воскресенье, 20 июля 2014 г.

Наш сенокос (записки с поля)


Пора сенокоса в обители приходится на июль, традиционно после праздника апостолов Петра и Павла. На Преображенском подворье находится наш скотный двор, на этом же подворье и идет основная заготовка сена. Только одной корове на зиму требуется более двух телег сена, а их на подворье несколько, есть еще телята, козы, овцы, бараны, куры, утки, лошадь. Семья большая, кормить надо всех.
Народная поговорка гласит: «Сенокосный день год кормит». И это так – пропустишь время сенокоса, травы перестоят, а то и начнутся дожди, - животинка останется без корма.

К сенокосу на Руси готовились заранее: стирали белые рубахи и платки. Выходили в поле всей деревней. Вставали с петухами, часа в 4 утра, пока трава еще сочная, покрыта густой росой. Косили бригадами по 5-6 человек. Косари шли друг за другом, нарезая пучки густой травы.

Помню, в детстве любовалась ловкой работой деда, когда он косил траву около дома, и мечтала сама взять косу в руки, попробовать. Конечно, старшие не разрешали, мол, коса - опасное орудие – и сама порежешься, и других покалечишь. Спустя годы мечта позабылась, но Господь всегда исполняет желаемое, даже если сам об этом уже и забываешь. Спустя 14 лет я оказалась на сенокосе.

Косой покосить не пришлось – вручную у нас косят только небольшие делянки, но ворошить, собирать в стожки, грузить и возить на сеновал довелось.

В понедельник сразу после праздника святых апостолов Петра и Павла мы отправились на Преображенское подворье. С погодой повезло. Солнце не скрывалось ни на минуту, температура поднималась до 30, а то и выше. Легкий ветер и палящее солнце – лучшая погода для сенокоса – так сено быстро сохнет и проветривается (но при этом обгорают и наши носы, щеки и руки). Монастырский квас, компот и, конечно же, холодная колодезная вода в тени под елью – главные спутники работы на поле.

Обычно, план на день таков: в 6:30 – полунощница и Божественная Литургия в летней части храма Преображения Господня. Затем сестры собирались на завтрак. Густая простокваша, творог, сметана, молоко, вареные яйца с крупными яркими желтками, - все свое, с коровника, - после такого завтрака любая работа будет ладиться. Около 10 часов все вместе шли за вилами и граблями, а затем на телеге ехали по проселочной дороге в поле.

На сенокосе у каждого свое дело. Накануне священнослужитель Преображенского подворья иеромонах Василиск скосил на тракторе траву. К понедельнику она подсохла.

Большая часть сестер, разбившись по парам, граблями собирала сено в маленькие стожки, мимо этих стожков проезжал трактор с прицепом. Братия Сергиевой пустыни накалывали их длинными вилами и забрасывали в прицеп. Две сестры подгребали оставшееся на земле сено, чтобы ничего не оставалось. Пара других сестер равномерно распределяла в прицепе сено. На первый взгляд, это просто: что такого – травку разбросать?

Но нам, городским, нужно было пристроиться: стожки под ногами все прибавлялись – общая масса росла, поднимаясь на 2-2,5 метра вверх. Нужно быть внимательными, чтобы не уколоть вилами напарницу, успеть утрамбовать слои, распределись сено так, чтобы общая масса не «расползлась» и не упала набок и при этом самой удержать равновесие во время движения трактора.

Нагрузишь машину – и вперед на сеновал. Трактор едет не быстро, чтобы на поворотах не уронить высокую копну, а ты лежишь как в люльке. Вот, они минуты отдыха: можно поудобнее улечься в мягком стоге душистого сена, и с травинкой в зубах любоваться на бездонное синее небо с медленно плывущими резными облачками, среди которых величественно парят соколы.

Приехали. Пока коровницы разгружают прицеп, можно сбегать на речку (хорошо, что она в двух шагах). Вода прозрачная, студеная, обжигает разгоряченную зноем кожу. Окунешься в одежде – и снова в кузов трактора - обратно в поле. В день получалось собрать по 5 – 7 таких прицепов.

Бригада образовалась у нас дружная: подворские сестры, сестры из городской части монастыря, паломники из Москвы и Санкт-Петербурга, братия с Сергиевой пустыни.

Еще одна радость сенокосной недели – совместная трапеза в поле.

«Обед! Все – на обед»: в тени низких березок и молодых сосен сестры разложили широкую белую скатерть, натянули полог от солнца. Это только так кажется, что в жару есть не хочется. Молочная пшеничная каша в казане, румяные оладьи, варенье, бидон простокваши, яйца, помидоры, огурцы, хлеб, печенье, – ну как тут удержаться! А сколько радости у сестер было, когда под вечер в поле вдруг повернула машина о.Николая, который привез с собой пакет с мороженым, – вот уж поистине утешение в знойный день.

Чтобы передохнуть, кто-то из сестер пошел на речку, кто-то – в поле собирать лечебные травы для монастыря, кто-то – в лес за малиной. Другие, открыв молитвослов, уединились в сторонке в тени молодых сосен.

Первая неделя сенокоса подошла к концу. С Божией помощью, удалось набрать около половины сеновала. Осталось нескошенным ближнее поле. Так что, если есть желание присоединиться к сестрам – милости просим!

Послушница Екатерина