Архимандрит Захария (Захару) – известный современный богослов, духовник Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в Англии, основанного архимандритом Софронием (Сахаровым). Отец Захария подвизался рядом со старцем Софронием более двадцати лет и перевел его книги на греческий язык, а также написал свои собственные, некоторые из которых переведены на русский язык («Христос как путь нашей жизни», «Сокровенный сердца человек»). Портал Православие.Ru публикует перевод лекции отца Захарии, с которой он выступил 5 сентября 2015 года перед православной молодежью Румынии, куда он приехал по личному приглашению Румынского Патриарха Даниила.
Тема, которую я предлагаю вашему вниманию нынешним вечером, – это связь с Богом как фундамент нашей связи с ближним.
В жизни человека наиболее важное значение имеют два периода: возраст молодости, когда человек закладывает прочный фундамент всего своего пребывания на земле – так, чтобы выкупить за свои годы богатство вечности, – и затем возраст старости, запечатывающий добродетель и благочестие его жизни тем венцом праведности, который Господь Иисус Христос, Праведный и Вечный Судия, воздаст возлюбившим Его Пришествие на землю и чтившим Его Евангелие.
В молодости человек исполнен энтузиазма, полон ревности о свете познания, жаждет совершенства, совершенствования и, более всего, завязывает с себе подобными, со своим ближним связи, которые способны выявить ценность его естественных, природных дарований. И если человек не переставая старается мудро искупать время жизни сей, получая взамен нетленную благодать, тогда старость его будет вдохновлена ревностью о тамошнем мире, которого чает его сердце и которого он спешит достигнуть. Она [старость] будет украшена вышеестественными дарами и одушевлена живым упованием на милосердные объятия Отца щедрот и Бога всяческого утешения.
Нынешним вечером мне хотелось бы, чтобы мы немного остановились на связях с себе подобными – предмете, весьма занимающим всех юных, но на самом деле – всех людей. Чтобы эти связи были созидательными и животворными, должны быть выполнены определенные условия.
Закладывающий связь с другим человеком должен ясно знать свои истоки, равно как и свою цель и предназначение. Бог сотворил человека из ничего и непосредственно Сам, взяв прах земной Своими собственными руками и вдохнув в лицо его дыхание жизни. Бог поселил человека в раю сладости и дал ему заповедь, с целью помочь ему сохранить смирение и не переходить пределов своего тварного естества. Только так он мог оставаться в живой связи со своим Создателем и в конце исполнить свое высокое предназначение – достигнуть духовного совершенства.
Пока человек соблюдал заповедь, он пользовался близостью связи с Богом и всегда пребывал в Его присутствии, исполненный признательности, мира и сладости смиренной любви. В свете лица Божия Адам имел и гармоничные отношения с Евой, что умножало его радость и вдохновение. Адам считал Еву самой жизнью своей и дороже всего окружавшего его в раю. Поэтому, воздавая Богу благодарение за нее, за помощь, поданную ему, он говорил: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2: 23).
Адам воспринимал Еву как тело от тела его, и они были так чисты друг перед другом, что хотя и были оба наги, но были лишены всякой страсти и не стыдились. Немного времени спустя, однако, Адам и Ева дали соблазнить себя искушению врага соделаться богами и отвергли заповедь Создателя, что поколебало их связь с Богом, а также связь между ними. Явившись беззаконным и преступником заповеди, Адам лишился также ощущения щедрости и дружбы Божией, имевшегося у него прежде, когда он говорил с Ним лицом к лицу.
Тогда, будучи виновны оба, Адам и Ева спрятались от лица Господа Бога посреди деревьев рая. Нарушение заповеди отстранило первозданных от Создателя и исполнило их страха смерти, вошедшей в их жизнь как справедливое возмездие за грех, как предупреждал их Благий Бог с самого начала.
Однако и между ними уже не стало прежней невинности и общения любви. Когда Бог кротко потребовал от них ответа за их поступок, они оба восстали против Него, осудив Его как виновного в их трагедии, и каждый более не видел в другом саму жизнь свою, как прежде, а одну лишь причину смерти.
Отслеживая историю человечества, как представляет ее нам Писание, мы видим, что связи между людьми становятся всё более трагичными. Некогда сын Адама Каин принес Богу нечистую жертву, и потому Бог не благоволил в нем. Тогда, гонимый завистью и убийственной ненавистью, он лишил жизни брата своего. И поскольку весь род человеческий жил теперь под властью страха смерти, то в силу любви к себе он в борьбе за выживание делал не что иное, как разрушал себя сам и, пребывая в этом самообмане, приходил в состояние всяческого беззакония.
За долгие столетия, истекшие затем, лишь нескольким праведникам удалось сохранить в себе некоторые черты ведения Бога, имевшегося у первозданных в раю. Они сохранили в совести своей немного от того света благоговения, которое подобает иметь к Богу, и это придало им силу подвизаться, чтобы установить связь, благоугодную Ему. В свете этой связи им дано было пророчески познать состояния, предвозвещавшие благодать и истину, имевшие снизойти с небес в исполнение времен.
Патриарх Иаков был одним из ветхозаветных праведников, чья жизнь может послужить нам примером. Скитаясь по пустыне и претерпев там много зол, праведный Иаков захотел вернуться в дом отца своего, Исаака. Но оказался перед страшной дилеммой: если останется в пустыне, он не сможет выжить, а если вернется в дом свой, то не избежит убийственной суровости и ярости брата своего, Исава.
По-человечески выйти из этого тупика было невозможно, и тогда, преисполненный печали, он обратился к Богу в молитве. Он всю ночь стоял, смиряя себя, чтобы обрести благодать пред Господом. На рассвете же Иаков ощутил приближение Бога и усилил молитву, говоря, что не оставит Его, покуда не получит от Него благословения. И Бог стал говорить Иакову, преподав ему очень важное слово: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).
На следующий день, покрываемый печатью благословения Божия, полученного им, Иаков пошел навстречу Исаву. Хотя тот раньше преследовал его с большим войском, чтобы убить, но теперь обнял и, пав ему на шею, поцеловал и заплакал. Так они снова связались братской любовью. И, как свидетельствует Писание, благословение Божие на Иакове было столь сильно, что, когда он увидел лицо Исава, ему показалось, будто он видит лицо Божие (см.: Быт. 33: 10).
Однако Иаков удостоился этого благословения лишь после того, как боролся с Господом на молитве всю ночь и смирил себя до конца. Смирил он себя, однако, и перед Исавом, ибо, приступив к нему, поклонился ему семижды до земли. Бог ответил на смирение, с каким Иаков боролся на молитве, преподав ему слово, ставшее для него основанием и законом, держащим и укрепляющим всякую связь, делая ее приносящей нетленные и непреходящие плоды в вечности: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).
Пророк Иоиль также преподает нам назидательное слово, просвещающее наш ум и укрепляющее сердце на то, чтобы мы установили совершенную связь с Богом и всем творением. Он говорит: «Засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; и более того, радость стала поношением для сынов человеческих» (ср.: Иоил. 1: 12).
Согласно словам пророка, есть только одна радость, заслуживающая нашего почитания, и это радость, проистекающая от Самого Бога, ведь только она совершенна и полна. Будучи дарована Богом, она действует Духом Святым. Этой бесценной радости мы воздаем должную честь, когда храним свою жизнь и совесть чистыми посредством соблюдения заповедей. Тогда сердце получает силу с дерзновением и страхом стоять пред лицем Христа, воздающего ему покоем примирения с Богом и утешением Его негиблющим, что подает душе уверение в ее спасении в вечности.
Святая и полная радость, которую обетовал Христос рабам Своим, вдыхает в них страх и мудрость не полагаться на себя самих, а оставаться в пределах своего тварного естества и уметь использовать всю ту радость и утешение, которые может предложить им творение во славу Божию и во освящение души. Но когда люди делают поносной радость истинную и непорочную, проистекающую от Бога, тогда все прочие источники естественной радости иссякают и уже не могут доставить им утешения, будучи лишены живодательной благодати Божией. Они приносят тоску самолюбия и семя тления и смерти. Напротив, если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости и становятся прочными и полными созидательного вдохновения.
Но когда человек излишне полагается на них [связи], тогда они сами закрывают ему путь к стяжанию вышеестественных даров, которые подает Бог по Своей благости и милосердию.
Это же мы констатируем и применительно к нашим отношениям с другими. Без прочного фундамента нашей священной связи с Богом отношения с подобными нам будут слабыми, хрупкими и готовыми в любое время распасться и превратиться в неиссякающий источник боли и мучений. Потому и Господь говорит, что всякий мудрый человек, постигший тайну Царствия Божия, выносит из сокровищницы своей старое и новое (см.: Мф. 13: 52). Иными словами, он делает так, чтобы свойства его падшего человеческого естества, то есть старое, служили умножению вышеестественных даров, то есть нового, которых удостаивает его Бог на пути духовного обновления во славу Его и во спасение всех людей.
Конечно, всё бывшее с древними было не чем иным, как тенями, которые Бог имел прояснить нам в последние дни.
В личности Господа Иисуса нам открылась абсолютная истина, и мы познали совершенную связь с Богом и ближним. Во время пребывания Своего во плоти Христос открыл нам связь совершенной любви в лоне Святой Троицы. Сын открывает и прославляет Имя Отца Небесного, Отец прославляет Сына и свидетельствует, что Сын пребывает весь в Отце, что Отец пребывает весь в Сыне и что Он – Сын Его любви, в Котором Он благоволил.
Сын прославляет Отца, и Отец прославляет Сына, и это Он делает тотчас, естественным образом. А Дух Святой исходит от Отца, почивает в Сыне и прославляет Его, делает жизнь Сына известной и наставляет учеников Христовых на всякую истину, то есть на полноту Божественной любви.
Христос открыл нам Свою Божественную Личность через связь с Отцом Небесным, соблюдая Его заповедь и повинуясь ей и пребывая, таким образом, всецело в Его любви, а по отношению к человеку Он также явил любовь совершенную: любя Своих в мире, Он до конца возлюбил их (см.: Ин. 13: 1). Чтобы мир узнал, что Его любовь – как к Богу, так и к человеку, – истинна и совершенна, Христос пошел путем страданий и распятия на Голгофе. Он сошел в гроб и еще глубже, в преисподнейшие части земли, чтобы наполнить всё творение Своим Божественным присутствием и чтобы мы могли, таким образом, встретить Его на всяком месте и во всяком обстоятельстве нашей жизни. Будучи невиновным и безгрешным, Он соделался за нас клятвою, чтобы Своей смертью и воскресением примирить нас с Отцом Небесным, а вознесением превыше небес подавать нам дары Святого Духа.
Сей дивный Бог дал нам заповедь следовать Его примеру, если мы хотим стать Его вечным достоянием. Он смирил Себя и соделался Служителем нашего спасения, предав жизнь Свою ради искупления, дабы избавить всего человека от смерти греха.
Мы знаем, что Евангелие Христово не было получено от человека и оно не по человеку. Господь Сам уверяет нас, что без Него мы не можем совершить ни одного доброго дела. Поэтому, как Он показал Никодиму, мы должны родиться свыше, чтобы постигнуть Его тайны, исполнить Его заповеди и стать, таким образом, пригодными для Царствия Божия. Мы понимаем, таким образом, что в том состоянии, в каком мы находимся, ничто не может помочь нам исполнить наше высокое предназначение – стать сынами Царствия: ни суета мира, в котором мы живем, ни преходящие успехи человеческого разума. Более того: и мы сами не имеем достаточного света в уме и силы в сердце, чтобы отвергнуть всю скверну и обилие зла, которые носим внутри себя, и подняться над отгораживающими нас стенами.
Мы не в состоянии находиться в присутствии Бога, чтобы таким образом получить от Него дар Духа Святого и стать новой тварью, которая может совершать всякое доброе дело и иметь благоугодную связь с себе подобными. Мы будем блаженны, однако, если, убедившись в своей нищете и ничтожестве, обратимся к Богу, поняв, какой чести Он удостоил нас, обратив к нам Свои заповеди и обетования.
Как свидетельствует нам Евангелие Христово, тем, которые приняли Его, которые веруют во имя Его, Он дал власть соделаться чадами Божиими (ср.: Ин. 1: 12). Когда человек принимает слово Христово, Он обновляет всё его существо. Будучи семенем Божиим в человеке, слово утверждается внутри него как закон его жизни и более не позволяет ему грешить, потому что он рожден от Бога. Человек, заново рожденный, получает другой ум, а именно ум Христов, а также другое разумение – то, которое есть во Христе Иисусе. Таковой получает новое сердце, в котором Христос вселяется верою. Иными словами, он поднимается до подобия с Христом и исполняет свое предназначение.
Таким образом человек стяжает ум Христов. Это значит, что он понимает замысел Бога о каждой душе и вдохновенно и ревностно желает соработничать с Богом в великом служении возрождения сынов Царствия. Он осознаёт честь и милость, какими осыпает его Создатель, когда посещает его с вечера до утра и с утра до вечера. Он понимает теперь, каков смысл каждого человека, и потому никогда не дерзает соблазнить одного из малых сих, то есть братий его, поскольку у них имеется то же предназначение, что и у него.
Как Христос носил в сердце Своем всё человечество, молился за всех в кровавом поту в саду Гефсиманском, страдал, распялся и воскрес за спасение мира, вознесся на небеса, где ходатайствует теперь за всего Адама, так же и человек, заново родившийся, любит Бога всем сердцем своим и молится о спасении всех, как о собственном спасении. И опять же, как Христос стал новым Адамом, в лице Которого всё исполнилось, так же и верующий, познав рождение свыше, становится другим Адамом, другим центром всего творения, которое он приводит пред Бога в горячей молитве. Такому человеку невозможно не почитать ближнего.
Я сказал, что человек, возрожденный духовно, стяжает ум Христов. Как указывает святой апостол Павел, этот ум предполагает священное соревнование между верующими Христовыми: кто из них, отвергнув свою волю, более смирится перед другим, кто из них сочтет более почтенным и возлюбит другого больше, чем себя. На самом деле это свойства смирения и любви, которые явил Христос, когда пришел на землю, не чтобы Ему служили, а чтобы Он послужил и отдал душу Свою для искупления многих (см.: Мк. 10: 45).
Верующие тоже приобретают эти свойства, когда они заново рождены Отцом будущего века (см.: Ис. 9: 6), Начальником и Совершителем спасения нашего, Господом Иисусом Христом. Основанные на подобном понимании и подобных жизненных принципах, связи чад Божиих тоже начнут нести в себе залог рая еще в этой жизни.
Я сказал также, что заново рожденные стяжают сердце, в котором Христос вселяется верою. Согласно библейской антропологии и православному Преданию, сердце человека – это центр его личности. В сердце совершается выбор и в сердце принимаются все его решения. Там ему открывается Бог, и там Он благоволит вселиться. Там человек прикасается к Богу и Богом получает чувство общности со всем родом человеческим. Бог делает сердце подножием ног Своих и расширяет его благодатью Своей, чтобы оно могло объять небо и землю.
Носящий внутри себя священное расширение сердца никогда не обидит ближнего – зная, что это изуродует его душу, – но будет воспринимать его как саму жизнь свою. И связи, которые подобный человек установит с другими, так же как и слова, которые он произнесет, будут извещать благодатью сердца окружающих. Он ведает великую тайну духовной жизни: не нужно ничего, как только преподнести Господу сердце смиренное, чтобы Он соделал его сердцем чистым, в котором никогда не исчезают следы присутствия Бога и которое может преселиться туда, где обретается сокрытым сокровище его.
У человека, угодного Богу, есть два врага, которых он остерегается: гордость и отчаяние. Он остерегается гордости, зная, что она остужает сердце и лишает его силы любить. Гордый настолько полон собой, что в нем не вмещается ничего иного и он остается совершенно закрытым для других. Верующий остерегается и отчаяния, ведь оно представляет Бога спасения бессильным победить зло внутри нас и толкает его, таким образом, на тяжкий грех богохульства. В сердце тогда иссушается жизнь, и оно уже не может общаться ни с Богом, ни с другими людьми.
От этих двух напастей, то есть гордости и отчаяния, избавляет нас смирение. Как соль не дает пище испортиться и придает ей вкус, так и смирение хранит любовь всегда свежей и живой. Оно придает сердцу благоухание, угодное пред Господом, и сподобляет его стать храмом Божиим и обителью Духа Святого.
Как Христос прежде сошел в преисподние места земли и затем уже вознесся превыше всех небес (см.: Еф. 4: 9–10), так и любовь смиренная ставит ступени или восходы в сердце человека. По тем же ступеням, по которым ступал Христос, чтобы сойти к человеку, ступает и человек, чтобы подняться к Богу. Тогда, водимый Духом Божиим, человек бросает всякое дело греховное, очищает душу свою от всех мыслей и желаний, противных Богу, исцеляется от заразы греха, умножает в себе ревность о небесном, совершает дела, благоугодные Богу, и проникает в священную широту любви Божественной, Отца и Сына и Святого Духа, восходит от силы в силу (см.: Пс. 83: 8), становится чадом и наследником Божиим и сонаследником Христу.
Бог знал, что никто не мог сам получить всю полноту даров Его, и потому не оставил человека, опустошенного грехом, каким он был, но послал в мир Единородного Сына Своего, Который создал Себе Тело в истории, то есть Церковь Его, которой Он передал всю славу и совершенство даров Своих. Мы становимся членами Церкви через покаяние и веру в слово Христово, покоряя ум свой и сердце Его спасительной воле.
Каждому верующему, который кается, подается отдельный дар Святого Духа. Этот дар есть связь, которая держит нас соединенными с дивным Телом Христовым и делает нас причастниками даров всех остальных членов совершенного общения благодати: святых на небесах, избранных Божиих на земле. Душа обогащается от этого причащения между Богом и человеком, оно является для нее исходной точкой, которая ведет ее и незаблудно хранит на пути истины, открытом нам Христом.
Связи между членами Тела отличаются тем, что они несут в себе печать любви, действующей в той мере, в какой мы исполняем заповеди Христовы. Внутри этого Тела, по слову апостола, мы внимаем друг другу, чтобы поощрять к любви и добрым делам (см.: Евр. 10: 24). Духовное совершенство возможно только внутри Тела Церкви, [через] подаяние даров всем членам его. То же самое утверждает и апостол, когда говорит, что только вместе со всеми святыми мы сможем понять, что есть широта и долгота, глубина и высота любви Христовой (см.: Еф. 3: 18–19).
В меньшем масштабе, мы видим, то же духовное возрастание совершается и в гармоничной связи во Христе между мужчиной и женщиной, когда они оба стараются со смирением восполнить свои дары и таким образом достигнуть любви, не ищущей своего, единственной путеводящей их в Царство Небесное.
В связях и общении с Богом и прочими людьми, в которых нам нужно стараться исполнить свое предназначение, большое значение имеет свобода личности. Что касается Бога, то Его свобода абсолютна, поскольку Он может творить из ничего. Бог ничего не лишен и не нуждается ни в чем. При всем том от полноты любви Своей он не только создал человека, но и, для его спасения, смирил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7), и не преминул сойти до ада преисподнего.
Чем больше человек старается жить без греха, тем больше он высвобождается из-под завалов страстей. Никто не может принудить Бога, но и Он не навязывает Своей воли Своим мыслящим творениям. Также и человек, обретший благодать пред Богом, не хочет ограничивать свободы ни одному смертному, но он и не хочет также, чтобы его дух пребывал под владычеством другого. Он ищет уподобиться Христу, Который победил мир любовью Своей смиренной и привлекает к Себе по доброй воле всех, которые волею и во всецелой свободе соглашаются следовать Ему.
Свобода, которой ищет человек, рожденный от духа, не политическая и не общественная, а исключительно духовная – свобода сердца. Чем более он освящается, тем более свободным становится. Святость, таким образом, не является нравственным принципом, а исключительно и всецело духовным, онтологическим. Святой не тот, кому удалось иметь безупречное поведение с нравственной точки зрения, а тот, кто соблюдает слово Христово, собирая в себе благодать Святого Духа.
Когда сердце человека начинает открываться благодати, она вселяется в нем. И поскольку оно – сам корень его существа, то, когда благодатию человек становится владыкой своего сердца, он становится владыкой и всего своего естества. Таким образом, он созидает храм Божий в душе своей. Он свободен и более не хочет грешить не по той причине, что грех запрещен или неуместен с нравственной точки зрения, а потому, что он не хочет разрушать храма Божия, имеющегося внутри него.
Если мы хотим иметь живую связь с Богом, то есть любить Его всем сердцем и всегда пребывать в Его присутствии, нам необходимо сердце чистое, свободное и незанятое. А сердце становится свободным тогда, когда мы истребляем в нем закон греха покаянием, а заповеди Бога становятся единственным законом нашего существа. Душе тогда подается состояние совершенства и любви Божественной, в которой оно познаёт непрестанную молитву к Богу и посредством нее – любовь к ближнему.
Подобная молитва подтверждает, что человек – образ и подобие Божие, почитающий и любящий в то же время и ближнего. Слово Божие вдыхает в нас желание ставить братий наших на первое место и считать их выше себя самих. Любовь к слову Его держит нас неуклонно на суровом пути Его воли. Таким образом, для нас слово Божие остается всегда словом крестным, от изобилия духовной жизни ведущим нас к свободе бесстрастия, подавая мир существу нашему.
Архимандрит Захария (Захару)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Roman orthodox in Franta
Тема, которую я предлагаю вашему вниманию нынешним вечером, – это связь с Богом как фундамент нашей связи с ближним.
В жизни человека наиболее важное значение имеют два периода: возраст молодости, когда человек закладывает прочный фундамент всего своего пребывания на земле – так, чтобы выкупить за свои годы богатство вечности, – и затем возраст старости, запечатывающий добродетель и благочестие его жизни тем венцом праведности, который Господь Иисус Христос, Праведный и Вечный Судия, воздаст возлюбившим Его Пришествие на землю и чтившим Его Евангелие.
В молодости человек исполнен энтузиазма, полон ревности о свете познания, жаждет совершенства, совершенствования и, более всего, завязывает с себе подобными, со своим ближним связи, которые способны выявить ценность его естественных, природных дарований. И если человек не переставая старается мудро искупать время жизни сей, получая взамен нетленную благодать, тогда старость его будет вдохновлена ревностью о тамошнем мире, которого чает его сердце и которого он спешит достигнуть. Она [старость] будет украшена вышеестественными дарами и одушевлена живым упованием на милосердные объятия Отца щедрот и Бога всяческого утешения.
Нынешним вечером мне хотелось бы, чтобы мы немного остановились на связях с себе подобными – предмете, весьма занимающим всех юных, но на самом деле – всех людей. Чтобы эти связи были созидательными и животворными, должны быть выполнены определенные условия.
Закладывающий связь с другим человеком должен ясно знать свои истоки, равно как и свою цель и предназначение. Бог сотворил человека из ничего и непосредственно Сам, взяв прах земной Своими собственными руками и вдохнув в лицо его дыхание жизни. Бог поселил человека в раю сладости и дал ему заповедь, с целью помочь ему сохранить смирение и не переходить пределов своего тварного естества. Только так он мог оставаться в живой связи со своим Создателем и в конце исполнить свое высокое предназначение – достигнуть духовного совершенства.
Пока человек соблюдал заповедь, он пользовался близостью связи с Богом и всегда пребывал в Его присутствии, исполненный признательности, мира и сладости смиренной любви. В свете лица Божия Адам имел и гармоничные отношения с Евой, что умножало его радость и вдохновение. Адам считал Еву самой жизнью своей и дороже всего окружавшего его в раю. Поэтому, воздавая Богу благодарение за нее, за помощь, поданную ему, он говорил: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2: 23).
Адам воспринимал Еву как тело от тела его, и они были так чисты друг перед другом, что хотя и были оба наги, но были лишены всякой страсти и не стыдились. Немного времени спустя, однако, Адам и Ева дали соблазнить себя искушению врага соделаться богами и отвергли заповедь Создателя, что поколебало их связь с Богом, а также связь между ними. Явившись беззаконным и преступником заповеди, Адам лишился также ощущения щедрости и дружбы Божией, имевшегося у него прежде, когда он говорил с Ним лицом к лицу.
Тогда, будучи виновны оба, Адам и Ева спрятались от лица Господа Бога посреди деревьев рая. Нарушение заповеди отстранило первозданных от Создателя и исполнило их страха смерти, вошедшей в их жизнь как справедливое возмездие за грех, как предупреждал их Благий Бог с самого начала.
Однако и между ними уже не стало прежней невинности и общения любви. Когда Бог кротко потребовал от них ответа за их поступок, они оба восстали против Него, осудив Его как виновного в их трагедии, и каждый более не видел в другом саму жизнь свою, как прежде, а одну лишь причину смерти.
Отслеживая историю человечества, как представляет ее нам Писание, мы видим, что связи между людьми становятся всё более трагичными. Некогда сын Адама Каин принес Богу нечистую жертву, и потому Бог не благоволил в нем. Тогда, гонимый завистью и убийственной ненавистью, он лишил жизни брата своего. И поскольку весь род человеческий жил теперь под властью страха смерти, то в силу любви к себе он в борьбе за выживание делал не что иное, как разрушал себя сам и, пребывая в этом самообмане, приходил в состояние всяческого беззакония.
За долгие столетия, истекшие затем, лишь нескольким праведникам удалось сохранить в себе некоторые черты ведения Бога, имевшегося у первозданных в раю. Они сохранили в совести своей немного от того света благоговения, которое подобает иметь к Богу, и это придало им силу подвизаться, чтобы установить связь, благоугодную Ему. В свете этой связи им дано было пророчески познать состояния, предвозвещавшие благодать и истину, имевшие снизойти с небес в исполнение времен.
Патриарх Иаков был одним из ветхозаветных праведников, чья жизнь может послужить нам примером. Скитаясь по пустыне и претерпев там много зол, праведный Иаков захотел вернуться в дом отца своего, Исаака. Но оказался перед страшной дилеммой: если останется в пустыне, он не сможет выжить, а если вернется в дом свой, то не избежит убийственной суровости и ярости брата своего, Исава.
По-человечески выйти из этого тупика было невозможно, и тогда, преисполненный печали, он обратился к Богу в молитве. Он всю ночь стоял, смиряя себя, чтобы обрести благодать пред Господом. На рассвете же Иаков ощутил приближение Бога и усилил молитву, говоря, что не оставит Его, покуда не получит от Него благословения. И Бог стал говорить Иакову, преподав ему очень важное слово: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).
На следующий день, покрываемый печатью благословения Божия, полученного им, Иаков пошел навстречу Исаву. Хотя тот раньше преследовал его с большим войском, чтобы убить, но теперь обнял и, пав ему на шею, поцеловал и заплакал. Так они снова связались братской любовью. И, как свидетельствует Писание, благословение Божие на Иакове было столь сильно, что, когда он увидел лицо Исава, ему показалось, будто он видит лицо Божие (см.: Быт. 33: 10).
Однако Иаков удостоился этого благословения лишь после того, как боролся с Господом на молитве всю ночь и смирил себя до конца. Смирил он себя, однако, и перед Исавом, ибо, приступив к нему, поклонился ему семижды до земли. Бог ответил на смирение, с каким Иаков боролся на молитве, преподав ему слово, ставшее для него основанием и законом, держащим и укрепляющим всякую связь, делая ее приносящей нетленные и непреходящие плоды в вечности: «Поскольку ты был силен с Богом, то и с людьми будешь силен» (ср.: Быт. 32: 28).
Пророк Иоиль также преподает нам назидательное слово, просвещающее наш ум и укрепляющее сердце на то, чтобы мы установили совершенную связь с Богом и всем творением. Он говорит: «Засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; и более того, радость стала поношением для сынов человеческих» (ср.: Иоил. 1: 12).
Согласно словам пророка, есть только одна радость, заслуживающая нашего почитания, и это радость, проистекающая от Самого Бога, ведь только она совершенна и полна. Будучи дарована Богом, она действует Духом Святым. Этой бесценной радости мы воздаем должную честь, когда храним свою жизнь и совесть чистыми посредством соблюдения заповедей. Тогда сердце получает силу с дерзновением и страхом стоять пред лицем Христа, воздающего ему покоем примирения с Богом и утешением Его негиблющим, что подает душе уверение в ее спасении в вечности.
Святая и полная радость, которую обетовал Христос рабам Своим, вдыхает в них страх и мудрость не полагаться на себя самих, а оставаться в пределах своего тварного естества и уметь использовать всю ту радость и утешение, которые может предложить им творение во славу Божию и во освящение души. Но когда люди делают поносной радость истинную и непорочную, проистекающую от Бога, тогда все прочие источники естественной радости иссякают и уже не могут доставить им утешения, будучи лишены живодательной благодати Божией. Они приносят тоску самолюбия и семя тления и смерти. Напротив, если в нашей жизни царит радость Божия, тогда и связи с подобными нам делаются источником радости и становятся прочными и полными созидательного вдохновения.
Но когда человек излишне полагается на них [связи], тогда они сами закрывают ему путь к стяжанию вышеестественных даров, которые подает Бог по Своей благости и милосердию.
Это же мы констатируем и применительно к нашим отношениям с другими. Без прочного фундамента нашей священной связи с Богом отношения с подобными нам будут слабыми, хрупкими и готовыми в любое время распасться и превратиться в неиссякающий источник боли и мучений. Потому и Господь говорит, что всякий мудрый человек, постигший тайну Царствия Божия, выносит из сокровищницы своей старое и новое (см.: Мф. 13: 52). Иными словами, он делает так, чтобы свойства его падшего человеческого естества, то есть старое, служили умножению вышеестественных даров, то есть нового, которых удостаивает его Бог на пути духовного обновления во славу Его и во спасение всех людей.
Конечно, всё бывшее с древними было не чем иным, как тенями, которые Бог имел прояснить нам в последние дни.
В личности Господа Иисуса нам открылась абсолютная истина, и мы познали совершенную связь с Богом и ближним. Во время пребывания Своего во плоти Христос открыл нам связь совершенной любви в лоне Святой Троицы. Сын открывает и прославляет Имя Отца Небесного, Отец прославляет Сына и свидетельствует, что Сын пребывает весь в Отце, что Отец пребывает весь в Сыне и что Он – Сын Его любви, в Котором Он благоволил.
Сын прославляет Отца, и Отец прославляет Сына, и это Он делает тотчас, естественным образом. А Дух Святой исходит от Отца, почивает в Сыне и прославляет Его, делает жизнь Сына известной и наставляет учеников Христовых на всякую истину, то есть на полноту Божественной любви.
Христос открыл нам Свою Божественную Личность через связь с Отцом Небесным, соблюдая Его заповедь и повинуясь ей и пребывая, таким образом, всецело в Его любви, а по отношению к человеку Он также явил любовь совершенную: любя Своих в мире, Он до конца возлюбил их (см.: Ин. 13: 1). Чтобы мир узнал, что Его любовь – как к Богу, так и к человеку, – истинна и совершенна, Христос пошел путем страданий и распятия на Голгофе. Он сошел в гроб и еще глубже, в преисподнейшие части земли, чтобы наполнить всё творение Своим Божественным присутствием и чтобы мы могли, таким образом, встретить Его на всяком месте и во всяком обстоятельстве нашей жизни. Будучи невиновным и безгрешным, Он соделался за нас клятвою, чтобы Своей смертью и воскресением примирить нас с Отцом Небесным, а вознесением превыше небес подавать нам дары Святого Духа.
Сей дивный Бог дал нам заповедь следовать Его примеру, если мы хотим стать Его вечным достоянием. Он смирил Себя и соделался Служителем нашего спасения, предав жизнь Свою ради искупления, дабы избавить всего человека от смерти греха.
Мы знаем, что Евангелие Христово не было получено от человека и оно не по человеку. Господь Сам уверяет нас, что без Него мы не можем совершить ни одного доброго дела. Поэтому, как Он показал Никодиму, мы должны родиться свыше, чтобы постигнуть Его тайны, исполнить Его заповеди и стать, таким образом, пригодными для Царствия Божия. Мы понимаем, таким образом, что в том состоянии, в каком мы находимся, ничто не может помочь нам исполнить наше высокое предназначение – стать сынами Царствия: ни суета мира, в котором мы живем, ни преходящие успехи человеческого разума. Более того: и мы сами не имеем достаточного света в уме и силы в сердце, чтобы отвергнуть всю скверну и обилие зла, которые носим внутри себя, и подняться над отгораживающими нас стенами.
Мы не в состоянии находиться в присутствии Бога, чтобы таким образом получить от Него дар Духа Святого и стать новой тварью, которая может совершать всякое доброе дело и иметь благоугодную связь с себе подобными. Мы будем блаженны, однако, если, убедившись в своей нищете и ничтожестве, обратимся к Богу, поняв, какой чести Он удостоил нас, обратив к нам Свои заповеди и обетования.
Как свидетельствует нам Евангелие Христово, тем, которые приняли Его, которые веруют во имя Его, Он дал власть соделаться чадами Божиими (ср.: Ин. 1: 12). Когда человек принимает слово Христово, Он обновляет всё его существо. Будучи семенем Божиим в человеке, слово утверждается внутри него как закон его жизни и более не позволяет ему грешить, потому что он рожден от Бога. Человек, заново рожденный, получает другой ум, а именно ум Христов, а также другое разумение – то, которое есть во Христе Иисусе. Таковой получает новое сердце, в котором Христос вселяется верою. Иными словами, он поднимается до подобия с Христом и исполняет свое предназначение.
Таким образом человек стяжает ум Христов. Это значит, что он понимает замысел Бога о каждой душе и вдохновенно и ревностно желает соработничать с Богом в великом служении возрождения сынов Царствия. Он осознаёт честь и милость, какими осыпает его Создатель, когда посещает его с вечера до утра и с утра до вечера. Он понимает теперь, каков смысл каждого человека, и потому никогда не дерзает соблазнить одного из малых сих, то есть братий его, поскольку у них имеется то же предназначение, что и у него.
Как Христос носил в сердце Своем всё человечество, молился за всех в кровавом поту в саду Гефсиманском, страдал, распялся и воскрес за спасение мира, вознесся на небеса, где ходатайствует теперь за всего Адама, так же и человек, заново родившийся, любит Бога всем сердцем своим и молится о спасении всех, как о собственном спасении. И опять же, как Христос стал новым Адамом, в лице Которого всё исполнилось, так же и верующий, познав рождение свыше, становится другим Адамом, другим центром всего творения, которое он приводит пред Бога в горячей молитве. Такому человеку невозможно не почитать ближнего.
Я сказал, что человек, возрожденный духовно, стяжает ум Христов. Как указывает святой апостол Павел, этот ум предполагает священное соревнование между верующими Христовыми: кто из них, отвергнув свою волю, более смирится перед другим, кто из них сочтет более почтенным и возлюбит другого больше, чем себя. На самом деле это свойства смирения и любви, которые явил Христос, когда пришел на землю, не чтобы Ему служили, а чтобы Он послужил и отдал душу Свою для искупления многих (см.: Мк. 10: 45).
Верующие тоже приобретают эти свойства, когда они заново рождены Отцом будущего века (см.: Ис. 9: 6), Начальником и Совершителем спасения нашего, Господом Иисусом Христом. Основанные на подобном понимании и подобных жизненных принципах, связи чад Божиих тоже начнут нести в себе залог рая еще в этой жизни.
Я сказал также, что заново рожденные стяжают сердце, в котором Христос вселяется верою. Согласно библейской антропологии и православному Преданию, сердце человека – это центр его личности. В сердце совершается выбор и в сердце принимаются все его решения. Там ему открывается Бог, и там Он благоволит вселиться. Там человек прикасается к Богу и Богом получает чувство общности со всем родом человеческим. Бог делает сердце подножием ног Своих и расширяет его благодатью Своей, чтобы оно могло объять небо и землю.
Носящий внутри себя священное расширение сердца никогда не обидит ближнего – зная, что это изуродует его душу, – но будет воспринимать его как саму жизнь свою. И связи, которые подобный человек установит с другими, так же как и слова, которые он произнесет, будут извещать благодатью сердца окружающих. Он ведает великую тайну духовной жизни: не нужно ничего, как только преподнести Господу сердце смиренное, чтобы Он соделал его сердцем чистым, в котором никогда не исчезают следы присутствия Бога и которое может преселиться туда, где обретается сокрытым сокровище его.
У человека, угодного Богу, есть два врага, которых он остерегается: гордость и отчаяние. Он остерегается гордости, зная, что она остужает сердце и лишает его силы любить. Гордый настолько полон собой, что в нем не вмещается ничего иного и он остается совершенно закрытым для других. Верующий остерегается и отчаяния, ведь оно представляет Бога спасения бессильным победить зло внутри нас и толкает его, таким образом, на тяжкий грех богохульства. В сердце тогда иссушается жизнь, и оно уже не может общаться ни с Богом, ни с другими людьми.
От этих двух напастей, то есть гордости и отчаяния, избавляет нас смирение. Как соль не дает пище испортиться и придает ей вкус, так и смирение хранит любовь всегда свежей и живой. Оно придает сердцу благоухание, угодное пред Господом, и сподобляет его стать храмом Божиим и обителью Духа Святого.
Как Христос прежде сошел в преисподние места земли и затем уже вознесся превыше всех небес (см.: Еф. 4: 9–10), так и любовь смиренная ставит ступени или восходы в сердце человека. По тем же ступеням, по которым ступал Христос, чтобы сойти к человеку, ступает и человек, чтобы подняться к Богу. Тогда, водимый Духом Божиим, человек бросает всякое дело греховное, очищает душу свою от всех мыслей и желаний, противных Богу, исцеляется от заразы греха, умножает в себе ревность о небесном, совершает дела, благоугодные Богу, и проникает в священную широту любви Божественной, Отца и Сына и Святого Духа, восходит от силы в силу (см.: Пс. 83: 8), становится чадом и наследником Божиим и сонаследником Христу.
Бог знал, что никто не мог сам получить всю полноту даров Его, и потому не оставил человека, опустошенного грехом, каким он был, но послал в мир Единородного Сына Своего, Который создал Себе Тело в истории, то есть Церковь Его, которой Он передал всю славу и совершенство даров Своих. Мы становимся членами Церкви через покаяние и веру в слово Христово, покоряя ум свой и сердце Его спасительной воле.
Каждому верующему, который кается, подается отдельный дар Святого Духа. Этот дар есть связь, которая держит нас соединенными с дивным Телом Христовым и делает нас причастниками даров всех остальных членов совершенного общения благодати: святых на небесах, избранных Божиих на земле. Душа обогащается от этого причащения между Богом и человеком, оно является для нее исходной точкой, которая ведет ее и незаблудно хранит на пути истины, открытом нам Христом.
Связи между членами Тела отличаются тем, что они несут в себе печать любви, действующей в той мере, в какой мы исполняем заповеди Христовы. Внутри этого Тела, по слову апостола, мы внимаем друг другу, чтобы поощрять к любви и добрым делам (см.: Евр. 10: 24). Духовное совершенство возможно только внутри Тела Церкви, [через] подаяние даров всем членам его. То же самое утверждает и апостол, когда говорит, что только вместе со всеми святыми мы сможем понять, что есть широта и долгота, глубина и высота любви Христовой (см.: Еф. 3: 18–19).
В меньшем масштабе, мы видим, то же духовное возрастание совершается и в гармоничной связи во Христе между мужчиной и женщиной, когда они оба стараются со смирением восполнить свои дары и таким образом достигнуть любви, не ищущей своего, единственной путеводящей их в Царство Небесное.
В связях и общении с Богом и прочими людьми, в которых нам нужно стараться исполнить свое предназначение, большое значение имеет свобода личности. Что касается Бога, то Его свобода абсолютна, поскольку Он может творить из ничего. Бог ничего не лишен и не нуждается ни в чем. При всем том от полноты любви Своей он не только создал человека, но и, для его спасения, смирил Себя, приняв образ раба (см.: Флп. 2: 7), и не преминул сойти до ада преисподнего.
Чем больше человек старается жить без греха, тем больше он высвобождается из-под завалов страстей. Никто не может принудить Бога, но и Он не навязывает Своей воли Своим мыслящим творениям. Также и человек, обретший благодать пред Богом, не хочет ограничивать свободы ни одному смертному, но он и не хочет также, чтобы его дух пребывал под владычеством другого. Он ищет уподобиться Христу, Который победил мир любовью Своей смиренной и привлекает к Себе по доброй воле всех, которые волею и во всецелой свободе соглашаются следовать Ему.
Свобода, которой ищет человек, рожденный от духа, не политическая и не общественная, а исключительно духовная – свобода сердца. Чем более он освящается, тем более свободным становится. Святость, таким образом, не является нравственным принципом, а исключительно и всецело духовным, онтологическим. Святой не тот, кому удалось иметь безупречное поведение с нравственной точки зрения, а тот, кто соблюдает слово Христово, собирая в себе благодать Святого Духа.
Когда сердце человека начинает открываться благодати, она вселяется в нем. И поскольку оно – сам корень его существа, то, когда благодатию человек становится владыкой своего сердца, он становится владыкой и всего своего естества. Таким образом, он созидает храм Божий в душе своей. Он свободен и более не хочет грешить не по той причине, что грех запрещен или неуместен с нравственной точки зрения, а потому, что он не хочет разрушать храма Божия, имеющегося внутри него.
Если мы хотим иметь живую связь с Богом, то есть любить Его всем сердцем и всегда пребывать в Его присутствии, нам необходимо сердце чистое, свободное и незанятое. А сердце становится свободным тогда, когда мы истребляем в нем закон греха покаянием, а заповеди Бога становятся единственным законом нашего существа. Душе тогда подается состояние совершенства и любви Божественной, в которой оно познаёт непрестанную молитву к Богу и посредством нее – любовь к ближнему.
Подобная молитва подтверждает, что человек – образ и подобие Божие, почитающий и любящий в то же время и ближнего. Слово Божие вдыхает в нас желание ставить братий наших на первое место и считать их выше себя самих. Любовь к слову Его держит нас неуклонно на суровом пути Его воли. Таким образом, для нас слово Божие остается всегда словом крестным, от изобилия духовной жизни ведущим нас к свободе бесстрастия, подавая мир существу нашему.
Архимандрит Захария (Захару)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Roman orthodox in Franta