Сегодня поводом для выбора темы беседы в детском доме «Ровесник» послужил вопрос самой маленькой воспитанницы. На прошлом занятии семилетняя Алина спросила инокиню Фотинию: «Почему Вы всегда ходите в черном?». Оказалось, что этот вопрос интересен и остальным детям, но они просто не решались его задать, а маленькая Алина спросила. Чтобы более подробно рассказать о цвете одеяния, ин. Фотиния занятие решили посвятить священническим и монашеским облачениям.
Для наглядности инокиня привезла детям лоскутки богослужебных облачений разных цветов из ризничной мастерской монастыря: белый, алый, голубой, черный.. Инокиня рассказала, что облачение священника не только украшает службу, но и имеет глубокий богословский смысл. Детям очень понравились дорогие ткани: парча, бархат, шелк, замша, золотистые и серебристые ленты, стразы. Воспитанники видели облачения лишь издали на богослужении, но так близко рассмотреть и прикоснуться к тканям, рассмотреть орнаменты и прикоснуться к ним им еще не приходилось.
Ин. Фотиния рассказала детям, что каждому празднику на богослужении полагается свой цвет: Богородичные праздники – голубой, службы преподобным – зеленый, мученикам – красный, а затем предложила детям порассуждать, почему именно эти цвета выбраны для почитания. «Ангелы – с белыми крыльями, - рассудили дети, - потому и белый, на Троицу весь храм в березках – значит и облачение зеленое, а мученики за Господа кровь проливали, поэтому цвет красный». Инокиня дополнила рассуждения воспитанников: белый цвет содержит в себе весь спектр цветов, на которые он как бы разлагается, поэтому он не просто один из многих других цветов, но есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Черный цвет - как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. Именно поэтому во время Великого поста облачения священнослужителей – черные. По той же причине и цвет облачения монашествующих – черный. Инокиня привела в пример слова святых отцов: «Подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2, 3), облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению апостола Павла (Ефес. 6, 11)». Кроме того, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что красивая, яркая одежда не подходит для плачущих о своей умершей душе.
Потому и темны одежды монаха, что он помнит о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной - нетленной жизни, к которой и стремится усильно. Таким образом, черный цвет всей монашеской одежды совсем не случаен.
Вторую часть занятия инокиня посвятила чтимому в этот день святому преподобному Савве Освященному. Инокиня рассказала детям житие святого, о том, что основанный им монастырь существует и по ей день, рассказала о строгой уставной жизни в этой обители.
В конце занятия дети вместе с инокиней помолились преподобному Савве.
Все ребята получили сладкие подарки, а подростки – парфюмерные наборы.
Для наглядности инокиня привезла детям лоскутки богослужебных облачений разных цветов из ризничной мастерской монастыря: белый, алый, голубой, черный.. Инокиня рассказала, что облачение священника не только украшает службу, но и имеет глубокий богословский смысл. Детям очень понравились дорогие ткани: парча, бархат, шелк, замша, золотистые и серебристые ленты, стразы. Воспитанники видели облачения лишь издали на богослужении, но так близко рассмотреть и прикоснуться к тканям, рассмотреть орнаменты и прикоснуться к ним им еще не приходилось.
Ин. Фотиния рассказала детям, что каждому празднику на богослужении полагается свой цвет: Богородичные праздники – голубой, службы преподобным – зеленый, мученикам – красный, а затем предложила детям порассуждать, почему именно эти цвета выбраны для почитания. «Ангелы – с белыми крыльями, - рассудили дети, - потому и белый, на Троицу весь храм в березках – значит и облачение зеленое, а мученики за Господа кровь проливали, поэтому цвет красный». Инокиня дополнила рассуждения воспитанников: белый цвет содержит в себе весь спектр цветов, на которые он как бы разлагается, поэтому он не просто один из многих других цветов, но есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Черный цвет - как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства. Именно поэтому во время Великого поста облачения священнослужителей – черные. По той же причине и цвет облачения монашествующих – черный. Инокиня привела в пример слова святых отцов: «Подобно тому, как воины, поступая на военную службу, оставляют прежние свои одежды и облекаются в воинские, так и монах, как добр воин Иисус Христов (2 Тим. 2, 3), облекается в особые одежды, как бы во вся оружия Божия, по выражению апостола Павла (Ефес. 6, 11)». Кроме того, черное монашеское облачение является и символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что красивая, яркая одежда не подходит для плачущих о своей умершей душе.
Потому и темны одежды монаха, что он помнит о смерти и о вечном плаче, живет не здешней жизнью, но жаждет иной - нетленной жизни, к которой и стремится усильно. Таким образом, черный цвет всей монашеской одежды совсем не случаен.
Вторую часть занятия инокиня посвятила чтимому в этот день святому преподобному Савве Освященному. Инокиня рассказала детям житие святого, о том, что основанный им монастырь существует и по ей день, рассказала о строгой уставной жизни в этой обители.
В конце занятия дети вместе с инокиней помолились преподобному Савве.
Все ребята получили сладкие подарки, а подростки – парфюмерные наборы.