Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), по книге Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
«Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать».
***
«В одной афонской обители монах показал большое рвение в духовной жизни. Видя любовь инока к аскезе, духовник благословил его на отшельническую жизнь, предоставив в его распоряжение небольшую уединённую келью.
Однако монах не распорядился предоставленной ему старцем свободой благоразумно. Он подумал, что Бог не воздаёт ему за его труды и подвиги, быстро утомился и бросил подвижническую жизнь.
Время от времени он стал листать журналы, которые забывали в келье паломники. Нечистые изображения, которые он там увидел, воспалили его воображение. День и ночь он был погружен в свои плотские фантазии и в конце концов решил вернуться в мир и оставить монашество. У инока был приятель в Салониках и он решил написать ему письмо, в котором рассказывал, что жалеет о том, что стал монахом, и просил найти ему хорошую девушку, на которой он сможет жениться.
Накануне отъезда монах зашёл ко мне, чтобы попрощаться (так как мы были с ним знакомы). Увидев его, я сразу понял, что с ним что-то не так. Я задал ему несколько вопросов и разговорил его. Он рассказал мне всё. Он дошёл до того, что вынужден был обратиться к психиатрам, принимал прописанные ими лекарства, но помощи так и не получил. В отчаянии он покидал Афон, чтобы жениться.
– Постой-ка, – сказал я ему, – ты ошибся в своих выводах. И в монашеской жизни есть своя радость и утешение, которого ты не почувствовал.
– Я не хотел становиться монахом. Я пришёл на Афон словно одурманенный. И не успев всё осознать, принял постриг. Но я этого не хотел.
– Разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь: ты не хотел становиться монахом, а Господь избрал тебя к подвижнической жизни. Мы все, прежде чем стать иноками, всё хорошо обдумали. Принятие пострига стало исполнением наших желаний и устремлений. А ты жил своей обычной жизнью, но Бог, видя твоё чистое сердце, привёл тебя в монастырь. Господь возлюбил тебя так сильно, разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь? Не отчаивайся!
Я долго говорил с ним. И монах в конце нашей беседы расплакался, раскаявшись в своих намерениях. Он решил положить новое начало в своей монашеской жизни и я посоветовал ему делать три земных поклона и двенадцать чёток Иисусовой молитвы.
Сегодня он совершает уже семьсот земных поклонов и всё время молится. От молитвы он чувствует большое утешение и радость. Как-то он мне сказал:
– Если та радость, которую я чувствую, и есть Рай – я бы хотел оставаться в таком состоянии вечно.
– Ты что? Думаешь это и есть Рай? У тебя радость размером с песчинку, а ты называешь её райской?
Он до сих пор очень стыдится своего решения оставить монашество. Время от времени он приходит ко мне и во время разговора пытается понять, помню ли я о случившемся, и всё время краснеет. Но я делаю вид, что совершенно забыл обо всём и никогда не вспоминаю о его прошлом намерении покинуть Святую Гору.
И если кто-нибудь из гостей, пришедших в его обитель, пристально посмотрит на этого монаха, он всегда краснеет и опускает голову, потому что думает «наверное, это старец Паисий рассказал ему о случившемся со мной».
Теперь у этого монаха несколько учеников, которым он оказывает большую духовную помощь. Он стал настоящим подвижником и очень полезен для своего монастыря».
***
«Однажды два отшельника пришли на панигир в Иверский монастырь. После многочасовой ночной службы они пошли на трапезу, где в этот день (так как это была пятница2) предлагали рыбу и бобы. Один из двух монахов решил есть рыбу, другой бобы.
После окончания обеда они взяли свои котомки и пешком отправились к месту своих подвигов. По дороге иноки размышляли о том, кто из них больше угодил Богородице. Через какое-то время они остановились и решили сделать привал. Один из отшельников задремал и увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она подошла к тому, кто ел рыбу и поблагодарила его. А тому, кто ел бобы сказала: “Я теперь твоя должница”. Очевидно, что этим Она оценила то, что он пошел на жертву».
***
«В скиту Провата жил один монах. Однажды он принял решение оставить иноческую жизнь и женился на острове Тасос. После многолетних трудов он скопил денег и приобрёл на них корабль. Он отправился в рейс за грузом дерева в монастырь Ватопед. На обратном пути он проплывал мимо Провата, и когда корабль поравнялся с его бывшей кельей – морская пучина разверзлась и поглотила его. К счастью, самому монаху и двум его сыновьям удалось спастись.
Он раскаялся и осознал, что причиной катастрофы стал его уход из монастыря. Духовник из Эсфигмена (к которому он тотчас поспешил) посоветовал ему устроить своих детей, а после этого вернуться на Святую Гору.
Всего у этого монаха было четверо детей: два сына и две дочери. Большинству афонских монахов он был известен под прозванием “Раскаявшийся”».
***
«У монахинь есть интерес к подвижнической жизни, и подходящее для неё сердце. Но часто бывает, что они устремляются не туда, куда следовало бы. Не хватает внимания.
Их можно сравнить с сосудами, в которые надо налить масло. Они вымывают их начисто, вытирают, тщательно готовят, выбирают самое качественное масло и наливают его внутрь. Но вместо того, чтобы надёжно запечатать свой сосуд, они закрывают его какой-нибудь красиво вышитой тряпочкой. Потом приходят мыши, проникают в сосуд, тонут в нём и всё масло оказывается испорченным. И какой тогда толк от того, что они очистили свои сосуды и налили в них самое качественное масло? Оно безнадёжно испорчено, а все их труды пошли прахом.
Надо надёжно охранять то, что у нас есть».
***
«Часто бывает, что монахи, у которых нет многочисленных трудностей и волнений (которые есть у мирян), спокойны, и их всё время клонит ко сну.
Но расслабляться нам нельзя. Мы должны собраться. Постепенно отсекать лишний сон и лишнюю еду. Ведь они идут рука об руку. Много сна приводит к чревоугодию, а много еды к желанию подольше поспать. Из-за еды толстеет тело. А из-за сна тучнеет ум».
***
«Духовная жизнь не имеет строгой регламентации. Человек со слабым здоровьем, который не способен к большим аскетическим подвигам, может смириться, проявить любовь к ближнему и простить ему какую-то ошибку.
Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу.
У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы».
По материалам http://agionoros.ru
Святая Гора Афон
«Что такое молитвенное правило? Это возможность попросить у Бога прощения. Кто знает? Быть может последняя в жизни. Поэтому им никогда не стоит пренебрегать».
***
«В одной афонской обители монах показал большое рвение в духовной жизни. Видя любовь инока к аскезе, духовник благословил его на отшельническую жизнь, предоставив в его распоряжение небольшую уединённую келью.
Однако монах не распорядился предоставленной ему старцем свободой благоразумно. Он подумал, что Бог не воздаёт ему за его труды и подвиги, быстро утомился и бросил подвижническую жизнь.
Время от времени он стал листать журналы, которые забывали в келье паломники. Нечистые изображения, которые он там увидел, воспалили его воображение. День и ночь он был погружен в свои плотские фантазии и в конце концов решил вернуться в мир и оставить монашество. У инока был приятель в Салониках и он решил написать ему письмо, в котором рассказывал, что жалеет о том, что стал монахом, и просил найти ему хорошую девушку, на которой он сможет жениться.
Накануне отъезда монах зашёл ко мне, чтобы попрощаться (так как мы были с ним знакомы). Увидев его, я сразу понял, что с ним что-то не так. Я задал ему несколько вопросов и разговорил его. Он рассказал мне всё. Он дошёл до того, что вынужден был обратиться к психиатрам, принимал прописанные ими лекарства, но помощи так и не получил. В отчаянии он покидал Афон, чтобы жениться.
– Постой-ка, – сказал я ему, – ты ошибся в своих выводах. И в монашеской жизни есть своя радость и утешение, которого ты не почувствовал.
– Я не хотел становиться монахом. Я пришёл на Афон словно одурманенный. И не успев всё осознать, принял постриг. Но я этого не хотел.
– Разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь: ты не хотел становиться монахом, а Господь избрал тебя к подвижнической жизни. Мы все, прежде чем стать иноками, всё хорошо обдумали. Принятие пострига стало исполнением наших желаний и устремлений. А ты жил своей обычной жизнью, но Бог, видя твоё чистое сердце, привёл тебя в монастырь. Господь возлюбил тебя так сильно, разве ты не чувствуешь, какая тебе оказана честь? Не отчаивайся!
Я долго говорил с ним. И монах в конце нашей беседы расплакался, раскаявшись в своих намерениях. Он решил положить новое начало в своей монашеской жизни и я посоветовал ему делать три земных поклона и двенадцать чёток Иисусовой молитвы.
Сегодня он совершает уже семьсот земных поклонов и всё время молится. От молитвы он чувствует большое утешение и радость. Как-то он мне сказал:
– Если та радость, которую я чувствую, и есть Рай – я бы хотел оставаться в таком состоянии вечно.
– Ты что? Думаешь это и есть Рай? У тебя радость размером с песчинку, а ты называешь её райской?
Он до сих пор очень стыдится своего решения оставить монашество. Время от времени он приходит ко мне и во время разговора пытается понять, помню ли я о случившемся, и всё время краснеет. Но я делаю вид, что совершенно забыл обо всём и никогда не вспоминаю о его прошлом намерении покинуть Святую Гору.
И если кто-нибудь из гостей, пришедших в его обитель, пристально посмотрит на этого монаха, он всегда краснеет и опускает голову, потому что думает «наверное, это старец Паисий рассказал ему о случившемся со мной».
Теперь у этого монаха несколько учеников, которым он оказывает большую духовную помощь. Он стал настоящим подвижником и очень полезен для своего монастыря».
***
«Однажды два отшельника пришли на панигир в Иверский монастырь. После многочасовой ночной службы они пошли на трапезу, где в этот день (так как это была пятница2) предлагали рыбу и бобы. Один из двух монахов решил есть рыбу, другой бобы.
После окончания обеда они взяли свои котомки и пешком отправились к месту своих подвигов. По дороге иноки размышляли о том, кто из них больше угодил Богородице. Через какое-то время они остановились и решили сделать привал. Один из отшельников задремал и увидел во сне Пресвятую Богородицу. Она подошла к тому, кто ел рыбу и поблагодарила его. А тому, кто ел бобы сказала: “Я теперь твоя должница”. Очевидно, что этим Она оценила то, что он пошел на жертву».
***
«В скиту Провата жил один монах. Однажды он принял решение оставить иноческую жизнь и женился на острове Тасос. После многолетних трудов он скопил денег и приобрёл на них корабль. Он отправился в рейс за грузом дерева в монастырь Ватопед. На обратном пути он проплывал мимо Провата, и когда корабль поравнялся с его бывшей кельей – морская пучина разверзлась и поглотила его. К счастью, самому монаху и двум его сыновьям удалось спастись.
Он раскаялся и осознал, что причиной катастрофы стал его уход из монастыря. Духовник из Эсфигмена (к которому он тотчас поспешил) посоветовал ему устроить своих детей, а после этого вернуться на Святую Гору.
Всего у этого монаха было четверо детей: два сына и две дочери. Большинству афонских монахов он был известен под прозванием “Раскаявшийся”».
***
«У монахинь есть интерес к подвижнической жизни, и подходящее для неё сердце. Но часто бывает, что они устремляются не туда, куда следовало бы. Не хватает внимания.
Их можно сравнить с сосудами, в которые надо налить масло. Они вымывают их начисто, вытирают, тщательно готовят, выбирают самое качественное масло и наливают его внутрь. Но вместо того, чтобы надёжно запечатать свой сосуд, они закрывают его какой-нибудь красиво вышитой тряпочкой. Потом приходят мыши, проникают в сосуд, тонут в нём и всё масло оказывается испорченным. И какой тогда толк от того, что они очистили свои сосуды и налили в них самое качественное масло? Оно безнадёжно испорчено, а все их труды пошли прахом.
Надо надёжно охранять то, что у нас есть».
***
«Часто бывает, что монахи, у которых нет многочисленных трудностей и волнений (которые есть у мирян), спокойны, и их всё время клонит ко сну.
Но расслабляться нам нельзя. Мы должны собраться. Постепенно отсекать лишний сон и лишнюю еду. Ведь они идут рука об руку. Много сна приводит к чревоугодию, а много еды к желанию подольше поспать. Из-за еды толстеет тело. А из-за сна тучнеет ум».
***
«Духовная жизнь не имеет строгой регламентации. Человек со слабым здоровьем, который не способен к большим аскетическим подвигам, может смириться, проявить любовь к ближнему и простить ему какую-то ошибку.
Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу.
У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы».
По материалам http://agionoros.ru
Святая Гора Афон