1 февраля 2014 года исполняется 5 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Накануне этого праздничного дня мы попросили руководителя Патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова рассказать о Святейшем Патриархе с малоизвестной широкой публике стороны — как о пастыре, монахе и проповеднике, в чьей жизни явственно ощущается действие Божественного Промысла
Накануне этого праздничного дня мы попросили руководителя Патриаршей пресс-службы диакона Александра Волкова рассказать о Святейшем Патриархе с малоизвестной широкой публике стороны — как о пастыре, монахе и проповеднике, в чьей жизни явственно ощущается действие Божественного Промысла
Ритм жизни Святейшего.
— Уважаемый отец Александр, мы видим, в каком тяжелейшем ритме жизни живёт Святейший: практически каждый день он служит, рукополагает клириков, встречается со множеством людей и при этом умудряется говорить замечательные проповеди. Наверняка ещё и прочитывает целые тонны официальных документов. Расскажите, как строится его день.
— Да, действительно, график Патриарха таков, что, находясь рядом с ним, зачастую не понимаешь, как человек может всё это вместить и выдержать.
Но, с другой стороны, находясь рядом, видишь, что Святейший, в первую очередь, черпает свои силы из личной, очень глубокой духовной жизни и именно по отношению к ней соизмеряет всё остальное. Устраивает свою жизнь на духовном основании. Вспоминается известная Евангельская истина: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). И на первом месте здесь стоит молитва.
Молитвой, как и у всякого православного человека, начинается его день. Патриарх совершает ежедневные правила и богослужения, скрытые от людских глаз, в храме своей резиденции в Переделкино. Здесь, в Даниловом монастыре, Святейший перед началом рабочего дня и по его окончании заходит в храм, прикладывается к иконам и святыням.
Но даже эта сторона — внешняя. Внутри же — полное осознание того, что Патриарх в руках Божьих. Как несколько раз говорил Святейший, Бог не даёт креста выше человеческих сил, и если жизнь Предстоятеля Русской Церкви складывается подобным образом, то в этом есть несомненный Промысл Божий как о нём, так и, разумеется, обо всей нашей Поместной Церкви. Наверное, сейчас, в нынешних условиях, просто невозможен спокойный, размеренный образ жизни Предстоятеля, седовласого старца, соизмеряющего работу с временем должного отдохновения.
— Тем не менее, нашим читателям было бы интересно и полезно познакомиться с тем, во сколько Святейший встаёт, сколько спит. Люди, которые занимают достаточно высокое положение, прекрасно понимают, что без устоявшегося распорядка дня сложно чего-то добиться, даже если просить у Бога помощи.
— Я, как вы понимаете, могу говорить только о тех вещах, которые вижу сам.
Патриарх встаёт рано утром и после молитвенного правила и завтрака выезжает в Даниловскую резиденцию. Если нужно служить, а происходит это достаточно часто, встаёт ещё раньше.
В первой половине дня Святейший работает с документами и встречается с сотрудниками Патриархии. Во второй половине начинаются официальные встречи и переговоры. К Патриарху часто приезжают разного рода гости: и священнослужители, и представители Поместных Православных Церквей, и представители иных христианских конфессий, других религиозных общин, разнообразные общественные и политические деятели. Очень многие хотят с ним встретиться, ждут этих встреч. Поэтому зачастую день Святейшего расписан поминутно, и свободного времени, насколько я вижу, у Патриарха практически не остаётся.
Подобного рода встречи обычно продолжаются до шести вечера, после чего Патриарх вновь работает с документами, ужинает и в семь, восемь, а иногда и девять часов вечера уезжает домой. Здесь продолжается работа с документами и ближе к полуночи рабочий день оканчивается.
Что касается отдыха… С одной стороны, Патриарх не каждый день приезжает в Даниловскую резиденцию: у него бывают дни, когда он работает дома, в Переделкино. С другой стороны, и отдыхом это не назовёшь, ведь тогда он берёт с собой чемоданы документов. Святейший ежедневно должен прочитывать около 300 страниц различного рода текстов. И это не считая встреч, богослужений, проповедей и подготовки к ним.
Требуется огромное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, чтобы выдерживать такой график.
— А как можно прочитать 300 страниц текста в день и к концу этих 300 страниц понимать, что там написано? Это же не роман, не художественная литература.
— Да, это не роман. Это разноплановые тексты, документы самого разного уровня, направления и масштаба, и на каждый из них нужно реагировать по-разному, очень быстро переключаться от одного к другому.
По моему мнению, это нормальное явление, естественное следствие той гигантской работы, которая происходит сейчас в Церкви под руководством Святейшего Патриарха.
Если говорить о том, где Патриарх научился всему этому, то здесь сказывается и многолетний опыт работы в Отделе внешних церковных связей (Святейший принимал участие практически во всех ключевых событиях церковной жизни на протяжении последних 40 лет), но и, конечно же, огромный духовный и жизненный опыт.
Богослужения и молитвенное правило
— В христианах сейчас развивается теплохладность: многие миряне не ходят на всенощные, даже воскресные литургии пропускают. В этом смысле Святейший, конечно же, показывает всем нам пример. Как часто он служит?
— Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. За истекший год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. На мой взгляд, это весьма серьезный объем с учетом всех прочих попечений, а что еще очень важно – с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. Обычный график поездки – перелет, прибытие, вечернее богослужение и слово к людям, которые ждут Патриарха. Затем ужин с епископатом и представителями местных властей – это тоже всегда проповедь, потому что Патриарх использует такого рода неформальные встречи опять же для откровенного разговора о Церкви, о пастырском служении. Здесь никогда не происходит каких-то пустых бесед о погоде или местных обычаях. На утро Литургия, проповедь, благословение верующих, короткий перерыв, посещение храмов и какие-то другие составляющие программы визита, снова самолет, перелет. Это не самое легкое дело, но в центре него всегда – богослужение и проповедь.
И когда задаешься вопросом – откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко.
Патриарх всегда вслух читает молитвы Евхаристического канона, тайные и священнические молитвы. Это давняя питерская традиция. Она помогает находящимся на богослужении людям понимать и осознавать, с одной стороны, само богослужение, с другой стороны, — то напряжение, с которым Патриарх погружён в молитву. Ты и сам в этот момент вынужден — а другой возможности просто не остаётся — сугубо молиться. И это, конечно, дорогого стоит!
Всякий раз, даже если литургия совершается им каждый день на протяжении какого-то периода времени, Патриарх служит её как будто впервые. С очень сильным чувством. И это, конечно, даёт большой импульс для тех, кто молится вместе с ним.
— Но ведь и Великим постом, в те дни, когда по Уставу литургии не положено, Святейший часто служит?
— Да, на первой и в Страстную седмицы Великого поста Патриарх совершает ежедневные богослужения утром и вечером.
Эти богослужения настолько продолжительны, что молодые люди — иподиаконы Святейшего и сотрудники Патриархии, которые находятся рядом с ним, — к середине службы буквально падают от усталости. Несколько раз такое происходило на самом деле.
Для Патриарха же эти главные седмицы церковного года дают мощнейший духовный заряд на весь год.
Поначалу, в первый год его Патриаршества, мы думали, что завтра служба будет отменена, потом, что послезавтра...
— Потом думали, что на следующий год...
— Да, первый год мы именно так и считали: «Хорошее было время, каждый день службы, ну, а в следующем году — всё». Но нет: и в следующем году, и через год Святейший служил и будет служить каждый день на этих седмицах.
Причем, он сам прочитывает все последования. И даже если не служит лично на утренних богослужениях Великого поста, то обязательно на них присутствует, молится, не разрешает ничего опускать из уставного богослужебного круга.
— Т.е. при Святейшем читаются три кафизмы на утрене?
— Да. Когда в это время он служит в монастырях, всё полностью вычитывается. Когда ты оказываешься в этой богослужебной стихии на протяжении всей седмицы от воскресенья и до воскресенья, то и на себя и на окружающий мир начинаешь смотреть совсем другими глазами.
Православные люди часто спрашивают: «Как нам узнать про Патриарха?» В ответ я всех призываю сходить на его богослужения — в Москве или регионах, когда он туда приезжает. Всё остальное вторично по сравнению с тем, с каким духовным напряжением он совершает богослужение, и какой после этого богослужения получаешь заряд.
— Иными словами, стержень духовной жизни Патриарха — это богослужение?
— Да, как и для всякого священнослужителя. Конечно, все клирики разные: для кого-то важна социальная деятельность, кто-то любит больше заниматься богословием или другими церковными науками. Не то, чтобы больше, просто для кого-то определенные вещи более естественны, и в этом нет, наверное, ничего неправильного.
Но для Патриарха главным в жизни остается богослужение и, в особенности, Евхаристия. Он всегда с огромной радостью совершает Литургию.
Где Святейший отдыхает душой
— Есть ли у Святейшего какие-то любимые места для молитвенного уединения, места, где он чувствует себя как дома?
— Патриарх очень любит приезжать на Соловки. Сейчас там постепенно, в том числе и его заботой и попечением, возрождается скитская жизнь. Святейший очень любит Валаам, также как и покойный Патриарх Алексий любил этот остров.
Особое место в его душе, я думаю, занимают Смоленск и Калининград.
Святейший очень почитает Смоленскую икону Божией Матери, которая находится в смоленском кафедральном соборе. Он не раз говорил, что это была первая святыня, которую он встретил по приезде в Смоленск из Санкт-Петербурга, тогда ещё Ленинграда.
И, конечно же, Калининград очень дорог его сердцу.
— Да, столько лет на кафедре…
— Дело даже не в том, сколько лет Святейший пробыл на этой кафедре.
Калининградская епархия в прямом смысле этого слова была создана его руками, ведь до его назначения туда там вообще не было ни одного православного храма. Ни одного! Это была полностью атеистическая область Советского Союза, духовно выжженная земля.
Когда архиепископ Кирилл туда приехал и пришел к уполномоченному по делам религии ради того, чтобы епархии передали разрушенное здание храма, ему сказали: «Да, мы вам этот храм отдаем», а за спиной добавили: «Сорок лет мы этот храм не отдавали, теперь ещё сорок лет будете его восстанавливать».
А сейчас мы видим совершенно невероятную картину: бьющая ключом епархиальная жизнь, храмы, дети, молодежь — кажется, что здесь так было всегда, в то время как всё это было создано руками архиепископа, а затем митрополита Кирилла в течение 25 лет его пребывания на Смоленской кафедре. Конечно же, это производит очень сильное впечатление.
Как держать удар
— Да, деятельность Патриарха мало кого оставляет равнодушными. Причем, люди, Церкви явно не симпатизирующие, главным объектом своей критики избрали Святейшего. И в этой непростой ситуации Патриарх остается бодрым, полным сил и энергии. Как ему удается держать удар?
— Святейшему действительно приходится нелегко. Однако, первое, что, как мне кажется, позволяет держать удар — это отсутствие целеполагания в отношении этих ударов.
Патриарх не занимается ежедневным разбором всех тех нападок, которые обрушиваются на Церковь и на него лично. «Рефлексировать» по этому поводу — совсем не его забота, не его стиль жизни. Конечно, бывают неприятные вещи, что-то может задеть, но всё это вторично по отношению к основному в его жизни — к кресту Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Святейший не раз повторял, что ведомая им Русская Церковь как говорила людям о Евангельской правде, так и будет о ней говорить — без всяких упущений и скидок. Как называла грех грехом, так и будет его называть. И никаких обходных путей, никакого послабления здесь не было, нет и не будет.
Позиция Патриарха такова: Церковь делает свое великое дело — служит спасению людей, а он, как Предстоятель Поместной Русской Церкви, делает все для того, чтобы вверенный ему Богом народ обретал спасение и до каждого человека доходили бы слова Евангельской проповеди. А все остальное, что приходит извне, — всё это не должно ни на секунду поколебать нашу уверенность в том, что Церковь делает свое спасительное дело.
— «Делай, что должно, и будь, что будет»?
— Пожалуй, да. При этом, конечно же, надо понимать, что Русская Православная Церковь — особенно на территории России — существует сейчас в исключительно благоприятных условиях. Каких (если всё совместить и проанализировать), пожалуй, не было с момента Ее зарождения на берегах Днепра.
Уместно уподобить нашу церковную жизнь Евангельской притче о талантах, когда Господь дает талант человеку, а потом с него спрашивает. Вот и сейчас Господь дает нашей Церкви огромные возможности для проповеди Евангелия. И понятно, что при таких условиях благоприятствования мы все, как члены Церкви, обязаны умножить те таланты, которые нам Бог дал.
Будет неправильно говорить, что, мол, «на нас приходились такие-то удары, такие-то наносились оскорбления — личные или в отношении всей Церкви, — и потому мы что-то не смогли сделать». Нет, конечно. Церковь старается реализовывать все те возможности и таланты, которые Господь Ей сейчас, в нашей современной России, дарует. И, конечно же, все те деяния, которые сейчас совершаются в Церкви лично Патриархом или же под его водительством — всё это усилия по умножению тех возможностей, которые Господь нам дает.
— При этом у Святейшего за плечами ещё и богатейший опыт жизни при советском строе, не говоря уже об отце и деде священниках.
— Несомненно, вести церковный корабль Патриарху помогает его огромный личный духовный опыт, который, в свою очередь, укоренен в замечательной церковной традиции Санкт-Петербурга (или, если хотите, Ленинграда советского времени). С самого юного возраста Святейший попал в питательную среду ленинградских пастырей, с которыми он на протяжении многих лет своей жизни общался, черпая от них всё то полезное и необходимое, что впоследствии пригодилось в его высоком служении.
Богатейший опыт выживания Церкви в советский период дал Патриарху понимание того, что Церковь Христова — и он часто говорит об этом, отвечая на обвинения в сращивании Церкви и государства, — жила и выживала при любых условиях и при любом отношении к Ней власти и власть предержащих. Сейчас это отношение вполне положительное и благоприятное, в поздние советские годы — тяжелое и уничижительное, в послереволюционное время — и вовсе граничащее с желанием Церковь полностью уничтожить.
И вот, несмотря на это, Церковь жива. Сменяются власть предержащие, но Церкви не страшна эта смена, это, как говорили раньше, «изменение политического климата» в стране.
Церковь жила, живёт и будет жить не благодаря помощи властей и не вопреки тем препонам, которые Ей чинят, а потому, что в Ней жив Христос.
Монашество, исповедь и духовное руководство
— Оставим политику и поговорим о том, что Святейший, помимо того, что является главой Поместной Церкви, ещё и монах. Удаётся ли ему в полной мере находить время на монашеское правило?
— Монашеского правила Патриарх не оставляет. Он и сам к этому очень ревностно относится, и других монашествующих (особенно тех, которые живут в монастырях) призывает к очень строгому соблюдению молитвенного правила. О большем я сказать вряд ли смогу, поскольку речь идёт о личной духовной жизни Святейшего.
— Приходится часто слышать о том, что раз старцев практически не осталось, то и жить можно «от ветра головой своей». При этом мы знаем, что сам Святейший избрал своим духовником Оптинского старца Илия — практически своего ровесника, с которым они вместе учились в ленинградской Академии. Какое значение Патриарх придаёт духовному руководству?
— Очевидно, что раз старцев немного, то и регулярно духовно окормляться у них могут не все православные христиане. Важнее другое. Святейший неоднократно повторял и монашествующим, и клирикам, и мирянам, что чрезвычайно важно сохранять ту духовную традицию, которая есть в Церкви: традицию исповеди, причастия и духовного общения человека со священником. В первую очередь, традицию регулярной исповеди.
В таинстве покаяния, таинстве изменения ума (как переводится это слово с греческого) заключается очень глубокая духовная составляющая. Патриарх не раз говорил, что исповедь — это важнейший инструмент для правильного устроения человеческой жизни. И прибегать к исповеди нужно настолько часто, насколько того требует душа, а совсем не один или четыре раза в год постами.
Конечно, очень важно, что духовник Патриарха схиархимандрит Илий живёт вместе с ним в переделкинской резиденции. Там отец Илий принимает людей, там же сослужит Патриарху всякий раз, когда тот совершает богослужения в домовом храме. Немаловажно, кстати, и то, что отец Илий — носитель афонской духовной традиции: он более десяти лет был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря. Вы верно подметили, что духовник Патриарха фактически учился вместе с ним в ленинградских духовных школах. И степень духовного доверия отцу Илию такова, что Патриарх склоняет свою главу перед сокурсником. Это показывает пример того, как надо относиться к духовнику. А заодно и даёт людям представление о духовной жизни Святейшего.
Промысл в жизни Патриарха
— А бывает такое, чтобы Патриарх приоткрывал свою духовную жизнь, рассказывал бы, например, какие-то душеполезные жизненные истории?
— Да, Святейший иногда делится случаями из своей жизни или из жизни своей семьи.
Мне очень нравится история о мешке с мукой. Дед Святейшего Василий Степанович около тридцати лет просидел в тюрьмах и лагерях за борьбу с обновленчеством. Впервые он был арестован в двадцатые годы. Жена с семью детьми оставалась одна, и она с трепетом спросила Василия перед тем, как его забрали в тюрьму: «На кого ты нас оставляешь? Мы же все погибнем! Голод!» И тогда он ответил, что идет страдать за Христа, и потому с семьей ничего не случится — Господь все управит. Это были довольно ответственные слова, ведь они жили в Поволжье, а там свирепствовал голод.
И в какой-то момент в доме не осталось ничего — даже горсти муки. Вечером были испечены последние лепешки для семерых детей, и Параскева Ивановна сказала: «Дети, у нас нечего есть завтра — завтра мы начнем умирать». А ночью произошло чудо: раздался стук в окно, и рядом с дверью стоял мешок муки... И этот мешок муки спас семью будущего Патриарха.
Эта, казалось бы, незначительная история (кстати, сейчас стало известно, кто был тем ночным гостем) показывает, как трепетно Патриарх относится к своему деду-исповеднику, которого считает примером и образцом для подражания.
Любимая тема для проповедей
— Несколько месяцев назад мы завели на сайте Православие.Ru еженедельную рубрику «Слово Патриарха». К нашей радости и, признаться, удивлению, она стала необыкновенно популярной, — и это при том, что наши читатели обычный «официоз» не очень-то жалуют. Однако Святейший прекрасно говорит. Он в состоянии выйти на амвон и кристально четко, чеканя слова, произнести проповедь как по писаному. Откуда у Патриарха этот уникальный дар слова? Или это совершенно необъяснимо?
— Да нет, всё это вполне объяснимо.
И тут надо сразу сказать, чтобы никакой священнослужитель не обольщался, видя проповеднический дар Святейшего, что и сам он может просто так, без подготовки, выйти и произнести проповедь: мол, есть Божественный дар — и достаточно!
У Патриарха есть несомненный дар проповедничества и, если говорить со светской точки зрения, исключительные для нынешнего времени ораторские дарования. Но это не отменяет того факта, что он очень и очень тщательно готовится к каждому своему публичному выступлению — в первую очередь, конечно же, к проповеди. Накануне ее произнесения он внимательно читает Евангельские и Апостольские зачала (как вы знаете, почти всегда он говорит проповеди на их основе) и их толкования, читает святоотеческую литературу и многое другое. Я точно знаю, что существенная часть жизни Святейшего уходит на подготовку к проповедям.
— Значит, и здесь, несмотря на наличие таланта, обязательна работа?
— Конечно. Патриарх всегда старается хотя бы на пять минут до начала проповеди сосредоточиться. Он просит, чтобы на какое-то время после причастия в алтаре к нему не подходили люди под благословение, просит всегда с пониманием к этому относиться. Какое-то время сидит, думает над проповедью, собирается с мыслями, что-то формулирует. Почти всегда у него с собой находится лист бумаги, на котором он дома от руки что-то фиксирует. Он повторяет это про себя, то есть речь идёт о существенной интеллектуальной подготовительной работе. Поэтому не нужно думать, что Патриарх вот так вышел и сказал слово экспромтом.
— А есть ли у Святейшего любимая тема для проповедей, к которой он постоянно возвращается?
— В своих проповедях Патриарх с самых разных сторон подводит верующего человека к осознанию того, что во главе его жизни должен стоять Христос — а не семья, работа или какие-то другие, пусть и вполне важные её составляющие.
Божественное измерение жизни должно быть основным. И если оно таковым будет, то и вся остальная жизнь человека выстроится правильным образом, как с духовной, так и с человеческой точки зрения.
Всё это глубоко укоренено в Евангелии, ибо и Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
pravoslavie.ru
— Уважаемый отец Александр, мы видим, в каком тяжелейшем ритме жизни живёт Святейший: практически каждый день он служит, рукополагает клириков, встречается со множеством людей и при этом умудряется говорить замечательные проповеди. Наверняка ещё и прочитывает целые тонны официальных документов. Расскажите, как строится его день.
— Да, действительно, график Патриарха таков, что, находясь рядом с ним, зачастую не понимаешь, как человек может всё это вместить и выдержать.
Но, с другой стороны, находясь рядом, видишь, что Святейший, в первую очередь, черпает свои силы из личной, очень глубокой духовной жизни и именно по отношению к ней соизмеряет всё остальное. Устраивает свою жизнь на духовном основании. Вспоминается известная Евангельская истина: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). И на первом месте здесь стоит молитва.
Молитвой, как и у всякого православного человека, начинается его день. Патриарх совершает ежедневные правила и богослужения, скрытые от людских глаз, в храме своей резиденции в Переделкино. Здесь, в Даниловом монастыре, Святейший перед началом рабочего дня и по его окончании заходит в храм, прикладывается к иконам и святыням.
Но даже эта сторона — внешняя. Внутри же — полное осознание того, что Патриарх в руках Божьих. Как несколько раз говорил Святейший, Бог не даёт креста выше человеческих сил, и если жизнь Предстоятеля Русской Церкви складывается подобным образом, то в этом есть несомненный Промысл Божий как о нём, так и, разумеется, обо всей нашей Поместной Церкви. Наверное, сейчас, в нынешних условиях, просто невозможен спокойный, размеренный образ жизни Предстоятеля, седовласого старца, соизмеряющего работу с временем должного отдохновения.
— Тем не менее, нашим читателям было бы интересно и полезно познакомиться с тем, во сколько Святейший встаёт, сколько спит. Люди, которые занимают достаточно высокое положение, прекрасно понимают, что без устоявшегося распорядка дня сложно чего-то добиться, даже если просить у Бога помощи.
— Я, как вы понимаете, могу говорить только о тех вещах, которые вижу сам.
Патриарх встаёт рано утром и после молитвенного правила и завтрака выезжает в Даниловскую резиденцию. Если нужно служить, а происходит это достаточно часто, встаёт ещё раньше.
В первой половине дня Святейший работает с документами и встречается с сотрудниками Патриархии. Во второй половине начинаются официальные встречи и переговоры. К Патриарху часто приезжают разного рода гости: и священнослужители, и представители Поместных Православных Церквей, и представители иных христианских конфессий, других религиозных общин, разнообразные общественные и политические деятели. Очень многие хотят с ним встретиться, ждут этих встреч. Поэтому зачастую день Святейшего расписан поминутно, и свободного времени, насколько я вижу, у Патриарха практически не остаётся.
Подобного рода встречи обычно продолжаются до шести вечера, после чего Патриарх вновь работает с документами, ужинает и в семь, восемь, а иногда и девять часов вечера уезжает домой. Здесь продолжается работа с документами и ближе к полуночи рабочий день оканчивается.
Что касается отдыха… С одной стороны, Патриарх не каждый день приезжает в Даниловскую резиденцию: у него бывают дни, когда он работает дома, в Переделкино. С другой стороны, и отдыхом это не назовёшь, ведь тогда он берёт с собой чемоданы документов. Святейший ежедневно должен прочитывать около 300 страниц различного рода текстов. И это не считая встреч, богослужений, проповедей и подготовки к ним.
Требуется огромное интеллектуальное и эмоциональное напряжение, чтобы выдерживать такой график.
— А как можно прочитать 300 страниц текста в день и к концу этих 300 страниц понимать, что там написано? Это же не роман, не художественная литература.
— Да, это не роман. Это разноплановые тексты, документы самого разного уровня, направления и масштаба, и на каждый из них нужно реагировать по-разному, очень быстро переключаться от одного к другому.
По моему мнению, это нормальное явление, естественное следствие той гигантской работы, которая происходит сейчас в Церкви под руководством Святейшего Патриарха.
Если говорить о том, где Патриарх научился всему этому, то здесь сказывается и многолетний опыт работы в Отделе внешних церковных связей (Святейший принимал участие практически во всех ключевых событиях церковной жизни на протяжении последних 40 лет), но и, конечно же, огромный духовный и жизненный опыт.
Богослужения и молитвенное правило
— В христианах сейчас развивается теплохладность: многие миряне не ходят на всенощные, даже воскресные литургии пропускают. В этом смысле Святейший, конечно же, показывает всем нам пример. Как часто он служит?
— Патриарх служит каждое воскресенье плюс одно-два богослужения на буднях — в среднем, два-три богослужения в неделю. Наверное, приходской священник служит чаще, но для Патриарха со всей его занятостью и делами — это очень много. За истекший год он совершил 237 богослужений, это почти восемь месяцев ежедневных служб. На мой взгляд, это весьма серьезный объем с учетом всех прочих попечений, а что еще очень важно – с учетом того, что многие из этих богослужений совершаются не в Москве, а в сложных поездках. Обычный график поездки – перелет, прибытие, вечернее богослужение и слово к людям, которые ждут Патриарха. Затем ужин с епископатом и представителями местных властей – это тоже всегда проповедь, потому что Патриарх использует такого рода неформальные встречи опять же для откровенного разговора о Церкви, о пастырском служении. Здесь никогда не происходит каких-то пустых бесед о погоде или местных обычаях. На утро Литургия, проповедь, благословение верующих, короткий перерыв, посещение храмов и какие-то другие составляющие программы визита, снова самолет, перелет. Это не самое легкое дело, но в центре него всегда – богослужение и проповедь.
И когда задаешься вопросом – откуда на все это находятся силы, то надо понимать, что любое богослужение, которое совершает Патриарх (в первую очередь, конечно же, Литургия) — это огромное духовное событие для него лично. Я всегда молюсь в алтаре, когда Святейший совершает Евхаристию, и ни разу не видел, чтобы он с усталостью, безучастно или, как говорят, «регулярным образом» Ее совершал. Он всегда черпает силы из самого богослужения, ему на службе легко.
Патриарх всегда вслух читает молитвы Евхаристического канона, тайные и священнические молитвы. Это давняя питерская традиция. Она помогает находящимся на богослужении людям понимать и осознавать, с одной стороны, само богослужение, с другой стороны, — то напряжение, с которым Патриарх погружён в молитву. Ты и сам в этот момент вынужден — а другой возможности просто не остаётся — сугубо молиться. И это, конечно, дорогого стоит!
Всякий раз, даже если литургия совершается им каждый день на протяжении какого-то периода времени, Патриарх служит её как будто впервые. С очень сильным чувством. И это, конечно, даёт большой импульс для тех, кто молится вместе с ним.
— Но ведь и Великим постом, в те дни, когда по Уставу литургии не положено, Святейший часто служит?
— Да, на первой и в Страстную седмицы Великого поста Патриарх совершает ежедневные богослужения утром и вечером.
Эти богослужения настолько продолжительны, что молодые люди — иподиаконы Святейшего и сотрудники Патриархии, которые находятся рядом с ним, — к середине службы буквально падают от усталости. Несколько раз такое происходило на самом деле.
Для Патриарха же эти главные седмицы церковного года дают мощнейший духовный заряд на весь год.
Поначалу, в первый год его Патриаршества, мы думали, что завтра служба будет отменена, потом, что послезавтра...
— Потом думали, что на следующий год...
— Да, первый год мы именно так и считали: «Хорошее было время, каждый день службы, ну, а в следующем году — всё». Но нет: и в следующем году, и через год Святейший служил и будет служить каждый день на этих седмицах.
Причем, он сам прочитывает все последования. И даже если не служит лично на утренних богослужениях Великого поста, то обязательно на них присутствует, молится, не разрешает ничего опускать из уставного богослужебного круга.
— Т.е. при Святейшем читаются три кафизмы на утрене?
— Да. Когда в это время он служит в монастырях, всё полностью вычитывается. Когда ты оказываешься в этой богослужебной стихии на протяжении всей седмицы от воскресенья и до воскресенья, то и на себя и на окружающий мир начинаешь смотреть совсем другими глазами.
Православные люди часто спрашивают: «Как нам узнать про Патриарха?» В ответ я всех призываю сходить на его богослужения — в Москве или регионах, когда он туда приезжает. Всё остальное вторично по сравнению с тем, с каким духовным напряжением он совершает богослужение, и какой после этого богослужения получаешь заряд.
— Иными словами, стержень духовной жизни Патриарха — это богослужение?
— Да, как и для всякого священнослужителя. Конечно, все клирики разные: для кого-то важна социальная деятельность, кто-то любит больше заниматься богословием или другими церковными науками. Не то, чтобы больше, просто для кого-то определенные вещи более естественны, и в этом нет, наверное, ничего неправильного.
Но для Патриарха главным в жизни остается богослужение и, в особенности, Евхаристия. Он всегда с огромной радостью совершает Литургию.
Где Святейший отдыхает душой
— Есть ли у Святейшего какие-то любимые места для молитвенного уединения, места, где он чувствует себя как дома?
— Патриарх очень любит приезжать на Соловки. Сейчас там постепенно, в том числе и его заботой и попечением, возрождается скитская жизнь. Святейший очень любит Валаам, также как и покойный Патриарх Алексий любил этот остров.
Особое место в его душе, я думаю, занимают Смоленск и Калининград.
Святейший очень почитает Смоленскую икону Божией Матери, которая находится в смоленском кафедральном соборе. Он не раз говорил, что это была первая святыня, которую он встретил по приезде в Смоленск из Санкт-Петербурга, тогда ещё Ленинграда.
И, конечно же, Калининград очень дорог его сердцу.
— Да, столько лет на кафедре…
— Дело даже не в том, сколько лет Святейший пробыл на этой кафедре.
Калининградская епархия в прямом смысле этого слова была создана его руками, ведь до его назначения туда там вообще не было ни одного православного храма. Ни одного! Это была полностью атеистическая область Советского Союза, духовно выжженная земля.
Когда архиепископ Кирилл туда приехал и пришел к уполномоченному по делам религии ради того, чтобы епархии передали разрушенное здание храма, ему сказали: «Да, мы вам этот храм отдаем», а за спиной добавили: «Сорок лет мы этот храм не отдавали, теперь ещё сорок лет будете его восстанавливать».
А сейчас мы видим совершенно невероятную картину: бьющая ключом епархиальная жизнь, храмы, дети, молодежь — кажется, что здесь так было всегда, в то время как всё это было создано руками архиепископа, а затем митрополита Кирилла в течение 25 лет его пребывания на Смоленской кафедре. Конечно же, это производит очень сильное впечатление.
Как держать удар
— Да, деятельность Патриарха мало кого оставляет равнодушными. Причем, люди, Церкви явно не симпатизирующие, главным объектом своей критики избрали Святейшего. И в этой непростой ситуации Патриарх остается бодрым, полным сил и энергии. Как ему удается держать удар?
— Святейшему действительно приходится нелегко. Однако, первое, что, как мне кажется, позволяет держать удар — это отсутствие целеполагания в отношении этих ударов.
Патриарх не занимается ежедневным разбором всех тех нападок, которые обрушиваются на Церковь и на него лично. «Рефлексировать» по этому поводу — совсем не его забота, не его стиль жизни. Конечно, бывают неприятные вещи, что-то может задеть, но всё это вторично по отношению к основному в его жизни — к кресту Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Святейший не раз повторял, что ведомая им Русская Церковь как говорила людям о Евангельской правде, так и будет о ней говорить — без всяких упущений и скидок. Как называла грех грехом, так и будет его называть. И никаких обходных путей, никакого послабления здесь не было, нет и не будет.
Позиция Патриарха такова: Церковь делает свое великое дело — служит спасению людей, а он, как Предстоятель Поместной Русской Церкви, делает все для того, чтобы вверенный ему Богом народ обретал спасение и до каждого человека доходили бы слова Евангельской проповеди. А все остальное, что приходит извне, — всё это не должно ни на секунду поколебать нашу уверенность в том, что Церковь делает свое спасительное дело.
— «Делай, что должно, и будь, что будет»?
— Пожалуй, да. При этом, конечно же, надо понимать, что Русская Православная Церковь — особенно на территории России — существует сейчас в исключительно благоприятных условиях. Каких (если всё совместить и проанализировать), пожалуй, не было с момента Ее зарождения на берегах Днепра.
Уместно уподобить нашу церковную жизнь Евангельской притче о талантах, когда Господь дает талант человеку, а потом с него спрашивает. Вот и сейчас Господь дает нашей Церкви огромные возможности для проповеди Евангелия. И понятно, что при таких условиях благоприятствования мы все, как члены Церкви, обязаны умножить те таланты, которые нам Бог дал.
Будет неправильно говорить, что, мол, «на нас приходились такие-то удары, такие-то наносились оскорбления — личные или в отношении всей Церкви, — и потому мы что-то не смогли сделать». Нет, конечно. Церковь старается реализовывать все те возможности и таланты, которые Господь Ей сейчас, в нашей современной России, дарует. И, конечно же, все те деяния, которые сейчас совершаются в Церкви лично Патриархом или же под его водительством — всё это усилия по умножению тех возможностей, которые Господь нам дает.
— При этом у Святейшего за плечами ещё и богатейший опыт жизни при советском строе, не говоря уже об отце и деде священниках.
— Несомненно, вести церковный корабль Патриарху помогает его огромный личный духовный опыт, который, в свою очередь, укоренен в замечательной церковной традиции Санкт-Петербурга (или, если хотите, Ленинграда советского времени). С самого юного возраста Святейший попал в питательную среду ленинградских пастырей, с которыми он на протяжении многих лет своей жизни общался, черпая от них всё то полезное и необходимое, что впоследствии пригодилось в его высоком служении.
Богатейший опыт выживания Церкви в советский период дал Патриарху понимание того, что Церковь Христова — и он часто говорит об этом, отвечая на обвинения в сращивании Церкви и государства, — жила и выживала при любых условиях и при любом отношении к Ней власти и власть предержащих. Сейчас это отношение вполне положительное и благоприятное, в поздние советские годы — тяжелое и уничижительное, в послереволюционное время — и вовсе граничащее с желанием Церковь полностью уничтожить.
И вот, несмотря на это, Церковь жива. Сменяются власть предержащие, но Церкви не страшна эта смена, это, как говорили раньше, «изменение политического климата» в стране.
Церковь жила, живёт и будет жить не благодаря помощи властей и не вопреки тем препонам, которые Ей чинят, а потому, что в Ней жив Христос.
Монашество, исповедь и духовное руководство
— Оставим политику и поговорим о том, что Святейший, помимо того, что является главой Поместной Церкви, ещё и монах. Удаётся ли ему в полной мере находить время на монашеское правило?
— Монашеского правила Патриарх не оставляет. Он и сам к этому очень ревностно относится, и других монашествующих (особенно тех, которые живут в монастырях) призывает к очень строгому соблюдению молитвенного правила. О большем я сказать вряд ли смогу, поскольку речь идёт о личной духовной жизни Святейшего.
— Приходится часто слышать о том, что раз старцев практически не осталось, то и жить можно «от ветра головой своей». При этом мы знаем, что сам Святейший избрал своим духовником Оптинского старца Илия — практически своего ровесника, с которым они вместе учились в ленинградской Академии. Какое значение Патриарх придаёт духовному руководству?
— Очевидно, что раз старцев немного, то и регулярно духовно окормляться у них могут не все православные христиане. Важнее другое. Святейший неоднократно повторял и монашествующим, и клирикам, и мирянам, что чрезвычайно важно сохранять ту духовную традицию, которая есть в Церкви: традицию исповеди, причастия и духовного общения человека со священником. В первую очередь, традицию регулярной исповеди.
В таинстве покаяния, таинстве изменения ума (как переводится это слово с греческого) заключается очень глубокая духовная составляющая. Патриарх не раз говорил, что исповедь — это важнейший инструмент для правильного устроения человеческой жизни. И прибегать к исповеди нужно настолько часто, насколько того требует душа, а совсем не один или четыре раза в год постами.
Конечно, очень важно, что духовник Патриарха схиархимандрит Илий живёт вместе с ним в переделкинской резиденции. Там отец Илий принимает людей, там же сослужит Патриарху всякий раз, когда тот совершает богослужения в домовом храме. Немаловажно, кстати, и то, что отец Илий — носитель афонской духовной традиции: он более десяти лет был духовником Свято-Пантелеимонова монастыря. Вы верно подметили, что духовник Патриарха фактически учился вместе с ним в ленинградских духовных школах. И степень духовного доверия отцу Илию такова, что Патриарх склоняет свою главу перед сокурсником. Это показывает пример того, как надо относиться к духовнику. А заодно и даёт людям представление о духовной жизни Святейшего.
Промысл в жизни Патриарха
— А бывает такое, чтобы Патриарх приоткрывал свою духовную жизнь, рассказывал бы, например, какие-то душеполезные жизненные истории?
— Да, Святейший иногда делится случаями из своей жизни или из жизни своей семьи.
Мне очень нравится история о мешке с мукой. Дед Святейшего Василий Степанович около тридцати лет просидел в тюрьмах и лагерях за борьбу с обновленчеством. Впервые он был арестован в двадцатые годы. Жена с семью детьми оставалась одна, и она с трепетом спросила Василия перед тем, как его забрали в тюрьму: «На кого ты нас оставляешь? Мы же все погибнем! Голод!» И тогда он ответил, что идет страдать за Христа, и потому с семьей ничего не случится — Господь все управит. Это были довольно ответственные слова, ведь они жили в Поволжье, а там свирепствовал голод.
И в какой-то момент в доме не осталось ничего — даже горсти муки. Вечером были испечены последние лепешки для семерых детей, и Параскева Ивановна сказала: «Дети, у нас нечего есть завтра — завтра мы начнем умирать». А ночью произошло чудо: раздался стук в окно, и рядом с дверью стоял мешок муки... И этот мешок муки спас семью будущего Патриарха.
Эта, казалось бы, незначительная история (кстати, сейчас стало известно, кто был тем ночным гостем) показывает, как трепетно Патриарх относится к своему деду-исповеднику, которого считает примером и образцом для подражания.
Любимая тема для проповедей
— Несколько месяцев назад мы завели на сайте Православие.Ru еженедельную рубрику «Слово Патриарха». К нашей радости и, признаться, удивлению, она стала необыкновенно популярной, — и это при том, что наши читатели обычный «официоз» не очень-то жалуют. Однако Святейший прекрасно говорит. Он в состоянии выйти на амвон и кристально четко, чеканя слова, произнести проповедь как по писаному. Откуда у Патриарха этот уникальный дар слова? Или это совершенно необъяснимо?
— Да нет, всё это вполне объяснимо.
И тут надо сразу сказать, чтобы никакой священнослужитель не обольщался, видя проповеднический дар Святейшего, что и сам он может просто так, без подготовки, выйти и произнести проповедь: мол, есть Божественный дар — и достаточно!
У Патриарха есть несомненный дар проповедничества и, если говорить со светской точки зрения, исключительные для нынешнего времени ораторские дарования. Но это не отменяет того факта, что он очень и очень тщательно готовится к каждому своему публичному выступлению — в первую очередь, конечно же, к проповеди. Накануне ее произнесения он внимательно читает Евангельские и Апостольские зачала (как вы знаете, почти всегда он говорит проповеди на их основе) и их толкования, читает святоотеческую литературу и многое другое. Я точно знаю, что существенная часть жизни Святейшего уходит на подготовку к проповедям.
— Значит, и здесь, несмотря на наличие таланта, обязательна работа?
— Конечно. Патриарх всегда старается хотя бы на пять минут до начала проповеди сосредоточиться. Он просит, чтобы на какое-то время после причастия в алтаре к нему не подходили люди под благословение, просит всегда с пониманием к этому относиться. Какое-то время сидит, думает над проповедью, собирается с мыслями, что-то формулирует. Почти всегда у него с собой находится лист бумаги, на котором он дома от руки что-то фиксирует. Он повторяет это про себя, то есть речь идёт о существенной интеллектуальной подготовительной работе. Поэтому не нужно думать, что Патриарх вот так вышел и сказал слово экспромтом.
— А есть ли у Святейшего любимая тема для проповедей, к которой он постоянно возвращается?
— В своих проповедях Патриарх с самых разных сторон подводит верующего человека к осознанию того, что во главе его жизни должен стоять Христос — а не семья, работа или какие-то другие, пусть и вполне важные её составляющие.
Божественное измерение жизни должно быть основным. И если оно таковым будет, то и вся остальная жизнь человека выстроится правильным образом, как с духовной, так и с человеческой точки зрения.
Всё это глубоко укоренено в Евангелии, ибо и Господь призывает нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
pravoslavie.ru