вторник, 8 июля 2014 г.

Неужели в раю не надоест любить — целую вечность? Митрополит Афанасий Лимассольский

Нашей главной целью должна быть любовь к Богу. И если мы достигнем этой цели, то все остальное в нашей жизни без труда займет нужное место.
Допустим, у тебя проблемы в семье. И муж, и свекровь так мучают тебя, что в твою голову приходит мысль бросить все и развестись. Но если присмотреться к себе внимательно, то можно увидеть, что причина всех наших несчастий – в нас самих, а именно – в том, что мы не любим Бога. Потому что если бы мы любили Его всем сердцем и понимали бы, что цель нашей жизни – это любовь к Нему, то все наши проблемы, связанные с семьей, здоровьем, работой, деньгами, возрастом, играли бы только положительную роль в соединении с такой любовью.
А то, что мы возмущаемся и стремимся освободиться от своего креста, означает, что с любовью к Богу у нас «нестыковка». Вспомним, что предлагали Господу, когда Он висел на Кресте: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста!» (Мф. 27:40) Какое предложение! И именно такая мысль приходит нам на ум при малейшей трудности. У тебя проблемы в семье, тебе трудно? Давай, разводись!

А еще можно так подумать о человеке, который создает нам какие-то проблемы: «Хоть бы ты умер!» Да, мы можем не принимать этот помысел, когда он приходит нам в голову, но ведь он приходит!

Например, свекровь не делится своими сбережениями, а невестке очень нужны деньги, и вот она думает: «Сколько еще ждать! Хоть бы Господь прибрал свекровь поскорее, в ее-то годы… Зачем она нас мучает? Мы так нуждаемся… Почему бы ей не уйти сейчас?» Вот что приходит человеку в голову, когда он хочет избавиться от своих трудностей. Причем трудности могут быть самыми разными – от проблем с людьми или деньгами до смертельной болезни (например, рака).

Все проблемы причиняют боль. Однако, если смотреть на них правильно, то можно увидеть, что все они имеют прямое отношение к нашей связи с Богом. И если мы не сможем этого понять, то не сможем и справиться с проблемами.

Я вспоминаю нашего старца Иосифа Исихаста, блаженно почившего в 1959 году. Одно время он испытывал множество скорбей из-за некоторых послушников, которых принял к себе. Они совершенно не были приспособлены к жизни в пустыне, где подвизался старец. Руководствуясь любовью, старец возложил на себя исполнение их обязанностей, но в какой-то момент силы оставили его. Он не знал, что делать, и уже был готов или прогнать послушников, или уйти сам. Ему было очень трудно. И вот в какой-то момент, когда старец, пребывая в скорби, молился, он увидел распятого Христа, Который сказал ему: «Неужели ты не можешь выдержать все это ради любви ко Мне?»

В конечном итоге все наши трудности сводятся именно к этому. Проблемы – с супругом, подчиненными, послушниками или соседями, с работой, здоровьем – следует рассматривать сквозь призму нашей связи с Господом. Все это мы должны воспринимать и использовать как некую ступеньку, трамплин – для прыжка навстречу Богу. И когда мы осуществим этот прыжок, то, обернувшись назад, увидим, что самым большим благодетелем в этом деле оказался именно супруг, или свекровь, которая «ела поедом», или еще кто-то, от кого мы в свое время претерпели клевету и унижения.

Старец Паисий говорил, что после нашей смерти, когда наша душа откроет глаза, первое, что мы сделаем, – это с восторгом прославим Бога за все те скорби, которые нам было суждено претерпеть на земле. Потому что тогда мы наконец поймем, что именно эти трудности помогли нам придти к Богу, и что нашими настоящими благодетелями были не те, от кого мы слышали только хорошее, а те, кто говорил нам именно неприятные вещи.

Конечно, это не значит, что последние хотели оказать нам услугу – нет, их грех остался грехом. Но если правильно «использовать» это зло, то оно превратится в мост, по которому мы перейдем в Царствие Небесное.


Например, император Нерон, который был настоящим злодеем и извергом, который убил столько христиан, в то же самое время оказался величайшим «благодетелем» по отношению к Церкви. Это не значит, что он действительно был им, – нет, он был злобным хищником и, вероятно, попал в ад (хотя мы этого не знаем), но он наполнил рай мучениками! Он убивал христиан, они уходили на небо, и у Церкви появлялось множество новых великих святых. То же самое можно сказать и о Калигуле, и о Диоклетиане, и о всех гонителях христиан. Эти люди творили зло – но тот, кто «использовал» их зло в духовное благо, становился святым.

Следовательно, это очень важно – наше отношение к тому, что происходит у нас в жизни. Важно то, как мы определяем свои скорби в контексте нашей связи с Богом. Только помня о Божественной Любви, человек может сказать: «Что ж, ради Любви Господа я потерплю своего супруга (брата, детей или какую-то проблему), независимо от того, виноват ли я в данной ситуации или нет».

Допустив ошибку, ты в любой момент можешь превратить ее как уникальную возможность. Ведь даже страшные грехи и низкие падения, которые, к сожалению, случаются в нашей жизни, мы можем превратить в величайшее благодеяние для самих себя. Если мы относимся к своей греховной ране со смирением и покаянием, она исцеляется и сама превращается в источник смирения, покаяния, искреннего сокрушения и тем самым – благодати. И к этому приводит не сам грех, а наше правильное отношение к нему.

Поэтому, даже негодуя и проявляя нетерпение, нельзя обвинять в своих проблемах других людей, свою работу или еще что-то. Ведь суть проблемы – в том, что на самом деле мы просто не любим Бога всем сердцем. Если бы я, к примеру, любил Его именно так, то с радостью побежал бы ради Него в раскаленных сапогах с забитыми гвоздями, как бегал великомученик Георгий. Он не говорил: «Вот, до чего же злы люди, надевшие на меня эти сапоги! Как им не стыдно! Злодеи, изверги!»

Ничего подобного он не говорил, а напротив, обул эти сапоги с радостью и бегал в них, говоря себе: «Бегай, Георгий! Бегай, чтобы принять в свое сердце желанного тобою Господа!» Мученик не думал о тех, кто обул ему эти сапоги. Он думал о том, как бы поскорее начать ходить в них, потому что видел перед собой желанного им Бога.

Потому и говорит нам апостол Павел: «Братие, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:1).

Нужно смотреть лишь вперед, не отвлекаясь на внешнее, – оно должно быть безразлично для нас. Ведь когда легкоатлет бежит дистанцию, он не смотрит на трибуны. Или когда человек ведет автомобиль, он не глядит по сторонам. И тот, и другой смотрят только вперед, стремясь к своей цели. Таким должен быть и «спортсмен духа».

Такой человек не ищет виновника. Он не думает о том, что его кто-то эксплуатирует или что он – жертва, ведь все проблемы – это лишь повод, ступенька. Он видит перед собой только главную цель, а эта цель – любовь к Богу. Брак, дети (или отсутствие детей), семейные радости (или наоборот, распад семьи), смерть – любое счастье или несчастье должно иметь значение для нас при осознании нашей связи с Богом и цели нашего существования – любви к Нему.

Если осознать и принять это с самого начала, то и при вступлении в брак, и горячо любя свою вторую половинку (что нормально и естественно), мы будем помнить, что все это – лишь шаг на пути к вечности. И муж, и жена, и дети имеют перед собой общую цель, которая превосходит даже цель брака – в ее общепринятом понимании.

Основная цель брака – это не сам брак, не дети и даже не любовь между супругами – потому что бывают браки без любви, бывают браки без детей, а бывает, что брак и вовсе распадается. Цель брака – это любовь к Богу. Сделай свой брак средством к достижению такой любви, твердо держись выбранного курса и ничего не бойся. Ты будешь как спортсмен, который быстро добегает до финиша, занимает первое место и после этого неимоверно счастлив, поскольку достиг цели, достиг того, что ему нужно.

Прочее же всегда будет вызывать у нас ощущение пустоты, потому что так уж создан человек: что бы он ни делал, он нигде не может обрести покой, кроме как в Боге. Только в Нем возможно это ощущение спокойствия и полноты. Все остальное может дать нам такое ощущение лишь частично – ведь даже если у нас все хорошо, все равно чего-то всегда не хватает.

Эту пустоту может заполнить только присутствие Бога, которое не ограничивается общепринятыми в нашем материальном мире схемами. Ни монашество, ни брак сами по себе не дают такой полноты, но они являются средствами к ее достижению – как и миссионерство, и любой другой подвиг. Цель у всего этого – Божия любовь. И если наш подвиг приводит нас к ней, значит, мы достигли своей цели.


Именно поэтому абсолютная полнота – это любовь, но не любовь-идол, а любовь, которой является Бог. И для всех нас, дети мои, любовью должен быть Господь. То есть наша любовь – это Личность, а не идея. Потому я и говорю, что Бог есть Любовь, но любовь сама по себе не является богом. Мы любим не любовь, не свободу, не свои идеи на этот счет – мы любим Бога, любим конкретную Личность, Богочеловеческую Личность Господа нашего Иисуса Христа, Который сделал все для нас.

Путь к Этой Личности лежит через Церковь. Мы – Церковь, и Церковь созидается через Евхаристию. Через Евхаристию нам отдает Себя Христос – в виде Святого Причастия. Соединяясь с Богом и пребывая в Божественной любви, мы становимся с Ним как одно Целое – через Таинства, через Церковь, всем сердцем, всем своим существом. И это чувство – самое великое из всех, которые только может пережить человек. Оно бесконечно и безгранично.

Мы не можем сказать: «Сколько же может продолжаться эта любовь, сколько еще лет? Неужели мы будем любить Бога вечно, и нам это не надоест? Ароматный мед, и тот насыщает быстро. Хватит нам меда, можно выпить и немного уксуса!» Да, так можно было бы говорить, если бы Бог имел границы. Но именно потому, что Он – Бесконечен и Безграничен, человек, погрузившись в эту необъятную динамику, уже никогда не может перестать любить Его. Он не может насытиться любовью к Богу и сказать: «Все, я наелся. Хватит, мне уже надоело, не хочу больше!» В обычной жизни такое вполне может случиться – и самое прекрасное надоедает.

Но в жизни с Господом все по-другому. Бог не утомляет человека. Бог никогда не надоедает, никогда не оставляет в нашем сердце ощущение пустоты, никогда не дает нам почувствовать себя одинокими. Любовь к Богу настолько чудесна, что человек, испытывая ее, постоянно находится в состоянии вдохновения, удивления, готовности непрестанно славословить Бога перед лицом Его Бесконечной и Наполняющей Любви, Которую мы ощущаем, следуя Его заповедям.

Ведь все заповеди Божии, все поучения и советы Святых Отцов нашей Церкви есть не что иное, как лекарство, которое Бог предлагает нам, чтобы наше немощное и страстное «я» исцелилось и начало выполнять свою естественную функцию – любовь. И тогда человек действительно начнет являть собой образ и подобие Божие, став милосердным, как милосерден Отец наш Небесный.

Перевод Елизаветы Терентьевой


Источник: http://www.pravmir.ru/mitropolit-afanasiy-limassolskiy-bog-nikogda-ne-utomlyaet/#ixzz36rcJAEVs