. О таких сестрах, которые еще не почувствовали вкус к молитве, оптинские старцы говорят, что они ходят по кельям, занимаются любопытством, пересудами, пустословием. А когда встанут на путь духовного делания, тогда все хождения прекращаются, душа стремится к молитве, богомыслию.
«Как лань стремится на источник, так душа моя ко Господу», – говорит псалмопевец. У монаха цель одна – пребывать в молитве, беседовать с Господом. Монах без молитвы – черная головешка, и жизнь его в монастыре проходит впустую.
● Где бы мы ни были – на послушании, в трапезной, на территории монастыря или в пути – стараться иметь память о Боге, делать и говорить все в Его присутствии, творя в душе молитву Иисусову. На общих послушаниях говорить молитву вслух, по очереди. Именем Христовым освящаются наши уста, тело, душа, воздух и все пространство вокруг нас.
● При встрече кланяться друг другу и говорить «благословите». В келии заходить с молитвой. Быть приветливыми, стараться не показывать другим мрачного вида, своей внутренней борьбы и искушений.
● Послушание, полученное от старших, принимать как от руки Господней и исполнять с любовью. Нельзя забывать, что мы трудимся во славу Божию. Когда старшие дают послушание, говорить «благословите». Внутренне соглашаясь на послушание, мы с доверием открываемся Богу, Он Сам нас благословляет, и в такой душе всегда будет радость. В этом и состоит таинство монашеского послушания. Важен не результат труда, а этот момент согласия души на любое служение, подобно Ангелам.
● Когда делают замечание, не оправдываться, говорить «простите». Так мы сохраним мир в своей душе и мир с ближними.
● Без серьезной причины и благословения за территорию монастыря не выходить. Если монах постоянно ищет предлоги, чтобы выйти в город, то это является признаком души, не научившейся жить с Богом. Такой монах, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ранен стрелою диавола», стремящегося всеми силами возвратить инока в мир.
● Лицам мужского пола в корпуса сестер, а тем более в келии не входить. Мирян и родственников принимать в архондарике.
● В келейных корпусах жить дружно: все мы друг другу сестры, и у нас единый Отец – Господь. Не возмущаться, не ругаться, не спорить, никого не осуждать, о мирском прошлом не вспоминать. Привычки, которые мы приобрели в миру, надо оставить за пределами монастыря. С невоспитанными сестрами – теми, кто любит возмущаться, осуждать, указывать начальствующим, везде видеть только недостатки – в разговоры не вступать.
● Монастырь – это единое тело: если страдает один член, с ним страдает и все тело. Если видишь, что сестра согрешает, не осуждай, а помолись за нее.
● В монастыре все общее, наше. Поэтому мы не должны надеяться, что кто-то за нас все сделает: подметет мусор, или подотрет пол возле умывальника, или вскопает грядки, или уберет брошенные лопаты и грабли, или сложит на клиросе ноты и книги. Если мы считаем, что это нас не касается, то отделяем себя от духовной семьи, становимся равнодушными и холодными, нам уже трудно молиться и подвизаться. Мы все, и старшие, и младшие, ответственны не перед людьми, а перед Богом: ко всему, что Господь посылает, нужно относиться бережно, ничего зря не выбрасывать, хранить жилье, посуду, одежду, продукты, воду, электроэнергию.
● Будем стараться всегда думать о ближних, о тех, кто рядом: по корпусу ходить тихо, не бегать, дверью не хлопать, громко не разговаривать. Эти же правила соблюдать и на улице.
● На трапезу не опаздывать, приходить одетыми по форме. Если нужно уйти раньше общей благодарственной молитвы, то поклониться старшим, спросить благословения.
● Приступать к трапезе по звонку, когда чтец получит благословение. Духовное чтение слушать внимательно, питаясь и духовно, и телесно. Дежурным по трапезе ставить на столы пищу с молитвой. Ложками не стучать, не разговаривать. За столом вкушать то, что стоит перед тобой. Не вставать, не тянуться на другой край стола, не выбирать себе лучшую порцию, а по любви оставлять ее другим. Благодарить Бога и довольствоваться той пищей, которую дают. С трапезы вставать вместе со всеми, и уходить лишь после общей молитвы.
● На кухню без благословения не входить.
● Поварам готовить пищу с молитвой, в это время не вести праздных разговоров, потому что они лишают пищу благодати.
● Наш монастырь имеет три подворья. Это – благословение Священноначалия, а значит – благословение Божие. Жизнь подворий неразрывно связана с жизнью монастыря. У всех одна Игумения, один Духовник, один устав суточного богослужебного круга, одно общее монашеское правило. Как среди Ангелов существует Небесная иерархия, и благословение Божие передается через старших к младшим, так же и в монастыре. Настоятельницы подворий на все начинания испрашивают благословения Духовника и Игумении, на подворьях старшие по послушаниям получают благословение настоятельницы и передают его младшим.
● Сестры, живущие в городской части обители, по благословению Игумении приезжают на подворья помочь на огородах. Подворья, по возможности, посылают в городскую часть свои продукты; по благословению Игумении принимают сестер, которым необходим краткий отдых на природе.
● Сестры, священники и братия подворий по мере необходимости, особенно в случае серьезных искушений, приезжают на исповедь к Духовнику монастыря. Настоятельницы подворий по возможности содействуют этому и напоминают о важности такого духовного руководства, о единстве нашей монашеской семьи. Повседневные духовные вопросы и грехи сестры говорят на исповеди служащим священникам подворий.
֍
Эти краткие правила составлены для всех подвизающихся во Введенском женском монастыре и на его подворьях. Если насельник или насельница пренебрегает правилами, тем преданием, которое с самого начала положено духовником в основу жизни обители, то такой человек внутренне не совершенствуется, а впустую проводит время. Когда мы не понимаем духовного смысла послушания, не исполняем то, чему нас учили, тогда не получаем благодати, а от этого бывает раздражение, и нет в душе мира и радости. Те, кто хотят спастись, быть учениками Христовыми, раскрыться в любви к Богу и ближнему, стараются помнить и сохранять предание монастыря, трудятся над своим внутренним человеком, и Господь их благословляет, дает Свою Благодать.
Памятка иноку
Монастырь – это не общежитие, это духовное воинство, сестричество, куда мы добровольно пришли служить Господу.
Монастырь – это духовная лечебница, духовный институт, в котором предоставляется прекрасная возможность, благодаря совместной молитве, послушанию и общению друг с другом открывать в себе греховное повреждение и исправлять его по Евангелию, по заповедям Христовым.
Монастырь – это наш дом, наша семья, и все мы друг другу братия и сестры. Самое ценное в монастыре – единодушие и жизнь во Христе.
Монастырь – это Эдемский рай на земле, где нужно научиться жить в любви, чтобы в душе не было ни обиды, ни зла, ни раздражения, а был мир, тишина и покой. Спасение начинается с послушания.
Помните: в монастыре Игумения – Матерь Божия, и послушание дается Господом и Матерью Божией. Господь сверх сил никому не дает. И надо благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.
Когда человек готовится в монахи, тогда он добровольно идет на крест со Христом. Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божией. Если инок ищет в монастыре житейского, а не духовного, он в искушениях и болезнях ропщет, всех обвиняет, не имея надежды на Господа.
Поскольку мы пришли в монастырь и думаем избавиться от пороков и страстей, спасти душу, то должны иметь благоговение и страх Божий во всем, даже в мелочах.
֍
● Обращаться к Духовнику и к Игумении по любому вопросу мирно и спокойно, потому что они – носители Духа Святого. Не укорять, не шуметь, а если говорить о своей проблеме, то с кротостью, почтением и любовью. Так же поступать и в отношениях с настоятельницами подворий, и со старшими на послушаниях, и со священниками. Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
● На полунощнице и Божественной Литургии быть всем. Нет ничего дороже Божественной Литургии, которая заключает в себе всю тайну нашего спасения, тайну единения Бога с человеком. Матерь Божия, ангелы, все святые невидимо предстоят при совершении Страшной Жертвы Христовой. Переступая порог храма, мы ступаем с земли на небо. Надо всякий раз с благоговением напоминать себе об этом. Если какая-то сестра не может быть на Литургии по уважительной причине, то она должна сказать об этом Духовнику и Игумении, а на подворьях – настоятельнице. Для монахов ежедневное богослужение – это центр их жизни и главная радость. Так, в Нитрийской пустыне, если кто-либо из отцов не появлялся на общей молитве, это означало, что он тяжело болен или претерпел какое-то искушение от бесов.
● На службах быть в полном облачении. Не разговаривать, не смеяться, по сторонам не смотреть, по храму не ходить, все деловые вопросы решать вне службы.
● Для того чтобы иноку духовно расти, надо искренне исповедоваться, чтобы на совести ничего не оставалось. Если инок не открывает помыслов и грехов, или говорит о них поверхностно, то они укореняются в душе, берут над нею власть. И с таким человеком жить тяжело, чуть что — у него гнев, зло, обида, подозрительность, недовольство. Если нас кто-то обидел — поспешим первыми просить прощения и примириться.
● Всем стараться ежедневно делать 50 поклонов и читать 500 раз молитву Иисусову. Кроме общего келейного правила, у сестры может быть личное келейное правило, которое определяет Духовник. В молитве нужны труд и постоянство. Если мы изо дня в день пропускаем своё правило, то душа расслабляется, в ней начинает действовать уныние, ропот, раздражительность. О таких сестрах, которые еще не почувствовали вкус к молитве, оптинские старцы говорят, что они ходят по кельям, занимаются любопытством, пересудами, пустословием. А когда встанут на путь духовного делания, тогда все хождения прекращаются, душа стремится к молитве, богомыслию.
«Как лань стремится на источник, так душа моя ко Господу», – говорит псалмопевец. У монаха цель одна – пребывать в молитве, беседовать с Господом. Монах без молитвы – черная головешка, и жизнь его в монастыре проходит впустую.
● Где бы мы ни были – на послушании, в трапезной, на территории монастыря или в пути – стараться иметь память о Боге, делать и говорить все в Его присутствии, творя в душе молитву Иисусову. На общих послушаниях говорить молитву вслух, по очереди. Именем Христовым освящаются наши уста, тело, душа, воздух и все пространство вокруг нас.
● При встрече кланяться друг другу и говорить «благословите». В келии заходить с молитвой. Быть приветливыми, стараться не показывать другим мрачного вида, своей внутренней борьбы и искушений.
● Послушание, полученное от старших, принимать как от руки Господней и исполнять с любовью. Нельзя забывать, что мы трудимся во славу Божию. Когда старшие дают послушание, говорить «благословите». Внутренне соглашаясь на послушание, мы с доверием открываемся Богу, Он Сам нас благословляет, и в такой душе всегда будет радость. В этом и состоит таинство монашеского послушания. Важен не результат труда, а этот момент согласия души на любое служение, подобно Ангелам.
● Когда делают замечание, не оправдываться, говорить «простите». Так мы сохраним мир в своей душе и мир с ближними.
● Без серьезной причины и благословения за территорию монастыря не выходить. Если монах постоянно ищет предлоги, чтобы выйти в город, то это является признаком души, не научившейся жить с Богом. Такой монах, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «ранен стрелою диавола», стремящегося всеми силами возвратить инока в мир.
● Лицам мужского пола в корпуса сестер, а тем более в келии не входить. Мирян и родственников принимать в архондарике.
● В келейных корпусах жить дружно: все мы друг другу сестры, и у нас единый Отец – Господь. Не возмущаться, не ругаться, не спорить, никого не осуждать, о мирском прошлом не вспоминать. Привычки, которые мы приобрели в миру, надо оставить за пределами монастыря. С невоспитанными сестрами – теми, кто любит возмущаться, осуждать, указывать начальствующим, везде видеть только недостатки – в разговоры не вступать.
● Монастырь – это единое тело: если страдает один член, с ним страдает и все тело. Если видишь, что сестра согрешает, не осуждай, а помолись за нее.
● В монастыре все общее, наше. Поэтому мы не должны надеяться, что кто-то за нас все сделает: подметет мусор, или подотрет пол возле умывальника, или вскопает грядки, или уберет брошенные лопаты и грабли, или сложит на клиросе ноты и книги. Если мы считаем, что это нас не касается, то отделяем себя от духовной семьи, становимся равнодушными и холодными, нам уже трудно молиться и подвизаться. Мы все, и старшие, и младшие, ответственны не перед людьми, а перед Богом: ко всему, что Господь посылает, нужно относиться бережно, ничего зря не выбрасывать, хранить жилье, посуду, одежду, продукты, воду, электроэнергию.
● Будем стараться всегда думать о ближних, о тех, кто рядом: по корпусу ходить тихо, не бегать, дверью не хлопать, громко не разговаривать. Эти же правила соблюдать и на улице.
● На трапезу не опаздывать, приходить одетыми по форме. Если нужно уйти раньше общей благодарственной молитвы, то поклониться старшим, спросить благословения.
● Приступать к трапезе по звонку, когда чтец получит благословение. Духовное чтение слушать внимательно, питаясь и духовно, и телесно. Дежурным по трапезе ставить на столы пищу с молитвой. Ложками не стучать, не разговаривать. За столом вкушать то, что стоит перед тобой. Не вставать, не тянуться на другой край стола, не выбирать себе лучшую порцию, а по любви оставлять ее другим. Благодарить Бога и довольствоваться той пищей, которую дают. С трапезы вставать вместе со всеми, и уходить лишь после общей молитвы.
● На кухню без благословения не входить.
● Поварам готовить пищу с молитвой, в это время не вести праздных разговоров, потому что они лишают пищу благодати.
● Наш монастырь имеет три подворья. Это – благословение Священноначалия, а значит – благословение Божие. Жизнь подворий неразрывно связана с жизнью монастыря. У всех одна Игумения, один Духовник, один устав суточного богослужебного круга, одно общее монашеское правило. Как среди Ангелов существует Небесная иерархия, и благословение Божие передается через старших к младшим, так же и в монастыре. Настоятельницы подворий на все начинания испрашивают благословения Духовника и Игумении, на подворьях старшие по послушаниям получают благословение настоятельницы и передают его младшим.
● Сестры, живущие в городской части обители, по благословению Игумении приезжают на подворья помочь на огородах. Подворья, по возможности, посылают в городскую часть свои продукты; по благословению Игумении принимают сестер, которым необходим краткий отдых на природе.
● Сестры, священники и братия подворий по мере необходимости, особенно в случае серьезных искушений, приезжают на исповедь к Духовнику монастыря. Настоятельницы подворий по возможности содействуют этому и напоминают о важности такого духовного руководства, о единстве нашей монашеской семьи. Повседневные духовные вопросы и грехи сестры говорят на исповеди служащим священникам подворий.
֍
Эти краткие правила составлены для всех подвизающихся во Введенском женском монастыре и на его подворьях. Если насельник или насельница пренебрегает правилами, тем преданием, которое с самого начала положено духовником в основу жизни обители, то такой человек внутренне не совершенствуется, а впустую проводит время. Когда мы не понимаем духовного смысла послушания, не исполняем то, чему нас учили, тогда не получаем благодати, а от этого бывает раздражение, и нет в душе мира и радости. Те, кто хотят спастись, быть учениками Христовыми, раскрыться в любви к Богу и ближнему, стараются помнить и сохранять предание монастыря, трудятся над своим внутренним человеком, и Господь их благословляет, дает Свою Благодать.