Первый дар – дар Мира: “Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам” (Ин. 20:19). Мир – значит путь: не отсутствие искушения и борьбы – это будет происходить до конца дней наших, – а отсутствие сумеречности сознания, недоумения и неуверенности, мгновенно парализующих человека.
Таковым было и положение учеников. Увидев распятого на Кресте Господа, они испытали глубокое разочарование и бежали, как заблудшие овцы без пастыря. Они не знали, что им предстоит совершать в будущем. Но теперь, когда они встретились с воскресшим Спасителем, в их душах воцарился мир. Они осознают свое назначение, они знают, куда идут.
Второй дар – дар ликования: “Ученики обрадовались, увидевши Господа” (Ин. 20:20). Разочарование вмиг сменилось ликованием. Дотоле опустошенные, поникшие от страха, спрятавшиеся за закрытыми наглухо дверями, ученики тотчас воспрянули, вдохновленные великим торжеством.
Третий подарок, самый важный из всех, – дар Святого Духа: “Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого” (Ин. 20:22). Предвидя полное откровение в день Пятидесятницы, воскресший Христос предуготовил Апостолам жребий духоносителей. Это можно рассматривать как исполнение цели Воплощения: как об этом свидетельствуют святые отцы, “Слово стало плотью, чтобы мы смогли принять Святого Духа”. И как говорит Владимир Лоски: “Присутствие Святого Духа в каждом из нас есть основа всей христианской жизни”.
Это и есть троякий дар Воскресения Христова: мир, ликование и Святой Дух. Но дары существуют для того, чтобы делиться ими с другими, чтобы приносить пользу, служить на благо других людей, поэтому троякий дар носит одновременно в себе характер вызова и посланничества. “Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас” (Ин. 20:21). Мир, радость и благодать Святого Духа сопричастны посланничеству апостолов. Они должны продолжить дело Христа во времени и пространстве, распространить Его послание о всепрощении отчаявшимся и измученным мира сего. Они укрепились Святым Духом, с тем чтобы сказать: “все мы свидетели” (Деян. 2:32).
Но одарив тремя дарами и возложив на апостолов исполнение великого долга, Господь сделал еще что-то: “Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои” (Ин. 20:20). Почему? Вне всякого сомнения, Он делает это для того, чтобы они узнали Его, чтобы убедить их, что Тот, Кто явился им, есть Он Сам. Он воскрес из мертвых в том же несказанно пострадавшем на Кресте плотском Теле. Безусловно, за всем этим кроется более глубокий смысл. Если Спаситель и показал им пять ран Страстей Своих, еще не заживших на Теле Его, то сделал Он это для того, чтобы дать понять им, что существует только один единственный способ для исполнения возложенного на них апостольского служения. Это следование за Ним по пути Креста, разделение с Ним Его самопожертвования, апостолы и сами должны претерпеть “страстные раны Господа Иисуса”. “Все мы свидетели”, – в какой мере каждый из нас становится свидетелем, т.е. становится мучеником и сочувствующим Христу, в такой же мере мы должны быть готовы разделить страдания нашего ближнего, ведь только тогда мы сможем стать Его истинными учениками.
На витринах похоронных бюро привычными стали надписи: “Принимаем заказы на венки и кресты”. На самом деле, вопрос выбора между теми и другими и вовсе не должен стоять: мы не можем носить венок победы воскресения, если не готовы поднять вместе с Христом Его Крест. В средние века “пасхальные гробницы”, т.е. атрибутика, украшавшая на каждую Пасху английские церкви, имели на себе следующую надпись: “Страждущий побеждает!” Это произошло с нашим Спасителем, это должно случиться и с нами. Давайте обретем на нашем теле раны распятого Господа и с помощью Святого Духа разделим со всеми мир и радость Христова Воскресения!
Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.