Насколько уникально наше время, как преодолеть период духовной расслабленности, что делать, если рядом нет опытного духовника, как молиться и выстраивать церковную миссию, что представляет из себя современное монашество и почему семьянину нужно читать патерики, — на эти и другие вопросы портала Православие.Ru отвечает известный греческий проповедник митрополит Лимасольский Афанасий.
— Владыко, у вас нет ощущения того, что мы живем в ненормальное время? Мой вопрос похож на брюзжание: ведь во все времена говорили, что прежде и солнце было ярче, и трава зеленее, и люди добрее. Однако общее ощущение тревоги и беспокойства свойственно сейчас многим людям, не только христианам.
— Я думаю, что мы тоже повзрослели и постарели, поэтому видим прошедшее в лучшем свете, как что-то более приятное, чем настоящее. Безусловно, мир направляется к последним временам. Однако для христианина не существуют «вчера» или «завтра» — существует только «сегодня», которое проживается в Таинстве Церкви, в Божественной литургии, в присутствии Бога. Отмечая церковные праздники, мы говорим: «Сегодня рождается Христос, сегодня Крещение Господне, сегодня Христос распинается». Подобным образом мы проживаем сегодня и Царствие Небесное, которое придет в конце. Я думаю, дорогой мой, что мы должны благодарить Бога за Царствие Небесное. Как говорил старец Паисий, чем больше у нас трудностей, тем более нас благословляет Бог.
— Пусть в Церкви не существуют «вчера» и «сегодня», но за церковной оградой происходят очень странные вещи: узакониваются однополые союзы, где-то стало возможным убивать стариков — по их желанию, а возможно, и по желанию тех, кому они надоели. Мы наблюдаем необыкновенную пропаганду разврата, видим, как беззаконие осуществляется на наших глазах. Неужели мы не правы, когда говорим, что наш мир сильно отличается от того, каким он был ещё 50 лет назад?
— Нам жалко, что наши братья не знают Святого Евангелия и совершают те вещи, которые вы описали. Мы молимся о них и обо всем мире.
Но посмотрите: Церковь всегда находилась в трудных условиях. Она появилась, когда существовало идолопоклонство. На протяжении веков ее преследовали. Вспомните, что было в России ещё несколько десятков лет назад. И при этом Церковь идет своей дорогой. Мы не отчаиваемся, а благодарим Бога за то, что мы — в Церкви, молим Бога, чтобы в Ней остаться. Молимся за людей, которые вне Церкви, чтобы эти наши братья познали Бога, ведь мы также несем за это ответственность. Мы знаем, что князь мира сего вне Церкви — это диавол. Но Христос победит диавола, и те люди, которые хотят правды Христовой, будут вечно с Ним. Великой ответственностью людей, находящихся в Церкви, является проповедовать истину Евангелия тем людям, которые этого хотят.
— В 1990-х годах в России был колоссальный духовный подъем. А сейчас мы явственно наблюдаем охлаждение к вере. И получается, что те люди, которые должны становиться сынами Царства, выбирают совсем другое царство и совсем другого владыку, не Христа. Как христианам возгревать в себе ревность?
— Отпадение людей от Христа всегда являлось причиной скорби для христиан, но также и стимулом для проявления любви и молитвы за этих отпавших. Мы должны относиться к тем, кто не верят во Христа, с огромной любовью и большой скорбью. Христос говорит нам в Евангелии, что наши дела должны быть светом для людей, чтобы они познали Бога (см. Мф. 5:16).
Мы виноваты в том, что есть люди, которые не знают Христа. Мы должны чувствовать огромную ответственность за души этих людей. Если мы станем святыми, тогда привлечем людей ко Христу. Но наша проблема в том, что нам недостает святости. И таким образом мы несправедливы по отношению к нашим братьям, которые не видят в нас святости, а потому и не подходят, не приближаются к Евангелию. Так что то, что нам действительно нужно, — это святость и святые люди в Церкви.
— Вопрос был немного о другом: каким инструментом возгревать в себе христианскую веру и стремиться к святости, если наступает охлаждение после первых горячих лет неофитства? Мы видим, что трагедии происходят даже в семьях священников. Одного знакомого священника бросила жена, развелись некоторые знакомые семинаристы. Недолжное происходит там, где подобного, казалось бы, просто не может быть. На чем современные христиане должны сосредоточивать наибольшее внимание, чтобы это не происходило?
— Безусловно, наша жизнь будет полна искушений всегда. И, конечно, все эти искушения будут направлены на искоренение нашей любви к Богу. Кроме внимания и того подвига, который мы должны совершать в нашей жизни, очень важно для человека, который хочет сохранить тепло в сердце, иметь святого и добродетельного духовника, к которому можно обратиться в трудные моменты искушений. И тогда тот с помощью благодати Святого Духа будет нам помогать, чтобы не исчезла из нашего сердца любовь к Богу. Но мы также должны питать свою душу, молясь и читая духовные книги. Так с помощью духовного отца мы сможем выдерживать эти треволнения, которые происходят в нашей жизни и вокруг нас.
— Вы сказали, что хорошо иметь святого духовника. Но ситуация в России складывается так, что у нас очень много молодых священников, у которых вначале просто нет духовного опыта и каких-то особых духовных даров. Как поступать большинству христиан, у которых нет возможности общаться с людьми святой жизни?
— Старец Паисий говорил, что когда нет помощи от человека, тогда есть обильная помощь от Бога. И, конечно, то, что говорит наш дорогой брат, — это очень логично. Но, тем не менее, по логике Бога это не так. Господь не нуждается ни во мне, ни в ком-либо ещё — даже в старцах Порфирии или Паисии. Господь может совершать Свое дело Сам в душах людей, поэтому мы никогда не должны отчаиваться.
Церковь является таинством присутствия, явления Бога в мир. Если бы какой-то человек пошел к старцу Паисию, не имея веры, то не получил бы и никакой пользы. И обратно: если ты с верой и со смирением во имя Христово идешь к духовнику, который еще молод, то получишь ответ, который будет соответствовать воле Божией.
На Афоне я слышал такую историю. У одного монаха умер духовник. Тогда он надел одежды старца на бревно и сказал: «Поскольку у меня нет духовника, буду вопрошать это бревно». Так он и стал поступать. И вот однажды, задав бревну вопрос, монах услышал голос: «Нет, не делай этого!»
Так что Господь действует в соответствии с нашей верой. Я очень хорошо понимаю то, о чем вы говорите, но беда нам, если мы будем опираться на людей, а не на Бога. Даже в Греции далеко не все знали старцев Паисия и Порфирия при их жизни, а это были уникальные святые. Важно, что Церковь Христова продолжает свой путь.
— Если вера человека живая, если он любит Бога, то кроме как в Боге и Его Церкви он уже ни в чем не нуждается. Но если охладевают вера и ревность и появляется потребность в этом мире, который, по словам апостола, «лежит во зле», как спасаться тогда?
— Пусть такой христианин делает то, что сделал некогда апостол Петр, когда начал тонуть. Он возопил: «Господи, спаси меня!» И Господь протянул руку и спас.
Христос — жив! Он всегда рядом. И тот, кто к Нему обратится, получит помощь.
Господь Вседержитель. Фреска XVI в. из афонского монастыря Дионисиат
— А если молишься, но нет видимых ответов на молитвы, если кажется, что Бог молчит?
— Если человек будет ждать результата своей молитвы, он никогда его не увидит, потому что само начало молитвы — уже неверное. Я не молюсь для того, чтобы увидеть какой-то плод или результат. Я молюсь для того, чтобы мне простились грехи, чтобы Господь помиловал меня.
Господь дает нам Свои Тело и Кровь, отпускает грехи, через Церковь дает благодать Святого Духа. Поэтому для нас достаточно молить Бога о Его милости со смирением и простотой. Смиренный человек верит Богу и не сомневается, слышит его Господь или нет. Если ты хочешь увидеть результаты молитвы, это означает, что ты сомневаешься в этом. И поскольку Господь не хочет повредить нам нашей же гордостью, то скрывает плоды нашей молитвы. Вполне возможно, что Он явит их нам, когда мы смиримся, когда сможем насладиться плодами молитвы, даже сами того не поняв.
Один старец сказал монаху, который все время хотел увидеть плоды своей молитвы: «Ты похож на человека, который посадил семя в землю и каждый день выкапывает его посмотреть, пустило оно корни или нет. Оставь это семя в земле, поливай его, ухаживай за ним, и потом оно само прорастет».
— Но как объяснить эту истину людям, далеким от Церкви? Многие относятся к жизни как к супермаркету, куда можно придти и что-то быстро купить. Поставят свечу — и Господь должен исцелить от рака, помочь в обмене квартиры, устроить на работу и так далее.
— Мы не являемся адвокатами Бога. Не всегда мы должны объяснять, что делает Бог по отношению к каждому человеку. Мы должны научить людей любить Бога любовью детей, а не посетителей супермаркета.
Нужно иметь доверие к Богу, доверие к Промыслу Божию. Господь будет говорить с сердцем каждого человека, и мы не должны волноваться и переживать, что будет с миром и людьми. Христос — Спаситель мира. Он распялся за людей. Он не будет несправедлив по отношению к кому бы то ни было. Господь обратится к сердцу каждого человека, когда будет нужен. Если Бог молчит, молчим и мы.
И мы должны предоставлять душу каждого человека Промыслу Божию. Иногда приходится пережить множество скорбей, испытаний, непонимания для того, чтобы почувствовать Бога в своем сердце. Помните Иова Многострадального? Господь попустил ему пройти через огромное количество испытаний и обратился к нему со словами лишь в самом конце. Господь знает, когда говорить с сердцем человека. Мы должны иметь доверие Богу, доверие Его любви ко всему миру. Когда мы видим, что какой-то человек нуждается в Боге, тогда мы должны молиться об этом человеке, и Господь, безусловно, затронет его сердце.
— Но как тогда Церкви осуществлять свою миссию? Если вы говорите, что не надо беспокоиться о том, что будет с миром, что Господь Сам в известное время заговорит с сердцем человеческим, то получается, нам не нужно переживать о том, придут ли люди в Церковь и когда это произойдёт. Но мы же должны и сами что-то делать, чтобы привести людей в храм. Какова должна быть правильная миссия Церкви?
— Сеятель сеет семя в поле, а потом молится, чтобы Господь взрастил это семя, и не переживает. Так же и мы должны сеять семя, поливать его, ухаживать, но не переживать о том, как оно выращивается.
— Тогда до каких пределов мы можем сближаться с миром, чтобы пытаться на него воздействовать? В Русской Церкви давно ведется дискуссия о том, какие методы допустимы в миссионерстве. Можно ли, к примеру, священникам ходить на рок-концерты, играть в футбол и тому подобное? Можно ли с помощью таких методов привлечь людей в Церковь?
— Я думаю, что мир не нуждается в том, чтобы мы присутствовали на рок-концерте или футболе. Я думаю, что мир нуждается в том, чтобы мы были там, где нас могут найти, — то есть в церкви, у аналоя, на исповеди, готовыми к духовной беседе. Людям нужно услышать от нас слово Божие. Людям нужно от нас то, чтобы мы принимали их с любовью и добротой. Они не нуждаются в нашем присутствии на футболе или в том, чтобы мы ходили и выпивали на дискотеке. Им нужна наша любовь, доброта и святость жизни.
— Два года подряд вы приезжали в Россию на конференцию по монашеству. Как бы вы охарактеризовали его современное состояние?
— Я очень тронут, что и Святейший Патриарх Кирилл, и архипастыри, и пастыри обеспокоены современным монашеством. Безусловно, есть много вещей, которые нужно замечать, которым нужно уделять большое внимание, что-то изменить, но это касается не только России, но даже и Афона. В каждом месте есть свои традиции, свои правила, свои люди. И монашество проявляется и живет в том месте, где оно есть, в окружении местных людей. Я думаю, что все идет очень хорошо. Это не значит, что я не знаю реальности. Я вижу, что все развивается естественным образом, я вижу желание и стремление игуменов и игумений исправить какие-то недостатки и научиться чему-то лучшему.
— Есть ли связь между хорошими христианскими семьями и хорошим монашеством?
— В своих беседах я говорю о том, что хороший монах мог бы быть хорошим семьянином, а плохой монах, если бы и женился, был семьянином плохим. Цель христианина и в монашестве и в браке одна и та же — вечный брак со Христом. И к этому нужно стремиться и в монашестве и в семье. Вы меня спросите: может быть, в монашестве лучше? Но я не могу так сказать. Каждый человек должен поступать так, как ему удобнее, чтобы найти Христа.
— Часто мы слышим: «Что они могут монахи понимать в семейной жизни?»
— Нужно смотреть в суть, а суть одна и та же. В писаниях монахов-аскетов описывается то, как человек преодолевает свой эгоизм и страсти, как в себе самом избавляется от ветхого человека, для того чтобы войти в общение с самим собой, другими людьми и, главным образом, с Богом. Человек, состоящий в браке, должен читать патерики, чтобы знать, как выстроить хорошую семью, потому что в патериках находятся ответы на многие жизненные проблемы.
— Владыка, есть ли у вас как у правящего архиерея большой епархии, настоятеля и духовника многих монастырей, возможность исповедовать народ и вообще вести духовное руководство мирян?
— Во всем греческом мире, а не только на Кипре, епископы посвящают большое количество времени исповеданию своей паствы. Причем наша исповедь отличается от исповеди в России. Насколько я знаю, у вас исповедь достаточно краткая, сводящаяся к названию грехов. У нас же люди привыкли исповедоваться по-другому: исповедь может занимать по нескольку часов, потому что человек рассказывает о своих грехах, о своих проблемах, задает вопросы, то есть говорит обо всем, что его беспокоит.
Несколько дней назад ко мне пришел исповедоваться один молодой учитель. Пришел он в пять часов вечера и ушел в шесть часов утра. Слава Богу, он был один (владыка смеется).
— Если вы так много исповедуете, значит, знаете общее состояние душ своих пасомых. Какие грехи наиболее типичны для нашего времени?
— Одна из причин, почему я исповедую лично, состоит в том, что я не хочу терять общение с людьми, не хочу сидеть в офисе и быть каким-то организатором. Исповедь — самый простой способ узнать, о чем думают люди, чем они озабочены, какие у них проблемы. Я очень радуюсь, когда люди видят в своем епископе отца. Радуюсь, когда знаю, что люди могут придти ко мне в церковь, разыскать меня, чтобы рассказать о своих проблемах.
К себе в епархию, в офис, я хожу один или два раза в месяц. Там я ощущаю себя как мэр и потому предпочитаю находиться в храме и видеться там с людьми. Храм — естественное место для епископа.
— Понимаете, важно не название греха («убийство», «аборт», «блуд»...), важна суть, а суть любого греха в том, что человек отпал от Бога.
По-гречески слово «грех» (ἁμαρτία) означает «непопадание в цель». Когда древние греки пускали стрелу и промахивались, они говорили: «Имартон!» (ἥμαρτον), по-русски — согрешил, то есть попал мимо цели. И когда человек не имеет Христа в своем сердце, тогда он делает неправильные выборы.
Я стал духовником и начал исповедовать, когда ещё жил на Афоне и был очень молод. Однажды я спросил старца Паисия, что мне спрашивать у людей, которые приходят на исповедь. Дело в том, что некоторые из них просили, чтобы я сам задавал им вопросы, а они уже отвечали. И тогда старец Паисий сказал мне: «Избегай вопросов, но уж если люди очень настаивают, то тогда пусть первым твоим вопросом будет “Любишь ли ты Бога? Какие у тебя отношения с Богом?” Затем спрашивай, любит ли человек людей вокруг себя, любит ли себя и всю ситуацию вокруг себя, а потом уже разузнавай обо всем остальном». Потому Господь и говорит, что первая и наибольшая заповедь — возлюбить Господа Бога всем сердцем своим (см. Мф. 22:37–38). А к этому приложится и остальное.
— Вы упомянули старца Паисия. Наверняка в вашей памяти часто звучат какие-то поучения старцев Паисия, Порфирия и Иосифа.
— Это правда. Господь устроил так, что когда я еще был студентом, совсем молодым человеком, я познакомился со многими современными святыми. Я знал старца Афанасия из монастыря. В другом монастыре на Кипре я общался с другим старцем Афанасием, тоже очень добродетельным. Затем, по приезде в Грецию, я познакомился со старцем Ефремом, старцем Харалампием из монастыря Дионисиат, старцем Ефремом, который сейчас в Америке, в Аризоне, со старцем Иосифом, который был моим духовником и постригал меня в монашество. Господь удостоил меня познакомиться со старцем Порфирием, старцем Иаковом с Эвбеи, старцем Филофеем, старцем Софронием из Эссекса, старцем Эмилианом из монастыря Симонопетра и многими другими старцами, чьи имена не так известны. Ото всех них я слышал очень много поучений и слов.
И общее впечатление, которое производили все эти люди, состояло в том, что они — здоровы. Здоровы духовно, психически и психологически благодаря благодати Божией. У них не было каких-то недостатков, они не были людьми крайностей. Старцы были уравновешенными людьми, очень рассудительными и деликатными. Они были наполнены любовью к Богу, любовью к человеку и были очень радостны.
Когда ты смотрел на кого-то из них, то думал о том, что вот таким Господь создал человека, потому что они сохраняли в себе образ Божий и были похожи на своего Бога Отца. Все они были детьми Церкви. Все они учили всегда хранить связь с Церковью, всегда находиться в общении с ней, иметь мир в душе, несмотря на все обстоятельства жизни, и на все смотреть через Христа. Я бы мог очень много времени говорить о них, но не хочу тратить время.
— И все же наверняка были какие-то конкретные поучения, которое запомнились в наибольшей степени. То, что вы чаще всего вспоминаете в разговоре с другими людьми.
— Старец Паисий всегда призывал добросовестно трудиться, чтобы не расстраивать Бога. В частности, он говорил: «Я знаю, что достоин ада, но я не хочу идти в ад, чтобы не расстроить Христа».
Старец Ефрем из Катунаки повторял, что для монаха послушание — это все.
Старец Порфирий говорил, что Бог — это все: «Со Христом — везде и куда угодно. И даже в ад, если вместе со Христом, то с радостью пойдем».
Опыт жизни этих святых был одним и тем же: все они жили Христом. Я помню, когда наш старец Иосиф приходил обедать вместе с нами, и читалось какое-то духовное поучение или какая-то духовная книга, то как только он слышал слово «Христос», сразу же начинал плакать и не мог больше есть.
— Владыка, позвольте выразить вам огромную благодарность за столь поучительную беседу. Не могли бы вы в качестве эпилога сказать слово для своих читателей в России?
— Я не могу и не имею сказать что-либо от себя. Все те беседы и проповеди, которые изданы нашими братьями в России, за что я им очень благодарен, — это тоже слова не от себя.
Я могу лишь сказать, что нам всем необходимо полюбить Христа, что если мы будем иметь Его в своем сердце, то все будет хорошо. А если этого не произойдет, то все будет плохо.
С митрополитом Лимасольским Афанасием
беседовал Антон Поспелов
Переводила с новогреческого Алевтина Волгина
http://www.pravoslavie.ru/put/79600.htm
— Владыко, у вас нет ощущения того, что мы живем в ненормальное время? Мой вопрос похож на брюзжание: ведь во все времена говорили, что прежде и солнце было ярче, и трава зеленее, и люди добрее. Однако общее ощущение тревоги и беспокойства свойственно сейчас многим людям, не только христианам.
— Я думаю, что мы тоже повзрослели и постарели, поэтому видим прошедшее в лучшем свете, как что-то более приятное, чем настоящее. Безусловно, мир направляется к последним временам. Однако для христианина не существуют «вчера» или «завтра» — существует только «сегодня», которое проживается в Таинстве Церкви, в Божественной литургии, в присутствии Бога. Отмечая церковные праздники, мы говорим: «Сегодня рождается Христос, сегодня Крещение Господне, сегодня Христос распинается». Подобным образом мы проживаем сегодня и Царствие Небесное, которое придет в конце. Я думаю, дорогой мой, что мы должны благодарить Бога за Царствие Небесное. Как говорил старец Паисий, чем больше у нас трудностей, тем более нас благословляет Бог.
— Пусть в Церкви не существуют «вчера» и «сегодня», но за церковной оградой происходят очень странные вещи: узакониваются однополые союзы, где-то стало возможным убивать стариков — по их желанию, а возможно, и по желанию тех, кому они надоели. Мы наблюдаем необыкновенную пропаганду разврата, видим, как беззаконие осуществляется на наших глазах. Неужели мы не правы, когда говорим, что наш мир сильно отличается от того, каким он был ещё 50 лет назад?
— Нам жалко, что наши братья не знают Святого Евангелия и совершают те вещи, которые вы описали. Мы молимся о них и обо всем мире.
Но посмотрите: Церковь всегда находилась в трудных условиях. Она появилась, когда существовало идолопоклонство. На протяжении веков ее преследовали. Вспомните, что было в России ещё несколько десятков лет назад. И при этом Церковь идет своей дорогой. Мы не отчаиваемся, а благодарим Бога за то, что мы — в Церкви, молим Бога, чтобы в Ней остаться. Молимся за людей, которые вне Церкви, чтобы эти наши братья познали Бога, ведь мы также несем за это ответственность. Мы знаем, что князь мира сего вне Церкви — это диавол. Но Христос победит диавола, и те люди, которые хотят правды Христовой, будут вечно с Ним. Великой ответственностью людей, находящихся в Церкви, является проповедовать истину Евангелия тем людям, которые этого хотят.
— В 1990-х годах в России был колоссальный духовный подъем. А сейчас мы явственно наблюдаем охлаждение к вере. И получается, что те люди, которые должны становиться сынами Царства, выбирают совсем другое царство и совсем другого владыку, не Христа. Как христианам возгревать в себе ревность?
— Отпадение людей от Христа всегда являлось причиной скорби для христиан, но также и стимулом для проявления любви и молитвы за этих отпавших. Мы должны относиться к тем, кто не верят во Христа, с огромной любовью и большой скорбью. Христос говорит нам в Евангелии, что наши дела должны быть светом для людей, чтобы они познали Бога (см. Мф. 5:16).
Мы виноваты в том, что есть люди, которые не знают Христа. Мы должны чувствовать огромную ответственность за души этих людей. Если мы станем святыми, тогда привлечем людей ко Христу. Но наша проблема в том, что нам недостает святости. И таким образом мы несправедливы по отношению к нашим братьям, которые не видят в нас святости, а потому и не подходят, не приближаются к Евангелию. Так что то, что нам действительно нужно, — это святость и святые люди в Церкви.
— Вопрос был немного о другом: каким инструментом возгревать в себе христианскую веру и стремиться к святости, если наступает охлаждение после первых горячих лет неофитства? Мы видим, что трагедии происходят даже в семьях священников. Одного знакомого священника бросила жена, развелись некоторые знакомые семинаристы. Недолжное происходит там, где подобного, казалось бы, просто не может быть. На чем современные христиане должны сосредоточивать наибольшее внимание, чтобы это не происходило?
— Безусловно, наша жизнь будет полна искушений всегда. И, конечно, все эти искушения будут направлены на искоренение нашей любви к Богу. Кроме внимания и того подвига, который мы должны совершать в нашей жизни, очень важно для человека, который хочет сохранить тепло в сердце, иметь святого и добродетельного духовника, к которому можно обратиться в трудные моменты искушений. И тогда тот с помощью благодати Святого Духа будет нам помогать, чтобы не исчезла из нашего сердца любовь к Богу. Но мы также должны питать свою душу, молясь и читая духовные книги. Так с помощью духовного отца мы сможем выдерживать эти треволнения, которые происходят в нашей жизни и вокруг нас.
— Вы сказали, что хорошо иметь святого духовника. Но ситуация в России складывается так, что у нас очень много молодых священников, у которых вначале просто нет духовного опыта и каких-то особых духовных даров. Как поступать большинству христиан, у которых нет возможности общаться с людьми святой жизни?
— Старец Паисий говорил, что когда нет помощи от человека, тогда есть обильная помощь от Бога. И, конечно, то, что говорит наш дорогой брат, — это очень логично. Но, тем не менее, по логике Бога это не так. Господь не нуждается ни во мне, ни в ком-либо ещё — даже в старцах Порфирии или Паисии. Господь может совершать Свое дело Сам в душах людей, поэтому мы никогда не должны отчаиваться.
Церковь является таинством присутствия, явления Бога в мир. Если бы какой-то человек пошел к старцу Паисию, не имея веры, то не получил бы и никакой пользы. И обратно: если ты с верой и со смирением во имя Христово идешь к духовнику, который еще молод, то получишь ответ, который будет соответствовать воле Божией.
На Афоне я слышал такую историю. У одного монаха умер духовник. Тогда он надел одежды старца на бревно и сказал: «Поскольку у меня нет духовника, буду вопрошать это бревно». Так он и стал поступать. И вот однажды, задав бревну вопрос, монах услышал голос: «Нет, не делай этого!»
Так что Господь действует в соответствии с нашей верой. Я очень хорошо понимаю то, о чем вы говорите, но беда нам, если мы будем опираться на людей, а не на Бога. Даже в Греции далеко не все знали старцев Паисия и Порфирия при их жизни, а это были уникальные святые. Важно, что Церковь Христова продолжает свой путь.
— Если вера человека живая, если он любит Бога, то кроме как в Боге и Его Церкви он уже ни в чем не нуждается. Но если охладевают вера и ревность и появляется потребность в этом мире, который, по словам апостола, «лежит во зле», как спасаться тогда?
— Пусть такой христианин делает то, что сделал некогда апостол Петр, когда начал тонуть. Он возопил: «Господи, спаси меня!» И Господь протянул руку и спас.
Христос — жив! Он всегда рядом. И тот, кто к Нему обратится, получит помощь.
Господь Вседержитель. Фреска XVI в. из афонского монастыря Дионисиат
— А если молишься, но нет видимых ответов на молитвы, если кажется, что Бог молчит?
— Если человек будет ждать результата своей молитвы, он никогда его не увидит, потому что само начало молитвы — уже неверное. Я не молюсь для того, чтобы увидеть какой-то плод или результат. Я молюсь для того, чтобы мне простились грехи, чтобы Господь помиловал меня.
Господь дает нам Свои Тело и Кровь, отпускает грехи, через Церковь дает благодать Святого Духа. Поэтому для нас достаточно молить Бога о Его милости со смирением и простотой. Смиренный человек верит Богу и не сомневается, слышит его Господь или нет. Если ты хочешь увидеть результаты молитвы, это означает, что ты сомневаешься в этом. И поскольку Господь не хочет повредить нам нашей же гордостью, то скрывает плоды нашей молитвы. Вполне возможно, что Он явит их нам, когда мы смиримся, когда сможем насладиться плодами молитвы, даже сами того не поняв.
Один старец сказал монаху, который все время хотел увидеть плоды своей молитвы: «Ты похож на человека, который посадил семя в землю и каждый день выкапывает его посмотреть, пустило оно корни или нет. Оставь это семя в земле, поливай его, ухаживай за ним, и потом оно само прорастет».
— Но как объяснить эту истину людям, далеким от Церкви? Многие относятся к жизни как к супермаркету, куда можно придти и что-то быстро купить. Поставят свечу — и Господь должен исцелить от рака, помочь в обмене квартиры, устроить на работу и так далее.
— Мы не являемся адвокатами Бога. Не всегда мы должны объяснять, что делает Бог по отношению к каждому человеку. Мы должны научить людей любить Бога любовью детей, а не посетителей супермаркета.
Нужно иметь доверие к Богу, доверие к Промыслу Божию. Господь будет говорить с сердцем каждого человека, и мы не должны волноваться и переживать, что будет с миром и людьми. Христос — Спаситель мира. Он распялся за людей. Он не будет несправедлив по отношению к кому бы то ни было. Господь обратится к сердцу каждого человека, когда будет нужен. Если Бог молчит, молчим и мы.
И мы должны предоставлять душу каждого человека Промыслу Божию. Иногда приходится пережить множество скорбей, испытаний, непонимания для того, чтобы почувствовать Бога в своем сердце. Помните Иова Многострадального? Господь попустил ему пройти через огромное количество испытаний и обратился к нему со словами лишь в самом конце. Господь знает, когда говорить с сердцем человека. Мы должны иметь доверие Богу, доверие Его любви ко всему миру. Когда мы видим, что какой-то человек нуждается в Боге, тогда мы должны молиться об этом человеке, и Господь, безусловно, затронет его сердце.
— Но как тогда Церкви осуществлять свою миссию? Если вы говорите, что не надо беспокоиться о том, что будет с миром, что Господь Сам в известное время заговорит с сердцем человеческим, то получается, нам не нужно переживать о том, придут ли люди в Церковь и когда это произойдёт. Но мы же должны и сами что-то делать, чтобы привести людей в храм. Какова должна быть правильная миссия Церкви?
— Сеятель сеет семя в поле, а потом молится, чтобы Господь взрастил это семя, и не переживает. Так же и мы должны сеять семя, поливать его, ухаживать, но не переживать о том, как оно выращивается.
— Тогда до каких пределов мы можем сближаться с миром, чтобы пытаться на него воздействовать? В Русской Церкви давно ведется дискуссия о том, какие методы допустимы в миссионерстве. Можно ли, к примеру, священникам ходить на рок-концерты, играть в футбол и тому подобное? Можно ли с помощью таких методов привлечь людей в Церковь?
— Я думаю, что мир не нуждается в том, чтобы мы присутствовали на рок-концерте или футболе. Я думаю, что мир нуждается в том, чтобы мы были там, где нас могут найти, — то есть в церкви, у аналоя, на исповеди, готовыми к духовной беседе. Людям нужно услышать от нас слово Божие. Людям нужно от нас то, чтобы мы принимали их с любовью и добротой. Они не нуждаются в нашем присутствии на футболе или в том, чтобы мы ходили и выпивали на дискотеке. Им нужна наша любовь, доброта и святость жизни.
— Два года подряд вы приезжали в Россию на конференцию по монашеству. Как бы вы охарактеризовали его современное состояние?
— Я очень тронут, что и Святейший Патриарх Кирилл, и архипастыри, и пастыри обеспокоены современным монашеством. Безусловно, есть много вещей, которые нужно замечать, которым нужно уделять большое внимание, что-то изменить, но это касается не только России, но даже и Афона. В каждом месте есть свои традиции, свои правила, свои люди. И монашество проявляется и живет в том месте, где оно есть, в окружении местных людей. Я думаю, что все идет очень хорошо. Это не значит, что я не знаю реальности. Я вижу, что все развивается естественным образом, я вижу желание и стремление игуменов и игумений исправить какие-то недостатки и научиться чему-то лучшему.
— Есть ли связь между хорошими христианскими семьями и хорошим монашеством?
— В своих беседах я говорю о том, что хороший монах мог бы быть хорошим семьянином, а плохой монах, если бы и женился, был семьянином плохим. Цель христианина и в монашестве и в браке одна и та же — вечный брак со Христом. И к этому нужно стремиться и в монашестве и в семье. Вы меня спросите: может быть, в монашестве лучше? Но я не могу так сказать. Каждый человек должен поступать так, как ему удобнее, чтобы найти Христа.
— Часто мы слышим: «Что они могут монахи понимать в семейной жизни?»
— Нужно смотреть в суть, а суть одна и та же. В писаниях монахов-аскетов описывается то, как человек преодолевает свой эгоизм и страсти, как в себе самом избавляется от ветхого человека, для того чтобы войти в общение с самим собой, другими людьми и, главным образом, с Богом. Человек, состоящий в браке, должен читать патерики, чтобы знать, как выстроить хорошую семью, потому что в патериках находятся ответы на многие жизненные проблемы.
— Владыка, есть ли у вас как у правящего архиерея большой епархии, настоятеля и духовника многих монастырей, возможность исповедовать народ и вообще вести духовное руководство мирян?
— Во всем греческом мире, а не только на Кипре, епископы посвящают большое количество времени исповеданию своей паствы. Причем наша исповедь отличается от исповеди в России. Насколько я знаю, у вас исповедь достаточно краткая, сводящаяся к названию грехов. У нас же люди привыкли исповедоваться по-другому: исповедь может занимать по нескольку часов, потому что человек рассказывает о своих грехах, о своих проблемах, задает вопросы, то есть говорит обо всем, что его беспокоит.
Несколько дней назад ко мне пришел исповедоваться один молодой учитель. Пришел он в пять часов вечера и ушел в шесть часов утра. Слава Богу, он был один (владыка смеется).
— Если вы так много исповедуете, значит, знаете общее состояние душ своих пасомых. Какие грехи наиболее типичны для нашего времени?
— Одна из причин, почему я исповедую лично, состоит в том, что я не хочу терять общение с людьми, не хочу сидеть в офисе и быть каким-то организатором. Исповедь — самый простой способ узнать, о чем думают люди, чем они озабочены, какие у них проблемы. Я очень радуюсь, когда люди видят в своем епископе отца. Радуюсь, когда знаю, что люди могут придти ко мне в церковь, разыскать меня, чтобы рассказать о своих проблемах.
К себе в епархию, в офис, я хожу один или два раза в месяц. Там я ощущаю себя как мэр и потому предпочитаю находиться в храме и видеться там с людьми. Храм — естественное место для епископа.
— Понимаете, важно не название греха («убийство», «аборт», «блуд»...), важна суть, а суть любого греха в том, что человек отпал от Бога.
По-гречески слово «грех» (ἁμαρτία) означает «непопадание в цель». Когда древние греки пускали стрелу и промахивались, они говорили: «Имартон!» (ἥμαρτον), по-русски — согрешил, то есть попал мимо цели. И когда человек не имеет Христа в своем сердце, тогда он делает неправильные выборы.
Я стал духовником и начал исповедовать, когда ещё жил на Афоне и был очень молод. Однажды я спросил старца Паисия, что мне спрашивать у людей, которые приходят на исповедь. Дело в том, что некоторые из них просили, чтобы я сам задавал им вопросы, а они уже отвечали. И тогда старец Паисий сказал мне: «Избегай вопросов, но уж если люди очень настаивают, то тогда пусть первым твоим вопросом будет “Любишь ли ты Бога? Какие у тебя отношения с Богом?” Затем спрашивай, любит ли человек людей вокруг себя, любит ли себя и всю ситуацию вокруг себя, а потом уже разузнавай обо всем остальном». Потому Господь и говорит, что первая и наибольшая заповедь — возлюбить Господа Бога всем сердцем своим (см. Мф. 22:37–38). А к этому приложится и остальное.
— Вы упомянули старца Паисия. Наверняка в вашей памяти часто звучат какие-то поучения старцев Паисия, Порфирия и Иосифа.
— Это правда. Господь устроил так, что когда я еще был студентом, совсем молодым человеком, я познакомился со многими современными святыми. Я знал старца Афанасия из монастыря. В другом монастыре на Кипре я общался с другим старцем Афанасием, тоже очень добродетельным. Затем, по приезде в Грецию, я познакомился со старцем Ефремом, старцем Харалампием из монастыря Дионисиат, старцем Ефремом, который сейчас в Америке, в Аризоне, со старцем Иосифом, который был моим духовником и постригал меня в монашество. Господь удостоил меня познакомиться со старцем Порфирием, старцем Иаковом с Эвбеи, старцем Филофеем, старцем Софронием из Эссекса, старцем Эмилианом из монастыря Симонопетра и многими другими старцами, чьи имена не так известны. Ото всех них я слышал очень много поучений и слов.
И общее впечатление, которое производили все эти люди, состояло в том, что они — здоровы. Здоровы духовно, психически и психологически благодаря благодати Божией. У них не было каких-то недостатков, они не были людьми крайностей. Старцы были уравновешенными людьми, очень рассудительными и деликатными. Они были наполнены любовью к Богу, любовью к человеку и были очень радостны.
Когда ты смотрел на кого-то из них, то думал о том, что вот таким Господь создал человека, потому что они сохраняли в себе образ Божий и были похожи на своего Бога Отца. Все они были детьми Церкви. Все они учили всегда хранить связь с Церковью, всегда находиться в общении с ней, иметь мир в душе, несмотря на все обстоятельства жизни, и на все смотреть через Христа. Я бы мог очень много времени говорить о них, но не хочу тратить время.
— И все же наверняка были какие-то конкретные поучения, которое запомнились в наибольшей степени. То, что вы чаще всего вспоминаете в разговоре с другими людьми.
— Старец Паисий всегда призывал добросовестно трудиться, чтобы не расстраивать Бога. В частности, он говорил: «Я знаю, что достоин ада, но я не хочу идти в ад, чтобы не расстроить Христа».
Старец Ефрем из Катунаки повторял, что для монаха послушание — это все.
Старец Порфирий говорил, что Бог — это все: «Со Христом — везде и куда угодно. И даже в ад, если вместе со Христом, то с радостью пойдем».
Опыт жизни этих святых был одним и тем же: все они жили Христом. Я помню, когда наш старец Иосиф приходил обедать вместе с нами, и читалось какое-то духовное поучение или какая-то духовная книга, то как только он слышал слово «Христос», сразу же начинал плакать и не мог больше есть.
— Владыка, позвольте выразить вам огромную благодарность за столь поучительную беседу. Не могли бы вы в качестве эпилога сказать слово для своих читателей в России?
— Я не могу и не имею сказать что-либо от себя. Все те беседы и проповеди, которые изданы нашими братьями в России, за что я им очень благодарен, — это тоже слова не от себя.
Я могу лишь сказать, что нам всем необходимо полюбить Христа, что если мы будем иметь Его в своем сердце, то все будет хорошо. А если этого не произойдет, то все будет плохо.
С митрополитом Лимасольским Афанасием
беседовал Антон Поспелов
Переводила с новогреческого Алевтина Волгина
http://www.pravoslavie.ru/put/79600.htm