среда, 9 июля 2014 г.

О рассудительности. Архимандрит Клеопа (Илие)

Рассудительность, или дар различения, служит украшением добрых дел, как говорит святой Исаак Сирин: «Всякую вещь красит мера»[1]. Без этой соли духовной всё хорошее портится и превращается в тлен. Это украшение добродетелей стяжается, как говорят святые отцы, бесстрастием.
Итак, когда человек не станет полагаться на свои соображения, а будет следовать во всем наставлениям опытных старцев, он приобретет рассудительность. Чтобы понять, как действует рассудительность, надо вспомнить, что душа делится на три части: есть часть разумная, часть гневная и часть вожделевательная[2].
Способ, каким мы должны с рассудительностью управлять этими тремя частями души и тела нашего, описывает святой Максим Исповедник: «Дадим душе и телу своему то, чего они достойны. То есть разумной части дадим чтение, духовные созерцания и молитву; гневной части дадим духовную любовь, которая противится ненависти; а вожделевательной дадим воздержность и умеренность. Телу же нашему дадим пищи и одежды столько, сколько ему необходимо»[3].

Меру подвига, однако, следует определять по силе каждого. Послушай, что говорит святой Марк Подвижник: «Как медь отличается от железа и железо от хвороста, так отличается одно тело от другого». Один по природе здоров, он может поститься и ничего не есть до вечера, а другой, бедняга, если не поест пару раз в день, свалится и умрет. И именно рассудительность сохранит нас от бросаний в разные крайности. Ведь вред бывает как от чересчур продолжительного поста, так и от перенасыщения чрева, как от чрезмерного бодрствования, так и от многоспания.

Во всем, во всем нам нужно иметь рассудительность, ибо рассудительность – царица добродетелей. Потому что если человек хватается за какой-нибудь подвиг со всей горячностью и при этом не имеет руководителя, то он тут же упадет.

Приходит ко мне сюда как-то один герой и говорит:
– Батюшка, разреши мне читать молитвы святого Василия Великого![4]

– Нет, не читай их, а то бесы вышвырнут тебя отсюда. Тебе ли читать молитвы святого Василия Великого? Он едва успел поступить в монастырь, и я должен разрешить ему читать молитвы святого Василия, потому что он, видите ли, зол на бесов!

– Бедная твоя головушка! А если бы ты знал, как диавол злится на тебя и как хочет поругаться над тобой!

Пришел как-то к святому Варсонофию Великому, великому старцу Палестинскому, один монах и сказал ему:

– Ты позволишь мне проклинать бесов и читать молитвы святого Василия?

– Не проклинай их, ибо великое поругание потерпишь от них! Смирись и говори всем братиям: «Прости меня»! Так ты победишь демонов!

Ведь диавол всё может сделать, только «прости меня» не говорит, ибо впал в гордыню. Только одним ты одолеешь диавола – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу…»

Диавол постится – ведь он никогда не ест, соблюдает девство – он же не женится, бодрствует – а разве он спит когда-нибудь? Значит, ты занят делом, а он сидит зря? Так не бывает. Ты что, думаешь, что обгонишь диавола, если побежишь с ним наперегонки? Да он же в мгновение ока окажется на другом краю земли. Только одним ты его одолеешь – если будешь думать так: «Я прах и пепел, я грешник, я ничего не могу и даже недостоин жить на земле!» Одного лишь смирения боится диавол. Ничего другого он не боится. Ты можешь быть таким ревностным подвижником, каких еще свет не видывал, но если не можешь попросить прощения, то ты поруган им; ты – помело диавола.

Рассудительность нам надо иметь и в беседах, коленопреклонениях, бдении, и в молчании, воздержании от еды, питья и сна, во всех телесных подвигах. Поэтому, братия, да поможет нам милость Божия стяжать чуточку рассудительности, ибо в мире сем много сетей, и всяческих искушений, и недоумений в духовных вопросах. Будем же держаться рассудительности, меры во всем. Лес не боится того, кто доверху нагружает телегу свою дровами, ибо знает, что, когда тот поедет с горы, ось лопнет, конь упадет, ибо дальше бежать не сможет.

Лес боится того, кто каждый день по бревнышку тащит из леса и уносит домой.

Так и враг, он не боится того, кто берет широко, ибо останется не пахано. Понемножку, вот так вот. Понемножку, потихоньку-полегоньку! Вот так и вы приступайте к добродетели – понемножку, чтобы всегда сожалеть, что не сделали большего.

Святой Феодор Студит говорит: «Человек богатеет понемножку и в материальном, и в духовном»[5]. Понемножку. Вот так и вы приступайте к добродетели – понемножку, чтобы всегда сожалеть, что не сделали большего.

Архимандрит Клеопа (Илие)

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

9 июля 2014 года

Перевод выполнен по книге: Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 6. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004. Р. 56–59.

[1] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 1.

[2] Или: мыслительная, раздражительная и вожделевательная части души.

[3] Ср.: Максим Исповедник, святой. Четыре сотни глав о любви. Сотница 4. Гл. 44.

[4] Имеются в виду молитвы свт. Василия на изгнание бесов, входящие в чин отчитки.

[5] Ср.: Феодор Студит, преподобный. Великое оглашение. Ч. 1. Оглашение 63. С. 379.


pravoslavie.ru