Сестры Владимирской общины |
Владимирская община возникла в г.Иваново-Вознесенске на улице Лежневской при Алексеевской женской богадельне, которая в 1901 году была учреждена мещанкой Синклитикией Ивановной Жоховой «для приюта и призрения женщин, вдов и девиц, способных к труду».
Был составлен устав богадельни, где, в частности, сообщалось, что «в богадельню принимаются лица всех сословий», что «средства содержания призреваемых получаются от трудов самих призреваемых, от дохода земель, принадлежащих богадельне, и от пожертвований»[1]. В 1903-1904 гг. в этой богадельне был заложен и построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Освящал новый храм протоиерей Дмитрий Сперанский по благословению Преосвященного Никона, епископа Владимирского и Суздальского [2]. Из рапорта протоиерея Дмитрия Сперанского правящему архиерею от 21 декабря 1905 года следует: «В богадельне из тружениц составился певческий хор под управлением талантливой регентши, хотя самоучки. Другие отправляют при богослужении уставное чтение, исправляют пономарские обязанности, заведуют ризницей, наблюдают за чистотой и благолепием в храме. Певчие поют прекрасно. Совершение богослужений благообразно, чинно и благолепно».
Игумения Августа (Соловьева) |
Когда число живущих в богадельне выросло до пятидесяти человек и появились признаки монастырской жизни, по просьбе сестер Священным Синодом в 1907 году была учреждена Владимирская женская община. Из Владимирского Княгинина монастыря по благословению Высокопреосвященного Николая, архиепископа Владимирского и Суздальского, была прислана в качестве настоятельницы монахиня Августа (Соловьева Мария Николаевна). Торжественное открытие Владимирского женского монастыря состоялось 26 августа/8 сентября 1908 года в день Владимирской иконы Божией Матери. Из ведомости «О послушницах и белицах Владимирской женской общины» за 1908 год следует, что на тот момент в ней жили около 120 насельниц [3]. В основном, община состояла из крестьянок Владимирской, Рязанской, Воронежской и Тамбовской губерний возрастом от 14 до 76 лет, которых игумения Августа характеризовала так: «Крестьянские девицы очень хороших качеств, послушания исполняют с усердием и любовью».
Однако, мирная жизнь обители, как и жизнь всей православной России, окончилась с приходом февральской революции. Сначала Владимирская община была ограблена. Однажды в обители появились люди, которые без всякого постановления произвели обыск, рассчитывая найти спрятанные запасы продовольствия. Они все тщательно осмотрели и удалились, а спустя некоторое время в местной газете появилась злобная и клеветническая статья о якобы богатых убранством кельях и набитых чуланах всякой снедью. Через месяц после этой статьи произошло ограбление монастыря: из храма было вынесено 7 Евангелий в дорогих окладах, церковная серебряная и позолоченная утварь. С иконы Почаевской Божией Матери похищена корона с венчиком из драгоценных камней, золотые и серебряные украшения – пожертвования прихожан, с иконы Владимирской иконы – бриллиантовая брошь, золотая цепочка и два золотых креста. Из свещного ящика украдены деньги.
Сестры Владимирской общины
В 1920-е годы в монастыре насчитывалось более 180 сестер: 64 монахини и 120 послушниц. Власти преобразовали монастырь в трудовую земледельческую артель. Кроме полевых работ, сестры занимались рукоделием: чтобы как-то выжить, они объединились в артель «Трудовая игла» и в подвале храма шили стеганые одеяла. Когда в 1927 году община была окончательно закрыта и монастырские помещения переоборудованы под казармы авиаотряда, оставшиеся без жилья монахини на заработанные средства купили себе недалеко от монастыря два деревянных домика. В одном из них на ул. Лежневской поселились монахиня Маргарита (Евдокия Ксенофонтовна Закочурина) и монахиня Евфалия (Екатерина Николаевна Калинина). Позже, к ним присоединилась послушница Ксения (Григорьева). В другом доме на ул. 5-й Авиационной вместе с настоятельницей Августой поселились сестры-монахини Тамара Ивановна и Анна Ивановна Проворкины. По воспоминаниям родственников и сестер монастыря Маргарита Закочурина была очень доброй, трудолюбивой, энергичной; обладая прекрасным голосом, пела на клиросе. Известно, что к моменту закрытия монастыря, она была благочинной, заведовала монастырским хозяйством. Живя вне стен монастыря, она «не демонстрировала своей веры», в то же время «никогда не снимала монашеского платья, даже в опасные годы, и никто не видел, когда она молилась».
В эти годы Владимирская община отразила в себе все нестроения того времени: предательство, репрессии, обновленческий раскол в Церкви. Правящий епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) впал в обновленческую ересь и почти все храмы Иваново-Вознесенска перешли к обновленцам, в так называемую «Живую церковь», которая стимулировалась советскими властями для раскола Православной Церкви изнутри. Простым людям подчас трудно было разобраться: где правда, а где ложь. Известно, что в 1923 году обновленчество коснулось и Владимирской общины. Это видно из личного прошения уставщицы монастыря к Патриарху Тихону, где она, среди прочего, докладывает о том, что настоятельница монастыря игумения Августа (Соловьева) приняла обновленчество.
21 сентября 1923 года на Иваново-Вознесенскую кафедру был назначен епископ Августин (Беляев), который своим ревностным служением, каждодневными проповедями объединил вокруг себя ивановскую паству, способствовал покаянию перешедшего в обновленчество священства и монашества и возвращению храмов православным.
Справа (сидит) мон. Маргарита (Закочурина) |
Всем арестованным предъявлялось одинаковое обвинение: «Активная участница контрреволюционной группы монашества и церковников», а каждая в отдельности имела собственные пункты вины. Лузгина М.П. – распространение церковных стихов и «сбор средств на оказание материальной помощи контрреволюционной ссылке» (возможно своему отцу), Дмитриевская М.И. – «распространение контрреволюционных слухов», монахини «способствовали тайным крещениям и перекрещиванию взрослых детей» (вероятно в связи с непринятием таинств обновленческой церкви). Маргарите Закочуриной, Тамаре Проворкиной и Ксении Григорьевой, как и другим монахиням Владимирской общины, вменяли хранение и распространение церковно-монархической литературы. До вынесения приговора монахини содержались в Ивановской тюрьме, позже были переведены в тюрьму г.Шуи, где условия содержания были намного тяжелее. По воспоминаниям родных, перед отправлением поезда в ссылку, они отслужили по себе панихиду…
Фото из следственного дела М. Закочуриной №4442 |
Из тетради мон. Евфалии (Е. Н. Калининой) |
14 декабря Тройкой УНКВД Восточно-Казахстанской области всем четверым был вынесен приговор – расстрел. Расстреляли сестер, жизни которых объединились сначала в служении Христу, а затем и в святом мученичестве, 15 декабря 1937 года в 2 часа ночи. Место погребения мучениц неизвестно.
Мон. Иерофея и послушница Анна Проворкина |
Для общецерковного почитания монахиня Маргарита (Закочурина), монахиня Тамара (Проворкина), монахиня Феврония (Ишина) и Мария Ивановна Дмитриевская прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года в лике новомучеников и исповедников Российских. День молитвенной памяти установлен 2/15 декабря (день мученической кончины), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.
Библиография
1. ГАВО. Дело об открытии женской богадельни. Ф. 556, оп.1, д. 4222, л.1-4
2. ГАВО. Рапорт благочинного прот. Дмитрия Сперанского. Ф. 556, оп. 1, д. 4222, л.72
3. ГАВО. Ведомость о послушницах-белицах Влад. жен. общины г.Ив.-Вознесенска за 1908 год. Ф. 556, оп. 1, д. 4700, л. 37-48
4. Сайт Павлодарской и Усть-Каменогорской епархии в Казахстане: Pavlodar-eparhia.ru
5. Мирная Ирина. «Живы!». Наша родина Иваново-Вознесенск» №12(18), 2007. Иваново
6. Афанасия (Васильева), монахиня. «Где Бог управляет Сам». Газета «Слово утешения» №4(196), апрель 2011г. изд. Введенского женского монастыря г.Иваново
7. Архив Введенского женского монастыря