четверг, 2 апреля 2020 г.

День памяти священномученика Владимира Лежневского


3 апреля - день памяти нашего святого земляка - священномученика Владимира Введенского, мощи которого покоятся во Введенском женском монастыре г.Иваново.

Священномученик Владимир родился в 1869 году в селе Кохма Шуйского уезда Владимирской губернии. В метрической книге Христорождественской церкви этого села рукой священника Иоанна Марсова, совершившего обряд крещения, записано о том, что 23 июня (5 июля) 1869 года родился, а 25 июня был крещён младенец Владимир. Родители новорожденного - «села Кохмы Христорождественской церкви пономарь Федор Петров Введенский и законная его жена Марья Федорова, оба исповедания православного». В метрической книге приведены сведения и о восприемниках (крёстных) мальчика. Это «отец пономаря Введенского заштатный причетник Петр Андреев Введенский и дочь его Александра Петрова». Таким образом установлено, что не только отец, но и дед Владимира Федоровича были церковнослужителями. Дьячком в этой же церкви был Николай Введенский, возможно дядя Владимира.

Всё детство мальчика прошло в Кохме, сюда он приезжал на время каникул. Из Владимирских епархиальных ведомостей известно, что в 1878 г. мальчика отдали в приготовительный класс Владимирского духовного училища, в 1879 он был переведен в 1 класс и закончил училище в июне 1883 г., успешно держал экзамен на поступление во Владимирскую духовную семинарию, получил на испытаниях 26 баллов (из 35 возможных). В семинарии Введенский учился 6 лет с 1883 по 1889 гг. Не всё давалось легко, после 2 класса пришлось сдавать переэкзаменовку по латинскому языку. Но к концу учёбы семинарист Введенский достиг прекрасных результатов и был удостоен звания «Студент семинарии» (такое звание присваивалось лучшим, другие получали звание «окончивших полный семинарский курс»).

6 февраля 1891 г. Владимир Введенский был определен на священническое место в село Лежнево Ковровского уезда Владимирской губернии. 20 февраля 1891 года он сочетался браком с дочерью умершего священника села Лежнева о. Николая Холуйского Софией Николаевной Холуйской, а 10 марта рукоположен во иерея. Отныне жизнь В.Ф.Введенского снова будет связана с Христорождественской церковью, но уже села Лежнево. До революции Лежнево было крупным промышленным селом, расположенным на пересечении важных торговых путей. В центре села совсем рядом располагались три храма – центральный Христорождественский и приписанные к нему Казанская и Троицко-Знаменская церкви. В метрических книгах Христорождественской церкви за 1891-1918 годы практически на каждой странице под записями о совершении таинств крещений, венчаний и отпеваний прихожан имеются автографы будущего священномученика, а многие записи от начала до конца сделаны им собственноручно.

Из метрических книг Христорождественской церкви за последующие годы известно, что у Владимира Фёдоровича и Софии Николаевны было семеро детей. В 1894 году родилась дочь Вера, в 1898 – сын Владимир, в 1903 – Николай, в 1905 – Мария, в 1908 – Анна, в 1911 – снова Вера (названная в память об умершей старшей дочери), в 1918 – Василий.
В Христорождественской церкви в селе Лежнево о. Владимир Введенский прослужил всю жизнь. Помимо своего служения иерея утверждением архиепископа Владимирского и Суздальского Сергия о. Владимир был определен на должность законоучителя Лежневского женского училища 28 сентября (ст.ст.) 1895 г., а 29 августа 1903 г. - на должность законоучителя двухклассного училища Министерства Народного Просвещения. 1 сентября 1909 г. распоряжением Попечителя Московского Учебного Округа назначен на должность законоучителя Лежневского Городского четырехклассного училища с исполнением обязанностей учителя-инспектора.

В первый раз отец Владимир был арестован в 1922 г. по делу о сопротивлении изъятию церковных цен­ностей, но вскоре освобожден. В начале 1930 г. власти приняли решение о закрытии Рождественской церкви, и поскольку ни прихожане, ни священники не собирались отказы­ваться от богослужений, то прекратить их можно было, лишь арестовав свя­щенников. 4 февраля 1930 г. о. Владимир был арестован по ложному доносу.
Лжесвидетели показали на допросе: «Поп Владимир Введенский через церковь и молебны по домам разносит антисоветскую заразу – свои религиозные суждения, ведет агитацию против колхозов, налогов и других мероприятий советской власти. С амвона произносит проповеди почти после каждого богослужения, и главным образом у священников происходят собрания верующих по своему плану, где они дают инструкции сей черни». «Священник Владимир Федорович Введенский очень осторожен и своих взглядов на советскую власть прямо не высказывает. Бывая с требами по домам, иногда говорит, что, вот, жмут православную веру, этого допускать не нужно». «Вокруг церкви поселка Лежнево группируются антисоветские элементы из бывших торговцев во главе со священником Владимиром Введенским, который до сих пор читает проповеди, по существу антисоветские».

Все имущество о. Владимира было переписано, а жене запрещено продавать или передавать его кому-либо. 5 февраля власти допросили священника. Следователь спросил, как отец Владимир относится к обновленчеству, которое, будучи активно поддерживаемо властями, было весьма сильно в этих местах. Отец Владимир ответил: «В период обсуждения вопроса о пере­ходе в обновленческую ориентацию, когда особо в этом инициативу проявля­ли члены причта Смирнов и Цветков, я лично и остальной церковный причт были не согласны с этим, как, например, в части хотя бы того, что мы, церков­ные служители, при этом должны были выполнять только исключительно свои обязанности как бы "технически". В это обсуждение приходской совет не был втянут; после этого строй церковной службы остался прежний, сейчас этот Смирнов вышел из церкви, а Цветков служит священником в селе Хомутово Тейковского района».

6 февраля власти перевели отца Владимира в Шуйскую тюрьму. Тогда же, в селе Лежнево, после предварительных допросов, были аре­стованы 15 человек: священники, члены церковного совета и монахини, несшие в храме послушание алтарниц и псаломщиц. 11 февраля следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал, что антисоветская группа в Лежневе вела «антисовет­скую агитацию и пропаганду, направленную к срыву проводимых мероприя­тий и возбуждению крестьян и рабочих Лежневского района против совет­ской власти. Группа спаяна на почве единства религиозных воззрений и общ­ности политических интересов. Встречаясь в церкви после молений под ви­дом решения церковных дел, разрешали вопросы антисоветского характера».

О. Владимиру было тогда 60 лет и он, как писала дочь Мария в прошении об освобождении отца, "...в течение своей жизни много перенес болезней, которые надорвали его здоровье. У него прежде было воспаление легких, паралич левой ноги, затем паралич наружной мышцы правого глаза. От этой болезни он утратил наполовину свое зрение. Страдает воспалением седалищного нерва..." Несмотря на такое состояние здоровья и отсутствие доказанных фактов его контрреволюционной деятельности, 15 февраля о.Владимир Введенский был осужден Тройкой ОГПУ по статье 58/10 к трем годам заключения в концлагере.

30 марта священник прибыл в Соловецкий лагерь особого назначения. Здесь он работал дневальным, сушильщиком белья, сборщиком утильсырья. Начальник командировки писал в характеристике о нем: «Трудолюбивый и исполнительный работник, несмотря на свой пре­клонный возраст. Дисциплинирован и вежлив. Взысканиям и вообще заме­чаниям не подвергался. В культурной работе не участвует как служитель культа».

Оставшиеся дома жена священника София Николаевна, дочери Мария, Анна, Вера и сын Василий, как лишенные всех гражданских прав, были лишены и средств к существованию. 6 марта 1930 года Мария написала заявление председателю ВЦИКа Калинину: «По распоряжению местной власти я и ряд других девиц поселка Лежнево, как "лишенцы", посланы на лесозаготовительные работы наряду с мужчинами. Труд наш нисколько не разделен с ними; мы, как и они, пилим лес, валим деревья, что зачастую подвергает риску нашу жизнь, так как мы совершенно с этой работой не знакомы. Этот труд, безусловно, для нас непосилен, были случаи, что девицы надрывались, и теперь совершенно лишены возможности восстановить свое здоровье. На нашу просьбу – освободить нас от этой работы наш председатель не обращает никакого внимания, указывая на распоряжение государства, но странно, что это распоряжение распространяется не на всех "лишенцев". Непосильный труд наш еще сопряжен с тем обстоятельством, что пилка дров производится в болотистых местах и что нужна соответствующая обувь, которой мы не имеем, и теперь мы вынуждены мочить ноги и тем самым подрывать здоровье. В заключение моего заявления прошу Вас рассмотреть просьбу, войти в тяжелое положение; может быть, найдете возможным освободить от этой работы или облегчить хотя бы сколько наш труд. Тяжело и морально быть угнетенными, потому что мы "лишенцы", обращаются с нами не как со всеми. Но ведь мы ничем не виноваты, что мы дети "лишенцев"».

29 апреля 1930 года дочери отца Владимира Мария и Анна направили заявление в Иваново-Вознесенский горсовет с просьбой о восстановлении их в гражданских правах. 16 февраля 1931 года президиум Иваново-Вознесенского горсовета по­становил: «Введенские самостоятельно общественно-полезным трудом не занимаются, живут на средства, ранее добытые отцом. Как не имеющим са­мостоятельного заработка и живущим до сего времени на нетрудовой доход в ходатайстве отказать».

5 марта 1931 года администрацией Соловецкого концлагеря была составлена характеристика об отце Владимире, в которой его характеризовали как антисоветски настроенного. 13 марта при амбулаторном обследовании отцу Владимиру был поставлен диагноз: «Миокардит, артериосклероз, истощение и старческая слабость». В это время он находился в отделении поселка Анзер в 4-м отделении Соловецкого лагеря.

26 марта в связи с ухудшением состояния здоровья о. Владимир был помещен в стационарную больницу, располагавшуюся в Голгофо-Распятском скиту Соловецкого лагеря. Здесь 3 апреля 1931 года в половине восьмого вечера священномученик скончался и был погребен на кладбище у Воскресенской церкви на острове Анзер.

Священномученик Владимир Введенский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память совершается 21 марта, а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.