Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы сейчас слышали рассказ о расслабленном, который годами лежал у пруда, где он мог бы получить исцеление мгновенно, но он был парализован, сам не мог двинуться с того места, где лежал, и никто за годы и годы не взглянул на него и не пожалел. Те, которые были парализованы, стремились сами к исцелению, но те, которые были их друзьями, родными, только о них думали. А этот лишний человек — пусть остается парализованный: какое кому дело. Это не наше дело, он — не наш, он — не мой, он — не свой нам. И этот человек лежал бы, если бы один Человек не подошел к нему, — Тот, Которого апостол Павел называет Человеком Иисусом Христом, Богом, Который стал Человеком из жалости, из сострадания, с готовностью жизнь Свою отдать и Который действительно, ее отдал, смерть Свою подарил нам, чтобы только мы могли уверовать в Его любовь к нам. Христос его спас, но это не снимает с других людей ответственности.
И мы окружены не парализованными телесно людьми, но людьми, которые душевно, психически, всячески парализованы, то есть которые бессильны жить полнотой жизни. Одним страшно жить, потому что детство было такое страшное, одинокое, жестокое, другим страшно жить, потому что молодость прошла в обстоятельствах жестокости, бессердечия. Многие остались неспособными жить, потому что они видели слишком много ужаса на войне или вокруг войны или даже просто среди родных, которые сумели возненавидеть и разрушать друг друга годами, которым страшно жить, которые не могут найти в себе силу поднять руку. Есть столько, столько разновидностей этой парализованности души, этого бессилия жить вокруг нас, и мы не имеем право ждать, чтоб с небес сошел Христос и сотворил дело, которое Он нам поручил, — потому что Он нам поручил на земле быть Его присутствием, Он приказал нам, чтобы наши действия были Его действиями.
Взглянем друг на друга в наших семьях, среди наших друзей и в нашем приходе, и везде вокруг на улице, где бы то ни было, взглянем, посмотрим. Взглянул на лицо человека, заглянул в его душу через его глаза, порой такие испуганные, такие отчаянные, такие полные боли или такие мертвые, потому что человек потерял всякую надежду, и тогда посмотрим на нашего ближнего, на любого ближнего, на любого человека, который нам встречный-поперечный, и поставим себе вопрос, какова его нужда, что я могу сделать? Я могу вступить в его жизнь, я могу ему доказать, что он не один, что он не презрен, что он не лишний, что кто-то его увидел глазами и отозвался сердцем? Посмотрим друг на друга такими глазами, и тогда придет исцеление многим.
Это придет через Христа, да, потому что, как сказал о. Сергий Булгаков много лет тому назад, мы все являемся как бы воплощенным присутствием Самого Христа, потому что, крещаясь, мы делаемся с Ним едиными, потому что, получая миропомазание, мы исполняемся Святым Духом, потому что причащаясь Святых Тайн, мы делаемся единым с Ним. Подумайте, каждый из нас в каком-то смысле является живой, хотя часто такой не творческой, но живой иконой Христа, человеком, который может совершить для своего ближнего силой Христа, Тело, которое он принимает в Причастии, Дух, который он принял в миропомазании.
Наша ответственность друг за друга и не только за тех, кого мы любим, кто нам нравятся, кто нам близок, но за всякого, кто парализован страхом, болью, ужасом, своим прошлым или своим отчаянным одиночеством. Посмотрим друг на друга новыми глазами и начнем учиться, как можно видеть отчаяние в другом человеке, бессилие его. И поставим перед собой вопрос: что я могу сделать для этого человека и для всех друзей вокруг меня, не обязательно словами, но часто, когда человек в отчаянии, когда он одинок, когда никого у него нет, и кто-то на него посмотрит такими глазами видящими, что он поймет, что он увиден, и что он не один, и что он может улыбнуться другому человеку, и что тот отзовется, и что тут начнется исцеление и новая жизнь. Начнем эту новую жизнь сейчас, сегодня, здесь и пусть будет благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
21 мая 2000 г.
Мы сейчас слышали рассказ о расслабленном, который годами лежал у пруда, где он мог бы получить исцеление мгновенно, но он был парализован, сам не мог двинуться с того места, где лежал, и никто за годы и годы не взглянул на него и не пожалел. Те, которые были парализованы, стремились сами к исцелению, но те, которые были их друзьями, родными, только о них думали. А этот лишний человек — пусть остается парализованный: какое кому дело. Это не наше дело, он — не наш, он — не мой, он — не свой нам. И этот человек лежал бы, если бы один Человек не подошел к нему, — Тот, Которого апостол Павел называет Человеком Иисусом Христом, Богом, Который стал Человеком из жалости, из сострадания, с готовностью жизнь Свою отдать и Который действительно, ее отдал, смерть Свою подарил нам, чтобы только мы могли уверовать в Его любовь к нам. Христос его спас, но это не снимает с других людей ответственности.
И мы окружены не парализованными телесно людьми, но людьми, которые душевно, психически, всячески парализованы, то есть которые бессильны жить полнотой жизни. Одним страшно жить, потому что детство было такое страшное, одинокое, жестокое, другим страшно жить, потому что молодость прошла в обстоятельствах жестокости, бессердечия. Многие остались неспособными жить, потому что они видели слишком много ужаса на войне или вокруг войны или даже просто среди родных, которые сумели возненавидеть и разрушать друг друга годами, которым страшно жить, которые не могут найти в себе силу поднять руку. Есть столько, столько разновидностей этой парализованности души, этого бессилия жить вокруг нас, и мы не имеем право ждать, чтоб с небес сошел Христос и сотворил дело, которое Он нам поручил, — потому что Он нам поручил на земле быть Его присутствием, Он приказал нам, чтобы наши действия были Его действиями.
Взглянем друг на друга в наших семьях, среди наших друзей и в нашем приходе, и везде вокруг на улице, где бы то ни было, взглянем, посмотрим. Взглянул на лицо человека, заглянул в его душу через его глаза, порой такие испуганные, такие отчаянные, такие полные боли или такие мертвые, потому что человек потерял всякую надежду, и тогда посмотрим на нашего ближнего, на любого ближнего, на любого человека, который нам встречный-поперечный, и поставим себе вопрос, какова его нужда, что я могу сделать? Я могу вступить в его жизнь, я могу ему доказать, что он не один, что он не презрен, что он не лишний, что кто-то его увидел глазами и отозвался сердцем? Посмотрим друг на друга такими глазами, и тогда придет исцеление многим.
Это придет через Христа, да, потому что, как сказал о. Сергий Булгаков много лет тому назад, мы все являемся как бы воплощенным присутствием Самого Христа, потому что, крещаясь, мы делаемся с Ним едиными, потому что, получая миропомазание, мы исполняемся Святым Духом, потому что причащаясь Святых Тайн, мы делаемся единым с Ним. Подумайте, каждый из нас в каком-то смысле является живой, хотя часто такой не творческой, но живой иконой Христа, человеком, который может совершить для своего ближнего силой Христа, Тело, которое он принимает в Причастии, Дух, который он принял в миропомазании.
Наша ответственность друг за друга и не только за тех, кого мы любим, кто нам нравятся, кто нам близок, но за всякого, кто парализован страхом, болью, ужасом, своим прошлым или своим отчаянным одиночеством. Посмотрим друг на друга новыми глазами и начнем учиться, как можно видеть отчаяние в другом человеке, бессилие его. И поставим перед собой вопрос: что я могу сделать для этого человека и для всех друзей вокруг меня, не обязательно словами, но часто, когда человек в отчаянии, когда он одинок, когда никого у него нет, и кто-то на него посмотрит такими глазами видящими, что он поймет, что он увиден, и что он не один, и что он может улыбнуться другому человеку, и что тот отзовется, и что тут начнется исцеление и новая жизнь. Начнем эту новую жизнь сейчас, сегодня, здесь и пусть будет благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
21 мая 2000 г.