Читала у святителя Игнатия Брянчанинова, о том, как умирал один святой старец. Его ученики спросили: “Неужели и ты боишься?” Он ответил: “Боюсь, потому что один суд человеческий, но он не таков, каков суд Божий”. Может ли быть так, что после исповеди покаявшийся человек думает, что он прощен, а на самом деле иначе – грех остался и с него спросится, но уже на страшном Суде?
Знаете, если человек в Церковь не ходит, Богу не молится, у него никакого страха нет. Он говорит: “Я очень добрый, я очень хороший и у меня никаких грехов нет”. Этот человек как ходячий мертвец с убитой грехами душой. Тело – это гроб, а душа – мертвец. Недаром Господь, обличая книжников и фарисеев, говорил: “Вы исполнены всякой нечистоты, вы как крашенные гробы”. Внешне человек выглядит приличным: и костюмчик хороший, и ботиночки блестят, а в душе целый ад бурлит страстями! Тот же человек, который духовно жив, видит, что в его душе: вот здесь еще нечисто, вот в этом я еще слаб, - у него открыты духовные очи.
Мы так слабы, что на солнце не можем смотреть. В Библии сказано, что Господь – Творец солнца в тысячи раз светлее солнца, так что же нам ожидать? Можем ли мы в своей нечистоте взирать на Творца?
Один афонский монах говорит: “Я просил у Господа прощения, и Он не только простил меня, но и дал дары, большие, благодатные”.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет Господа Любовью. Мне кажется, что Господь выше этого слова. Он выше Любви! Просто мы, люди, живущие на земле, так ограниченны, что не знаем, что же еще выше, как еще обозначить сущность Триединого Бога. Для нас любовь кажется самым подходящим словом, но Господу имен не счесть! Господь превыше всего.
Конечно, святому старцу открыто: один суд человеческий, а другой суд Божий. Мы не знаем душу человека, не знаем как Господь примет наши труды: во благо они были или нет, может быть, в делах наших примешивалось тщеславие, или нам не хватало рассудительности, может, мы кому-то дали неверный совет. Известны слова: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Но есть и другое: нам кажется, что человек недостоин, а он как мог, боролся, сражался со страстями как с хищными зверями, и даже если человек падал, его труды не останутся втуне. Старец, по своему смирению, не надеялся на свои добрые дела, на покаянные слезы, на заработанные духовным трудом добродетели. Святые люди всегда во все времена надеялись лишь на милость Божию и Его великое человеколюбие. Сказано: “Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный; будьте святы, как Отец Мой свят есть”. Даже люди, достигшие совершенства, те, что очистили свою душу, и в нее снизошла благодать Божия, страшатся умирать, потому что за пределами земного бытия их ожидает встреча с самим Спасителем.
Недавно я просмотрел книгу о схиархимандрите Гаврииле, настоятеля одного из монастырей. Он болел, а потом чуть поправился, но еще лежал, принимал приходящих, и чтоб народ его не теснил, сделали решетчатую дверь. Люди подходили к решетке и спрашивали про свои нужды, он отвечал, но по слабости, бывало, закрывал глаза. Люди подходили, ничего не говорили, потому что думали, будто он спит, молчали и вдруг слышали совет, касающийся их дела, их нужды. Потом ученик все же сказал ему: “Старче, они же ничего не говорят, молчат, а ты им отвечаешь”. Он спохватился, стал глаза открывать, чтоб скрыть дар прозрения.
В другой раз старец сильно болел. Его келейник находился в другой комнате. Дверь была приоткрыта, и он слышал его. Вдруг старцу стало очень тяжело дышать, просто стал задыхаться и он стал Господа просить. И тут же почувствовал над своим лицом легкое колебание воздуха и тонкий аромат. У старца не было сил открыть глаза, и он думал, что это келейник полотенцем над ним машет. Старец стал вдыхать в себя свежий воздух, и удушье стало исчезать. С каждым вздохом ему становилось все легче, легче. А потом он услышал, что келейник в соседней комнате читает книгу и переворачивает листы. Набрался старец сил, открыл глаза и увидел перед собой голубка, который порхал прямо над лицом, махал крылышками, давал движение воздуху. От часу ночи до пяти утра он читал все молитвы, какие знал, и все это время голубь был над ним в воздухе, а потом растворился. Утром пришла братия, стали келейника ругать: “Что ж ты такие драгоценные духи разлил! Где ты их взял?” Оказалось, что послушник ничего и не знал об этом.
Вот как Господь святым Своим людям еще при жизни дает благодать Царства Небеснаго. Святые, никуда не выходя, не выезжая, знают, что вокруг творится, они входят в меру знания Адама до его грехопадения. Тогда он понимал язык животных и птиц, не нужны были ни телефоны, ни радио, ни телевидение, он обладал полнотой знания.
Люди духовные, святые страшатся суда Божия по-человечески: каков будет над ними суд? Мы видим разницу между своей жизнью и их житием и, глупые, не устрашаемся. Грешники – они не страшатся, они грешат вовсю и не думают в этом каяться! Думают, что все это так просто!
Обычно я вольнодумцев спрашиваю:
- Сколько тебе лет?
- Тридцать.
- А Церкви Христовой сколько лет?
- Третья тысяча…
- А кто умнее – ты или Церковь? У нее опыт огромный! И до этого народ исповедал грехи первосвященнику, а ты ни разу в жизни не каялся!
Когда у таких людей спрашиваешь грехи, они говорят:
- А мы и не имеем нужды в покаянии…
- А вы хоть тело-то моете?
- Да, конечно, каждую неделю моем.
- А душу?
- А душу – нет! Не моем.
На первом месте у нас должна быть забота о душе. Она духовному миру принадлежит, она безсмертная. А заботиться о ней надо так: украсить ее добрыми делами, покаянием, слезами. Много-много добрых дел с помощью Божией можно сделать, Сам Господь говорит: “Без Меня не можете творити ничесоже”. Благодать Божия нам поможет, только надо, чтобы и мы сами потрудились и при этом не приписывали себе ничего. Апостол Павел хорошо обозначил это, сказав: “Я больше всех апостолов потрудился; впрочем, не я, но благодать Божия, живущая во мне".
Знаете, если человек в Церковь не ходит, Богу не молится, у него никакого страха нет. Он говорит: “Я очень добрый, я очень хороший и у меня никаких грехов нет”. Этот человек как ходячий мертвец с убитой грехами душой. Тело – это гроб, а душа – мертвец. Недаром Господь, обличая книжников и фарисеев, говорил: “Вы исполнены всякой нечистоты, вы как крашенные гробы”. Внешне человек выглядит приличным: и костюмчик хороший, и ботиночки блестят, а в душе целый ад бурлит страстями! Тот же человек, который духовно жив, видит, что в его душе: вот здесь еще нечисто, вот в этом я еще слаб, - у него открыты духовные очи.
Мы так слабы, что на солнце не можем смотреть. В Библии сказано, что Господь – Творец солнца в тысячи раз светлее солнца, так что же нам ожидать? Можем ли мы в своей нечистоте взирать на Творца?
Один афонский монах говорит: “Я просил у Господа прощения, и Он не только простил меня, но и дал дары, большие, благодатные”.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет Господа Любовью. Мне кажется, что Господь выше этого слова. Он выше Любви! Просто мы, люди, живущие на земле, так ограниченны, что не знаем, что же еще выше, как еще обозначить сущность Триединого Бога. Для нас любовь кажется самым подходящим словом, но Господу имен не счесть! Господь превыше всего.
Конечно, святому старцу открыто: один суд человеческий, а другой суд Божий. Мы не знаем душу человека, не знаем как Господь примет наши труды: во благо они были или нет, может быть, в делах наших примешивалось тщеславие, или нам не хватало рассудительности, может, мы кому-то дали неверный совет. Известны слова: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Но есть и другое: нам кажется, что человек недостоин, а он как мог, боролся, сражался со страстями как с хищными зверями, и даже если человек падал, его труды не останутся втуне. Старец, по своему смирению, не надеялся на свои добрые дела, на покаянные слезы, на заработанные духовным трудом добродетели. Святые люди всегда во все времена надеялись лишь на милость Божию и Его великое человеколюбие. Сказано: “Будьте совершенны, как совершен Отец Мой Небесный; будьте святы, как Отец Мой свят есть”. Даже люди, достигшие совершенства, те, что очистили свою душу, и в нее снизошла благодать Божия, страшатся умирать, потому что за пределами земного бытия их ожидает встреча с самим Спасителем.
Недавно я просмотрел книгу о схиархимандрите Гаврииле, настоятеля одного из монастырей. Он болел, а потом чуть поправился, но еще лежал, принимал приходящих, и чтоб народ его не теснил, сделали решетчатую дверь. Люди подходили к решетке и спрашивали про свои нужды, он отвечал, но по слабости, бывало, закрывал глаза. Люди подходили, ничего не говорили, потому что думали, будто он спит, молчали и вдруг слышали совет, касающийся их дела, их нужды. Потом ученик все же сказал ему: “Старче, они же ничего не говорят, молчат, а ты им отвечаешь”. Он спохватился, стал глаза открывать, чтоб скрыть дар прозрения.
В другой раз старец сильно болел. Его келейник находился в другой комнате. Дверь была приоткрыта, и он слышал его. Вдруг старцу стало очень тяжело дышать, просто стал задыхаться и он стал Господа просить. И тут же почувствовал над своим лицом легкое колебание воздуха и тонкий аромат. У старца не было сил открыть глаза, и он думал, что это келейник полотенцем над ним машет. Старец стал вдыхать в себя свежий воздух, и удушье стало исчезать. С каждым вздохом ему становилось все легче, легче. А потом он услышал, что келейник в соседней комнате читает книгу и переворачивает листы. Набрался старец сил, открыл глаза и увидел перед собой голубка, который порхал прямо над лицом, махал крылышками, давал движение воздуху. От часу ночи до пяти утра он читал все молитвы, какие знал, и все это время голубь был над ним в воздухе, а потом растворился. Утром пришла братия, стали келейника ругать: “Что ж ты такие драгоценные духи разлил! Где ты их взял?” Оказалось, что послушник ничего и не знал об этом.
Вот как Господь святым Своим людям еще при жизни дает благодать Царства Небеснаго. Святые, никуда не выходя, не выезжая, знают, что вокруг творится, они входят в меру знания Адама до его грехопадения. Тогда он понимал язык животных и птиц, не нужны были ни телефоны, ни радио, ни телевидение, он обладал полнотой знания.
Люди духовные, святые страшатся суда Божия по-человечески: каков будет над ними суд? Мы видим разницу между своей жизнью и их житием и, глупые, не устрашаемся. Грешники – они не страшатся, они грешат вовсю и не думают в этом каяться! Думают, что все это так просто!
Обычно я вольнодумцев спрашиваю:
- Сколько тебе лет?
- Тридцать.
- А Церкви Христовой сколько лет?
- Третья тысяча…
- А кто умнее – ты или Церковь? У нее опыт огромный! И до этого народ исповедал грехи первосвященнику, а ты ни разу в жизни не каялся!
Когда у таких людей спрашиваешь грехи, они говорят:
- А мы и не имеем нужды в покаянии…
- А вы хоть тело-то моете?
- Да, конечно, каждую неделю моем.
- А душу?
- А душу – нет! Не моем.
На первом месте у нас должна быть забота о душе. Она духовному миру принадлежит, она безсмертная. А заботиться о ней надо так: украсить ее добрыми делами, покаянием, слезами. Много-много добрых дел с помощью Божией можно сделать, Сам Господь говорит: “Без Меня не можете творити ничесоже”. Благодать Божия нам поможет, только надо, чтобы и мы сами потрудились и при этом не приписывали себе ничего. Апостол Павел хорошо обозначил это, сказав: “Я больше всех апостолов потрудился; впрочем, не я, но благодать Божия, живущая во мне".