среда, 29 января 2014 г.

Работа секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней»

28 января в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре началась работа секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» − одного из направлений XXII Международных образовательных Рождественских чтений.

В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости Чтений, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ).

В Президиуме находились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и куратор данного заседания игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.

В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада:
«Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Самтависского и Горийского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь);
«Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон);
«Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.

Первый же доклад задал высокую планку в понимании сущности подвига монашеской жизни. Исихазм как предмет богословских размышлений Высокопреосвященного владыки Андрея был представлен им в качестве основополагающей традиции, самой сути восточно-православного монашества и главного пути богоискания и богопознания. «Думается, что не надо связывать исихазм только с видом молитвенной техники или лишь некоторыми именами святых отцов, а принять его как общемонашеское делание, святое и древнее предание монашества Православной Церкви, наиважнейшее и необходимое сегодня современному монашеству», − сказал докладчик. В связи с этим уместно включить в русло этого предания и таких более близких нам по времени делателей монашеского подвига как прп. Паисий (Величковский), свт. Игнатий (Брянчанинов), красноречивые цитаты из трудов и наставлений которых привел в своем докладе владыка. Как доказательство непрерывности традиций исихазма, в заключение своего доклада Его Высокопреосвященство вспомнил великих подвижников новейшего времени, живыми духовными нитями связанных с преданием, хранимым Святой Горой Афон – архимандрита Емилиана (Вафидиса) и архимандрита Софрония (Сахарова). «Исихазм сегодня имеет особое значение для современных монахов, как путь трудный, но безошибочно ведущий ко Христу, к любви ближнего, к познанию окружающего нас мира и гармонии с ним», − заключил митрополит Андрей, подчеркнув при этом, что в монастырях нужно создавать условия для правильного духовного возрастания.

Фундаментальный доклад настоятеля афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея, как и ожидалось, дал слушателям возможность прикоснуться к живой святоотеческой традиции, которая, по Божией милости, хранима Святой Горой несмотря на любые трудности и периоды испытаний. Докладчик предложил аудитории осмыслить двенадцать основополагающих начал монашеской жизни – духовных составляющих, в совокупности дающих совершенную полноту осуществления идеала человеческой жизни в непрерывном богообщении.

В своем выступлении отец архимандрит часто обращался к опыту и наставлениям великого афонского старца Емилиана (Вафидиса), настоятеля монастыря Симонопетра с 1973 по 2000 г. «Монастырь – шатер Бога, населенный человеками, здесь всё уготовано для осуществления брака Бога и человека», – говорил геронда Емилиан. Главной задачей при этом является претворение в жизнь некоего синтеза общежития (как важнейшего условия осуществления заповеди любви) и − личного духовного возрастания. «Исихия в общежительном монастыре» − так можно было бы определить основную мысль докладчика, с одной стороны, признающего идеальность этого положения, с другой – убежденного в необходимости усилий и трудов по его достижению. Важно, что основной движущей силой этого архимандрит Елисей считает личный пример духовного отца братства – того, кто несет самое высокое и самое тяжелое послушание: быть для братии образом Христа.

В продолжение выступления архимандрита Елисея, основная мысль доклада иеромонаха Николая (Сахарова) заключалась в том, что духовный отец, наставник, старец сам прежде всего должен являть собой образец Христовой любви – благодаря этому выстраивается вся внешняя и внутренняя жизнь монашествующих. Послушание истинно и плодотворно, только когда оно основано на любви, уважении и благоговении. Там, где всему предшествует любовь, − и строгость не воспринимается как насилие. По окончании этого доклада возникла небольшая дискуссии по поводу того, что не всегда духовный и интеллектуальный уровень окормляемых позволяет вести с ними диалог только с позиций любви. Отвечая на данное замечание, отец Николай подчеркнул, что настаивает на тесной связи духовного состояния любого из монашествующих с той мерой любви и доверия, какую дарит ему общение с духовным отцом и наставником. Сам он обладает в этом плане уникальным бесценным опытом, поскольку ему довелось в течение нескольких лет окормляться у архимандрита Софрония (Сахарова) в созданном им Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе и, таким образом, он имел возможность приобщиться к наследию преподобного Силуана Афонского, являвшегося духовным отцом архимандрита Софрония.
monasterium.ru