Каждый год 11 декабря на подмосковном полигоне Бутово собирается множество людей, чтобы почтить память Серафима (Чичагова), митрополита Петроградского. Этот день его расстрела. На очередном занятии с воспитанниками детского дома «Ровесник» инокиня Фотиния побеседовала с детьми об этом выдающемся пастыре Русской Православной Церкви XX века.
Леонид Михайлович был потомком двух известнейших адмиралов, дворянин, он был прекрасно образован, владел иностранными языками, занимался живописью и музыкой. Благодаря безупречной службе, он имел много российских и иностранных орденов, ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, внезапно объявляет о решении выйти в отставку. Как он сам вспоминал позже, в поисках ответа на вопрос: «Как жить по-Божьему, по христиански», он пришел к отцу Иоанну Сергиеву. Беседа эта произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению.
Через несколько лет во время поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь, прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». В 37 лет Леонид Михайлович вступил на стезю священнического служения.
Он оставил нам бесценное наследие: описание истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». В годы работы над Летописью» у о. Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути – принять монашество. При постриге в мантию в 1898 г. ему дали новое имя, в честь преп. Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.
В 1905 году был хиротонисан во епископа Сухумского. За время своего служения владыка возглавлял епархии в разных городах: Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с «обновленцами». Его не раз пытались подкупить, но он остался верен святому Патриарху Тихону. За это его не раз подвергали тюремному заключению. Арест 1937 г. оказался для владыки Серафима последним. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».
Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием,, которое произошло в 1902 году. Святитель сам описал это событие: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».
Дети настолько были тронуты жизнеописанием святителя, что потом еще долго рассматривали напечатанную на листе бумаги его икону и, осеняя себя крестным знамением, прикладывались к нему и что-то тихонько просили. Затем, собравшись все вместе, дети с инокиней Фотинией прочитали тропарь и кондак священномученику Серафиму и попросили его о заступничестве и помощи всем попасть в Царствие Небесное.
Вторую часть занятия инокиня Фотиния посвятила теме смирения. Преподобный авва Дорофей учит, что смирение образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям, а затем поясняет: «Тут делается то же, что при обучении наукам и врачебному искусству. Когда кто хорошо выучится им, и будет упражняться в них, то мало-помалу, от упражнения, ученый или врач стяжавают навык, а сказать и объяснить не могут, как они пришли в навык, потому что мало-помалу душа прияла его от упражнения. То же совершается и при приобретении смирения: от делания заповедей образуется некоторый навык смиренный, что не может быть объяснено словами».
Из этого учения преподобного аввы Дорофея становится понятно, что желающий приобрести смирение должен с тщательностью изучать Евангелие, и с такою же тщательностью исполнять все заповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Дети постарались вспомнить все заповеди Господни и побеседовали, как же в повседневной жизни следует исполнять их.
По традиции, всем детям инокиня Фотиния привезла подарки: сладости и теплые вещи.
Леонид Михайлович был потомком двух известнейших адмиралов, дворянин, он был прекрасно образован, владел иностранными языками, занимался живописью и музыкой. Благодаря безупречной службе, он имел много российских и иностранных орденов, ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, внезапно объявляет о решении выйти в отставку. Как он сам вспоминал позже, в поисках ответа на вопрос: «Как жить по-Божьему, по христиански», он пришел к отцу Иоанну Сергиеву. Беседа эта произвела на него настолько сильное впечатление, что с того времени все жизненно-важные решения Леонид Чичагов принимал лишь по его благословению.
Через несколько лет во время поездки в Серафимо-Дивеевский монастырь, прозорливая монахиня вдруг обратилась к нему со словами: «А рукова-то у тебя поповские, даже, пожалуй, митрополичьи». В 37 лет Леонид Михайлович вступил на стезю священнического служения.
Он оставил нам бесценное наследие: описание истории Серафимо-Дивеевского и древнего Спасо-Ефимьего монастыря в Суздале, Зосимовой пустыни, и главный – «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». В годы работы над Летописью» у о. Леонида созрело решение о выборе дальнейшего пути – принять монашество. При постриге в мантию в 1898 г. ему дали новое имя, в честь преп. Серафима Саровского, ставшего его небесным покровителем.
В 1905 году был хиротонисан во епископа Сухумского. За время своего служения владыка возглавлял епархии в разных городах: Орел, Кишинев, Тверь, Петроград. После 1917 г. митрополит Серафим оказался перед выбором: сохранить верность Православной Церкви или пойти на компромисс с «обновленцами». Его не раз пытались подкупить, но он остался верен святому Патриарху Тихону. За это его не раз подвергали тюремному заключению. Арест 1937 г. оказался для владыки Серафима последним. Неизлечимо больного 80-летнего старика обвинили в «инспирировании контрреволюционного заговора».
Ближайшие родственники так и не узнали дату его смерти и место захоронения. Они верили в связь мученической кончины владыки с одним чудесным событием,, которое произошло в 1902 году. Святитель сам описал это событие: «…я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил, наконец, труднейший период собирания и написания материала о преподобном Серафиме, и увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: «Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее». С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: «Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около Вас». Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим».
Дети настолько были тронуты жизнеописанием святителя, что потом еще долго рассматривали напечатанную на листе бумаги его икону и, осеняя себя крестным знамением, прикладывались к нему и что-то тихонько просили. Затем, собравшись все вместе, дети с инокиней Фотинией прочитали тропарь и кондак священномученику Серафиму и попросили его о заступничестве и помощи всем попасть в Царствие Небесное.
Вторую часть занятия инокиня Фотиния посвятила теме смирения. Преподобный авва Дорофей учит, что смирение образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям, а затем поясняет: «Тут делается то же, что при обучении наукам и врачебному искусству. Когда кто хорошо выучится им, и будет упражняться в них, то мало-помалу, от упражнения, ученый или врач стяжавают навык, а сказать и объяснить не могут, как они пришли в навык, потому что мало-помалу душа прияла его от упражнения. То же совершается и при приобретении смирения: от делания заповедей образуется некоторый навык смиренный, что не может быть объяснено словами».
Из этого учения преподобного аввы Дорофея становится понятно, что желающий приобрести смирение должен с тщательностью изучать Евангелие, и с такою же тщательностью исполнять все заповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Дети постарались вспомнить все заповеди Господни и побеседовали, как же в повседневной жизни следует исполнять их.
По традиции, всем детям инокиня Фотиния привезла подарки: сладости и теплые вещи.